Характеристика налоговой ответственности. санкции за нарушение налогового законодательства

ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
А.В. МАКАРОВ, Т.В. АРХИПЕНКО
Макаров А.В., директор юридического института Читинского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.
Архипенко Т.В., помощник судьи Арбитражного суда Читинской области.
Для успешного развития экономики страны в первую очередь необходимо формирование эффективной системы налогового законодательства. Это, в свою очередь, требует надлежащего правового регулирование налоговых отношений в деятельности государства. Налоговое законодательство в Российской Федерации содержит в себе сложный и противоречивый процесс взаимодействия права и экономики.
В настоящее время идет активный процесс формирования и развития финансового и налогового права как самостоятельных отраслей законодательства. Одновременно происходит выделение правового регулирования налоговых отношений из прикладной дисциплины в системе финансовых норм в отдельную область юридической науки. Этому способствуют, прежде всего, широкое практическое применение норм налогового законодательства, что, в свою очередь, обусловлено развитием российской предпринимательской деятельности на внутреннем рынке, выход российского предпринимательства на мировое пространство. Данные процессы неизбежно ведут к постоянному изменению законодательства о налогах и сборах, проведению налоговой реформы в стране.
Государство регулирует налоговые отношения посредством создания правовых норм, которые содержат права и обязанности налогоплательщиков. Неисполнение установленных предписаний приобретает публично-правовой характер, так как нарушает интересы общества в целом. Поэтому государство реагирует на совершенное правонарушение в сфере налогообложения с целью защиты своих имущественных интересов и прибегает к институту налоговой ответственности. Исторически так сложилось, что главным побудительным мотивом уплаты налогов является не сознательность налогоплательщиков, а меры принуждения, которые могут быть применены государством при выявлении нарушения законодательства о налогах и сборах. Одной из форм государственного принуждения является налоговая ответственность.
Правовое регулирование ответственности за нарушение налогового законодательства является объектом законодательства о налогах и сборах и составляет институт налогового права. Ответственность за налоговые правонарушения является разновидностью финансово-правовой ответственности, так как налоговое право входит в систему финансового права. Финансово-правовая ответственность, в свою очередь, является видом юридической ответственности, содержит все ее признаки. Таким образом, налоговая ответственность подчиняется тем же требованиям, которые предъявляются в праве ко всем другим видам юридической ответственности, в частности, уголовной, гражданской, дисциплинарной.
Налоговую ответственность можно определить как реакцию государства на налоговое правонарушение, которая фактически выражается в праве налогового органа через судебную систему предъявить обвинение налогоплательщику (как физическому, так и юридическому лицу) и применить к виновному лицу наказание в пределах санкций, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации. Воздействуя на имущественные отношения хозяйствующих субъектов посредством установления налоговых правовых норм, государство определяет правила деятельности данных субъектов, которые содержат в себе обязанность по уплате установленных налогов и сборов. Данная обязанность обеспечивается принудительными мерами со стороны государства.
При применении налогового взыскания виновный субъект претерпевает лишения не только имущественного, но и морального характера. Карательное воздействие налоговой ответственности начинается с осуждения правонарушителя и деяния, им совершенного. В большей степени данное осуждение направлено на психику субъекта, а применение штрафа влечет сужение имущественных интересов правонарушителя. Налоговая ответственность в отличие от административной ответственности не предусматривает таких взысканий, как предупреждение, конфискация, арест. Это связано с тем, что налоговые правоотношения относятся к категории имущественных правоотношений и налоговые санкции устанавливаются в виде денежных взысканий в размерах, предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации. Денежные санкции устанавливаются налоговым законодательством в виде штрафа в твердой денежной сумме или в процентном выражении.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. При нарушении налогоплательщиком своих обязанностей государство применяет меры к восстановлению собственных имущественных прав, что помимо штрафных санкций влечет за собой в ряде случаев применение санкций правовосстанавливающего характера. В налоговом законодательстве присутствует имущественная правовосстановительная ответственность, формой проявления которой является пеня.
В соответствии с действующим налоговым законодательством, налоговые органы вправе в бесспорном порядке производить в отношении юридических лиц принудительное взыскание неуплаченных в срок сумм налогов и сборов. Данное взыскание не является налоговой санкцией, а носит компенсационный характер, так как в данном случае возникает принудительное исполнение обязанности, существовавшей до нарушения, а не возлагаемой дополнительно. Но существует и другая точка зрения. Среди юристов распространена такая позиция, что налоговыми санкциями будет взыскание сумм недоимок, штрафов и пени, то есть, исходя из общего определения юридической ответственности как меры государственного принуждения, санкциями, влекущими ответственность, можно назвать те, которые предусматривают возложение дополнительных обременений на лицо, совершившее правонарушение <*>.
--------------------------------
<*> Гуреев В.И. Российское налоговое право. М.: Экономист, 1997.
Данная точка зрения берет свое начало еще с Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", где в статье 13 предусматривалось четыре вида санкций за нарушение налогового законодательства. Это взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода, штраф, пеня, взыскание недоимки. Но Налоговый кодекс предусматривает другой подход к данному вопросу. Правовосстановительной санкцией является пеня. Ее функция заключается в компенсации государству вреда (убытков), причиненного в связи с несвоевременной уплатой налогоплательщиком в бюджет налога, сбора. Пеня - это дополнительное обременение для налогоплательщика. Карательные (штрафные) санкции устанавливаются за налоговые правонарушения в целях наказания правонарушителя в виде штрафов.
Таким образом, система санкций налоговой ответственности включает в себя штраф и пеню, имеющую правовосстановительный характер. Эту же точку зрения высказывает М.В. Карасева в работе "Финансовое правоотношение", где отмечено, что "карательные санкции за ненадлежащее исполнение налогового обязательства предусмотрены в ст. 114 НК РФ. А правовосстановительные - в ст. 75 НК РФ. Функцию восстановительной санкции выполняют предусмотренные в законе пени за просрочку налогового платежа. А карательную - различного рода штрафы" <*>.
--------------------------------
<*> Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М.: НОРМА, 2001.
Но, хотя, по мнению ученых, пеня не является мерой карательного воздействия, она налагает дополнительное денежное обременение для правонарушителя и неизбежно связана с появлением новой обязанности, которой ранее не существовало, а также наступлением неблагоприятных последствий для правонарушителя. А в этом как раз и проявляются типичные свойства карательного воздействия юридической ответственности. Следовательно, можно сделать вывод, что по своему функциональному назначению пеня как мера юридической ответственности обладает как восстановительной, так и карательной функциями.
Налоговая ответственность в виде существующих штрафных санкций, кроме карательной функции, преследует, в конечном счете, и цель пополнения бюджета РФ. И поэтому нельзя согласиться с жесткой классификацией налоговых санкций на карательные и восстановительные. Любая мера налоговой ответственности является одновременно и карательной, и восстановительной, при этом карательными и восстановительными являются не сами санкции налоговой ответственности, а функции, которые они выполняют.
Налоговое правонарушение нарушает установленный порядок общественных отношений по взиманию налогов и сборов. У правонарушителя с момента совершения налогового правонарушения возникает обязанность подвергнуться неблагоприятным последствиям, после чего нарушенные общественные отношения восстанавливаются. Таким образом, обязанность возместить причиненный ущерб одновременно является и обязанностью способствовать восстановлению нарушенных общественных отношений в сфере взимания налогов. Одним из аспектов мер налоговой ответственности является компенсация потерь государства, возникших из-за неуплаты установленных налогов, а другим аспектом - принуждение правонарушителя к правомерному варианту поведения.
Применение штрафа и пени выступает одним из способов восстановительного воздействия. Общественные отношения, выступающие объектом налогового правонарушения, являются также объектом восстановительного воздействия налоговой ответственности. В результате восстановления налоговых правоотношений происходит упорядочивание целого комплекса общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности. Своевременная и в полном размере уплата налогов и сборов субъектами хозяйственной деятельности ведет к своевременному пополнению бюджета страны, а следовательно, и выполнению государством своих обязательств и основных задач.
Налоговая ответственность имеет определенную специфику, обусловленную особенностями налоговой деятельности государства и механизмом правового регулирования налоговых отношений. В широком смысле институт налоговой ответственности является межотраслевым правовым институтом, который состоит из отдельных элементов - отраслевых институтов ответственности за нарушение налогового законодательства, регулирующих конкретные виды правоотношений в сфере налоговой ответственности в финансовом, административном, уголовном, таможенном праве. Данные элементы института налоговой ответственности являются самостоятельными институтами названных отраслей права. Совершение налогового правонарушения регулируется институтом финансовой ответственности, нарушение законодательства о налогах и сборах, содержащее признаки административного правонарушения, - институтом административной ответственности, а налоговые преступления - институтом уголовно-правовой ответственности. В зависимости от вида правонарушения меры ответственности за нарушение налогового законодательства содержатся в Налоговом кодексе, Кодексе РФ об административных правонарушения или Уголовном кодексе.
Применение мер различных институтов ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, входящих в систему межотраслевого института налоговой ответственности, определяется в зависимости от квалификации правонарушения, субъекта совершившего данное нарушение, а также общественной степени опасности.
Субъектом уголовной ответственности за налоговые преступления является конкретное физическое лицо, совершившее деликт. Таким образом, уголовная ответственность носит персональный характер. Уголовная ответственность характеризуется повышенной степенью опасности совершенного правонарушения. Для применения уголовных мер ответственности за совершение налогового нарушения необходимо квалифицировать его как налоговое преступление.
Субъектами административной ответственности за совершение налогового правонарушения являются физические и должностные лица организаций, следовательно, административная ответственность носит персонально-публичный характер. Составы административных правонарушений в области налогов и сборов предусмотрены статьями 15.3 - 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Такая ситуация неизбежно приводит к трудностям, возникающим при применении мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах на практике, а также к спорам относительно природы налоговой ответственности в научном мире. Представляется, что было бы более целесообразно все нормы, регламентирующие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах и содержащиеся в различных кодексах - Кодексе РФ об административных правонарушениях и Налоговом кодексе, консолидировать в одном - единственном правовом акте - Налоговом кодексе, что способствовало бы упрощению налогового законодательства, повышению эффективности функций налоговой ответственности, а также более полной защите законных прав и интересов субъектов рассматриваемых правовых отношений.
Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах - это обязанность лица, нарушившего законодательство о налогах и сборах, претерпевать лишения имущественного или личного характера в результате применения к нему государством в лице соответствующих органов налоговых и иных санкций <*>.
--------------------------------
<*> Кучеров И.И. Налоговое право России. Курс лекций. М., 2001.
Можно выделить следующие признаки налоговой ответственности:
1. Материальные - характеризуют налоговую ответственность в качестве охранительного налогового правонарушения. К ним относятся установление состава налоговых правонарушений и определение санкции за их совершение.
2. Процессуальные - характеризуют механизм реализации налогового правоотношения посредством производства по делу о налоговом правонарушении. Налоговая ответственность реализуется в особой процессуальной форме налоговыми органами, органами государственных внебюджетных фондов или таможенными органами.
3. Функциональные - отражают цели применения налоговой ответственности, основными из которых являются восстановление нарушенных имущественных интересов государства, наказание виновного, а также предотвращение совершения правонарушений в налоговой сфере.
Подводя итог сказанному, отмечаем, что налоговая ответственность является разновидностью финансовой ответственности, наступает за совершение налоговых правонарушений, через санкции выполняет штрафную и правовосстановительную функции, стимулирует восстановление нарушенных общественных отношений, складывающихся в сфере взимания налогов и сборов.
Финансовое право, 2005, N 6

Правовые основы функционирования системы обязательного страхования банковских вкладов  »
Комментарии к законам »
Читайте также