ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ КАК ОСНОВАНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ
ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ
Д.Х.
ВАЛЕЕВ
Валеев Д.Х., кандидат юридических
наук, Казанский государственный
университет.
Исполнительными
документами называются документы, в
которых выражается содержание основания
исполнения, предъявление которых
необходимо для начала исполнительного
производства. Исполнительный документ
может иметь самостоятельное значение и
составляться отдельно от документа,
фиксирующего основание исполнения. В то же
время документ, в котором выражено
основание исполнения, может считаться
одновременно и исполнительным
документом.
Перечень исполнительных
документов, указанный в п. 1 ст. 7
Федерального закона "Об исполнительном
производстве" <*>, не является
исчерпывающим, поскольку п. 8 ст. 7 Закона
предусматривает возможность получения
свойства исполнительных документов для
постановлений иных органов в случаях,
предусмотренных Федеральным законом.
--------------------------------
<*> Федеральный
закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об
исполнительном производстве" // Российская
газета от 5 августа 1997 года. Далее - Закон,
если иное специально не оговаривается.
В
частности, к исполнительным документам
Закон относит:
1. Исполнительные листы,
выдаваемые судами на основании судебных
актов, к которым относятся:
а) решения,
определения и постановления судов общей
юрисдикции по гражданским делам; приговоры,
в части имущественных взысканий по
уголовным делам; постановления, в части
имущественных взысканий по делам об
административных правонарушениях; решения
арбитражных судов в предусмотренных
законом случаях;
б) решения
Международного коммерческого арбитража и
иных третейских судов;
в) решения
иностранных судов и арбитражей, по
ходатайству заинтересованного лица в суд
Российской Федерации по месту нахождения
должника. Порядок признания и исполнения
решений иностранных судов и арбитражных
судов определяется Постановлением
Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня
1988 года "О признании и исполнении в СССР
решений иностранных судов и арбитражей"
<*>. В рамках СНГ имеется другой документ -
Конвенция от 22 января 1993 года "О правовой
помощи и правовых отношениях по
гражданским, семейным и уголовным делам"
<**>. Согласно этой Конвенции страны СНГ,
присоединившиеся к Конвенции, признают и
исполняют решения, вынесенные на
территории государств - участников СНГ -
решения учреждений юстиции по гражданским
и семейным делам, включая утвержденные
судом мировые соглашения по таким делам и
нотариальные акты в отношении денежных
обязательств, решения судов по уголовным
делам о возмещении ущерба.
--------------------------------
<*> Ведомости
Верховного Совета СССР. 1988. N 26. Ст. 427.
<**> Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ.
1994. N 2. Ст. 101.
г) решения
межгосударственных органов по защите прав
и свобод человека. Согласно ч. 3 ст. 46
Конституции РФ каждый вправе в
соответствии с международными договорами
РФ обращаться в межгосударственные органы
по защите прав и свобод человека, если
исчерпаны все имеющиеся
внутригосударственные средства правовой
защиты.
К межгосударственным органам по
защите прав и свобод человека относятся,
например, Европейский суд по правам
человека, Комитет министров Совета Европы и
др. <*>.
--------------------------------
<*> См.,
например: Карташкин В.А. Как подать жалобу в
Европейский Суд по правам человека. М.:
Издательская группа НОРМА - ИНФРА, 1998.
2.
Судебные приказы, выдача которых
урегулирована главой 11.1 ГПК РСФСР (ст. ст.
125.1 - 125.10). Следует иметь в виду, что судебные
приказы выдаются только по шести
требованиям, предусмотренным ст. 125.2 ГПК:
если требование основано на нотариально
удостоверенной сделке; если требование
основано на письменной сделке; если
требование основано на протесте векселя в
неплатеже, неакцепте и недатировании
акцепта, совершенном нотариусом; если
заявлено требование о взыскании алиментов
на несовершеннолетних детей, не связанное с
установлением отцовства; если заявлено
требование о взыскании с граждан недоимки
по налогам и государственному
обязательному страхованию; если заявлено
требование о взыскании начисленной, но не
выплаченной работнику заработной платы.
3. Нотариально удостоверенные соглашения
об уплате алиментов, которые заключаются в
порядке, установленном главой 16 СК РФ.
4.
Удостоверения комиссии по трудовым спорам,
выдаваемые на основании ее решений.
5.
Оформленные в установленном порядке
требования органов, осуществляющих
контрольные функции, о взыскании денежных
средств с отметкой банка или иной кредитной
организации о полном или частичном
неисполнении взыскания в связи с
отсутствием на счетах должника денежных
средств, достаточных для удовлетворения
требований взыскателя, если
законодательством Российской Федерации не
установлен иной порядок исполнения
указанных исполнительных документов. Под
оформленными в установленном порядке
требованиями органов, осуществляющих
контрольные функции, по-видимому, следует
понимать инкассовые поручения, оформленные
в соответствии с Правилами о проведении
безналичных расчетов <*>. Органами,
осуществляющими контрольные функции,
являются государственные органы,
обладающие правом безакцептного списания
денежных средств в случаях, установленных
законом (например, пенсионный фонд, фонд
социального страхования, налоговые органы).
Следует особо отметить тот факт, что
согласно п. 5 ч. 1 ст. 7 Закона указанные
требования органов приобретают силу
исполнительных документов, принудительно
исполняемых судебными приставами -
исполнителями только в тех случаях, когда
законодательством РФ не установлен иной
порядок исполнения указанных
исполнительных документов. В частности,
налоговые органы в соответствии с
налоговым законодательством должны
взимать недоимки сами, что следует из ч. 1 ст.
5 Закона.
--------------------------------
<*>
"Правила безналичных расчетов в народном
хозяйстве" от 30 сентября 1987 г. N 2 (с
изменениями и дополнениями, внесенными
письмами Госбанка СССР от 26 августа 1988 г. N
150, от 9 января 1989 г. N 176, от 7 марта 1990 г. N 278, от
28 сентября 1990 г. N 325). Согласно телеграмме
ЦБР от 2 октября 1992 г. N 218-92 порядок приема,
учета и хранения платежных требований и
инкассовых поручений на списание средств
со счетов предприятий без их согласия
сохраняет свою силу после 1 октября 1992 г. в
случаях, предусмотренных
законодательством. Кроме того, имеется
письмо ЦБР от 9 июля 1992 г. N 14 "О введении в
действие Положения о безналичных расчетах
в Российской Федерации" // Вестник Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации. 1993.
N 4.
6. Постановления органов (должностных
лиц), уполномоченных рассматривать дела об
административных правонарушениях. В
частности, судебный пристав - исполнитель
исполняет:
а) постановления о наложении
штрафов, кроме тех, которые взимаются на
месте (ч. 1 ст. 287 КоАП). При этом взыскание
штрафа не может быть обращено на имущество,
на которое в соответствии с
законодательством РФ не может быть
обращено взыскание по исполнительным
документам.
б) постановления о
конфискации (ст. 290 КоАП).
в) в случае
неисполнения постановления в части
возмещения имущественного ущерба в срок,
который установлен в ч. 3 ст. 306 КоАП,
постановление направляется для взыскания
ущерба в порядке исполнительного
производства (ст. 307 КоАП).
Органы
(должностные лица), уполномоченные
рассматривать дела об административных
правонарушениях, определены в
законодательстве об административных
правонарушениях, которое согласно
Конституции РФ отнесено к совместному
ведению РФ и субъектов РФ. Таким образом,
указанные органы могут определяться не
только в КоАП РСФСР и специальных
федеральных законах, но и в законах
субъектов РФ об административных
правонарушениях. Вместе с тем хотелось бы
отметить, что законодатель, в отличие от п. 5
ч. 1 ст. 7 Закона, не указал на то, что данные
постановления органов (должностных лиц)
приобретают силу исполнительных
документов только в том случае, если
законодательством РФ не установлен иной
порядок исполнения указанных
исполнительных документов. В частности, в
соответствии с КоАП РСФСР постановления
органов (должностных лиц) о наложении
штрафов на физических лиц (граждан) должны
направляться для принудительного
исполнения судебным приставам -
исполнителям только в том случае, если
должники добровольно не исполняют
указанные в постановлениях требования и не
работают (не имеют постоянного дохода).
Следует также указать и на то, что в
соответствии с определением
Конституционного Суда РФ от 1 июля 1998 года
конфискация как вид административного
взыскания может налагаться лишь судами
<*>.
--------------------------------
<*>
Определение Конституционного Суда РФ от 1
июля 1998 г. N 97-О "По жалобе гражданина
Терзияна Петроса Мкртиевича на нарушение
его конституционных прав положениями
статей 159 и 199 Кодекса РСФСР об
административных правонарушениях" //
Собрание законодательства Российской
Федерации. 1998. N 35. Ст. 4464.
7. Постановления
судебного пристава - исполнителя (о
взыскании исполнительского сбора, расходов
по исполнению). Под постановлениями
судебных приставов - исполнителей
понимаются постановления о розыске
должника (ч. 1 ст. 28 Закона), постановления о
взыскании исполнительского сбора (ч. 1 ст. 81
Закона), постановления о взыскании расходов
по совершению исполнительных действий (ч. 4
ст. 84 Закона), постановления о наложении
ареста на денежные средства (ч. 3 ст. 57
Закона), иное имущество (ч. 4 ст. 51, ст. 58
Закона), постановления о продаже
иностранной валюты (ч. 2 ст. 47 Закона),
постановления о наложении штрафов (ст. 85, 87
Закона).
Содержание указанных
постановлений определяется
соответствующими нормами Закона и
положениями ст. 88 Закона. Постановления
судебных приставов - исполнителей должны
соответствовать требованиям ст. 8 Закона, в
частности, должны быть подписаны судебными
приставами - исполнителями и заверены
печатью подразделения службы судебных
приставов.
8. Постановления иных органов
в случаях, предусмотренных федеральным
законом. Применение данного пункта на
практике вызывает большие затруднения,
поскольку судебные приставы - исполнители
не имеют соответствующей законодательной
базы. Кроме того, ряд законов, которые
определяют постановления в качестве
исполнительных документов, зачастую
противоречат Конституции РФ. Например,
исполнительные надписи, проставляемые на
документах нотариусами, согласно Основам
законодательства РФ о нотариате, имеют силу
исполнительных документов, однако
противоречат положениям Конституции РФ об
изъятии имущества только лишь на основании
судебных решений.
Согласно ч. 2 ст. 7
Закона исполнительным документом в случае
утраты подлинника исполнительного
документа является его дубликат,
выдаваемый судом или другим органом,
вынесшим соответствующий акт. На практике
некоторая недоговоренность содержания ч. 2
ст. 7 и ч. 2 ст. 8 Закона вызывает вопросы
относительно того, могут ли
рассматриваться в качестве исполнительных
документов копии соответствующих
документов, кто должен обращаться за
дубликатом утерянного исполнительного
документа - судебный пристав - исполнитель
или взыскатель? Правильнее было бы прямо
указать, что исполнительными документами
являются только подлинники или дубликаты
исполнительных документов, необходима и
ссылка на соответствующие нормы ГПК
РСФСР.
К должностному лицу, виновному в
утрате исполнительного документа, судебный
пристав - исполнитель вправе применить
санкции в виде штрафа в размере до 100
минимальных размеров оплаты труда, а при
наличии в действиях должностного лица
признаков состава преступления судебный
пристав - исполнитель вносит в
соответствующие органы представление о
привлечении виновных лиц к уголовной
ответственности (п. п. 1, 3 ст. 87 Закона).
К
исполнительным документам предъявляются
определенные требования. В частности, в
исполнительном документе обязательно
должны быть указаны: 1) наименование суда
или другого органа, выдавшего
исполнительный документ; 2) дело или
материалы, по которым выдан исполнительный
документ, и их номера; 3) дата принятия
судебного акта или акта другого органа,
подлежащего исполнению; 4) наименования
взыскателя - организации и должника -
организации, их адреса; фамилия, имя,
отчество взыскателя - гражданина и должника
- гражданина, их место жительства, дата и
место рождения должника - гражданина и
место его работы; 5) резолютивная часть
судебного акта или акта другого органа; 6)
дата вступления в силу судебного акта или
акта другого органа; 7) дата выдачи
исполнительного документа и срок
предъявления его к исполнению.
Требования, предъявляемые к исполнительным
документам, вытекают из соответствующих
положений процессуального
законодательства и обусловлены
необходимостью своевременного
осуществления исполнительных действий. На
практике отсутствие в исполнительных
документах сведений об адресе, Ф.И.О., дате и
месте рождения должников, их месте работы
сильно затрудняет работу судебных
приставов - исполнителей по установлению их
места нахождения (жительства), в результате
требования ч. 1 ст. 13 Закона о сроках
совершения исполнительных действий часто
нарушаются. В связи с этим положение ч. 1 ст.
10 Закона о возвращении исполнительных
документов в случае их несоответствия
указанным требованиям представляется
уместным.
Содержание исполнительных
документов, выданных на основании актов
других органов, имеет свои особенности.
Например, содержание судебного приказа и
нотариально удостоверенного соглашения об
уплате алиментов определяется Гражданским
процессуальным кодексом РСФСР и Семейным
кодексом Российской Федерации. Эти акты
подписываются лицами, принявшими или
удостоверившими их, и заверяются
печатью.
Так, согласно ст. 125.9 ГПК в
судебном приказе указываются: время выдачи
приказа; название суда, фамилия и инициалы
судьи, выдавшего приказ; наименование и
адрес взыскателя; наименование и адрес
должника; размер денежных сумм, подлежащих
взысканию, или предметы, подлежащие
истребованию, с указанием стоимости этих
предметов; неустойка, если таковая
причитается; суммы государственной
пошлины, уплаченной взыскателем и
подлежащей взысканию с должника в пользу
взыскателя.
В судебном приказе о
взыскании алиментов на несовершеннолетних
детей, помимо перечисленных реквизитов,
указываются: дата и место рождения
должника, место его работы, имя и дата
рождения ребенка, на содержание которого
присуждены алименты, размер платежей,
взыскиваемых ежемесячно с должника, и срок
их взыскания, а также сумма государственной
пошлины, подлежащей взысканию с должника в
доход государства.
Судебный приказ
изготавливается в двух экземплярах,
подписываемых судьей, один из которых
остается в деле, другой удостоверяется
печатью суда и выдается взыскателю.
Согласно ст. ст. 99 - 105 СК РФ нотариально
удостоверенное соглашение об уплате
алиментов