Стабильность условий договора - основа стимулирования инвестиций в россии

ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ
А. ШАРИФУЛЛИНА
А. Шарифуллина, старший эксперт правового управления ОАО "Газпром".
Инвестиционные проекты, реализуемые в сфере недропользования, обладают особыми рисками потери капитала. Повышенные геологические, технические риски связаны с особенностями деятельности в энергосырьевых отраслях. Однако самым значительным риском для инвестора в России является ее экономическая и политическая система. Многие крупные корпорации, обладающие необходимыми финансовыми средствами, избегают вкладывать их в российскую экономику. Это вызвано многими причинами. В частности, множественность налогов и других обязательных платежей, высокие налоговые ставки, отсутствие четкого разделения полномочий между центром, региональными и местными властями, неопределенность и нестабильность режима внешнеторговых операций, валютного регулирования, отсутствие строгой платежной дисциплины и др.
Соглашения о разделе продукции (далее - Соглашение, СРП) позволяют решить большую часть подобных проблем. Статьи 17 и 18 Закона "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Закон "О СРП") содержат стабилизационную оговорку, позволяющую сохранить коммерческие результаты реализации Соглашения в течение всего срока действия независимо от изменений законодательства. Основной законодательный принцип, на котором основана стабилизационная оговорка, имеется в ст. 422 ГК РФ: если обязательные для сторон правила, содержащиеся в договоре, соответствовали действующим в момент его заключения законодательным и иным правовым актам, то они сохраняют силу и после их последующего законодательного изменения. В Законе, принятом после подписания Соглашения, может содержаться указание на то, что он распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. В этом случае правила, регулирующие такие отношения в Соглашении, должны быть изменены, и в соответствии с п. 2 ст. 17 Закона "О СРП" эти изменения не должны нарушить коммерческие интересы инвестора при подписании Соглашения. В любом случае принятия нового Закона принцип его обратного действия должен быть определен в самом Законе. В противном случае он по общему законодательному принципу не будет применяться к ранее заключенным Соглашениям, которые соответствовали действующему на момент их заключения законодательству.
Следует обратить особое внимание на то, что в п. 2 ст. 422 ГК РФ речь идет только об одном виде нормативных актов, которые могут иметь обратную силу - это закон в буквальном смысле этого слова. Следовательно, нормативные акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления, не могут влиять на условия Соглашений, даже если включают в себя императивные нормы, регламентирующие отношения сторон, и содержат указания об обязательном применении к правоотношениям, возникшим до издания соответствующих правовых актов. Стороны вправе не применять указанные нормы, а руководствоваться условиями ранее заключенного Соглашения. Принцип приоритета условий Соглашения над нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления закреплен в п. 2 ст. 18 Закона "О СРП". Действие этих актов не распространяется на инвестора в случае, если они устанавливают ограничения его прав, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с Соглашением, в том числе ухудшающих коммерческие результаты его деятельности. В случае ущемления прав, закрепленных в Соглашении, но относящихся к административно-правовым, действует положение п. 2 ст. 17 Закона "О СРП", предусматривающее сохранение коммерческих результатов в интересах инвестора.
Согласно п. 2 ст. 17 Закона "О СРП", если законодательством Российской Федерации, субъектов Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления будут установлены нормы, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках Соглашения, то в Соглашение вносятся изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, которые могли быть им получены при применении действовавших на момент заключения Соглашения нормативных актов. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что данная норма относится только к нормативным актам, регулирующим административные правоотношения, и не распространяется на положения Соглашения, регулируемые Гражданским кодексом.
Таким образом, в случае внесения изменений в налоговое, валютное, таможенное, экспортное и другое законодательство, ухудшающих коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках Соглашений, в Соглашение должны быть внесены изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, на которые он рассчитывал при заключении СРП. Порядок внесения таких изменений определяется Соглашением.
Однако законодатель не указал, распространяется ли на порядок принятия таких изменений абз. 2 п. 1 ст. 17 Закона "О СРП", в соответствии с которым все изменения в условия Соглашений, внесенные по согласованию сторон, вводятся в действие в том же порядке, что и само Соглашение. Скорее всего, ответ будет положительным. В этом случае "плюсы" стабилизационной оговорки будут перекрыты сложностью процедуры ее реализации, особенно в случае утверждения условий Соглашения федеральным законом.
С положениями о стабильности условий Соглашения и сохранении первоначальных коммерческих результатов деятельности связан абз. 2 п. 1 ст. 13 Закона "О СРП". Когда региональные и местные органы власти вопреки условиям Соглашений взимают налоги и иные платежи, выплаты которых заменены разделом продукции, часть прибыльной продукции, являющаяся долей инвестора, подлежит увеличению за счет соответствующего уменьшения доли государства на величину, эквивалентную сумме фактически уплаченных в бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платежей. Так как возмещение инвестору уплаченных им сумм происходит с некоторым опозданием, то они должны быть уточнены на сумму, рассчитанную исходя из ставок рефинансирования Банка России, действовавших в истекшем периоде. Описанный выше механизм регулирует фактическое применение стабилизационной оговорки в отдельной конкретной ситуации и позволяет инвестору обеспечить сохранность финансовых результатов, предусмотренных условиями Соглашения.
Существует точка зрения, что механизм стабилизационной оговорки действует и при изменении ставки налога на прибыль. Однако сам законодатель устанавливает конкретную ставку налога - действующую на дату подписания Соглашения (п. 2 ст. 13 Закона "О СРП"), и не предусматривает внесения изменений в условия Соглашений при изменении ставки данного налога. Законодательство не ограничивает действие стабилизационной оговорки временными рамками. Она действует с момента заключения СРП до его прекращения.
Статьи 17 и 18 исключают некоторые виды законодательных актов из сферы действия стабилизационной оговорки. К ним относятся нормативные акты, которые вносят изменения в стандарты (нормы, правила) по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей природной среды и здоровья населения, а также обеспечения общественной и государственной безопасности.
Гарантии от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации предусмотрены ст. 9 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". Стабильность условий и режима инвестиционной деятельности гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования данного проекта. В исключительных случаях при реализации крупных проектов в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. руб. (около 40 млн. долларов США), срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство РФ может принять решение о продлении срока действия прежнего инвестиционного режима. Однако эти гарантии касаются только иностранных юридических лиц и коммерческих организаций с иностранными инвестициями. При этом к иностранным инвесторам Закон относит также иностранную организацию, "не являющуюся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена" (ст. 2 Закона "Об иностранных инвестициях в РФ"), то есть речь идет об объединениях юридических лиц без создания юридического лица, учрежденных под юрисдикцией другого государства. По всей видимости, участвуя в таких объединениях, российские инвесторы могут рассчитывать на указанную гарантию.
Остается открытым вопрос о применении этой гарантии к участникам объединения без создания юридического лица, созданного в соответствии с российским законодательством. Очевидно, что иностранные инвесторы окажутся в более выгодном положении, чем их российские партнеры.
Однако стоит обратить внимание на п. 4 ст. 9 Закона "Об иностранных инвестициях". В соответствии с ним гарантии от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации "не распространяются на изменения и дополнения, которые вносятся в законодательные акты Российской Федерации или принимаемые новые федеральные законы и иные нормативные, правовые акты Российской Федерации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". На практике очень сложно будет доказать, что новое положение в законодательстве не подпадает под эти критерии, особенно в отношении прав и законных интересов других лиц. Причем этими "другими лицами" могут быть контрагенты инвестора.
Стабилизационная оговорка, обеспечивающая получение доходов, предполагаемых при заключении соглашения о разделе продукции, необходима для всех инвесторов, рискнувших вкладывать свои финансы в экономику России. Однако, как видно, при анализе нормативных актов возникает множество вопросов, от ответов на которые зависит, будет ли в России развиваться инвестиционная деятельность или же она так и останется в состоянии "временной стабилизации", как утверждает Правительство. То есть как не было инвестиций в экономику, так их не будет...
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.12.1995 N 225-ФЗ
"О СОГЛАШЕНИЯХ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 06.12.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09.07.1999 N 160-ФЗ
"ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 25.06.1999)
Законодательство и экономика, N 4, 2000

Комментарии к законам »
Читайте также