Вопросы применения международных договоров о взаимном оказании правовой помощи в работе арбитражных судов
О ВЗАИМНОМ ОКАЗАНИИ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ
В
РАБОТЕ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
Л. ЕФРЕМОВ
1.
По мере интеграции России в мировую
экономику расширяются деловые связи
российских хозяйствующих субъектов с
зарубежными предпринимателями, возникают
новые договорные обязательства между ними
и, соответственно, увеличивается
количество экономических споров с участием
иностранных лиц, разрешение которых
относится к юрисдикции арбитражных
судов.
В 1998 году арбитражными судами
России рассмотрено 1903 дела по
экономическим спорам с участием
иностранных лиц, что на 63 процента больше,
чем было рассмотрено (1162) в 1996 году (первом
году после введения в действие
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации 1995 года, который отнес
к юрисдикции арбитражных судов
экономические споры с участием иностранных
и международных организаций).
В связи с
этим приобретают исключительно важное
значение знание и правильное применение в
работе арбитражных судов соответствующих
положений международных договоров
Российской Федерации о взаимной правовой
помощи, предусматривающих правила оказания
взаимной помощи и взаимодействия судов при
рассмотрении дел этой категории. В
настоящей статье будут рассмотрены
следующие вопросы применения этих
договоров, которые возникают в судебной
практике:
а) разграничение судебной
юрисдикции между Российской Федерацией и
другими государствами по экономическим
спорам между отечественными и иностранными
хозяйствующими субъектами;
б)
определение национального
законодательства соответствующего
государства, подлежащего применению при
разрешении принятого к рассмотрению
спора;
в) порядок оформления и
направления судебных поручений за границу
и получения из иностранных государств
различных доказательств (свидетельские
показания, протоколы осмотра, заключения
экспертов и др.), необходимых для
рассмотрения дела;
г) условия и порядок
приведения в исполнение решений судов
иностранных государств;
д) условия
принятия к принудительному исполнению
арбитражных решений, вынесенных в другом
государстве.
2. Разграничение судебной
юрисдикции между государствами
регулируется как внутренним
законодательством каждого государства, так
и межгосударственными договорами.
В
большинстве государств внутреннее
гражданское процессуальное и арбитражно -
процессуальное законодательство содержит
специальные разделы о судопроизводстве по
делам с участием иностранных лиц, а в
некоторых странах приняты специальные
законы по вопросам международного частного
права и процесса (Венгрия, Германия,
Швейцария, Чехия, Югославия и др.).
В
действующем Арбитражном процессуальном
кодексе Российской Федерации имеется
раздел V "Производство по делам с участием
иностранных лиц". В нем содержится ряд норм
о судопроизводстве по данной категории дел,
которые хотя и не охватывают всех
процессуальных вопросов, возникающих в
судебной практике, но все же устанавливают
ряд важных правил, и в частности определяют
компетенцию арбитражных судов России по
данной категории дел. Суды руководствуются
этими правилами при условии, что они не
противоречат правилам международных
договоров.
Если правила, установленные
внутренним законодательством государства,
соответствуют аналогичным правовым нормам
других государств, то они становятся
общепризнанными в международно - правовой
практике и применяются судами разных
государств по спорам между отечественными
и иностранными субъектами хозяйствования
независимо от того, заключен или нет между
их государствами соответствующий
договор.
В частности, общепризнанным
является правомочие суда государства, в
котором физическое или юридическое лицо
имеет соответственно постоянное
местожительство или местонахождение,
рассматривать предъявляемые к этому лицу
иски. Это исходит из правила внутреннего
законодательства государств о
рассмотрении исков судом по месту
жительства ответчика.
Также
общепризнанным стало исключительное право
суда государства, на территории которого
находится недвижимое имущество,
рассматривать иски о вещных правах на это
имущество.
Однако для стран с развитым
экономическим оборотом разделение
юрисдикции судов по одному - двум
основаниям было бы явно недостаточным, так
как не отвечало бы потребностям динамичных
деловых связей. Поэтому в ряде двусторонних
договоров о взаимном оказании правовой
помощи, а также в региональных конвенциях и
соглашениях Договаривающиеся Государства
идут дальше, расширяя круг оснований для
разграничения судебной юрисдикции, не
зависящих от местонахождения ответчика.
Можно было бы в этой связи в качестве
характерного примера сослаться на
экономически интегрированные страны
Евросоюза и заключенную между ними
Брюссельскую конвенцию о юрисдикции и
приведении в исполнение судебных решений
по гражданским и коммерческим спорам от 27
сентября 1968 г. Статьи 5 и 6 этой Конвенции
предусматривают целый ряд случаев, когда
физическое или юридическое лицо, имеющее
постоянное местонахождение в одном
Договаривающемся Государстве, может быть
ответчиком в суде другого
Договаривающегося Государства. Россия,
однако, не является участником данной
Конвенции, поэтому следует обратиться к
многосторонним и двусторонним договорам о
взаимной правовой помощи, заключенным
Российской Федерацией и ранее Союзом
ССР.
Российская Федерация является
участником 32 двусторонних и многосторонних
межгосударственных договоров о взаимном
оказании правовой помощи по гражданским и
коммерческим делам, каждый из которых, как
правило, содержит нормы, регулирующие
вопросы судебной юрисдикции
Договаривающихся Государств.
В
частности, в соответствии с Конвенцией
между Союзом ССР и Итальянской Республикой
о правовой помощи по гражданским делам от 25
января 1979 г. (ст. 24) суд Договаривающегося
Государства считается компетентным
рассмотреть спор не только в том случае,
если на его территории ответчик имеет
постоянное местожительство или
местопребывание, но также в ряде случаев
независимо от местонахождения ответчика
при наличии следующих условий:
спор
касается деятельности предприятия
(филиала) торгового, промышленного или
иного характера, которое ответчик имеет на
территории данного государства;
обязательство по договору, являющееся
предметом спора, было или должно быть
исполнено на территории данного
государства;
на территории данного
государства имел место факт, явившийся
основанием для деликтной
ответственности.
Еще больше расширена
юрисдикция судов Договаривающихся
Государств в Договоре между СССР и
Королевством Испании о правовой помощи по
гражданским делам от 26 октября 1990 г.,
ратифицированном Россией 30 июля 1996 г. и
вступившем в силу 22 июля 1997 г.
Кроме суда
Договаривающегося Государства, на
территории которого имеется
местонахождение (или местожительство)
ответчика, согласно статье 19 этого Договора
компетентен рассмотреть спор суд любого из
Договаривающихся Государств, если на его
территории:
должно быть исполнено
обязательство из договора, являющееся
предметом спора, либо
имело место
действие или иное обстоятельство,
послужившее основанием для иска о
возмещении вреда, либо
возбуждено
уголовное дело по факту причинения вреда и
законодательство данного государства
допускает рассмотрение гражданского иска о
возмещении вреда в уголовном деле, либо
находится отраслевой или иной филиал,
агентство (ответчика), из деятельности
которого вытекает иск.
К исключительной
юрисдикции судов государства, на
территории которого имеет местонахождение
общество или юридическое лицо, Договором
отнесены иски о признании недействительным
образования и прекращении деятельности
общества или юридического лица, а также
иски о признании недействительными решений
их органов.
Договорами о правовой
помощи и правовых отношениях по
гражданским, семейным и уголовным делам,
заключенными в 1993 году между Российской
Федерацией и государствами Балтии (Латвия,
Литва, Эстония) предусмотрена договорная
подсудность дел на основании письменных
соглашений сторон, которыми, однако, не
может затрагиваться исключительная
компетенция судов (по искам о вещных правах
на недвижимость, о признании
недействительными актов государственных и
иных органов). Аналогичные положения
содержат договоры о правовой помощи,
заключенные с Азербайджанской Республикой,
Киргизской Республикой, Республикой
Молдова.
По мере заключения таких
договоров изменяется и обогащается
внутреннее процессуальное
законодательство Договаривающихся
Государств, регулирующее судопроизводство
по делам с участием иностранных лиц.
Каким же образом должны решаться вопросы
разграничения подсудности в случаях, когда
согласно упомянутым выше правилам право
рассмотреть одно и то же дело имеют суды
обоих Договаривающихся Государств?
В
договорах предусмотрено, что в случае
возбуждения производства по делу между
теми же сторонами о том же предмете и по
тому же основанию в судах обоих
Договаривающихся Государств, являющихся
компетентными в соответствии с договором,
суд, который возбудил дело позднее,
прекращает производство. Несоблюдение
этого правила может в определенных
договорами случаях привести к отказу в
признании и исполнении судебного решения
на территории другого Договаривающегося
Государства. Сказанное не касается
исключительной компетенции судов, которая
во всех случаях имеет превалирующее
значение и требует безусловного
соблюдения.
Для государств - участников
СНГ исключительно важное значение имеет
Соглашение о порядке разрешения споров,
связанных с осуществлением хозяйственной
деятельности, от 20 марта 1992 г. Оно подписано
всеми странами СНГ, кроме Грузии.
Согласно статье 4 этого Соглашения
компетентный суд государства - участника
Соглашения вправе рассматривать дела по
экономическим спорам, возникающим из
гражданских и административных
правоотношений, помимо случаев, когда
ответчик имеет постоянное местожительство
или местонахождение на территории данного
государства на день предъявления иска,
также в тех случаях, когда на этой
территории:
а) осуществляется торговая,
промышленная или иная хозяйственная
деятельность предприятия или филиала
ответчика;
б) исполнено или должно быть
полностью или частично исполнено
обязательство из договора, являющееся
предметом спора;
в) имело место действие
или иное обстоятельство, послужившее
основанием для требования о возмещении
вреда;
г) находится контрагент -
поставщик, подрядчик или оказывающий
услуги (выполняющий работы), а спор касается
заключения, изменения и расторжения
договоров;
д) имеет постоянное место
жительства или место нахождения истец по
иску о защите деловой репутации.
Кроме
того, компетентный суд Договаривающегося
Государства вправе рассмотреть
экономический спор и в других случаях, если
имеется письменное соглашение сторон о
передаче данного спора этому суду. Однако
предметом договорной подсудности не могут
быть иски о вещных правах на недвижимое
имущество, иски по спорам о признании
недействительными ненормативных актов
государственных и иных органов, а также о
возмещении убытков, причиненных
хозяйствующим субъектам такими актами или
возникших вследствие ненадлежащего
исполнения указанными органами своих
обязанностей по отношению к хозяйствующим
субъектам.
Эти дела в соответствии с
Соглашением относятся к исключительной
юрисдикции судов того государства, в
котором находятся соответственно
недвижимое имущество либо указанные
органы.
Большинство из указанных правил
содержится и в Конвенции о правовой помощи
и правовых отношениях по гражданским,
семейным и уголовным делам от 23 января 1993 г.,
заключенной между всеми странами СНГ
(включая Грузию). Однако по данной Конвенции
они распространяются на различные
категории гражданских и семейных дел,
участниками которых являются не только
хозяйствующие субъекты, но и отдельные
граждане, не занимающиеся
предпринимательской или иной
хозяйственной деятельностью.
Необходимо подчеркнуть, что по вопросам,
урегулированным и Соглашением и
Конвенцией, арбитражным судам следует
руководствоваться положениями Соглашения,
устанавливающими более благоприятные и
простые формы и условия сотрудничества, в
частности, по таким вопросам, как порядок и
язык обращений за правовой помощью, срок
давности для предъявления судебных решений
к принудительному исполнению, порядок
исполнения решений. Такой подход обоснован
тем, что по сравнению с Конвенцией
Соглашение является специальным
международным договором, регулирующим
более узкий круг правоотношений в сфере
предпринимательской и иной хозяйственной
деятельности. Положения же Конвенции по
указанным вопросам применимы при
взаимодействии судов России и Грузии.
3.
После того как суд установил, что он вправе
рассмотреть тот или иной экономический
спор с участием иностранных лиц, ему
необходимо определить, законодательство
какого государства должно применяться при
разрешении этого спора.
При этом речь
идет не о процессуальном законодательстве,
а о материально - правовых нормах. Каждый
суд, рассматривая экономические споры с
участием иностранных лиц, действует в
рамках национального процессуального
законодательства. Что касается
материального права, то в ряде случаев
согласно международным договорам или
коллизионным нормам национального
законодательства суд должен применять
законы не собственного, а иностранного
государства.
Иногда основания для
определения компетентного суда и выбора
закона совпадают. Например, при разрешении
споров о праве собственности и других
вещных правах на недвижимое имущество
применяется законодательство государства,
на территории которого находится это
имущество, и компетентным рассматривать
указанные споры по тем же основаниям
признается суд этого государства.
Обязательства из причинения вреда
определяются по законодательству
государства, на территории которого имело
место действие или обстоятельство,
послужившее основанием для иска о
возмещении вреда, и суд этого же
государства является компетентным
рассматривать данный иск.
Однако такие
совпадения, когда компетентным в
разрешении спора является суд государства,
законодательство которого применяется в
регулировании спорных правоотношений,
имеют место далеко не всегда. Основания для
определения судебной юрисдикции, с одной
стороны, и применяемого материального
права - с другой, весьма часто бывают
различными, и это нередко приводит к тому,
что суд при рассмотрении спора должен
применять материально - правовые нормы
другого государства. Какое право надлежит
применить к спорным правоотношениям,
определяется судом в соответствии с
коллизионными нормами, установленными
международными договорами, а также
внутренним гражданским законодательством
каждого государства.
Необходимо иметь
при этом в виду, что с развитием тесных
деловых связей между хозяйствующими
субъектами разных государств, и особенно
при осуществлении в ряде регионов мира
экономической интеграции, государства
активно прибегают