Нормативно - правовое регулирование вопросов безопасности

ВОПРОСОВ БЕЗОПАСНОСТИ
Т.Э. ШУБЕРТ
Шуберт Татьяна Эдуардовна - советник Полномочного представителя Президента РФ в Конституционном Суде Российской Федерации, кандидат юридических наук.
Правовые основы обеспечения безопасности, ее системы и функций, порядок функционирования органов урегулированы в Законе РФ "О безопасности" в редакции 25 декабря 1993 года, Федеральном законе "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 года, Законе "О службе внешней разведки" от 10 января 1996 года, а также Указами Президента Российской Федерации "Об утверждении Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и ее структуры" в редакции Указов от 26 августа 1998 года N 990 и от 5 октября 1998 года N 1181 и от 28 августа 1999 года N 1131, "Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации" в редакции Указа от 18 ноября 1998 года N 1418, "Об аппарате Совета Безопасности" от 28 марта 1998 г. N 294, "Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации" от 17 декабря 1997 года N 1300.
Вопросы безопасности также регулируют и другие законодательные акты, например, законы об обороне, об охране государственной границы.
Национальная безопасность требует систематически обновляемых подходов в силу изменчивости видов угроз, необходимости определения приоритетов в обеспечении того или иного ее вида и прогнозирования проблем в этой сфере. Поэтому Концепция национальной безопасности, которая содержит анализ, оценку, виды угроз и методы их отражения, должна адекватно соответствовать этим задачам. Она является тем документом, на основе которого разрабатываются иные нормативные акты, регулирующие вопросы безопасности во всем их многообразии.
Отдельные положения Концепции нуждаются в уточнении и конкретизации в других доктринах и концепциях, отражающих государственную стратегию и тактику по каждому виду безопасности (конституционной, военной, информационной и т.д.).
Если задаться вопросом, почему стратегия национальной безопасности США содержит три направления - военное, внешнеполитическое и экономическое, без градации по категориям угроз, то можно предположить: все, что лежит вне перечисленных сфер, уже достаточно эффективно защищено, и там отсутствуют как реальные, так и потенциальные угрозы. Очевидно, что отрыв США, например, в информационной и технологической сферах достаточно велик, чтобы опасаться здесь каких-либо угроз.
В России же с ее перманентным общесистемным кризисом любая, даже незначительная проблема представляет собой угрозу общему дисбалансу. Поэтому к угрозам национальной безопасности в нашей стране отнесены: кризисное состояние экономики, падение научно - технического потенциала, социальная напряженность, ухудшение экологической ситуации и т.д.
Еще одно отличие, характерное для российского подхода при выработке концепции национальной безопасности - оценка в ней настоящей ситуации, акценты в большей мере на тактические, нежели на стратегические моменты, тогда как США "осуществляют единую скоординированную стратегию в области национальной безопасности, внешней и военной политики на десятилетия вперед" <*>.
--------------------------------
<*> Гончаренко А.Н. Прогнозирование в системе "национальной безопасности" и внешнеполитической практике США: Автореф. дисс. ... докт. истор. наук. Киев, 1988. С. 19.
Н.Д. Матрусов считает, что сравнительный анализ существующих систем и концепций национальной безопасности развитых стран мира с ныне действующей в России выявил, в частности, такой концептуальный недостаток российской системы, как функционирование ее "почти в исключительно оперативном режиме, вне русла четко обозначенных стратегических целей и задач государства" <*>.
--------------------------------
<*> Матрусов Н.Д. О необходимости создания целостной системы национальной безопасности России: основные принципы, подходы, элементы // Безопасность: Информационный сборник. 1966. N 3 - 4. С. 46.
Помимо объективных факторов, влияющих на разработку концепции безопасности в России, существуют и недостатки теоретического характера. Нет единого подхода к понятийному аппарату, он слабо разработан, формулировки носят общий характер. Но главное - "имеющийся понятийный аппарат и политическая практика в нашей стране не совпадают" <*>.
--------------------------------
<*> Копылов А.В. О понятии "национальная безопасность" в американской политологии // Безопасность: Информационный сборник. 1996. N 3 - 4. С. 88.
Концепция национальной безопасности была принята в целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и граждан по обеспечению национальных интересов и безопасности России.
Анализ, оценка, прогноз и контроль за исполнением директив в сфере безопасности были возложены на Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации - политический документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.
В этом документе сформулированы важнейшие направления и принципы государственной политики. Концепция является основой для разработки конкретных программ и организационных документов в этой области.
Концепция имеет следующую структуру:
1. Россия в мировом сообществе.
2. Национальные интересы России.
3. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации.
4. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Несмотря на отдельные позитивные элементы этого важнейшего документа, он содержит и ряд противоречивых оценок, далеко не бесспорных выводов и положений. Например, утверждается, что Россия обладает значительным экономическим и научно - техническим потенциалом, определяющим способность страны к устойчивому развитию. Однако далее говорится, что "сокращается экономический, научный и демографический потенциал страны, сократилось производство, ...нарастает научно - техническое отставание России от развитых стран, происходит отток квалифицированных кадров из научной сферы".
Некоторые положения Концепции не всегда подкреплены убедительной аргументацией. Так, во втором ее разделе подчеркивается: "Необходимым условием реализации национальных интересов России является возможность самостоятельно решать внутренние политические, экономические и социальные задачи, независимо от намерений и позиций иностранных государств и их сообществ поддерживать такой уровень жизни населения, который бы обеспечивал национальное согласие и общественно - политическую стабильность в стране". Однако не сказано главное - обладает ли Россия сегодня такой возможностью и в какой степени.
В Концепции не просматривается должной корреляции в сфере конституционной безопасности по таким разделам: 2) "Интересы"; 3) "Угрозы"; 4) "Обеспечение". Невозможно, например, найти соответствующие меры по нейтрализации целого ряда угроз, перечисленных в одном из разделов. Так, во втором разделе отмечается, что интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка.
Однако в следующем разделе "Угрозы национальной безопасности" опасным фактором, размывающим единое правовое пространство страны, названо принятие субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов и решений, противоречащих Конституции РФ, федеральному законодательству.
Допускаются в столь важном документе и неточности. В разделе "Обеспечение национальной безопасности" среди приоритетных ЗАДАЧ по обеспечению национальной безопасности выделены: совершенствование законодательства Российской Федерации, укрепление правопорядка и социально - политической стабильности общества, российской государственности, федерализма и местного самоуправления. И затем констатируется: "Это обеспечивается конституционным принципом разделения властей, установлением более четкого функционального распределения полномочий между государственными институтами, укреплением федеративного устройства России ПУТЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЕЕ ДОГОВОРНЫХ отношений с субъектами Российской Федерации в рамках их конституционного статуса" (здесь и далее подчеркнуто мною - Т.Ш.).
Возникает вопрос, как путем "совершенствования договорных отношений" можно добиться укрепления федеративного устройства, закрепленного в Конституции? Ведь укреплять можно лишь федеративные отношения. А договоры, заключенные между центром и субъектами, почти все противоречат Конституции Российской Федерации, являются параллельным законодательством и не содержат ничего, что нельзя было бы урегулировать федеральными законами по вопросам совместного ведения. Эта "договорная практика", помимо противоречий с федеральным законодательством, породила еще и такое явление, как асимметричность статуса субъектов РФ.
В том же 4-м разделе Концепции содержится тезис о том, что защита российского федерализма включает в себя "ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по пресечению посягательств на государственную целостность страны, систему органов государственной власти, единство правового пространства России. Главная ЦЕЛЬ защиты российского федерализма - не допустить трансформации федеративных отношений в конфедеративные. ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ защиты российского федерализма являются:
обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов Российской Федерации;
разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, единства правового пространства и национальных интересов России;
выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный учет федеральных и региональных интересов;
совершенствование механизма предупреждения возникновения политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, и пресечения их деятельности;
проведение взвешенной и сбалансированной национальной политики".
Нетрудно заметить, что все вышеперечисленное сформулировано не как конкретные методы отражения угроз, а как "цели, задачи и основные направления". В результате совершенно неясно, какими методами предполагается, например, добиться приоритета федерального законодательства над законодательством субъектов Российской Федерации. Если бы раздел назывался не "Обеспечение национальной безопасности", а "Меры по отражению угроз", то содержание документа было бы более конкретным. В этом же разделе говорится, что основными направлениями деятельности государства и общества по обеспечению национальной безопасности являются:
объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз национальной безопасности во всех сферах их проявления;
определение критериев национальной безопасности и их пороговых значений, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности в сферах экономики, внешней и внутренней политики, общественной безопасности и правопорядка, обороны, в информационной и духовной сферах;
организация работы законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение или ослабление угроз национальным интересам;
поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизационных ресурсов государства.
Однако анализ нормативных актов, регламентирующих компетенцию органов в сфере безопасности, показывает, что эти направления не находят там адекватного отражения.
Угрозы территориальной целостности Российской Федерации, центробежные устремления ее субъектов и единство правового пространства связаны авторами Концепции с негативными процессами в экономике. Да, несомненно, экономические проблемы влияют на федеративные отношения, но сводить все именно к этому вряд ли правомерно, тем более, что есть и другие причины. Однако они не названы. Не совсем понятно, почему угроза федеративному устройству связывается лишь с разрушением "единого духовного пространства" и "социальной дифференциацией". Все это побочные, сопутствующие причины, а акцент на них сделан как на основные.
Для основных элементов конституционной безопасности в разделе "Угрозы" не нашлось даже отдельной строки. И это отражает уровень оценки угроз и их приоритетов.
В Концепции утверждается, что "углубление и развитие отношений с государствами - участниками Содружества Независимых Государств является важнейшим фактором, ...ПРЕПЯТСТВУЮЩИМ в конечном итоге центробежным явлениям в самой России". Общая неэффективность СНГ, сепаратистские процессы в странах - членах (Грузии, Армении, Азербайджане и др.), политическая, экономическая и социальная нестабильность, общесистемный кризис СНГ - все это затрудняет понимание вышеизложенного утверждения.
В Концепции отмечается, что "полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав и структура определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Не допускается создание органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, не установленных федеральными законами, а также применение противоправных средств обеспечения национальной безопасности". В настоящее время в 19 субъектах Российской Федерации действуют различные структуры - "советы безопасности" и "министерства безопасности", не предусмотренные законодательством. Они занимаются вопросами, отнесенными к исключительному ведению Российской Федерации <*>. Однако в Конституции нет никакой оценки этой проблемы.
--------------------------------
<*> См.: Сарычева И. "Расползание" правовой системы - угроза конституционной безопасности России // Федерализм. 1997. N 4. С. 130 - 131.
ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О БЕЗОПАСНОСТИ" содержит понятие безопасности, характеризует ее объекты, систему и угрозы. Так, безопасность, согласно ст. 1 Закона, - это "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства". Угроза безопасности характеризуется как совокупность условий и факторов, создающих опасность этим интересам.
Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в этой сфере.
Если сравнить положения, регламентирующие принципы обеспечения безопасности в различных источниках, то обнаружатся определенные

О подготовке свода законов российской федерации  »
Комментарии к законам »
Читайте также