Экстрадиция
Е. БОГАЧЕВА
Е. Богачева, старший помощник
прокурора Томской области.
В
соответствии с международными договорами
РФ об оказании правовой помощи
правоохранительные органы Томской области
участвуют в процессе экстрадиции
иностранных граждан, скрывающихся от
следствия и суда.
При выполнении
мероприятий по экстрадиции граждан стран -
участниц Минской конвенции исполнители
руководствуются положениями ст. 15
Конституции РФ, ч. 2 ст. 13 УК РФ, ст. 32 УПК
РСФСР, ст. ст. 60 - 62 Минской конвенции от 22
января 1993 г., ратифицированной Законом РФ от
4 августа 1994 г.
Однако для эффективной
организации этой работы действующих
нормативно - правовых актов
недостаточно.
Наибольшие проблемы на
практике создают пробелы в правовом
регулировании вопросов заключения под
стражу лиц, находящихся в международном
розыске. Отсутствие соответствующих норм в
национальном процессуальном
законодательстве заставляет
руководствоваться непосредственно нормами
Минской конвенции. Формулировки ст. ст. 60, 61,
62 Конвенции нуждаются в пересмотре и
уточнении.
Практика показывает, что
сотрудничество в процессе экстрадиции
складывается по правилам ст. 61 Конвенции,
хотя в тексте договора она предусмотрена
как исключение из правил. Тем не менее
работники уголовного розыска на основании
сведений информационного центра либо
получив шифротелеграмму о розыске
указанного лица задерживают его, но за
неимением других процессуальных норм
вынуждены руководствоваться требованиями
ст. 122 УПК РСФСР. О задержании информируются
органы внутренних дел страны - инициатора
розыска, откуда впоследствии поступает
подтверждение намерения потребовать
выдачи. Однако вопросы экстрадиции
находятся в исключительной компетенции
Генеральной прокуратуры и указанные
документы нельзя признать легитимными.
Такую переписку нельзя расценивать как
получение ходатайства о взятии под стражу в
связи с последующей экстрадицией в смысле
ч. 1 ст. 61 Конвенции. Таким образом, практика
международного сотрудничества в вопросах
экстрадиции складывается по наиболее
упрощенному пути, предусмотренному ч. 2 ст. 61
Конвенции. Задержание лиц указанной
категории производится без каких-либо
процессуальных документов - на основании
служебной переписки территориальных
органов внутренних дел. Это существенно
нарушает права и свободы человека и
несовместимо с принципами и нормами как
международного, так и российского права.
Из ч. 2 ст. 62 Минской конвенции следует, что
при помещении в изолятор временного
содержания названных лиц они могут
находиться там до поступления требования о
выдаче, но не более срока, предусмотренного
законодательством для задержания. Наше
уголовно - процессуальное законодательство
предусматривает для задержания срок не
более трех суток. В такой срок практически
невозможно подготовить требование о выдаче
со всеми необходимыми в приложении
документами и переправить их в Генеральную
прокуратуру соответствующего государства,
что приводит к незаконному содержанию лиц в
ИВС. Это существенно нарушает права и
интересы всех задержанных.
Перевод
указанных лиц в следственный изолятор, где
и должны содержаться заключенные, также
представляет большую сложность из-за
неурегулированности вопроса о
процессуальных основаниях помещения таких
лиц в следственный изолятор. Установленный
ч. 1 ст. 62 Конвенции месячный срок для
содержания заключенных по международному
поручению лиц не достаточен и практически
не соблюдается из-за ряда объективных
трудностей.
Перечисленные проблемы
далеко не исчерпывающие. Они
свидетельствуют о насущной необходимости
правового регулирования данного процесса,
а также межведомственного согласования
действий всех участников этой
деятельности.
Особенно остро ощущается
отсутствие методической литературы и
соответствующих публикаций. Занятия в
Санкт - Петербургском юридическом
институте Генеральной прокуратуры РФ в
феврале - марте 1999 г. с представителями 26
регионов России убедили меня в
актуальности указанных проблем для всей
России.
Наиболее полно, на мой взгляд,
вопросы международного сотрудничества
изложены в пособии В. Волженкиной "Оказание
правовой помощи по уголовным делам в сфере
международного сотрудничества", изданном в
1999 г. в упомянутом институте. Для
единообразной практики на всей территории
страны нужно закрепление основных
положений в межведомственном руководящем
документе с приложением образцов
необходимых процессуальных документов.
Учитывая, что ст. 122 УПК РСФСР в данном
случае не применима, основанием для
помещения в ИВС должно служить
постановление об исполнении
международного поручения о розыске и
задержании упомянутых лиц, утвержденное
начальником соответствующего органа ОВД, в
котором должны быть отражены анкетные
данные, гражданство, каким органом какого
государства, когда и в связи с чем объявлен
розыск. При помещении указанных лиц в ИВС
работники ОВД, производившие задержание,
обязаны в срок не более трех дней
представить в ИВС следующие документы:
постановление об аресте и розыске
обвиняемого страной - инициатором
поручения, копию телеграммы - уведомления
инициатора розыска о задержании, а также
подтверждение намерения потребовать
выдачи от страны - инициатора розыска.
Подтверждение намерения потребовать
выдачи от инициатора розыска должно
расцениваться как ходатайство о выдаче,
предусмотренное ч. 1 ст. 61 Минской конвенции,
только если оно подписано прокурором,
которому это право делегировано
Генеральным прокурором государства -
инициатора выдачи. О произведенном
задержании работники милиции немедленно
информируют надзирающего прокурора,
который доводит информацию об этом до
вышестоящего прокурора. В России прокурор
субъекта Федерации направляет
спецдонесение, в соответствии с п. 2 Приказа
Генерального прокурора РФ N 20 от 5 мая 1997 г., в
международно - правовое управление
Генеральной прокуратуры.
Работники ИВС,
получив указанные документы, принимают
меры для перевода задержанного в СИЗО.
Основанием для помещения в следственный
изолятор являются все вышеназванные
документы. При помещении в СИЗО выносится
постановление о выполнении международного
поручения о заключении под стражу для
последующей экстрадиции, которое
санкционируется территориальным
прокурором по месту задержания. Им же, в
соответствии с п. 2 Указания Генерального
прокурора РФ N 42/35 от 23 июня 1998 г.,
организуется сбор материала для решения
вопроса об экстрадиции: объяснение о цели
приезда в Российскую Федерацию, месте и
времени проживания и регистрации,
гражданстве, предоставлении убежища,
обстоятельствах и мотивах уголовного
преследования, возможных препятствиях для
их выдачи; документы, подтверждающие
личность и гражданство, заключение ПВС УВД
в спорных случаях. Собранный материал
направляется в прокуратуру области для
последующего направления в Генеральную
прокуратуру РФ. Вопросы об освобождении
из-под стражи указанных лиц решаются только
прокуратурой субъекта Федерации.
Частично указанные вопросы урегулированы
Указанием Генерального прокурора РФ N 42/35 от
23 июня 1998 г., но этого явно недостаточно для
практической работы и для надлежащей
координации деятельности всех ведомств,
участвующих в процессе
экстрадиции.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием
12.12.1993)
"УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС
РСФСР"
(утв. ВС РСФСР
27.10.1960)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 04.08.1994 N 16-ФЗ
"О РАТИФИКАЦИИ КОНВЕНЦИИ О ПРАВОВОЙ
ПОМОЩИ И ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ
ПО
ГРАЖДАНСКИМ, СЕМЕЙНЫМ И УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ"
(принят ГД ФС РФ 21.07.1994)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
"КОНВЕНЦИЯ О
ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ И ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ ПО
ГРАЖДАНСКИМ,
СЕМЕЙНЫМ И УГОЛОВНЫМ
ДЕЛАМ"
(Заключена в Минске 22.01.1993)
(Вступила в силу 19.05.1994, для России - 10.12.1994)
Законность, N 5, 2000