Момент отсчета для банковского счета
С. КАРЧЕВСКИЙ
Пунктом 7 Указа Президента
РФ от 18 августа 1996 г. N 1212 установлено, что
операции по снятию (перечислению) денежных
средств со счета начинают производиться
только после получения кредитной
организацией от налогового органа
подтверждения о получении извещения об
открытии счета.
По мнению автора статьи,
приведенная выше норма Указа Президента не
должна применяться на практике, поскольку
противоречит действующему порядку
открытия кредитной организацией
банковских счетов налогоплательщикам,
регламентированному положениями части
первой Налогового кодекса РФ. Такое
утверждение основано как на анализе норм
действующего законодательства, так и
природы правоотношений, связанных с
открытием банковского счета.
Действующий порядок открытия кредитной
организацией банковских счетов
налогоплательщикам, регламентированный
положениями части первой Налогового
кодекса РФ (далее - НК РФ), Приказами
Госналогслужбы от 23 декабря 1998 г. N ГБ-3-12/340
(согласован с Банком России), от 27 ноября 1998
г. N ГБ-3-12/309 и другими нормативными актами, в
отличие от порядка, действовавшего до
вступления в силу части первой НК РФ, не
предусматривает действий кредитной
организации, установленных п. 7 Указа
Президента РФ N 1212 и совместным письмом
Госналогслужбы от 11 ноября 1996 г. N ПВ-6-12/773,
Минфина РФ от 10 ноября 1996 г. N 95 и ЦБ РФ от 24
октября 1996 г. N 349. Более того, указанный
порядок исключает такие действия.
Сравнительный их анализ позволяет выявить
следующие отличительные особенности.
Во-первых, новый порядок открытия
банковского счета предусматривает, что
кредитная организация в пятидневный срок
одновременно с уведомлением налогового
органа информирует об открытии счета
налогоплательщика - своего клиента.
Очевидно, что такая информация является для
клиента основанием для использования
банковского счета по назначению, т.е. для
осуществления по нему операций.
Во-вторых, налоговый орган по месту учета
налогоплательщика по получении сообщения
кредитной организации в отличие от ранее
действовавшего порядка, когда им в
кредитную организацию направлялось
информационное письмо о получении
извещения об открытии счета, направляет
"Уведомление о получении сообщения банка об
открытии (закрытии) банковского счета" в
налоговый орган по месту учета кредитной
организации. Это позволяет налоговым
органам производить учет расходования
кредитными организациями бланков
сообщений о счетах (форма N 12-0-1) и
осуществлять контроль за своевременностью
их направления налоговым органам.
В-третьих, налогоплательщик - клиент
кредитной организации обязан в 10-дневный
срок письменно сообщить в налоговый орган
по месту учета об открытии ему счета, за что
несет налоговую ответственность.
Таким
образом, нормативные акты о налогах и
сборах, предусматривающие действия
кредитной организации и налогоплательщика
- ее клиента, указанные в п. 7 Указа
Президента РФ N 1212, фактически дополняют
законодательство о налогах и сборах.
Согласно ст. 4 НК РФ федеральные органы
исполнительной власти издают нормативные
правовые акты по вопросам, связанным с
налогообложением и сборами, которые не
могут изменять и дополнять
законодательство о налогах и сборах.
Учитывая то, что Указ Президента РФ издан до
вступления в силу части первой НК РФ, то в
соответствии со ст. 7 Федерального закона "О
введении в действие части первой
Налогового кодекса Российской Федерации"
этот нормативный акт действует в части, не
противоречащей части первой НК РФ, и
подлежит приведению в соответствие с
Кодексом.
О налоговой ответственности
банка и налогоплательщика
за нарушение
порядка открытия счета
За нарушение
кредитной организацией и
налогоплательщиком - ее клиентом
указанного выше порядка открытия
банковского счета НК РФ предусмотрена
налоговая ответственность.
Статья 132 НК
РФ (Нарушение банком порядка открытия счета
налогоплательщику) содержит следующие два
состава правонарушения:
1. Открытие
банком счета организации или
индивидуальному предпринимателю без
предъявления ими свидетельства о
постановке на учет в налоговом органе, а
равно открытие счета при наличии у банка
решения налогового органа о
приостановлении операций по счетам этого
лица влекут взыскание штрафа в размере 10
тысяч рублей.
2. Несообщение банком
налоговому органу сведений об открытии или
закрытии счета организацией или
индивидуальным предпринимателем влечет
взыскание штрафа в размере 20 тысяч
рублей.
Банк в соответствии со ст. 86 НК
РФ обязан сообщить об открытии или закрытии
счета организации, индивидуального
предпринимателя в налоговый орган по месту
их учета в пятидневный срок со дня
соответствующего открытия или закрытия
такого счета. Однако рассматриваемый в п. 2
ст. 132 НК РФ состав правонарушения не
предусматривает, как полагают некоторые
авторы, ответственности банка за
невыполнение им указанной обязанности в
части нарушения срока сообщения об
открытии или закрытии счета.
Ответственность налогоплательщика за
нарушение установленного НК РФ срока
представления в налоговый орган информации
об открытии или закрытии им счета в
каком-либо банке установлена ст. 118 НК РФ и
соответствует его обязанности,
предусмотренной п. 2 ст. 23 НК РФ, согласно
которому налогоплательщик обязан
письменно сообщать в налоговый орган по
месту учета об открытии или закрытии счетов
в десятидневный срок.
Таким образом, НК
РФ не содержит состава правонарушения,
связанного с осуществлением кредитной
организацией операции по снятию
(перечислению) денежных средств со счета до
получения от налогового органа
подтверждения о получении извещения об
открытии банковского счета. И это является
логичным, так как в Налоговом кодексе
отсутствует соответствующая обязанность
кредитной организации.
Расчетные
операции по банковскому счету - предмет
гражданско-правовых отношений
Налоговым
кодексом (ст. 86), как отмечалось выше,
закреплена только публично - правовая
обязанность кредитной организации,
связанная с открытием налогоплательщику
счета, - сообщение об этом в налоговый орган
по месту его учета.
Открытие кредитной
организацией банковского счета
предполагает использование его клиентом по
назначению, то есть осуществление по нему
операций, что является, в свою очередь,
предметом не налоговых, а гражданско -
правовых правоотношений, регулируемых
нормами главы 45 ГК РФ (Банковский счет).
Поэтому использование нормативными
правовыми актами о налогах и сборах
категории "начало операций" является, по
мнению автора, попыткой распространить
нормы налогового права на гражданско -
правовые отношения кредитной организации и
ее клиента, правовое регулирование которых
устанавливает лишь исключительные случаи
публичного вмешательства. Такие случаи
закрепляются, как правило,
законодательными актами.
Как полагают
Е.А. Суханов и М.И. Брагинский, ситуация,
возникающая в связи с применением норм
публичного права к гражданским
правоотношениям, в принципе исключена, ибо,
даже будучи предусмотренной законом, она в
действительности приведет лишь к
превращению соответствующих гражданско -
правовых (частных) отношений в публичные.
Таким образом, регулирование нормами
публичного права расчетных отношений
кредитной организации и налогоплательщика
- ее клиента, в том числе связанных с началом
операций по счету, не соответствует
гражданско - правовой природе этих
отношений.
При этом может последовать
возражение, основанное на положении
Постановления Конституционного Суда РФ от
12 октября 1998 г. N 24-П о том, что отношения,
возникающие между налогоплательщиком и
кредитным учреждением при исполнении
последним платежных поручений на списание
налоговых платежей, регулируются налоговым
законодательством. Но автор разделяет
точку зрения, согласно которой не отношения
налогоплательщика и банка являются
публично - правовыми налоговыми
отношениями, a банка и бюджета.
Применение
п. 7 Указа Президента РФ N 1212
ограничивает права клиента банка
распоряжаться счетом
Из положения п. 7
Указа Президента РФ N 1212, устанавливающего,
что операции по снятию (перечислению)
денежных средств со счета начинают
производиться только после получения
кредитной организации от налогового органа
подтверждения о получении им извещения об
открытии банковского счета, следует, что
временно приостанавливаются по счету
только расходные операции, в то время как
приходные операции могут производиться в
полном объеме.
Таким образом, создается
ситуация, в соответствии с которой клиент в
течение какого-то количества времени не
может распоряжаться денежными средствами,
зачисленными и принятыми на его счет, что
может повлечь для него убытки.
Правомерно возникает вопрос: на каком
основании кредитная организация
ограничивает право клиента на распоряжение
денежными средствами, находящимися на
банковском счете?
Согласно ст. 858 ГК РФ
такое ограничение не допускается, за
исключением наложения ареста на денежные
средства, находящиеся на счете, или
приостановления операций по счету в
случаях, предусмотренных законом.
Перечислим такие случаи.
Согласно ст. 27
Федерального закона "О банках и банковской
деятельности" на денежные средства и иные
ценности юридических и физических лиц,
находящиеся на счетах и во вкладах или на
хранении в кредитной организации, арест
может быть наложен не иначе как судом и
арбитражным судом, судьей, а также по
постановлению органов предварительного
следствия при наличии санкции прокурора.
Статьей 12 Федерального закона "О судебных
приставах" право налагать арест на денежные
средства должника, находящиеся на счетах,
предоставлено также судебным приставам -
исполнителям.
При наложении ареста на
денежные средства, находящиеся на счетах и
во вкладах, кредитная организация в
соответствии со ст. 27 Федерального закона "О
банках и банковской деятельности"
незамедлительно по получении решения о
наложении ареста прекращает расходные
операции по данному счету (вкладу) в
пределах средств, на которые наложен
арест.
Приостановление операций по
счетам в банке применяется в соответствии
со ст. 76 НК РФ для обеспечения исполнения
решения о взыскании налога или сбора, а
также в случае непредставления
налогоплательщиком налоговой декларации в
течение двух недель по истечении
установленного срока представления такой
декларации и в случае отказа от ее
представления. Приостановление операций по
счетам налогоплательщика - организации в
банке означает прекращение банком всех
расходных операций по данному счету, если
иное не предусмотрено ст. 76 НК РФ. Пунктом 9
указанной статьи установлено, что при
наличии решения о приостановлении операций
по счетам организации банк не вправе
открывать этой организации новые счета.
Иные случаи ограничения распоряжения
денежными средствами, находящимися на
счете, действующим законодательством не
предусмотрены.
Таким образом, положение
п. 7 Указа Президента N 1212 противоречит ст. 858
ГК РФ, так как неправомерно ограничивает
право клиента на распоряжение
счетом.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02.12.1990 N 395-1
"О
БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от
26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
22.12.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.1997 N
118-ФЗ
"О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ"
(принят
ГД ФС РФ 04.06.1997)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от
31.07.1998 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
16.07.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.07.1998 N
147-ФЗ
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ
ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
УКАЗ
Президента РФ от 18.08.1996 N 1212
"О МЕРАХ ПО
ПОВЫШЕНИЮ СОБИРАЕМОСТИ НАЛОГОВ И ДРУГИХ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ
ПЛАТЕЖЕЙ И УПОРЯДОЧЕНИЮ
НАЛИЧНОГО И БЕЗНАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО
ОБРАЩЕНИЯ"
"ПОРЯДОК ОТКРЫТИЯ СЧЕТОВ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ - ПРЕДПРИЯТИЯМ В
СООТВЕТСТВИИ С ПУНКТОМ 7 УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ
18 АВГУСТА 1996
Г. N 1212 "О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ
СОБИРАЕМОСТИ
НАЛОГОВ И ДРУГИХ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И УПОРЯДОЧЕНИЮ
НАЛИЧНОГО И
БЕЗНАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО
ОБРАЩЕНИЯ"
(утв. Минфином РФ 10.11.1996 N 95,
Госналогслужбой РФ 11.11.1996
N ПВ-6-12/773, ЦБ РФ
24.10.1996 N 349)
ПРИКАЗ Госналогслужбы РФ от
27.11.1998 N ГБ-3-12/309
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА И
УСЛОВИЙ ПРИСВОЕНИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ, А ТАКЖЕ
ИЗМЕНЕНИЯ ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО НОМЕРА
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА И ФОРМ
ДОКУМЕНТОВ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ УЧЕТЕ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ
ЮРИДИЧЕСКИХ
И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"
ПРИКАЗ
Госналогслужбы РФ от 23.12.1998 N ГБ-3-12/340
"ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ "СООБЩЕНИЕ БАНКА
НАЛОГОВОМУ ОРГАНУ ОБ
ОТКРЫТИИ
(ЗАКРЫТИИ) БАНКОВСКОГО СЧЕТА" И ПОРЯДКА ЕЕ
ЗАПОЛНЕНИЯ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Конституционного Суда РФ от 12.10.1998 N 24-П
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ПУНКТА 3 СТАТЬИ 11 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27 ДЕКАБРЯ 1991 ГОДА "ОБ ОСНОВАХ
НАЛОГОВОЙ
СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
Бизнес-адвокат, N 5, 2000