Типовые экспедиторские правила и гк
Н. МОРОЗОВА
Функционирование развитой
экономики предполагает формирование
особой сферы обслуживания - транспортно -
экспедиционной деятельности.
Осуществление этой деятельности
регламентируется различными правовыми
актами, в том числе международными
соглашениями, а также обычаями делового
оборота.
31 мая 1926 г. в Вене была основана
Международная федерация экспедиторских
ассоциаций (сокращенно ФИАТА) для защиты
интересов и содействия развитию
экспедиторской деятельности. Основателями
ФИАТА стали национальные ассоциации
экспедиторов из 16 европейских стран. На
начало 1998 г. в ФИАТА было 95 действительных
членов из 85 стран и более 2400
ассоциированных членов из 144 стран мира. В
1992 г. Российская ассоциация международных
экспедиторов была принята в Международную
федерацию экспедиторских ассоциаций.
Сейчас действует около двух десятков
разработанных ФИАТА документов, которые
регулируют различные аспекты
экспедиторской деятельности. Среди них
можно выделить Типовые экспедиторские
правила, принятые 2 октября 1996 г. на
Международном конгрессе ФИАТА в Каракасе
(далее - Правила). Они рекомендованы в
качестве образца при разработке
национальных нормативных актов,
регулирующих транспортно - экспедиторские
отношения, а также при выработке
национальных генеральных или общих
экспедиторских условий.
В России
применяются Общие условия деятельности
российских международных экспедиторов,
разработанные дирекцией Российской
ассоциации международных экспедиторов и
утвержденные общим собранием членов
ассоциации 18 апреля 1995 г. (далее - Общие
условия). Общие условия, как и Правила, не
имеют обязательной силы и могут
применяться как в международном, так и во
внутреннем российском экспедировании.
Правила могут быть включены сторонами в
договор не только в письменной, но и в
устной или любой другой форме.
В отличие
от этого российское законодательство
предусматривает необходимость заключения
договора транспортной экспедиции в
письменной форме (п. 1 ст. 802 ГК). Несоблюдение
этой формы не влечет недействительность
сделки, но лишает стороны оснований в
случае спора ссылаться в подтверждение
сделки и ее условий на свидетельские
показания, а несоблюдение простой
письменной формы внешнеэкономической
сделки влечет недействительность сделки (п.
п. 1, 3 ст. 162 ГК).
Российское
законодательство предъявляет более
высокие требования к форме
внешнеэкономической сделки, нежели
Правила. Поэтому, если совершается сделка с
участием иностранных лиц, то, согласно ч. 2 п.
1 ст. 165 Основ гражданского законодательства
Союза ССР и союзных республик 1991 г., форма
внешнеэкономических сделок, совершаемых
российскими юридическими лицами и
гражданами, независимо от места их
совершения, определяется
законодательством РФ. Норма является
императивной и не может быть изменена по
соглашению сторон.
Согласно п. 1.2 Правил
ссылка на их применение может быть сделана
как при заключении договора экспедиции, так
и после его заключения в порядке изменения
условий договора. В целях защиты интересов
экспедиторов установлено правило, что
независимо от времени совершения такой
ссылки стороны договора отменяют все его
другие условия, противоречащие Правилам,
кроме тех случаев, когда исключение этих
условий ведет к увеличению ответственности
или обязательств экспедитора. Для решения
вопроса о том, отменяет ли норма Правил
соответствующее положение договора,
необходимо определить, ставится ли
экспедитор, заключивший договор, в худшее
положение. Если ставится, то действует
соответствующее условие договора, в
противном случае действует положение
Правил.
Правила указывают, что термин
"экспедитор" означает физическое или
юридическое лицо, заключившее договор на
предоставление клиенту экспедиторских
услуг. Под экспедиторскими услугами
понимаются любого рода услуги, относящиеся
к осуществлению перевозки, консолидации,
хранения, складирования, обработки и
доставки товара адресату по назначению,
равным образом как и предоставление
вспомогательных и консультационных услуг,
относящихся к выполнению
вышеперечисленных работ, включая услуги,
связанные с таможенной очисткой, решением
налоговых вопросов, декларированием,
обеспечением страхования, производством
платежей, выпиской документов, относящихся
к товарам и их перевозке.
В отличие от
Правил ст. 801 ГК не дает определения термина
"экспедитор", однако можно сделать вывод,
что экспедитор - это одна из сторон договора
транспортной экспедиции, которая выполняет
или организует выполнение определенных
договором экспедиции услуг, связанных с
перевозкой груза. В качестве основных услуг
по договору транспортной экспедиции
законодатель перечисляет следующие:
организация перевозки груза транспортом и
по маршруту, избранным экспедитором или
клиентом; заключение экспедитором от имени
клиента или от своего имени договора
перевозки грузов; обеспечение отправки или
получения груза, а также другие услуги,
связанные с перевозкой (ч. 2 п. 1 ст. 801 ГК). К
дополнительным услугам относятся:
получение требующихся для экспорта или
импорта документов; выполнение таможенных
и иных формальностей; проверка количества и
состояния груза; его погрузка и выгрузка;
уплата пошлин, сборов и других расходов,
возлагаемых на клиента; хранение груза, его
получение в пункте назначения, а также
выполнение иных операций и услуг,
предусмотренных договором.
Перечень
экспедиторских услуг по ГК - открытый, а по
Правилам - исчерпывающий. Его
целесообразнее оставить открытым, так как
это позволяет развивать предоставление и
других услуг, способствующих более
рациональной, быстрой и качественной
доставке грузов.
Для выполнения
экспедитором своих обязанностей, если это
необходимо, клиент должен выдать
контрагенту доверенность (п. 2 ст. 802 ГК).
Доверенность необходима в тех случаях,
когда экспедитор действует от имени
клиента. В Общих условиях и Правилах нет
какого-либо указания на выдачу
доверенности; вместо нее в качестве
дополнительного документа упоминается
соответственно экспедиторское поручение
или просто поручение. Согласно Общим
условиям экспедиторским поручением
является документ, выдаваемый заказчиком
экспедитору на организацию перевозки и
транспортно - экспедиционное обслуживание
груза заказчика. Экспедиторское поручение
может быть выдано в рамках заключенного
договора транспортной экспедиции (тогда
экспедитор принимает такое поручение к
исполнению немедленно по его получении), но
может быть и разовым (в этом случае на
исполнение такого поручения необходимо
подтверждение экспедитора). Подтвержденное
экспедитором экспедиторское поручение
рассматривается как заключенный договор
транспортной экспедиции.
В ст. 8 Правил
закреплено, что экспедитор должен
предоставлять услуги в соответствии с
полученным им от клиента поручением. В
случае, если поручение неточное, неполное
или не соответствует договору, экспедитор
имеет право на риск и за счет клиента
действовать так, как он считает подходящим
в сложившейся обстановке. Экспедитору
предоставляется широкая свобода действий;
он может действовать на риск клиента тогда,
когда тот прямо не выразил свое согласие на
определенные действия, например, при
неполном поручении. При несоответствии
поручения договору экспедитор может
действовать так, как он считает нужным, и
эти действия могут отличаться как от тех,
которые предусмотрены договором, так и от
тех, которые предусмотрены не
соответствующим договору поручением.
В
соответствии с Правилами, если иное не
согласовано, экспедитор может, не ставя в
известность клиента, организовать
перевозку на палубе или в трюме, выбрать или
заменить транспортное средство, маршрут
перевозки, порядок обработки товаров, их
хранения и перевозки. Эта норма не ставит
клиента в худшее положение по сравнению с
тем, если бы экспедитор по поводу
предстоящих действий должен был
советоваться с клиентом, так как экспедитор
- это профессионал, обладающий необходимыми
знаниями для рациональной и качественной
доставки грузов в обусловленное место.
Клиент обычно не так компетентен в сфере
транспортной экспедиции; именно поэтому он
обращается за услугами к экспедитору. В
соответствии с этим целесообразнее
предоставить экспедитору свободу действий,
одновременно не допуская злоупотреблений с
его стороны, установив, что он обязан
действовать с должным старанием и
ответственностью.
По российскому
законодательству положения о выборе
транспорта, маршрута и т.п. должны быть
прямо закреплены в договоре, т.е. экспедитор
не наделяется столь широкими полномочиями,
какие предусмотрены Правилами. В договоре
должны быть прямо определены услуги,
которые предоставляет экспедитор. Если же
предусмотрено, что экспедитор организует
перевозку, но не указано, кто выбирает
маршрут или транспорт, то предполагается,
что это делает экспедитор. В
рассматриваемом случае мы снова
сталкиваемся с различными концепциями.
Если в Правилах презюмируется, что
экспедитор - это организатор перевозки, то в
ГК предусматривается, что договором
транспортной экспедиции могут быть
предусмотрены обязанности экспедитора
организовать перевозку груза транспортом и
по маршруту, избранным экспедитором или
клиентом, а могут и не быть
предусмотрены.
Большое количество норм
Правил посвящено вопросу ответственности
экспедитора перед клиентом. Правила
различают две ситуации: когда экспедитор не
является принципалом, т.е. не выступает в
качестве перевозчика, и когда выступает в
таком качестве. В последнем случае
экспедитор фактически осуществляет
перевозку своими транспортными средствами
(фактический перевозчик) или выписывает
свой собственный транспортный документ,
либо иным образом выражает намерение взять
на себя ответственность перевозчика
(договорный перевозчик). Экспедитор не
считается ответственным в качестве
перевозчика, если клиент - заказчик получил
транспортный документ, выписанный другим
лицом, и если в течение разумного времени
клиент не доказал, что экспедитор несет
ответственность в качестве перевозчика.
Если экспедитор не является принципалом,
он несет ответственность при условии, что
им не проявлено должного старания и не
приняты необходимые меры для
предотвращения ущерба. Экспедитор не несет
ответственности за действия и упущения
третьей стороны (перевозчиков, владельцев
складов, работников складов, портовых
властей, портовых работников, других
экспедиторов), если проявил должное
старание и ответственность при подборе
третьей стороны, при выдаче ей поручения и
при контроле за его выполнением.
Перечисленные основания освобождения от
ответственности за действия третьих лиц
схожи с основаниями освобождения
комиссионера от ответственности перед
комитентом за неисполнение третьим лицом
сделки, если комиссионер проявил
необходимую осмотрительность в выборе
этого лица (п. 1 ст. 993 ГК), но Правила налагают
на экспедитора обязанность проявлять
должное старание не только при выборе
третьего лица, но и при контроле за
выполнением им своих обязанностей.
Экспедитор же, действующий в качестве
принципала, является ответственным за
действия и упущения третьей стороны,
которую он нанял для выполнения договора
перевозки или прочих услуг, в той мере, в
какой он был бы ответственен, если бы такие
действия и упущения были совершены им
самим.
В российском законодательстве
ответственность экспедитора построена по
другой системе, что определяется
отсутствием нормативного закрепления
разделения приведенных видов экспедиции.
ГК устанавливает единые основания
ответственности экспедитора: за
неисполнение или ненадлежащее исполнение
обязанностей по договору транспортной
экспедиции экспедитор несет
ответственность в размере и по основаниям,
предусмотренным гл. 25. Если нарушение
обязательства вызвано ненадлежащим
исполнением договора перевозки, то
ответственность экспедитора перед
клиентом определяется по тем правилам, по
которым перед экспедитором отвечает
перевозчик (ч. 2 ст. 803 ГК). По российскому
законодательству клиенту всегда
противостоит экспедитор, даже если не он, а
перевозчик допустил какие-либо нарушения.
Вызвано ли нарушение обязательств
ненадлежащим исполнением договора
перевозки или нет, это имеет значение
только лишь для того, чтобы определить, по
каким основаниям и в каком размере за
утрату, порчу, повреждение, задержку в
доставке груза отвечает перед клиентом
экспедитор. Данное правило установлено для
защиты интересов экспедитора, так как в
противном случае были бы возможны ситуации,
когда экспедитор нес ответственность в
большем объеме, чем перевозчик перед
экспедитором или же нес ответственность в
тех случаях, когда перевозчик согласно
транспортным уставам или кодексам не несет
такой ответственности.
Если в ГК в
качестве общего правила установлено, что за
неисполнение или ненадлежащее исполнение
договора транспортной экспедиции
экспедитор возмещает убытки в полном
объеме, то в Общих условиях предусмотрено,
что экспедитор несет ответственность за
действительный ущерб и кроме того,
действует принцип вины как условия для
возложения ответственности на экспедитора.
Это не противоречит нормам ГК, так как,
например, по поводу объема возмещения
понесенных убытков ст. 15 ГК устанавливает,
что лицо, право которого нарушено, может
потребовать полного возмещения
причиненных ему убытков, если законом или
договором не предусмотрено возмещение
убытков в меньшем размере. Как было
отмечено выше, Общие условия применяются,
если в договоре существует ссылка на них,
т.е. выполняется условие ст. 15 ГК о том, что
договором может быть предусмотрено
возмещение убытков в меньшем размере.
При определении размера ответственности
Правила устанавливают, что экспедитор не
несет ответственности за прямые или
косвенные убытки, понесенные в результате
потери прибыли, рынка и т.д. Правила
предусматривают денежные ограничения за
утрату товара и ущерб, нанесенный товару, за
задержку в доставке товара, если экспедитор
отвечает за убытки, связанные с
задержкой.
Важнейшая обязанность
клиента по ГК, помимо возмещения расходов и
выплаты вознаграждения, - предоставить
правильную и полную информацию о грузе, его
свойствах, условиях перевозки и т.п. При
неполноте информации, когда клиент не
предоставляет экспедитору необходимых
сведений, последний вправе не приступать к
исполнению своих обязанностей до
предоставления таких данных. Правила не
содержат аналогичной нормы, но указывают,
что клиент несет ответственность перед
экспедитором за все потери, убытки, расходы,
затраты и официальные сборы, понесенные
экспедитором в связи с неполной
информацией.
По ст. 806 ГК любая из сторон
вправе отказаться от исполнения договора
транспортной экспедиции, предупредив об
этом другую сторону в разумный срок. При
этом сторона, заявившая об отказе,
возмещает другой стороне убытки, вызванные
расторжением договора.
В соответствии с
Правилами, экспедитор имеет право
отказаться от перевозки товаров по
заключенному договору, если выполнение
экспедитором своих обязательств находится
под угрозой срыва вследствие возможных
помех, препятствий или любых рисков,
включая угрозу состоянию товаров. Этот срыв
не должен быть вызван ошибками или
небрежностью экспедитора, а также нужно,
чтобы угроза срыва не могла быть
предотвращена путем принятия разумных мер.
При одновременном наличии трех
перечисленных условий экспедитор может
отказаться от договора и по мере
возможности вправе передать товары или
любую их часть клиенту в месте, которое, по
мнению экспедитора, является безопасным,
удобным и пригодным для такого действия.
Экспедитор не только не должен возместить
клиенту убытки, но, напротив, он имеет право
на получение согласованного по договору
вознаграждения и компенсации, а клиент
обязан оплатить любые дополнительные
затраты и расходы.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ
АКТЫ
"ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И РЕСПУБЛИК"
(утв. ВС СССР 31.05.1991 N 2211-1)
"ГРАЖДАНСКИЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ
ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС
РФ 21.10.1994)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 26.01.1996 N
14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
Законность, N 4, 2000