Вновь на развилке законных путей
А. СОЛОВЬЕВ, Г. ЛОБАНОВ
Федеральный закон
от 2 января 2000 г. N 36-ФЗ "О внесении изменений
в Закон РФ "О налоге на добавленную
стоимость", как видно из его названия, внес
определенные коррективы в действующее
законодательство в части взимания налога
на добавленную стоимость. Среди прочих
нововведений были внесены изменения и в п. 1
"х" ст. 5 Закона РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О
налоге на добавленную стоимость".
Данная перемена в законодательстве об НДС
не вполне обрадовала российских инвалидов,
а точнее, ту их часть, которая трудится по
мере своих сил на предприятиях, на которых
не менее 50 процентов общей численности
составляют работники - инвалиды и уставный
капитал полностью состоит из вкладов
общественных организаций инвалидов,
которые, увы, не имеют статуса
общероссийских. А по нынешним временам
статус общественной организации инвалидов
стал критерием при предоставлении льгот по
НДС.
Предыдущая редакция п. 1 "х" ст. 5
упомянутого Закона предусматривала
следующее:
"1. От налога на добавленную
стоимость освобождаются:
...х) товары (за
исключением подакцизных, минерального
сырья и полезных ископаемых, а также других
товаров по перечню, утверждаемому
Правительством Российской Федерации по
представлению общероссийских общественных
организаций инвалидов), работы, услуги (за
исключением брокерских и иных
посреднических услуг), производимые и
реализуемые предприятиями, в которых
инвалиды составляют не менее 50 процентов от
общей численности работников. При этом
данная льгота не распространяется на
предприятия (за исключением предприятий,
находящихся в собственности общественных
организаций инвалидов, а также
хозяйственных обществ, уставный капитал
которых состоит полностью из вклада
общественных организаций инвалидов),
осуществляющие снабженческо - сбытовую,
торговую или закупочную деятельность".
Новая редакция гласит:
"1. От налога на
добавленную стоимость освобождаются:
х)
товары (за исключением подакцизных товаров,
минерального сырья и полезных ископаемых, а
также других товаров по перечню,
утверждаемому Правительством Российской
Федерации по представлению общероссийских
общественных организаций инвалидов),
работы, услуги (за исключением брокерских и
иных посреднических услуг), производимые и
(или) реализуемые организациями, среди
работников которых не менее 50 процентов
общей численности составляют инвалиды и
уставный капитал которых полностью состоит
из вкладов общероссийских общественных
организаций инвалидов".
"Новогодний
подарок" упомянутой выше части инвалидов
состоит в том, что предприятия, на которых
они трудятся, лишились имевшихся у них
льгот по НДС, что ухудшает как положение
этих предприятий, так и их работников,
включая инвалидов, да и интересы
общественных организаций инвалидов не
"общероссийского" масштаба также
ущемлены.
Неправомерность подобного
подхода как противоречащего Конституции РФ
была установлена Постановлением
Конституционного Суда РФ N 18-П от 23 декабря
1999 г.
Конституционным Судом была
рассмотрена жалоба Всероссийского фонда
социально - правовой защиты и реабилитации
инвалидов и 15 региональных и
межрегиональных общественных организаций
инвалидов, которые оспаривали
конституционность п. "б" ст. 6 Федерального
закона от 4 января 1999 г. По мнению
заявителей, в соответствии с этой нормой от
уплаты страховых взносов в государственные
социальные внебюджетные фонды
освобождаются лишь общероссийские
общественные организации инвалидов (в том
числе созданные как союзы общественных
организаций инвалидов), их региональные и
территориальные организации и организации,
единственным собственником имущества
которых они являются; тем самым
общественные организации инвалидов, не
входящие в состав общероссийских
общественных организаций инвалидов,
ставятся в худшее положение, чем нарушаются
ст. ст. 7 (ч. 2), 13 (ч. 4), 15 (ч. 1), 19 (ч. ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3)
Конституции РФ.
Рассмотрев требования
инвалидов, Конституционный Суд
постановил:
"Признать не
соответствующим Конституции РФ, ее статье 19
(части 1 и 2), пункт "б" статьи 6 Федерального
закона от 4 января 1999 года "О тарифах
страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации,
Государственный фонд занятости населения
Российской Федерации и в фонды
обязательного медицинского страхования на
1999 год" в той части, в какой он не
освобождает от уплаты страховых взносов в
государственные социальные внебюджетные
фонды общественные организации инвалидов,
не входящие в состав общероссийских
общественных организаций инвалидов".
Таким образом, новая редакция п. 1 "х" ст. 5
Закона РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на
добавленную стоимость" принята без учета
подхода, выработанного Постановлением
Конституционного Суда РФ и противоречит
Конституции.
Имеются в Федеральном
законе N 36-ФЗ от 2 января 2000 г. расхождения не
только с Конституцией РФ, но и с Налоговым
кодексом РФ.
Согласно ст. 2 данного
Закона он вступает в силу с 1 января 2000 г.
Данное положение не соответствует п. п. 1 и 2
ст. 5 НК РФ, в соответствии с которыми:
"1.
Акты законодательства о налогах вступают в
силу не ранее чем по истечении одного
месяца со дня их официального
опубликования и не ранее 1-го числа
очередного налогового периода по
соответствующему налогу, за исключением
случаев, предусмотренных настоящей
статьей.
2. Акты законодательства о
налогах и сборах, устанавливающие новые
налоги и (или) сборы, повышающие налоговые
ставки, размеры сборов, устанавливающие или
отягчающие ответственность за нарушение
законодательства о налогах и сборах,
устанавливающие новые обязанности или иным
образом ухудшающие положение
налогоплательщиков или плательщиков
сборов, а также иных участников отношений,
регулируемых законодательством о налогах и
сборах, обратной силы не имеют", (в ред.
Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ).
Таким образом, в части, касающейся
вступления в силу Федерального закона N 36-ФЗ
от 2 января 2000 г., требования Налогового
кодекса РФ нарушены дважды: Закон вступил в
силу ранее, чем через месяц после его
опубликования, и он имеет обратную силу -
принят 2 января 2000 г., а вступил в силу с 1
января 2000 г.
Полагаем, что упомянутые
несоответствия вновь принятых изменений в
Закон РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на
добавленную стоимость" должны быть
устранены.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием
12.12.1993)
ЗАКОН РФ от 06.12.1991 N 1992-1
"О НАЛОГЕ
НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
"НАЛОГОВЫЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ
ПЕРВАЯ)"
от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС
РФ 16.07.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 04.01.1999 N
1-ФЗ
"О ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ,
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ,
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И
В
ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ НА 1999 ГОД"
(принят ГД ФС РФ
18.12.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09.07.1999 N
154-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И
ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ НАЛОГОВОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят
ГД ФС РФ 23.06.1999)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02.01.2000
N 36-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О НАЛОГЕ НА
ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
(принят ГД ФС РФ
03.12.1999)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного
Суда РФ от 23.12.1999 N 18-П
"ПО ДЕЛУ О
ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ
ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЕЙ
1, 2, 4 И 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА ОТ 4 ЯНВАРЯ 1999 ГОДА "О ТАРИФАХ
СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД
СОЦИАЛЬНОГО
СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД
ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ФОНДЫ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ НА 1999 ГОД" И СТАТЬИ 1
ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА ОТ 30 МАРТА 1999 ГОДА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ
ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФОНД ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И В ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НА 1998
ГОД" В
СВЯЗИ С ЖАЛОБАМИ ГРАЖДАН, ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
ИНВАЛИДОВ И ЗАПРОСАМИ
СУДОВ"
Бизнес-адвокат, N 7, 2000