Казначейство - государственный контролер исполнения федерального бюджета
ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Т.А.
ДЕРЕВЯНЧЕНКО
Т.А. Деревянченко, начальник
отдела Отделения федерального
казначейства по г. Москве.
Система учета в
органах казначейства постоянно изменяется
как по набору отчетных форм, так и по
содержанию отчетов. Эта изменчивость
зависит от состояния законодательной базы
бюджетного процесса.
Закон о бюджете
был и остается самым нестабильным законом.
При этом законодательные органы субъектов
Федерации и отраслевые министерства
нередко принимают свои законы или
положения, которые способствуют увеличению
дефицита бюджета.
Поэтому
реформировать и упорядочить процесс
принятия административных решений с учетом
необходимости укрепления позиций
Министерства финансов РФ - это очень важная
задача. Решения, принимаемые
Правительством в течение года, не должны
приводить к росту дефицита или неплатежей.
Должны быть приняты внутренние процедуры,
которые смогут обеспечить соответствие
бюджетной политике решений, принимаемых на
уровне Президента РФ, Правительства или
министерств.
Учету в органах
федерального казначейства подлежат
бюджетные обязательства по договорам на
поставку продукции, подлежащие исполнению
за счет средств федерального бюджета. В
органах федерального казначейства ведется
регистрация и учет договоров, проверка
соответствия договорных сумм. Средства по
договорам учитываются по кодам бюджетной
классификации отдельно от средств,
получаемых учреждениями и организациями в
порядке бюджетного финансирования по
зарплате. При внесении изменений в
бюджетные обязательства, учреждением
представляется дополнение к договору с
расшифровкой сумм. По состоянию на первое
число каждого месяца отделения
федерального казначейства по субъектам
Федерации представляют отчет об исполнении
принятых на учет бюджетных обязательствах,
и на основании их составляется сводный
отчет об исполнении бюджетных
обязательств.
Основной проблемой в
процессе исполнения бюджета является
высокий уровень неточностей в расчетах,
недостаток оперативной информации о
расчетах по всем уровням бюджета и периодам
погашения долгов. Подсчет конкретной суммы,
необходимой для погашения долгов по главам
в целом, не занимает много времени, но
подсчет в разрезе конкретных предприятий
становится процессом бесконечным. Как
следствие этого организации, которые не
получали зарплату с начала года, получают
средства в середине года без
соответствующих примечаний в реестре.
По-прежнему остается сложным и растянутым
во времени процесс пересмотра и изменения
реестра в части распределения
финансирования по статьям бюджетной
классификации. Получатель бюджетных
средств должен обращаться к главному
распорядителю с просьбой о
перераспределении выделенных средств,
затем информация о замене реестра
поступает в органы федерального
казначейства, где на основании полученного
документа делаются необходимые
перемещения по статьям, и распорядитель
получает возможность проводить кассовый
расход в соответствии с произошедшими
изменениями.
Процесс пересмотра и
исполнение замены реестра занимает около
месяца. Во многом оперативность решения
зависит от четкой работы механизма
взаимодействия "министерство -
организация". В результате реорганизации
многих ведомств имели место случаи утери
связи с подчиненными организациями и, как
следствие, исчезновение этих подчиненных
организаций из государственных реестров на
финансирование из федерального бюджета,
что влекло за собой потери.
В случаях
получения финансирования через органы
федерального казначейства организации
имеют государственную гарантию получения
выделенного финансирования в соответствии
с директивными документами. Действие такой
гарантии можно иллюстрировать событиями,
наступившими после августа 1998 года, когда
кассовое исполнение бюджета через
коммерческие банки стало невозможным.
Несмотря на это, все средства организаций,
находящихся на финансировании в органах
федерального казначейства, остались
доступными для их распорядителей. Хотя в
связи с тем, что часть денег федерального
бюджета осталась на счетах коммерческих
банков (банки до настоящего времени имеют
непогашенные долги перед государством),
Министерством финансов РФ и Федеральным
казначейством было сделано все, чтобы
остатки средств на лицевых счетах были
подкреплены реальными деньгами. Эта
реальная защита средств бюджетного
финансирования стала возможной благодаря
налаживающемуся механизму планирования и
прогнозирования объемов представляемых
средств в органах федерального
казначейства, а также благодаря
своевременному предоставлению отчетности
и четкой организации взаимодействия между
подразделениями.
Для осуществления
контроля за выделенным финансированием и
сопоставления его с запланированным
органам федерального казначейства доведен
временный "Порядок исполнения в 1999 году
росписи доходов, расходов и источников
финансирования дефицита Федерального
бюджета" N 37н от 17 мая 1999 г. Порядок
определяет правила исполнения сметы
(росписи) по доходам и расходам
федерального бюджета, утверждаемой
Министерством финансов РФ. С
использованием этого документа
планируется привести в соответствие
прогнозируемые доходы необходимым
расходам федерального бюджета. Согласно
Порядку, утверждение объемов квартального
финансирования проводится в строго
определенные сроки; при этом
распорядителям бюджетных ассигнований
предоставляется возможность обеспечить
свои затраты реальными деньгами.
Достоинством вышеупомянутого Порядка
является то, что приведение его в
исполнение позволит подойти к реальным
цифрам планирования расходов федерального
бюджета, объективно оценить возможности
сокращения количества получателей
бюджетных средств, оценить эффективность
государственной поддержки отдельных
предприятий.
Еще одним шагом по пути
поиска средств на финансирование
организаций стал Приказ Минфина РФ от 2
февраля 1999 г. N 9н "Об утверждении Правил
оформления и выдачи в 1999 году разрешений на
открытие счетов организаций, финансируемых
из федерального бюджета, по учету средств,
полученных от предпринимательской
деятельности". Эти средства будут
учитываться на балансовом счете N 40503 с
отличительным признаком "2" в четырнадцатом
разряде номера счета. Счета открываются при
наличии разрешения органа федерального
казначейства. Вышеуказанные счета должны
открываться в отделениях Сбербанка, в
которых органам федерального казначейства
открыты счета по учету средств
федерального бюджета (балансовый счет N 40105
"Средства федерального бюджета").
Разрешение органа федерального
казначейства на открытие счета по учету
средств, полученных от предпринимательской
и иной приносящей доход деятельности,
является условием для открытия и ведения
банком счетов данного вида.
Совершенно
отдельно ведется учет средств арендной
платы, поступающей в федеральный бюджет за
пользование федеральным имуществом.
Порядок учета средств определен письмами
ГУФК Министерства финансов РФ N 3-12-5/69 и N
3-12-5/70. В органы федерального казначейства
представляется договор на передачу в
аренду закрепленного за организацией
недвижимого имущества. Арендная плата
перечисляется арендаторами на основании
заключенных договоров на счета по учету
доходов федерального казначейства 40102
"Доходы федерального бюджета". Эти счета
открыты органам федерального казначейства.
Учет средств, получаемых от сдачи помещений
в аренду, проходит в органах казначейства, в
которых открыты лицевые счета
арендодателя.
По результатам учета
средств отделения федерального
казначейства представляют в Управление
федерального казначейства оперативный
отчет "О поступлении в доход федерального
бюджета арендной платы за пользование
федеральным недвижимым имуществом" каждые 5
дней. На основании отчетов формируются
лимиты дополнительного финансирования и
составляются реестры, при этом код
бюджетной классификации не указывается.
Управление федерального казначейства
направляет реестры в отделения
федерального казначейства. По получении
реестра отделение федерального
казначейства представляет организации
выписку из реестра, после этого организация
сообщает распределение доведенного объема
по кодам экономической классификации в
соответствии с утвержденной
дополнительной сметой расходов и доходов.
Финансирование дополнительных расходов
осуществляется по целевой статье 530; в нее
включены расходы по следующим кодам
экономической классификации: 100000 "Текущие
расходы", 200000 "Капитальные расходы" и 240120
"Приобретение непроизводственного
оборудования".
Организации, получающие
дополнительное финансирование,
представляют в органы федерального
казначейства ежемесячный отчет по форме
2-мфб "Отчет об исполнении сметы расходов
учреждений, финансируемых из федерального
бюджета" и отчет по форме 2 "Отчет об
исполнении сметы расходов бюджетной
организации", который составляется
отдельно по дополнительному
финансированию.
Таким образом,
постепенно, шаг за шагом решается вопрос
определения реальных потребностей
предприятий и оценки фактических доходов,
получаемых от аренды федерального
имущества. Надо отметить, что все эти меры
помогут решить проблемы картотек, позволят
повысить ответственность учреждений за
расходование бюджетных средств и, как
следствие, уменьшить количество неплатежей
и взаимозачетов. Учет доходов и расходов
федерального бюджета в органах
федерального казначейства ведется в
развернутом виде с возможностью
предварительного контроля целевого
использования бюджетных средств.
Совершенствование программного
обеспечения позволит ускорить процесс
анализа использования бюджетных средств.
Появляются предпосылки для изменения в
методах контроля за целевым использованием
средств.
Участие казначейства в
процессе формирования и контроля над
расходами федерального бюджета, с одной
стороны, ориентировано на то, чтобы
максимально точно определить объем
ресурсной базы федерального бюджета как в
целом, так по отдельным видам налогов и
территориям субъектов Российской
Федерации, а также сферам ответственности
фискальных органов. С другой стороны,
участие казначейства необходимо для того,
чтобы исходя из прогнозируемой ресурсной
базы определить приоритетные в настоящий
момент направления и объемы финансирования
федерального бюджета.
Наличие в центре
информации о состоянии и движении
бюджетных средств на каждой из этих фаз
предоставляет Минфину России и главным
распорядителям средств федерального
бюджета широкие возможности для гибкого
маневрирования ресурсами. Нет сомнений, что
решение перечисленных проблем позволит
обеспечить большую стабильность
финансирования бюджетных
организаций.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ПРИКАЗ Минфина РФ от 02.02.1999 N 9н
"ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОФОРМЛЕНИЯ И ВЫДАЧИ В 1999
ГОДУ РАЗРЕШЕНИЙ
НА ОТКРЫТИЕ СЧЕТОВ
ОРГАНИЗАЦИЙ, ФИНАНСИРУЕМЫХ ИЗ
ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА, ПО УЧЕТУ СРЕДСТВ,
ПОЛУЧЕННЫХ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И
ИНОЙ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
ПРИКАЗ Минфина РФ от 17.05.1999 N
37н
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ИСПОЛНЕНИЯ
В 1999 ГОДУ РОСПИСИ ДОХОДОВ,
РАСХОДОВ И
ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА"
<ПИСЬМО>
Минфина РФ от 10.09.1999 N 3-12-5/69
"ОБ ОТРАЖЕНИИ
В УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ ОБ ИСПОЛНЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ
ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМ НЕДВИЖИМЫМ
ИМУЩЕСТВОМ"
<ПИСЬМО> Минфина РФ от
10.09.1999 N 3-12-5/70
"О ЛИЦЕВЫХ СЧЕТАХ
ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ БЮДЖЕТНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ"
Финансы, N 4, 2000