ПРАВО НА ФИЛЬМ КАК СЛОЖНОЕ МНОГОСЛОЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
В.А. ДОЗОРЦЕВ
В.А. Дозорцев, доктор
юридических наук, профессор.
В настоящее
время активно обсуждается вопрос о праве на
фильмы - кинофильмы и телефильмы.
Актуальной проблема стала по вполне
конкретному поводу, в связи с напряженным
экономическим положением страны и поисками
путей мобилизации всех ресурсов для
получения государством дополнительных
доходов. В качестве возможного источника
рассматриваются и старые фильмы, вошедшие в
"золотой фонд" советской кинематографии. Но
на те же средства претендуют и
фильмопроизводящие организации, студии,
которые рассматривают их как
непосредственную финансовую,
экономическую базу своей деятельности и
кинематографии в целом. Понадобилось
безотлагательное определение субъекта,
которому принадлежит право на фильм, основы
таких прав, особенностей их перехода, равно
как всех остальных элементов правового
режима фильма.
Но значимость
установления природы правового режима
фильма выходит далеко за рамки решения
сегодняшней утилитарной задачи. Постепенно
выявилось, что фильмы представляют собой
новый, достаточно своеобразный объект, для
которого многие традиционные положения
авторского права, действующие с момента его
возникновения, нуждаются в корректировке.
Поэтому правовой режим фильма подлежит
рассмотрению с учетом всех аспектов,
частных и общих, сегодняшних и
перспективных. Сводить анализ к применению
отдельной нормы по какому-то одному, пусть
важному, поводу было бы неправильно.
Частные проблемы могут быть надлежащим
образом решены только с общих позиций.
Правовой режим кинофильмов, телефильмов и
видеофильмов не во всем совпадает. Но
прежде чем переходить к отличиям, надо
сосредоточиться на общих чертах.
1. О
субъекте права на фильм
Права на
результаты творческой деятельности
неоднородны. С одной стороны, это право
использования - имущественное право, ради
которого введена гражданско - правовая
охрана. Другая группа прав, которой нет
больше ни в одной сфере, связана со статусом
автора, творческий труд которого является
единственным источником произведений,
поступающих в экономический оборот. Эти два
вида прав отделимы друг от друга.
Соответственно, феномен субъекта права в
этой сфере достаточно сложен.
В отличие
от статуса субъекта гражданского права
вообще, необходимого для обладания любыми
правами, абсолютными и относительными,
обладателем права на какой-то объект может
считаться только лицо, имеющее на него
абсолютные (или иные исключительные) права,
независимо от того, являются ли эти права
первоначальными или производными. Так,
патентообладатель несомненно относится к
числу субъектов права на изобретение,
независимо от того, является ли он автором.
Напротив, носитель обязательственных прав
(например, лицензиат) не может считаться
субъектом авторского, патентного и других
подобных прав. Субъектом права на объект
должен считаться носитель не только всех,
но и части абсолютных прав, если эти
правомочия разделимы. Например, в качестве
субъекта права должен рассматриваться как
обладатель права авторства, так и
обладатель права использования, автором не
являющийся. В этом, в частности, выражается
особенность правосубъектности в сфере
исключительных прав, связь этих правомочий
проявляется в другом.
Творческий
результат интеллектуальной деятельности
носит следы личности автора. Поэтому и
первоначальное имущественное право
использования, имеющее своим основанием
творческую деятельность, привязывается
именно к личности автора. И дело не только, а
может быть, не столько в защите интересов
личности как таковой, сколько в обеспечении
нормального функционирования
экономического оборота. Поэтому авторство
имеет значение прежде всего как основание
возникновения имущественных прав, как
первоначальная точка отсчета этих прав, оно
является результатом индивидуализации
первоначального правообладателя.
Имущественные исключительные права вообще
связаны либо с самой личностью, с ее
обозначением и индивидуализацией как
участника экономического оборота, либо с
результатом деятельности, носящим следы
этой личности, служащим средством ее
выражения. Во всех случаях
индивидуализация личности находит
выражение в авторстве. Поэтому авторство
является основанием возникновения
имущественных прав, и это одна из ведущих
особенностей прав на результаты
интеллектуальной деятельности.
Для
основной в гражданском праве экономической
функции авторство хотя и не несет
содержательной нагрузки, но является
базовым, исходным и представляет собой
основание возникновения имущественных
прав. И это самостоятельное право, ибо в
результате отчуждения имущественное право
использования может перейти к другому лицу
и тогда авторство будет принадлежать
одному субъекту, а право использования -
другому.
Первичная имущественная
нагрузка авторства (которая многими
осталась незамеченной) никак не исключает
того ведущего социального значения,
которое право авторства приобрело в
результате развития. Социальная функция
исторически имеет последующий характер, но
она приобрела вполне самостоятельное и
даже ведущее значение в большинстве
правовых систем.
Переходя от общего
вопроса к частному, необходимо
констатировать, что определение автора
фильма имеет самое существенное значение и
для права на его использование, хотя это
все-таки два разных права, которые
взаимосвязаны, но не всегда идут вместе.
Субъект права на фильм не может
устанавливаться так же, как на традиционные
произведения - объекты авторского права. В
создании фильма в целом принимает участие
большое число творческих и не только
творческих работников, осуществляющих
разнородную деятельность, поэтому
индивидуальное авторство физического лица
на фильм в целом исключается, участники не
являются и традиционными соавторами.
Деятельность коллектива участников
организуется и направляется, но ее
руководитель не может рассматриваться как
традиционный индивидуальный автор фильма в
целом. На фильм, охраняемый авторским
правом, должны распространяться все
основные требования, им устанавливаемые.
Это относится и к категории авторства,
существование которой есть необходимый
элемент авторского права.
Творчество
присуще только человеку, из этого исходит
закон, определяя первоначального субъекта
авторского права. Творчество имеет
индивидуальный характер, ему соответствует
и индивидуальный характер авторства,
которое закрепляется за точно определенным
индивидуумом. В редких случаях
произведение является результатом
творчества небольшой, точно определенной
группы лиц, но такое творчество тоже надо
рассматривать как индивидуальное, даже в
групповом варианте. Его надо отличать от
результата коллективной деятельности,
когда точный человеческий состав
неопределим и идентифицируется только
организация, где этот результат был
получен. Но если рассматривать
произведение как объект авторского права,
то индивидуальное авторство является
неотъемлемым элементом правовой охраны.
Когда нельзя определить человека,
отвечающего установленным для авторства
требованиям, приходится строить фикцию и
проводить ее достаточно последовательно.
Именно это относится к фильмам, если
рассматривать их как классический объект
авторского права, авторство определенного
физического лица на фильм установить
невозможно.
Традиционные объекты
авторского права достаточно просты, они
есть результат творчества одного лица или
очень редко небольшой группы лиц -
соавторов, во всяком случае осуществлявших
однородную деятельность. С развитием
техники появились весьма сложные объекты,
которые, как правило, просто не могут быть
созданы одним лицом, к тому же они
составляют продукт разнородной
деятельности. Их формирование является
результатом многослойного процесса, когда
одни лица своей творческой деятельностью
создают элементы, используемые на втором
этапе уже другими лицами для комплексного
объекта в целом. Примером такого объекта -
результата является и кинофильм, работа над
которым предполагает работу сценариста,
композитора, кинооператора,
звукооператора, разнообразных художников,
актеров - артистов - исполнителей и
представителей ряда других творческих
профессий. Для появления единого цельного
художественного произведения их
деятельность должна быть как-то увязана,
согласована и организована. Это уже работа
режиссера - постановщика. Каждый из
участников процесса творит свое
произведение, на которое он имеет авторское
(или исполнительское) право, но все вместе
они образуют новый объект.
Правовой
режим такого единого, но сложного,
комплексного и многослойного результата,
состоящего из множества разнородных
объектов, должен обладать существенными
особенностями. Многослойный
интеллектуальный продукт существует в
целом, включает все составляющие, без
любого из них его объективно нет, хотя
многие элементы могут быть использованы и
обособленно, отдельно. Фильм - единое
произведение, и все входящие в него
результаты творческой деятельности
отдельных лиц должны иметь единый правовой
режим, единый срок охраны и т.п. Различный
правовой режим сделал бы невозможным
использование фильма, его коммерческую
эксплуатацию, нормальную
предпринимательскую деятельность
продюсера - эта фигура появилась, стала
очень весомой в жизни, но еще не получила
надлежащего места в законе. Статья 3 Закона
"О государственной поддержке
кинематографии Российской Федерации"
содержит определение этого понятия. Закон
определяет некоторые связанные с ним
частные последствия, но ничего не говорит о
главном - о закрепляемых за этой фигурой
правах и обязанностях.
Поэтому
обладателю права на комплексное
многослойное произведение должно
принадлежать право и на использование всех
его элементов. Такого правообладателя,
после того как он приобрел право на
элементы, уже нельзя поставить в
зависимость от произвола каждого участника
разнородной творческой деятельности,
имеющего свои индивидуальные права. Права
на эти элементы должны быть закреплены за
правообладателем целого (менеджером,
продюсером), на все время их возможного
использования в комплексном результате,
причем все права, необходимые для такого
использования. При этом надо учитывать, что
речь идет о разных правах, например имеющих
разные сроки, по-разному исчисляемые, о
разнородных правах, имеющих разный
правовой режим (например, авторские права и
исполнительские права).
Такая система
соответствует интересам не только
предпринимателя - правообладателя, она
отвечает потребностям всех участников
сложного творческого процесса. Всех
творцов сложного, комплексного результата
нельзя ставить в зависимость от произвола
одного из них - интересы каждого из
участников не должны быть подвержены риску,
связанному с судьбой прав другого
участника, все они должны находиться в
равном положении. Несколько отличаться
может только положение творческого
руководителя всего проекта (например,
режиссера - постановщика), но не как
правообладателя, в ряду творческих
работников он только первый среди равных, а
не приоритетный правообладатель.
Специфический статус объекта находит свое
выражение и в том, что участники его
создания не могут с точки зрения
традиционного авторского права
рассматриваться как соавторы. Такое
"соучастие" есть сотрудничество, категория,
неизвестная авторскому праву, а не
соавторство. Различие этих категорий уже
отмечалось в литературе <*>. Одна только
совместная деятельность тоже не создает
классического соавторства, которое
предполагает по крайней мере однородную
деятельность соавторов (некоторые изъятия
установлены для музыкального произведения
с текстом, но изъятия далеко не бесспорные и
нуждающиеся в отдельном рассмотрении).
Лица, принимающие участие в создании
фильма, произведения которых вошли в него в
качестве составной части, соавторами не
являются.
--------------------------------
<*>
См.: Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское
право. М.: Госюриздат, 1957. С. 70.
В новых
условиях многие традиционные категории
авторского права не подходят. Но уйти от них
невозможно, этому препятствуют
международные договоры, в соответствии с
которыми фильмы охраняются традиционным
авторским правом. Пункт 1 статьи 2 Бернской
конвенции говорит как об объектах
авторского права о кинематографических
произведениях в целом и о произведениях,
выполненных способом, аналогичным
кинематографии, притом последние
приравниваются к кинематографическим.
Всемирная конвенция в статье 1 тоже прямо
называет кинематографическое произведение
объектом авторского права. Поэтому
национальное законодательство ничего
иного установить не может. Ему приходится
прибегать к фикциям и проводить их
достаточно последовательно. Международные
договоры, которые в области
интеллектуальных прав служат не только
обобщению и согласованию национального
законодательства, но и его развитию, во
многих случаях играют консервативную и
консервирующую роль. Выход, на наш взгляд, в
настоящее время заключается не в отказе от
системы авторского права, а в установлении
некоторых дополнительных положений,
которые вполне возможны в рамках системы
международных договоров. Некоторые из этих
дополнительных положений выходят за рамки
авторского права, а некоторые вполне
вписываются в его систему. К числу первых
принадлежат положения о правах продюсеров
кинофильмов. Это новая система, которая
ничему не противоречит и вполне сочетается
с положениями авторского права. К числу
вторых должны относиться нормативные
положения об авторских договорах,
заключаемых продюсером с авторами
произведений, используемых в качестве
элемента при создании фильма.
Фикции
авторства, которые выходят за рамки
традиционного авторского права, могут быть
установлены по-разному. Кому принадлежат
авторские права, кто рассматривается в
качестве автора - остается на усмотрение
национального законодательства.
Существует несколько вариантов
искусственного построения авторства.
Первый из них - это признание автором
организации, где осуществлялось
производство фильма, подстановка ее на
место физического лица, распространение на
нее полностью и последовательно правового
режима, установленного для физического
лица - автора. Второй заключается в
выделении из числа авторов, произведения
которых использованы в фильме в качестве
элемента, тех, чей вклад наиболее существен,
и в признании их всех вместе авторами
фильма в целом, в установлении своего рода
"сборного" авторства, отличающегося от
соавторства.
Субъекты права на фильм
определяются законодательством,
действовавшим в момент возникновения прав -
при появлении фильма в объективной форме,
для фильма это момент его завершения.
Статус субъекта права на фильм с развитием
законодательства менялся. Можно выделить
два этапа - до и после введения в действие
Закона Российской Федерации от 09.07.93 N 5351-1
"Об авторском праве и смежных правах" (далее
- Авторский закон) (3 августа 1993 г. он был
опубликован в "Российской газете" и введен в
действие).
Сначала о периоде до 3 августа
1993 г., представляющем сейчас наибольший
практический интерес, когда интенсивно
создавались фильмы, вошедшие в "золотой
фонд" нашей кинематографии.