Правозащитные функции военной прокуратуры в современных условиях
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В.З. ГУЩИН
Гущин
Владимир Захарович - заведующий отделом НИИ
проблем укрепления законности и
правопорядка при Генеральной прокуратуре
РФ, доктор юридических наук.
Органы
военной прокуратуры включены в единую
систему прокуратуры России, которая от
имени Российской Федерации осуществляет
надзор за соблюдением Конституции нашей
страны и исполнением действующих на ее
территории законов, выполняет иные функции,
установленные Федеральным законом "О
прокуратуре Российской Федерации".
В
статье 1 данного Закона указывается, что в
целях обеспечения верховенства закона,
единства и укрепления законности, защиты
прав и свобод человека и гражданина, а также
охраняемых законом интересов общества и
государства прокуратура Российской
Федерации осуществляет надзор за
исполнением законов, соблюдением прав и
свобод человека и гражданина федеральными
министерствами, государственными
комитетами, службами и иными федеральными
органами исполнительной власти,
представительными (законодательными) и
исполнительными органами субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления, органами военного
управления, органами контроля, их
должностными лицами, органами управления и
руководителями коммерческих и
некоммерческих организаций, а также за
соответствием законам издаваемых ими
правовых актов. Кроме того, прокуратура
осуществляет надзор за исполнением законов
органами, осуществляющими оперативно -
розыскную деятельность, дознание и
предварительное следствие, за исполнением
законов судебными приставами и
администрациями органов и учреждений,
исполняющих наказание и применяющих
назначаемые судом меры принудительного
характера, администрациями мест содержания
задержанных и заключенных под стражу.
Помимо надзора, прокуроры в названных выше
целях осуществляют также уголовное
преследование в соответствии с
полномочиями, установленными уголовно -
процессуальным законодательством России;
координацию деятельности
правоохранительных органов по борьбе с
преступностью; участвуют в рассмотрении
дел судами, опротестовывают приговоры,
определения и постановления судов;
принимают участие в правотворческой
деятельности.
Военная прокуратура,
осуществляя задачи, возложенные на
прокуратуру Российской Федерации, в
отличие от других органов прокуратуры,
осуществляет свои полномочия в Вооруженных
Силах России, других войсках, воинских
формированиях и органах, созданных в
соответствии с федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами.
Главный военный прокурор и подчиненные ему
прокуроры обладают в пределах своей
компетенции полномочиями, определенными
Федеральным законом "О прокуратуре
Российской Федерации", и осуществляют их
независимо от командования и органов
военного управления в соответствии с
законодательством Российской Федерации
<*>.
--------------------------------
<*> См.:
Федеральный закон "О прокуратуре
Российской Федерации" (в редакции
Федерального закона от 10 февраля 1999
года).
Говоря о правозащитной функции
прокуратуры, следует отметить, что данное
понятие обладает достаточно широким
смысловым значением. Термин "защита" во
многих случаях является синонимом термина
"охрана", поскольку российским
законодательством оба этих термина
используются для обозначения деятельности,
которая состоит в обеспечении и соблюдении
установленных прав и свобод граждан и
законных интересов общества и
государства.
Так, в ст. 2, 45, 46, 71
Конституции России говорится о
государственной защите прав и свобод
человека и гражданина, а в ст. 21, 35, 82 - об
охране этих прав и свобод.
В то же время
филологами понятие "защита" трактуется в
более узком смысловом значении, в частности
в смысле охраны и защиты обиженного. В
"Словаре русского языка" С.И. Ожегова
сказано: "Защитить... охраняя, оградить от
посягательств, от враждебных действий, от
опасности. Защитить обиженного..." <*>.
--------------------------------
<*> Ожегов С.И.
Словарь русского языка. М.,
1989.
Правозащитные функции были присущи
российской прокуратуре, в том числе и
органам военной прокуратуры, всегда. Однако
защита, охрана от посягательств прав и
свобод человека и гражданина, а
применительно к военным прокурорам - защита
прав и свобод военнослужащих, членов их
семей, в законодательных актах о
прокуратуре в специальное направление
работы не выделялась и "растворялась" среди
других направлений ее деятельности. На
первом плане стояла задача защиты и охраны
от всяких посягательств общественного
строя, политической и экономической систем
государства, а в армии - безопасности
страны, боеспособности и боевой готовности
ее Вооруженных Сил, установленного порядка
несения воинской службы.
В действующем
Законе "О прокуратуре Российской Федерации"
надзор за соблюдением прав и свобод
человека выделен в отдельное направление.
Ему посвящена специальная глава, в которой
определены предмет надзора, полномочия в
этой области, средства и формы
прокурорского реагирования на нарушения
прав и свобод человека и гражданина. Лицо,
впервые назначенное на должность прокурора
или следователя, принимает присягу и
торжественно клянется, наряду с другими
требованиями, непримиримо бороться с
любыми нарушениями закона, активно
защищать интересы личности, общества и
государства, чутко и внимательно
относиться к предложениям, заявлениям и
жалобам граждан, соблюдать объективность и
справедливость при решении судеб людей (ст.
26, 27, 28, 40).
Эти нормы - требования
непосредственно вытекают из содержания ст.
2 Конституции Российской Федерации:
человек, его права и свободы являются
высшей ценностью, а признание, соблюдение и
защита прав и свобод человека и гражданина -
обязанность государства.
Таким образом,
защита прав и свобод гражданина в настоящее
время представляет непременную специально
выделенную в законодательстве функцию
прокурорского надзора в Российской
Федерации. Возложение на прокуратуру
защиты как прав и свобод человека и
гражданина, так и охраняемых законом
интересов общества и государства не
содержит в себе какого-либо противоречия,
поскольку интересы государства и его
граждан выступают в органическом единстве.
Как обоснованно указывается в Комментарии
к Федеральному закону "О прокуратуре
Российской Федерации", "охраняя права и
свободы граждан, мы одновременно защищаем
общественные и государственные интересы. И,
наоборот, без обеспечения государственных
и общественных интересов невозможно
обеспечить права и свободы граждан" <*>. В
этом единстве возложенных на прокуратуру
обязанностей, на наш взгляд, и раскрывается
содержание правозащитной функции
прокуратуры. Военные прокуроры, выполняя
возложенную на них правозащитную функцию,
активно используют свои полномочия в
данной области.
--------------------------------
<*> См.: Комментарий к Федеральному закону
РФ "О прокуратуре Российской Федерации". М.,
1996. С. 18.
Так, в 1998 г. в процессе надзора за
исполнением законов и соблюдением органами
военного управления и их должностными
лицами прав и свобод военнослужащих, членов
их семей, рабочих и служащих Вооруженных
Сил выявлено 34405 нарушений законов, в том
числе 5613 случаев принятия незаконных
правовых актов, в большинстве своем грубо
нарушающих права и свободы военнослужащих,
законные интересы воинских частей,
учреждений и организаций Вооруженных Сил. В
целях восстановления нарушенных прав и
свобод военными прокурорами принесено 3807
протестов, вынесено 8414 представлений с
требованием об устранении выявленных
правонарушений. В интересах военнослужащих
и воинских частей в суды направлено более
1000 заявлений (исков), из которых 90 процентов
судами удовлетворено. По инициативе
военных прокуроров виновные привлечены к
ответственности: дисциплинарной - 11623
человека, материальной - 3660 лиц. Сотни
нарушителей наказаны в уголовном
порядке.
Аналогичная работа
проводилась военными прокурорами и в 1999 г.
Согласно статистическим данным о работе
военных прокуроров ими выявлено в войсках и
силах флота 40,9 тыс. нарушений законов, 6,7
тыс. незаконных правовых актов. По
материалам надзорных проверок возбуждено
2025 уголовных дел, внесено 9531 представление,
привлечено к дисциплинарной и материальной
ответственности свыше 17 тыс. виновных лиц,
возмещен материальный ущерб на сумму 1342
млн. рублей. Восстановлены нарушенные права
более 245 тыс. военнослужащих и членов их
семей.
В подтверждение данных о
деятельности военных прокуроров по защите
прав граждан в истекшем году можно привести
следующие примеры.
В ходе проведенной в
1999 г. Главной военной прокуратурой
совместно с работниками центрального
аппарата Генеральной прокуратуры РФ
проверки в Минобороне, Минфине, Минтруде и
Минэкономике выявлены многие нарушения
законодательства о социальной защите
военнослужащих и членов их семей в части
ненадлежащего исполнения нормативно -
правовых актов, предусматривающих права и
льготы военнослужащих на жилье (выдача
государственных жилищных сертификатов), а
также соблюдения их прав при отселении из
высвобождаемых закрытых и обособленных
военных городков. По результатам проверки
Правительством РФ принят ряд
постановлений, определяющих порядок
передачи высвобожденных военных городков в
собственность субъектов Федерации и
муниципальную собственность, а также
порядок реализации движимого военного
имущества.
Прокурорской проверкой,
проведенной прокуратурой Ракетных войск
стратегического назначения, было
установлено, что начальником ФЭУ РВСН
генерал - майором Гусевым С.Ю. командирам
подчиненных воинских частей даны
противоречащие закону указания об
ограничении 40-процентным размером выплат
единовременного пособия увольняемым с
воинской службы. Его же указанием был
безосновательно сужен круг лиц, имеющих
право на компенсационные выплаты за
поднаем жилья. По протесту военного
прокурора оба решения отменены.
Военными прокурорами Сибирского военного
округа осуществлен в 1999 г. комплекс
надзорных мероприятий под условным
наименованием "Операция "Здоровье", которым
было охвачено около 100 воинских частей и
учреждений. Восстановлены нарушенные права
около 1,5 тыс. военнослужащих по призыву.
Этими же прокурорами проведен ряд проверок
исполнения законодательства об охране
ядерных и высокорисковых производств; о
предупреждении террористических актов с
использованием оружия массового поражения,
о соблюдении законности при ввозе,
захоронении, утилизации радиоактивных и
иных вредных для здоровья человека и
окружающей природной среды отходов военной
деятельности. На основании документов
прокурорского реагирования принимаются
конкретные меры к устранению выявленных
нарушений.
В работе Главной военной
прокуратуры стала правилом практика
ежегодного рассмотрения вопросов
исполнения законодательства о социальной
защите военнослужащих и других лиц на
заседании коллегии ВП. В Федеральное
Собрание и Правительство России
направляется информация о нарушениях прав
военнослужащих и ветеранов, готовятся
предложения по совершенствованию
законодательства об их социальной
защите.
Свою правозащитную функцию
военные прокуроры осуществляют не только
путем надзора за исполнением законов и
соблюдением прав и свобод военнослужащих
органами военного управления,
учреждениями, командирами (начальниками) и
другими должностными лицами и за
соответствием законам издаваемых ими
правовых актов. Большое внимание они
уделяют защите прав военнослужащих в
процессе осуществления надзора за
исполнением законов органами дознания и
предварительного следствия, исполнением
законов органами ФСБ об оперативно -
розыскной деятельности, а также в ходе
проверок законности содержания
военнослужащих на гауптвахтах.
Только в
1999 г. военными прокурорами прекращено 99
уголовных дел, возбужденных органами
дознания и военными следователями без
законных поводов и оснований. В тот же
период ими отменено 612 необоснованных
постановлений о прекращении уголовных дел.
В ходе прокурорских проверок законности
содержания арестованных на гауптвахтах
выявлено 1510 нарушений, восстановлены
нарушенные права 1371 военнослужащего.
В
соответствии с Федеральным законом "О
прокуратуре Российской Федерации", кроме
перечисленных выше функций, военная
прокуратура осуществляет уголовное
преследование (в рамках полномочий,
установленных уголовно - процессуальным
законодательством России). При реализации
этой функции военному прокурору не
обязательно самому возбуждать уголовные
дела, проводить следственные действия,
привлекать виновных к уголовной
ответственности. Главная его задача -
следить за тем, чтобы при этом не нарушались
законы, чтобы виновные привлекались к
ответственности только в соответствии с
установленным порядком и чтобы не были
привлечены к ответственности невиновные.
Прокурор выступает здесь в двух ипостасях:
как представитель государства, принимающий
меры к справедливому, правомерному
наказанию лиц, совершивших преступления, и
как представитель государства, защищающий
интересы государства, права и свободы
граждан, в отношении которых было совершено
преступление. Таким образом, уголовное
преследование со стороны военного
прокурора также является одним из
элементов его правозащитной функции и
применяется только в тех случаях, когда
нарушен уголовный закон.
Важная роль в
правозащитной деятельности военного
прокурора принадлежит его участию в
рассмотрении дел судами. В соответствии с
действующим законодательством прокурор,
поддерживая государственное обвинение,
убедившись, что в ходе судебного
разбирательства предъявленное подсудимому
обвинение не подтверждается, обязан
отказаться от него и изложить суду мотивы
отказа. Участвуя в рассмотрении уголовного
дела, прокурор обращает внимание суда на
незаконные действия любого из участников
процесса, мешающие или могущие мешать
установлению истины по делу. Кроме того,
прокурор обязан опротестовать любое
противоречащее закону решение, приговор,
определение и постановление суда вне
зависимости от того, во вред или в пользу
обвинения или защиты они могут быть
использованы.
Что касается участия
военного прокурора в гражданском или
арбитражном судах, то он выступает здесь,
как правило, выразителем интересов органов
военного управления и публичных интересов
(при предъявлении исков в интересах больших
групп военнослужащих, членов их семей и
т.д.).
В 1999 г. военными прокурорами в
порядке гражданского судопроизводства
предъявлено исков: в интересах
военнослужащих и иных граждан - 466, в
интересах государства и общества - 3326. С
участием прокуроров только в судебных
заседаниях по первой инстанции за этот год
рассмотрено 3438 гражданских дел. При этом 90
процентов судебных решений вынесено в
соответствии с заключением прокурора. В
порядке арбитражного судопроизводства
военные прокуроры участвовали в
рассмотрении 253 дел.
В аспекте борьбы с
экономическими правонарушениями задача
полного и своевременного возмещения
причиненного государству ущерба занимает
одно из центральных мест в деятельности
военных прокуроров.