Особенности правового регулирования организации и деятельности транснациональных групп
И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ
ГРУПП
В.Н. ПЕТУХОВ
Петухов Владимир
Николаевич - старший научный сотрудник
ИЗиСП, кандидат юридических наук.
Одна из
наиболее важных целей деятельности многих
финансово - промышленных групп -
восстановление хозяйственных связей между
предприятиями, находившимися в
технологической и экономической
зависимости друг от друга, но
расположенными в различных регионах
России, а также в бывших союзных
республиках, которые ныне
конституировались в качестве суверенных
государств.
Правовой основой
организации и деятельности таких групп
явился Федеральный закон "О финансово -
промышленных группах" <*>. Статья 4 этого
Закона ввела понятие транснациональной
финансово - промышленной группы и
межгосударственной (международной)
финансово - промышленной группы. В
соответствии с ней транснациональные
финансово - промышленные группы должны
регистрироваться в том случае, если среди
их участников есть юридические лица,
находящиеся под юрисдикцией государств -
участников СНГ, имеющие обособленные
подразделения на территории этих
государств либо осуществляющие здесь
капитальные вложения. Если
транснациональная финансово - промышленная
группа создается на основе
межправительственного соглашения, ей
присваивается статус межгосударственной
(международной) ФПГ. Соответствующим
межправительственным соглашением
устанавливаются особенности создания,
деятельности и ликвидации такой группы.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст.
4697.
В отличие от транснациональных
финансово - промышленных групп для
участников межгосударственных
(международных) ФПГ национальный режим
устанавливается упомянутыми
межправительственными соглашениями на
основе взаимности. В порядке и на условиях,
устанавливаемых Правительством Российской
Федерации, им могут предоставляться
таможенные тарифные льготы по товарам,
перемещаемым через границу в рамках
деятельности этих групп.
Практика
показывает, что формирование
транснациональных и межгосударственных
финансово - промышленных групп, как правило,
проходит два этапа. На первом - создается
российская ФПГ, а на втором этапе
прорабатываются вопросы ее расширения за
счет включения предприятий и финансово -
кредитных структур других государств. Так,
в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации "О дополнительных
мерах по повышению эффективности
реализации Президентской программы
"Развитие электронной техники в России" и
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 18 декабря 1997 года N 1583 <*>
было создано акционерное общество
"Российская электроника", где 51 процент
акций федеральной собственности закреплен
как российская часть межгосударственной
финансово - промышленной группы,
создаваемой совместно с другими
государствами СНГ.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 52. Ст. 5925.
Формирование
межгосударственных транснациональных
финансово - промышленных групп происходит
не только за счет предприятий стран - членов
СНГ, но и предприятий стран Балтии и
дальнего зарубежья. Решениями
Правительства РФ одобрено создание, по
сути, межгосударственных финансово -
промышленных групп "Российский авиационный
консорциум" и "Международные авиамоторы",
"Гранит", "Аэрофин". В качестве
транснациональной группы зарегистрирована
ФПГ "Нижегородские автомобили", участниками
которой стали восемь предприятий пяти
государств СНГ и Латвийской Республики.
Активную работу по созданию
межгосударственной правовой базы для
формирования и деятельности таких
объединений, оказанию помощи в подготовке
необходимых документов инициаторам
создания межгосударственных ФПГ ведет
Министерство по делам СНГ. Отраслевыми
министерствами РФ разрабатываются
прогнозы формирования транснациональных
экономических структур с участием
предприятий и организаций
машиностроительного комплекса.
В
апреле 1994 года главами правительств России
и ряда государств - участников СНГ было
подписано "Соглашение о содействии в
создании и развитии производственных,
коммерческих, кредитно - финансовых,
страховых и смешанных транснациональных
объединений", которое стало базовым
нормативно - правовым документом по
созданию межгосударственных ФПГ в рамках
стран содружества. Однако законодательства
многих государств по-разному определяют
правовое положение финансово -
промышленных групп. Поэтому на основе
данного документа Правительством России
заключены двусторонние соглашения с
правительствами Белоруссии, Казахстана,
Узбекистана и Кыргызстана об основных
принципах создания совместных ФПГ. Это
явилось необходимым условием для
формирования таких групп.
В создании
транснациональных финансово - промышленных
групп с участием предприятий государств
СНГ возникают немалые трудности, связанные
с разницей в темпах и методологии
осуществления экономических
преобразований, с неразвитостью нормативно
- правовой базы, с недостаточной
проработкой схем финансово -
экономического и производственно -
технического взаимодействия в
межгосударственном аспекте. Поэтому
необходимо создавать согласованные
механизмы государственного регулирования
процесса образования совместных структур,
а также государственной поддержки
транснациональных структур.
В качестве
примера можно привести Постановление
Правительства Российской Федерации "О
мерах государственной поддержки
транснациональной промышленно - финансовой
группы "Точность" от 13 октября 1997 года N 1308
<*>, в соответствии с которым в
доверительное управление центральной
компании этой группы передано 38 процентов
акций АО "Вятско - Полянский
машиностроительный завод "Молот". Кроме
того, российским организациям, входящим в
эту группу, предоставлено право
самостоятельно определять сроки
амортизации оборудования, направлять
полученные средства на финансирование
инвестиционных проектов, а также ряд иных
льгот и гарантий.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4789.
Для дальнейшего
развития крупных транснациональных и
межгосударственных объединений и
финансово - промышленных групп необходимо
решить целый комплекс правовых вопросов.
Это в первую очередь вопросы
налогообложения, таможенных пошлин и
порядка перемещения через государственные
границы продукции между предприятиями в
рамках одной и той же ФПГ. Сюда же следует
отнести и систему взаиморасчетов и
взаимоотношений банков и других финансово -
кредитных учреждений, находящихся в
странах содружества. Негативно сказывается
и различный подход к регулированию
отношений собственности в этих
государствах.
Значительное место в
решении основных организационно - правовых
вопросов создания и деятельности
транснациональных финансово - промышленных
групп в рамках СНГ занимает
рекомендательный законодательный акт "О
финансово - промышленных группах", который
был принят Межпарламентской Ассамблеей
государств - участников СНГ (Постановление N
707 от 17 февраля 1996 года) <*>. Это явилось
важным шагом в урегулировании назревших
вопросов. В частности, акт предлагает
заинтересованным государствам модель
единообразного подхода к правовому
регулированию создания, функционирования и
ликвидации финансово - промышленных групп,
государственной регистрации и поддержки их
деятельности.
--------------------------------
<*> Межпарламентская Ассамблея
государств - участников СНГ. Информационный
бюллетень. N 10. 1996. Ст. 84.
Включая в себя ряд
нормативных положений, аналогичных тем, что
содержатся в Федеральном законе "О
финансово - промышленных группах", этот акт
содержит и целый ряд правовых новелл. Кроме
того, и трактовка некоторых понятий в
рекомендательном акте Межпарламентской
Ассамблеи отличается от той, что дана в
Федеральном законе. Прежде всего имеются
существенные различия в определении самого
понятия финансово - промышленной группы и
ее участников. В Законе РФ финансово -
промышленная группа рассматривается в
качестве совокупности юридических лиц,
действующих как основное и дочерние
общества, либо полностью или частично
объединивших свои материальные и
нематериальные активы (система участия) на
основе договора о создании финансово -
промышленной группы в целях технической и
экономической интеграции для реализации
инвестиционных и иных проектов и
программ.
Рекомендательный акт
Межпарламентской Ассамблеи характеризует
это понятие как группу юридических лиц,
объединивших полностью или частично свои
материальные и нематериальные активы
(система участия) на основе договора о
создании финансово - промышленной группы
для интеграции технологически и (или)
организационно связанных организаций.
Таким образом, транснациональные финансово
- промышленные группы, в отличие от ФПГ,
образуемых в рамках Российской Федерации,
не могут создаваться в виде основного и
дочерних обществ, что вполне оправданно.
Система участия более уместна для
транснациональных групп, поскольку
предполагает равноправие на договорной
основе. В то же время построение
транснациональной ФПГ по принципу
основного и дочерних обществ не исключает
возможности экономического влияния со
стороны того государства, где расположено
основное общество, в отношении государств,
в которых располагаются дочерние общества,
особенно если финансово - промышленные
группы действуют в отраслях, жизненно
важных для этих стран.
Статья 3
рекомендательного акта устанавливает, что
участниками финансово - промышленных групп
не могут быть государственные органы и
органы местного самоуправления. Это
положение согласуется с требованиями ч. 1
ст. 10 Федерального закона "Об акционерных
обществах", которая воспрещает
государственным органам и органам местного
самоуправления выступать учредителями
акционерных обществ.
По-разному
регламентируется в этих двух актах и
понятие деятельности финансово -
промышленной группы. Так, ч. 1 ст. 13
рекомендательного акта в отличие от ст. 12
российского Закона "О финансово -
промышленных группах" в это понятие
включает только такую деятельность,
которая направлена на выпуск конечной
продукции. Такое ограничение играет
существенную роль, ибо участники ФПГ могут
отдельно или во взаимодействии между собой
осуществлять и иную деятельность.
С
понятием деятельности финансово -
промышленной группы тесно связаны вопросы
имущества, прибыли и налогообложения ФПГ.
Финансово - промышленные группы в лице их
центральных компаний могут быть признаны
консолидированными налогоплательщиками в
порядке и на условиях, установленных
законодательством соответствующих
государств СНГ.
Предоставление такого
права центральной компании, которая в
подавляющем большинстве случаев может
находиться в России, дает возможность
осуществлять контроль за расчетами
российских предприятий с бюджетом.
Регистрация транснациональных и
межгосударственных финансово -
промышленных групп в Российской Федерации
осуществляется на тех же основаниях и в том
же порядке, что и российских ФПГ с указанием
статуса группы - транснациональной или
межгосударственной. Это происходит в
соответствии с Положением "О порядке
ведения государственного реестра
финансово - промышленных групп Российской
Федерации", утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 22
мая 1996 года N 621 <*> с последующими
изменениями.
--------------------------------
<*>
СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2699.
Отдельно следует
остановиться на вопросах управления в
финансово - промышленных группах.
Рекомендательный акт МПА предусматривает
возможность создания в их структуре
руководящих органов, наделенных функциями
централизованного управления финансово -
промышленной группой. Порядок создания и
состав таких органов, срок и объем их
полномочий должны устанавливаться
договором о создании финансово -
промышленной группы.
В связи с этим
возникает ряд вопросов, на которые
действующее законодательство не дает
ответа. Возникает, в частности, проблема
соотношения компетенции указанных органов,
совета управляющих финансово -
промышленной группы, являющегося высшим
органом ее управления, а также органов
управления центральной компанией ФПГ. Хотя
эта проблема может быть решена в рамках
договора о создании соответствующей
финансово - промышленной группы, однако
принципиальные аспекты правового
положения и взаимоотношений этих органов
должны, на наш взгляд, явиться предметом
законодательного регулирования.
Транснациональная либо межгосударственная
финансово - промышленная группа, как
объединение юридических лиц, естественно,
не находится в подчинении каких-либо
государственных органов. Такое положение
вовсе не исключает возможности
определенного координирующего воздействия
органов управления экономикой
соответствующих государств на те или иные
финансово - промышленные группы либо
предприятия, входящие в их состав, в
общегосударственных интересах. Эти и
другие вопросы, в частности проблемы
ответственности за невыполнение
соответствующих предписаний
государственных органов, также должны
получить должное законодательное
закрепление.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.11.1995 N 190-ФЗ
"О
ФИНАНСОВО - ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУППАХ"
(принят ГД ФС РФ 27.10.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
от 26.12.1995 N 208-ФЗ
"ОБ АКЦИОНЕРНЫХ
ОБЩЕСТВАХ"
(принят ГД ФС РФ 24.11.1995)
УКАЗ
Президента РФ от 23.07.1997 N 764
"О
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ В
РОССИИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ
от 22.05.1996 N 621
"О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА ФИНАНСОВО -
ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства
РФ от 13.10.1997 N 1308
"О МЕРАХ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ
ПРОМЫШЛЕННО -
ФИНАНСОВОЙ ГРУППЫ
"ТОЧНОСТЬ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства
РФ от 18.12.1997 N 1583
"О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ
23 ИЮЛЯ 1997 Г. N 764 "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ
ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ В
РОССИИ"
СОГЛАШЕНИЕ стран СНГ от 15.04.1994
"О СОДЕЙСТВИИ В СОЗДАНИИ И РАЗВИТИИ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ,
КОММЕРЧЕСКИХ,
КРЕДИТНО - ФИНАНСОВЫХ, СТРАХОВЫХ И
СМЕШАННЫХ
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ
ОБЪЕДИНЕНИЙ"
"О ФИНАНСОВО -
ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУППАХ.
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ
АКТ"
(принят Постановлением
Межпарламентской Ассамблеи государств
-
участников СНГ от 17.02.1996 N 707)
Журнал
российского права, N 4, 2000