Что делать с противоправным воспрепятствованием деятельности адвоката
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДВОКАТА
И.Л. ТРУНОВ
И.Л.
Трунов, доктор юридических наук, профессор,
адвокат.
Реализация принципов правового
государства означает в первую очередь
соблюдение прав и свобод человека и
гражданина. Адвокат по своему статусу -
основная персона в механизме оказания
квалифицированной юридической помощи. Если
врач отвечает за здоровье пациента, то
адвокат может повлиять на всю дальнейшую
жизнь человека - судьбу, профессию,
благосостояние и т.д. К сожалению, наша
почетная профессия стала небезопасной, что
подтверждают трагические события. Убийства
адвокатов, причинение им телесных
повреждений уже не редкость. Вспомним
недавние убийства адвокатов Е.Б.
Замосквичева, С.Р. Жалинова, И.В. Розенберга,
К.Б. Деева, Е.В Яцык, И.В. Максимовой, Д.Д.
Штейнберга... Становится актуальным вопрос
о создании Книги памяти адвокатов, погибших
в связи с выполнением своего
профессионального долга.
Жизнь и
безопасность адвоката и членов его семьи
реально никак не обеспечены, поскольку
существующие правовые нормы носят
декларативный характер. Федеральный закон
"Об адвокатской деятельности и адвокатуре в
Российской Федерации" в п. 4 ст. 18
провозглашает: "Адвокат, члены его семьи и
их имущество находятся под защитой
государства. Органы внутренних дел обязаны
принимать необходимые меры по обеспечению
безопасности адвоката, членов его семьи,
сохранности принадлежащего им имущества".
Однако какие конкретные действия должны
предприниматься во исполнение данной
нормы, кто именно должен их осуществлять,
Законом не определено.
Не устанавливают
соответствующих правил и законодательные
акты, регламентирующие деятельность
правоохранительных органов и
предоставляющие гарантии защиты некоторым
специальным субъектам. Так, ст. 10
Федерального закона "О милиции" содержит п.
24, который обязывает органы милиции
"применять меры безопасности,
предусмотренные Федеральным законом, в
отношении судей, народных заседателей,
присяжных заседателей, прокуроров,
следователей, судебных исполнителей,
должностных лиц контролирующих органов и
органов внутренних дел, а также их близких;
применять предусмотренные Федеральным
законом меры по охране потерпевших,
свидетелей и других лиц, содействующих
уголовному судопроизводству, их близких,
жизнь, здоровье или имущество которых
находятся в опасности". Таким образом,
адвокаты не входят в круг лиц, в отношении
которых милиция обязана обеспечивать меры
безопасности.
Не упоминаются адвокаты и
в числе субъектов, гарантии безопасности
которых предусмотрены специальным
Федеральным законом. В случае убийства либо
причинения телесных повреждений адвокат и
его близкие также не защищены законом.
Законодательство предусматривает
возмещение вреда в соответствии с
Федеральным законом "О государственной
защите судей, должностных лиц
правоохранительных и контролирующих
органов" (п. 7, 13 ст. 2) в случае причинения
смерти или телесных повреждений следующим
лицам:
1) судьям всех судов общей
юрисдикции и арбитражных судов,
арбитражным заседателям, присяжным
заседателям;
2) прокурорам;
3)
следователям;
4) лицам, производящим
дознание;
5) лицам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность;
6)
сотрудникам федеральных органов
внутренних дел, осуществляющим охрану
общественного порядка и обеспечение
общественной безопасности, а также
исполнение приговоров, определений и
постановлений судов (судей) по уголовным
делам, постановлений органов расследования
и прокуроров;
6.1 сотрудникам учреждений
и органов уголовно-исполнительной
системы;
6.2 военнослужащим внутренних
войск Министерства внутренних дел
Российской Федерации, принимавшим
непосредственное участие в пресечении
действий вооруженных преступников,
незаконных вооруженных формирований и иных
организованных преступных групп;
7)
сотрудникам органов федеральной службы
безопасности;
8) сотрудникам органов по
контролю за оборотом наркотических средств
и психотропных веществ;
9) судебным
исполнителям;
10) работникам контрольных
органов Президента Российской Федерации,
осуществляющим контроль за исполнением
законов и иных нормативных правовых актов,
выявление и пресечение правонарушений;
11) сотрудникам федеральных органов
государственной охраны;
12) работникам
таможенных и налоговых органов,
федеральных органов государственного
контроля, Федеральной службы по
финансовому мониторингу, Счетной палаты
Российской Федерации, а также иным
категориям государственных и
муниципальных служащих по перечню,
устанавливаемому Правительством
Российской Федерации;
13) близким
вышеперечисленных лиц.
В случае гибели
названных лиц их родственникам
выплачивается сумма в размере, равном
180-кратному размеру среднемесячной
заработной платы погибшего. В случае гибели
сотрудника МВД РФ родственникам
выплачивается денежное содержание за
период 10 лет. Регламентированы также
вопросы оказания медицинской помощи,
реабилитации в случае причинения телесных
повреждений или иного вреда. Законодатель
не включил адвокатов в число лиц,
подлежащих защите и имеющих право на
возмещение вреда жизни и здоровью. В этих
условиях пострадавшему адвокату или
родственникам погибшего адвоката
приходится бороться не за возмещение вреда,
а за возбуждение уголовного дела или его
более или менее сносное расследование.
Зачастую и это нереально ввиду участия в
противоправных действиях действующих либо
бывших сотрудников правоохранительной
системы.
Значение адвокатуры как
института и адвокатов как лиц,
обеспечивающих оказание юридической
помощи, давно осознано обществом. В 1864 г.,
когда в России впервые вводился институт
адвокатуры, составители судебных уставов
отмечали: "Если бы законы могли быть
настолько ясны и просты, чтобы каждый был в
состоянии применять оные; если бы все
возникающие в делах вопросы могли быть
заранее предвидены и с полной точностью
означены в законах, то, конечно, не было бы
надобности в установлении особых присяжных
поверенных; но такового совершенства
законов нельзя найти, почему и учреждение
поверенных считается основным началом
образования судебной защиты". "Часто жизнь
задыхается в мертвых тисках закона. Этому
молоху, ненасытному и беспощадному,
приносятся ежеминутно человеческие жертвы.
Юристы - консерваторы, особенно
ученые-правоведы и судьи. Только адвокатура
прикована к жизни, она не может оставаться в
черствости и догматизме. Адвокатура всегда
выступала и выступает против неразумности
и устарелости многих законов. Они предают
суду эти стоны и слезы, и в этом величайшая
историческая заслуга адвокатуры" <*>.
--------------------------------
<*> Цит. по:
Владимиров Л.Е. Пособие по уголовной защите.
СПб, 1911. С. 11.
Интересное наблюдение сделал
Е.В. Васьковский в своей книге "Организация
адвокатуры" (СПб., типография П.П. Сойкина, 1893
г.): "Степень развития тоталитарного режима
и степень закрытости судебных процедур в
государстве обратно пропорциональны
степени развития адвокатуры". История знает
множество примеров борьбы адвокатуры за
независимость. Во Франции адвокатское
сообщество не раз одерживало победу в
борьбе с государством за свои права и права
граждан. Еще в XVIII в. французские адвокаты
устроили забастовку в связи с попыткой
властей провести реформу адвокатуры,
подчинив последнюю государственному
ведомству. Непоколебимая уверенность в
своей правоте и солидарность позволили
адвокатам отстоять профессиональную
независимость. Даже во времена Наполеона I,
о неприязни которого к адвокатуре ходили
анекдоты, под давлением различных акций
неповиновения адвокатов власть была
вынуждена идти на уступки. Примеры
принципиальной борьбы с государством за
защиту от произвола государственных
органов есть и в истории бельгийской,
австрийской, немецкой и английской
адвокатуры <*>.
--------------------------------
<*> Тай Ю.В. В защиту адвокатуры // Адвокат.
2005. N 1. С. 13.
Независимость - основное
условие функционирования адвокатуры.
Независимость адвоката предполагает его
неподчиненность и неподконтрольность
лицам и органам, в производстве которых
находится проводимое им дело, а также
другим властным структурам и должностным
лицам. Гарантии независимости адвоката
должны распространяться на его личную
неприкосновенность, способы и средства
осуществления профессиональных
обязанностей.
Адвокатура -
самоорганизующееся профессиональное
сообщество, опирающееся на закон. Закон
является единственным эффективным
инструментом адвоката. Противостояние
адвокатуры и государственной власти
возможно при любом политическом
устройстве, поскольку противопоставление
прав личности и произвола представителей
властей - явление неизбежное. Адвокат
оппонирует представителям власти. Для
этого нужны и высокий профессионализм, и
настойчивость, и смелость, ведь спор с
властью в России небезопасен. Об этом
свидетельствуют и неединичные попытки
допроса адвоката в качестве свидетеля с
целью отстранения от ведения дела, и
участившиеся случаи несанкционированных
судом обысков в помещениях адвокатских
структур, и незаконные досмотры и обыски
адвокатов в СИЗО. В этом же ряду -
откровенное блокирование следственными и
судебными органами активной деятельности
адвокатов в процессе осуществления
производства по делам и отправления
правосудия, когда ни одно ходатайство, ни
одна жалоба адвоката по сути не
рассматриваются и тем более не
удовлетворяются, а решение принимается без
всякого учета позиции стороны защиты.
Вопреки общественным интересам, да и просто
нормальной логике, органы государственной,
в том числе судебной, власти всемерно,
упорно и разными способами усиливают
давление на официальный и в то же время
независимый орган защиты прав и свобод
человека и гражданина - адвокатуру, имея
целью блокирование ее как активного
участника правовых процедур, превращение
из равноправного участника
состязательного правосудия в чисто
декоративный атрибут, необходимый лишь для
демонстрации мировому сообществу как
подтверждение существования в России
справедливого правосудия.
Законодатель
"одарил" адвокатуру нормой, признающей ее
институтом гражданского общества, но
гражданского общества в России, к
сожалению, пока нет. Названный институт не
может являться таковым только на основании
закона, государство может лишь создавать
условия, при которых в результате активной
деятельности общества и его членов
появляется гражданское общество. Принятие
законов, наделяющих те или иные институты
"почетным званием", создает только внешнюю
видимость существования гражданского
общества.
Часть 1 статьи 18 Федерального
закона "Об адвокатской деятельности и
адвокатуре" гласит: "Вмешательство в
адвокатскую деятельность, осуществляемую в
соответствии с законодательством, либо
препятствование этой деятельности каким бы
то ни было образом запрещаются". Как видим,
запрет вмешательства в деятельность
адвоката, оказания давления со стороны
третьих лиц, преследующих собственные цели,
установлен в самой общей форме.
Ответственность за нарушение данной нормы
законодательством не установлена, что
придает ей декларативный характер, как
декларативна и норма о защите адвоката
государством.
На деле же наше
номенклатурно-бюрократическое и
полицейское государство практикует
множество способов давления на
адвокатуру.
Можно привести следующие
виды и методы воздействия власти на
адвокатов.
Прямое давление и
лоббирование интересов. Адвокатура
по-прежнему находится в материальной
зависимости от органов исполнительной
власти хотя бы потому, что основная масса
помещений, занимаемых адвокатскими
структурами, находится в ведении этих
органов. Сильная и самостоятельная
адвокатура не всегда вписывается в систему
отношений, где правоохранительная система
и суд используются как рычаг разрешения
трудовых конфликтов, ведения
недобросовестной конкуренции,
политического давления, регулярных
имущественных переделов и приватизации
государственной собственности.
Появившееся в конце 80-х годов "крышевание"
правоохранительными органами коммерческих
структур, повсеместно распространившееся
сегодня, предполагает отстаивание
интересов конкретных коммерческих
предприятий всеми способами. В клановой
рыночной системе, построенной по схеме муж -
политик, жена - предприниматель (как
правило, успешный) любой коммерческий или
конкурентный вопрос разрешается с
использованием давления на
противоположную сторону и воздействия на
суд и правоохранительную систему.
С
учетом последних поправок
законодательства об адвокатуре,
существенно изменивших процесс ротации в
органах управления адвокатурой, и
выстроившейся вертикали власти в
адвокатуре появились дополнительные
рычаги давления. Благодаря лоббированию на
выборах руководителя адвокатской палаты
субъекта Российской Федерации стал
возможен подбор полностью послушных
председателю палаты членов адвокатского
самоуправления.
Использование
механизмов дисциплинарного производства.
Одним из активно используемых властью
средств давления на адвокатов становится
дисциплинарное производство.
Предпринимаются попытки максимально
расширить круг лиц, имеющих право
жаловаться на адвокатов. Так, в одном из
писем начальника главного управления
Минюста РФ по г. Москве отмечается:
"Федеральный закон не содержит
исчерпывающего перечня лиц, правомочных
инициировать дисциплинарное производство
в отношении адвоката, предоставляя, таким
образом, данное право всем
заинтересованным лицам. Изложенная позиция
поддержана Генеральной прокуратурой РФ".
Желание процессуальных оппонентов -
прокурора и следователя - "подмять" адвоката
и облегчить тем самым свою деятельность
понятно. Но почему Министерство юстиции РФ
выступает с подобными "разъяснениями", не
удосужившись внимательно изучить ст. 20
Кодекса профессиональной этики адвоката,
неясно. В названной статье Кодекса
исчерпывающе определены и поводы к
возбуждению дисциплинарного производства,
и круг субъектов, имеющих право его
инициировать путем жалоб и обращений.
Кодекс профессиональной этики адвоката
является нормативным актом, по своей силе
приравненным к федеральному закону. Прием
делегирования законодателем своих
полномочий в законотворчестве является
традиционно признанным, и направлен на то,
чтобы специально уполномоченный и наиболее
квалифицированный орган (в данном случае -
Всероссийский съезд адвокатов, по прямому
указанию законодателя в подп. 2 п. 2 ст. 36 ФЗ
"Об адвокатской деятельности и адвокатуре в
Российской Федерации") детально
урегулировал тот или иной вопрос.
В
противодействии незаконному давлению на
адвокатов с использованием
дисциплинарного производства важнейшее
значение имеет принципиальность и
последовательность квалификационных
комиссий и советов адвокатских палат. При
желании активные действия адвоката можно
подвести под правовую и (или)
морально-этическую составляющую
порочащего поступка. Например, возражения
адвоката против незаконных действий суда
можно расценить и как "недостойное
поведение", его просьбы занести в протокол
возражения - "пререкания с судьей" и
"неуважение