Общая характеристика современного этапа развития российского нотариата
РОССИЙСКОГО НОТАРИАТА
И.Г. ЧЕРЕМНЫХ
И.Г.
Черемных, кандидат юридических наук.
§ 1.
Правовой статус нотариуса
Политические и
экономические процессы, происходящие в
нашей стране в конце 80-х - начале 90-х годов,
не могли не отразиться и на системе
нотариальных органов. По мере развития
имущественного оборота, частной и иных форм
собственности становилось очевидным, что
государственный нотариат утрачивает свое
значение и не может выполнять возложенные
на него функции. Объяснений этому было
несколько: во-первых, достаточно слабая
организация органов нотариата и, как
следствие, чрезвычайная перегрузка в
работе государственных нотариальных
контор; во-вторых, отсутствие у нотариусов
личной заинтересованности в результатах
своей работы и личной ответственности
перед клиентом и, соответственно, низкая
производительность и эффективность их
труда.
Все это породило необходимость
реформирования системы органов нотариата и
принятия Верховным Советом РФ 11 февраля 1993
г. <*> нового, по сути революционного
нормативного правового акта, регулирующего
основные принципы организации и
деятельности нотариата - Основ
законодательства РФ о нотариате. С его
принятием нотариат впервые после 75-летнего
перерыва был выведен из-под
государственного подчинения <**>.
--------------------------------
<*> Ведомости РФ. 1993.
N 10. Ст. 357.
<**> См.: Черемных Г.Г.
Судебная власть в Российской Федерации. М.,
1998. С. 129.
Вместе с тем законодатель не дал
четкого определения правовой природы
нотариата. В соответствии со ст. 1 Основ
нотариальные действия в Российской
Федерации совершаются нотариусами,
работающими в государственной
нотариальной конторе или занимающимися
частной практикой. При этом Основами
закреплено, что нотариальная деятельность
не является предпринимательской и не
преследует цели извлечения прибыли. Таким
образом, получается, что, занимаясь частной
практикой, нотариус не является
предпринимателем, и наоборот.
Некорректность и противоестественность
данной формулировки закона вызвали и
вызывают критические и справедливые, на наш
взгляд, замечания в правовой литературе
<*>. Отнесение нотариуса к числу лиц,
занимающихся частной практикой, негативно
отражается не только на отношениях
нотариуса и граждан, которые видят в нем
лишь коммерсанта, стремящегося пополнить
собственный карман за их счет, но иногда и
государственных органов и должностных лиц,
которые видят в нем, в частности, источник
пополнения местного бюджета.
Представляется, что высказываемые упреки
справедливы по следующим причинам.
--------------------------------
<*> См., например:
Елизарьев Г. Рыночной экономике - рыночный
нотариат // Нотариальный вестник. 1997. N 2. С. 3;
его же. Деление нотариата на
государственный и частный -
противоестественно // Нотариальный вестник.
1997. N 4. С. 4;
Тихенко А. С трудом, но
российские нотариусы пробиваются к
европейским стандартам // Нотариальный
вестник. 1997. N 3. Сб. - 7; Черемных Г.Г. Судебная
власть в Российской Федерации. С.
129.
Нотариус не является предпринимателем
в истинном смысле этого слова, так как ст. 1
Основ прямо на это указывает. Нотариус не
создает собственного предприятия и не
извлекает прибыли. В ст. 23 Основ
действительно предусмотрено, что денежные
средства, полученные нотариусом,
занимающимся частной практикой, после
уплаты налогов и других обязательных
платежей поступают в собственность
нотариуса. Однако не следует думать, будто
суммы эти предельно велики. Из сумм,
оставшихся после уплаты налогов, нотариусу
необходимо уплатить страховые взносы,
взносы в Пенсионный фонд, фонд социального
страхования, фонд обязательного
медицинского страхования, оплатить аренду
помещения, коммунальные услуги, различные
канцелярские расходы, взносы в
нотариальную палату, выплатить заработную
плату сотрудникам. И лишь оставшаяся часть
средств и составляет доход нотариуса.
Еще одним аргументом против названия
нотариуса частнопрактикующим является то,
что лица, занимающиеся частной практикой,
действуют в отношениях со всеми органами,
должностными лицами и гражданами от своего
имени. Нотариус же, осуществляя возложенные
на него функции, выступает от имени
государства:
совершает нотариальные
действия от имени Российской Федерации (ст.
1 Основ). Кроме того, назначение на
должность, т.е. наделение нотариуса
полномочиями, производится
государственным органом - Министерством
юстиции РФ или по его поручению органом
юстиции по рекомендации нотариальной
палаты. И, наконец, деятельность нотариуса
строго регламентирована законом, что также
свидетельствует о неправомерности
отнесения его к "частным" структурам.
В
связи с вышесказанным представляется более
точной и правильной формулировка
нотариальной деятельности, данная в
проекте Федерального закона "Об изменении
Основ законодательства Российской
Федерации о нотариате", в ст. 1 которого
нотариальная деятельность определяется
как публично - правовая, направленная на
защиту прав и законных интересов
Российской Федерации, ее субъектов,
физических и юридических лиц,
осуществляемая путем совершения от имени
Российской Федерации специально
уполномоченным лицом соответствующих
нотариальных действий. Согласно ст. 10
проекта нотариусом является лицо,
уполномоченное на совершение от имени
Российской Федерации соответствующих
нотариальных действий и назначенное на
должность в соответствии с законом. Таким
образом, устраняется двойственный характер
правовой природы нотариата, заложенный
действующими Основами законодательства о
нотариате, когда нотариус являлся
получиновником, полупредпринимателем.
Как видим, проект закона избавляется от
несвойственного природе нотариата термина
"частнопрактикующий", вводя понятие
публично - правовой деятельности нотариуса.
Кроме того, проект закрепляет основное
направление деятельности нотариуса -
защиту прав и законных интересов
Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, физических и юридических лиц,
которая осуществляется от имени
государства. Все это подтверждает, что на
нотариат возлагается выполнение
определенной государственной функции, а
именно - правоохранительной.
Данная
норма вполне соответствует принципам
деятельности латинского нотариата, которые
закреплены в Уставе Международного Союза
Латинского Нотариата (далее - МСЛН). Один из
них гласит, что профессиональная
деятельность нотариуса заключается в
"осуществлении публичной функции под
контролем государства или органа,
действующего на основании устава и
наделенного соответствующими полномочиями
от имени государства". Нормы Устава
обязательны для всех 12 стран - членов
Европейского Союза, обязательны они и для
нашей страны после вступления ее в
Европейский Союз.
В связи с этим должны
разрешиться все вопросы о том, какому
нотариату быть: государственному или
негосударственному. Представляется, что
Россия должна быть последовательной в
отношении заключения и выполнения принятых
на себя международных обязательств. Тем
более что Конституция РФ признала нормы
международного права частью своей правовой
системы и установила их приоритет над
нормами национального законодательства.
Основы законодательства о нотариате в
принципе закрепляют одинаковые требования
к кандидатам на должность и
государственного, и частнопрактикующего
нотариуса, каковыми являются:
гражданство Российской Федерации;
высшее юридическое образование;
прохождение стажировки (не менее одного
года) у государственного или
частнопрактикующего нотариуса;
успешная сдача квалификационного
экзамена;
лицензия на право
нотариальной деятельности.
Согласно ч. 2
ст. 2 Основ срок стажировки для лиц, имеющих
стаж работы по юридической специальности
не менее трех лет, может быть сокращен
совместным решением органа юстиции и
нотариальной палаты.
Статья 11 проекта
Федерального закона "Об изменении Основ
законодательства Российской Федерации о
нотариате", кроме того, предусматривает еще
одно требование к кандидату - он должен
обладать необходимыми для занятия
должности нотариуса морально - этическими
качествами и не совершить порочащих его
поступков. Представляется, что данное
требование вполне обоснованно, поскольку,
на наш взгляд, выполнение нотариальных
функций лицом с низкими морально -
этическими нормами недопустимо.
Однако,
несмотря на равные требования к кандидатам
и равные права и обязанности нотариусов (ч. 3
ст. 2 Основ), сравнительный анализ правового
статуса государственного нотариуса и
нотариуса латинской школы, или, как у нас
его называют, "частнопрактикующего",
позволяет наглядно убедиться в
преимуществах последнего.
Государственный нотариус - это лицо,
работающее в государственной нотариальной
конторе, на которое распространяются нормы
законодательства о государственной службе
Российской Федерации, в частности
Федерального закона от 31 июля 1995 г. "Об
основах государственной службы Российской
Федерации" <*>, т.е. государство не только
устанавливает круг его полномочий, но и
обеспечивает денежным содержанием и несет
ответственность в случае причинения вреда
совершением неправомерных действий.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 31. Ст.
2990.
К выполнению своих обязанностей
государственный нотариус приступает после
прохождения конкурса и заключения
трудового договора с органом юстиции. Орган
юстиции издает приказ о назначении
нотариуса на должность государственного
нотариуса, устанавливает место его работы,
условия и время работы и размер заработной
платы согласно действующим ставкам.
Увольнение государственного нотариуса
производится в соответствии с
законодательством РФ и республик в составе
Российской Федерации о труде. Таким
образом, при назначении и увольнении, а
также при исполнении профессиональных
обязанностей на государственного
нотариуса в полной мере распространяются
нормы КЗоТ РФ, т.е. при ненадлежащем
исполнении обязанностей за допущенные
нарушения при выполнении нотариальных
действий нотариус может быть уволен со
службы как по своей инициативе, так и по
инициативе органов юстиции.
Следует
отметить, что ст. 17 Основ предусматривает,
что нотариус, работающий в государственной
нотариальной конторе, в случае совершения
действий, противоречащих законодательству,
несет ответственность в установленном
законом порядке. Поскольку он состоит в
трудовых отношениях с органом юстиции -
государственным органом, то
ответственность несет в соответствии со ст.
16 ГК РФ, которая гласит: "Убытки, причиненные
гражданину или юридическому лицу в
результате незаконных действий
(бездействия) государственных органов,
органов местного самоуправления или
должностных лиц этих органов... подлежат
возмещению Российской Федерацией,
соответствующим субъектом Российской
Федерации или муниципальным образованием".
Данное установление детализирует правовые
основы, заложенные ст. 53 Конституции РФ,
предусматривающей право гражданина на
возмещение государством вреда,
причиненного незаконными действиями (или
бездействием) органов государственной
власти или их должностными лицами.
Кроме определения субъектов
ответственности за причиненный вред, ГК РФ
устанавливает также и органы, к которым
предъявляются требования о возмещении
убытков и которые выступают от имени
государства и его субъектов при возмещении
убытков. Таким органом согласно ст. 1069 ГК РФ
является соответствующая казна: казна
Российской Федерации, субъекта РФ или
муниципального образования.
В
соответствии со ст. 1081 ГК РФ Российская
Федерация имеет право регресса к нотариусу,
однако сам государственный нотариус несет
ответственность в порядке и размерах,
установленных нормами трудового
законодательства, а именно ст. 121 - 123 КЗоТ РФ,
определяющими исключительные случаи
полной материальной ответственности
работников за вред, причиненный
предприятию.
Таким образом, государство
закрепило правовые гарантии в отношении
возмещения вреда, причиненного действиями
его органов и их должностных лиц, взяв на
себя обязанность по его возмещению. И вроде
бы гражданин должен быть абсолютно спокоен
в случаях нарушения его прав и свобод -
государство не даст в обиду, исправит
оплошности и ошибки, допущенные
государственными органами и их
должностными лицами, и возместит в
соответствии со ст. 15 ГК РФ причиненный вред
в полном объеме.
Однако, по замечанию Г.
Елизарьева, государство хотя и не
безымянное, но "безликое". И, как правило, в
таких случаях, когда нет ответственности
конкретного лица, ответственность не несет
никто <*>.
--------------------------------
<*>
См.: Елизарьев Г. Деление нотариата на
государственный и частный -
противоестественно. С. 4.
Изложенное
позволяет сделать вывод о том, что нотариус
- чиновник может не очень задумываться при
совершении того или иного нотариального
действия: в худшем случае ему грозит
увольнение с работы. Отсутствие личной
ответственности порождает халатное
отношение к работе и приводит к
значительному снижению профессионального
уровня нотариуса. Именно это является самой
страшной бедой для гражданина, который
из-за ошибок нотариуса может потерять все,
что имеет, а возместить понесенные убытки
не сможет.
Совсем другое дело -
негосударственный нотариус. Основы
законодательства о нотариате в ст. 17
устанавливают обязанность нотариуса,
занимающегося частной практикой, умышленно
разгласившего сведения о совершенном
нотариальном действии или совершившего
нотариальное действие, противоречащее
законодательству РФ, возместить
причиненный вследствие этого ущерб. В той
же статье закреплено, что в других случаях
ущерб возмещается нотариусом, если он не
может быть возмещен в ином порядке. Следует
отметить, что в данном случае законодатель,
очевидно, имеет в виду причинение вреда
неумышленными действиями нотариуса,
например допущение ошибки вследствие
неправильного толкования закона. Под иным
порядком возмещения ущерба следует
понимать его возмещение страховой
компанией. Это вывод позволяет сделать
содержание ст. 18 Основ, предусматривающей
обязательное заключение нотариусом
договора страхования своей деятельности.
При отсутствии такого договора нотариус,
занимающийся частной практикой, не вправе
приступать к выполнению своих
обязанностей. Объектом страхования в
данном случае является гражданская
ответственность нотариуса перед клиентом.
Выплата страхового возмещения
производится при наступлении страхового
случая в порядке, предусмотренном ст. 1072 ГК
РФ, устанавливающей субсидиарную
ответственность причинителя вреда в случае
недостаточности страхового возмещения, т.е.
в случае, если размер страхового возмещения
недостаточен для того, чтобы полностью
возместить причиненный вред, нотариус
возмещает разницу между страховым
возмещением и фактическим размером ущерба.
Как было указано выше, если страховой
случай наступил в результате умышленных
действий нотариуса, страховая компания
освобождается от возмещения ущерба, все
убытки возмещаются самим нотариусом.