Вопросы и ответы

Л.Ю. ГРУДЦЫНА
Л.Ю. Грудцына, адвокат, кандидат юридических наук, автор учебника "Жилищное право".
Нынешний выпуск нашей постоянной рубрики необычен: впервые за время издания журнала (с 1996 г.) всю рубрику занимает ответ на вопрос одного человека.
Тому есть веские причины. В письме В.Н. Пряхина из г. Тихорецка отражена, увы, весьма типичная, возмутительная именно своей тривиальностью ситуация, когда человек, более двух десятков лет отдавший далеко не безопасной государственной службе, оказывается с весьма скромной пенсией без главного социального блага - собственного жилья. Президент России В.В. Путин буквально на днях подверг жесткой критике ход практической реализации программы жилищных сертификатов для военнослужащих и приравненных к ним категорий лиц, однако, как явствует из письма, даже весьма скромные возможности, которые реально дает эта программа, подчас оказываются закрытыми для людей, имеющих на это полное право.
В 2003 г. я был уволен из органов внутренних дел в должности начальника милиции общественной безопасности - заместителя начальника ОВД Курского района Ставропольского края по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. Общая продолжительность службы составила 20 лет 4 месяца и 11 дней.
При увольнении я обратился с вопросом о выдаче мне сертификата на получение жилья. В ГУВД Ставропольского края мне пояснили, что сертификат я должен получать от администрации Краснодарского края, поскольку в 2003 г. я возвратился на свое место жительства в г. Тихорецк Краснодарского края. С 1990 по 2002 г. я проходил службу в УВД г. Тихорецк и Тихорецкого района на разных должностях. В марте 2002 г. я перевелся для дальнейшего прохождения службы в ГУВД Ставропольского края, при этом с регистрационного учета в г. Тихорецке не снимался.
По увольнении я обратился в квартирно-правовую службу администрации г. Тихорецка с просьбой о выдаче мне жилищного сертификата, тем более что состоял (и продолжаю состоять) в списке очередников на получение жилья. На запрос этой службы из администрации Краснодарского края пришел отказ и разъяснение, согласно которому правом на получение жилья пользуются следующие категории сотрудников ОВД, уволенных:
1) по состоянию здоровья;
2) по сокращению штатов;
3) по достижению предельного возраста, установленного Положением о службе в ОВД.
За весь срок службы я не имел своего жилья. Вместе с семьей (жена и двое детей) мне приходилось ютиться в съемных квартирах или у родственников. В настоящее время мы зарегистрированы в квартире моих родителей. Я надеялся на помощь и поддержку Министра внутренних дел России Р.Г. Нургалиева, однако на мое письмо в МВД России с просьбой о содействии в выдаче жилищного сертификата никакого ответа не получил. Разъясните, пожалуйста, ситуацию. Полагается ли мне жилищный сертификат и как его можно получить?
В.Н. Пряхин, г. Тихорецк Краснодарского края
Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1182 "О выпуске и обращении жилищных сертификатов" <*> жилищные сертификаты - это особый вид облигаций с индексируемой номинальной стоимостью, удостоверяющих право их собственника на:
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1994. N 7. Ст. 694.
- приобретение квартиры (квартир) при условии приобретения пакета жилищных сертификатов;
- получение от эмитента по первому требованию индексированной номинальной стоимости жилищного сертификата <*>.
--------------------------------
<*> Схема индексации номинальной стоимости жилищного сертификата устанавливается при его выпуске и остается неизменной в течение установленного срока действия жилищного сертификата. Выпуск и обращение жилищных сертификатов осуществляется в соответствии с установленными законодательством России правилами выпуска и обращения ценных бумаг.
Суть жилищного сертификата состоит в том, что он удостоверяет внесение первым владельцем (юридическим или физическим лицом, приобретающим сертификат) средств на строительство определенной общей площади жилья, размер которой не меняется в течение установленного срока действия жилищного сертификата. Номинал жилищного сертификата устанавливается в единицах общей площади жилья, а также в денежном эквиваленте. При этом минимальный номинал жилищного сертификата, выраженный в единицах общей площади жилья, не может быть установлен менее 0,1 кв. метра. Жилищный сертификат должен иметь определенный срок действия.
В соответствии с п. 2 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2004 г. N 522 <*> (далее - Правила), государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина - участника подпрограммы на получение субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения (далее - субсидия). Сертификат не является ценной бумагой.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4131.
Согласно приложению к распоряжению Правительства РФ от 12 августа 2005 г. N 1206-р "Распределение государственных жилищных сертификатов, выпускаемых для обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2005 году" на Краснодарский край выделено 149899 тыс. руб. (всего - 219 жилищных сертификатов). В соответствии с п. 4 этого распоряжения право на получение сертификата имеют в том числе сотрудники органов внутренних дел России, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Безусловно, Вы попадаете в эту категорию и вправе стать участником подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы". Отказ в Вашем праве участия в этой подпрограмме необоснован и незаконен.
Рассмотрим условия и процедуру, установленную для участия в подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты". В первую очередь сертификаты предоставляются лицам, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории России и признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий. Сам факт того, что Вы стоите в очереди на улучшение жилищных условий, означает, во-первых, признание государством неудовлетворительности Вашего жилищного положения в данный момент и, во-вторых, признание Вас (и семьи) действительно нуждающимся в улучшении жилищных условий. Субсидия предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения по социальной норме общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности.
Итак, согласно п. 11 Правил Вы должны подать в орган, поставивший Вас на учет в очередь по улучшению жилищных условий, заявление на участие в подпрограмме (по специальной форме, которую Вам обязаны предоставить), а также еще три документа:
а) справку об общей продолжительности службы в органах внутренних дел Российской Федерации;
б) выписку из приказа об увольнении с военной службы с указанием основания увольнения;
в) выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Органы исполнительной власти организуют работу по проверке этих документов и содержащихся в них сведений. По результатам проверки принимается решение о включении либо об отказе во включении заявителя в число граждан - участников подпрограммы. О принятом решении заявитель уведомляется в установленном порядке.
Отказ во включении заявителя в число граждан-участников подпрограммы возможен только в четырех строго определенных случаях:
- несоответствие заявителя требованиям о лицах, нуждающихся в получении сертификата;
- непредставление или неполное представление документов;
- недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
- ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием сертификата.
После устранения указанных оснований допускается повторное обращение с заявлением (рапортом) на участие в подпрограмме.
В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на предстоящий год для финансирования реализации подпрограммы органы исполнительной власти субъектов РФ формируют список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, а федеральные органы исполнительной власти составляют заявки о необходимом количестве сертификатов.
Для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, участник подпрограммы, состоящий в очереди на улучшение жилищных условий в органе местного самоуправления, в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в этот орган следующие документы:
- заявление о выделении сертификата в планируемом году;
- справку из органа по учету и распределению жилья о том, что он состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается. Орган местного самоуправления осуществляет до 1 сентября года, предшествующего планируемому, проверку представленных документов, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта РФ. Список формируется в той же хронологической последовательности, в какой каждый из граждан - участников подпрограммы был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Далее процедура повторяется, но уже на уровне соответствующего субъекта Федерации. Согласно п. 15 Правил орган исполнительной власти субъекта РФ на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 октября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан-участников подпрограммы на соответствующий год по специальной форме, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы. Сводный список формируется в той же хронологической последовательности, в какой каждый гражданин-участник подпрограммы был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке в алфавитном порядке. Дополнительное внесение каких-либо лиц в утвержденный сводный список не допускается.
Государственный заказчик подпрограммы на основании заявок, представленных органами исполнительной власти, и с учетом графика выпуска и распределения государственных жилищных сертификатов издает приказ о выдаче сертификатов и в трехдневный срок направляет соответствующее количество бланков сертификатов в органы исполнительной власти, которые осуществляют их выдачу. Органы исполнительной власти в двухмесячный срок с даты получения бланков сертификатов производят их оформление на имя граждан - участников подпрограммы и выдают сертификаты органам местного самоуправления и подразделениям для вручения гражданам - участникам подпрограммы. В случае высвобождения по каким-либо основаниям сертификатов, предназначенных к выдаче гражданам - получателям сертификатов, они подлежат выдаче гражданам, включенным в резерв на получение сертификатов, в порядке их очередности.
Теперь рассмотрим, что должно происходить после получения участником подпрограммы жилищного сертификата. Субсидия предоставляется владельцу сертификата в безналичном порядке путем зачисления средств федерального бюджета на его банковский счет, открытый в кредитной организации, участвующей в реализации подпрограммы (далее - банк).
Владелец сертификата в течение двух месяцев с даты выдачи сертификата для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета сдает сертификат в банк по месту приобретения жилья или по месту своего пребывания.
Банк при предъявлении сертификата его владельцем заключает с ним договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств субсидии. Банк при открытии банковского счета проверяет соответствие данных, указанных в сертификате, данным, содержащимся в документе, удостоверяющем личность владельца сертификата, а также срок действия сертификата.
В договоре банковского счета оговариваются основные условия обслуживания банковского счета, порядок взаимоотношений банка и владельца сертификата, на чье имя открыт банковский счет (этого владельца мы будем именовать далее "распорядитель счета"), а также порядок перевода банковского счета. В договоре банковского счета может быть указано доверенное лицо по распоряжению этим счетом. В соответствии с договором банку может быть предоставлено право на перечисление поступивших средств в счет оплаты договора на жилое помещение.
Договор банковского счета заключается на срок действия сертификата (девять месяцев) и может быть расторгнут в течение срока действия договора по письменному заявлению распорядителя счета. В случае досрочного расторжения договора банк выдает распорядителю счета соответствующую справку. Сертификат, сданный его владельцем в банк, после заключения договора владельцу не возвращается.
Если договор банковского счета заключен не по месту приобретения жилого помещения на территории субъекта РФ, указанного в сертификате, распорядитель счета до приобретения жилого помещения должен представить в банк по месту приобретения жилья ранее заключенный договор. Банк осуществляет перевод банковского счета или заключает с распорядителем счета новый аналогичный договор, причем срок действия нового договора банковского счета ограничивается сроком действия ранее заключенного (например, если первый договор действовал до 1 октября 2005 г., то новый будет иметь ту же конечную дату). Банк ежемесячно, по состоянию на первое число месяца, обязан представлять в трехдневный срок государственному заказчику подпрограммы информацию о фактах заключения договоров банковского счета с владельцами сертификатов, об отказе в заключении договоров, об их расторжении, в том числе без зачисления средств субсидии, и о переводе банковского счета.
Распорядитель счета имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья на территории субъекта РФ, указанного в сертификате, у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение, в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома), одну или несколько квартир (комнат). Приобретаемое жилье должно отвечать установленным санитарным

Комментарии к законам »
Читайте также