Охрана рыбных запасов
В. ВИНОГРАДОВ
В. Виноградов, Волжский
межрегиональный природоохранный
прокурор.
Необходимость решения проблем,
связанных с состоянием окружающей
природной среды, давно стала очевидной.
Продолжается формирование
природоохранного законодательства:
приняты Федеральные законы "Об отходах
производства и потребления", "Об охране
атмосферного воздуха" и др. Анализ практики
прокурорского надзора за исполнением
природоохранного законодательства
показывает, что еще не все общественные
отношения в сфере охраны и рационального
использования природных ресурсов
урегулированы должным образом.
Данные
статистики и иная информация
контролирующих природоохранных органов
вызывают обеспокоенность состоянием
рыбных запасов Волжско - Каспийского
бассейна. В первой половине текущего
столетия на его долю приходилось свыше 50%
российских и мировых уловов, а во второй
половине XX века, в связи с катастрофическим
снижением численности и промысловых
запасов в других бассейнах страны, удельный
вес каспийских осетровых возрос до 90%. В
промысловом отношении этот регион является
уникальным. Однако в результате
нерегулируемого хищнического лова на грани
исчезновения находятся южно - каспийские
популяции белуги, севрюги, персидского
осетра, уральская субпопуляция русского
осетра и яровая раса волжского осетра.
Сведены к критическому минимуму
воспроизводство и добыча осетровых в реках
Дагестана. Почти в 20 раз снизились запасы
уральской субпопуляции севрюги. Общая
численность всех возрастных групп
осетровых в Каспийском море снизилась с 200
млн. особей в 1983 г. до 40 млн. в 1997 г., т.е. в 5
раз.
Изложенное свидетельствует о
неудовлетворительном состоянии законности
в сфере охраны и использования рыбных
запасов в Волжском бассейне. Причин
сложившегося положения много, но основной
является несовершенство правовой базы.
Из-за отсутствия единой позиции по
отдельным вопросам с 1992 г. прикаспийскими
государствами не подписано Международное
соглашение по использованию рыб осетровых
пород в Каспии.
Статья 42 ФЗ "О животном
мире" устанавливает, что отношения в
области рыболовства и охраны водных
беспозвоночных, рыб и морских
млекопитающих должны регулироваться
законами и иными нормативно - правовыми
актами РФ и субъектов Федерации.
Поскольку Федеральный закон "О рыболовстве
и охране рыбных запасов" до сих пор не
принят, к отношениям в области рыболовства
продолжают применяться приказы и
распоряжения бывшего Министерства рыбного
хозяйства СССР, изданные в шестидесятые -
восьмидесятые годы, которые во многом
противоречат друг другу. До настоящего
времени действуют Правила рыболовства в
рыбохозяйственных водоемах Волжско -
Камского бассейна, утвержденные приказом
Минрыбхоза СССР от 18 декабря 1968 г., Правила
рыболовства в центральных областях РСФСР,
утвержденные приказом Минрыбхоза СССР от 17
апреля 1974 г.
В Иваньковском, Угличском,
Рыбинском, Горьковском, Чебоксарском,
Камском, Воткинском, Нижне - Камском,
Куйбышевском и Саратовском водохранилищах
действует временный режим промышленного
рыболовства, установленный приказом
Минрыбхоза СССР от 23 января 1987 г. Данный
приказ отменяет ряд существенных
ограничений, установленных для
промышленного лова Правилами рыболовства в
рыбохозяйственных водоемах Волжско -
Камского бассейна, и допускает применение
запрещенных Правилами способов и орудий
лова рыбы.
Приказы бывшего Минрыбхоза
СССР не отвечают требованиям действующего
природоохранного законодательства,
предусматривающего обязательную
экологическую экспертизу подобных
нормативных актов, и их реализация может
оказывать негативное воздействие на
окружающую природную среду.
По данным
Государственного доклада о состоянии
окружающей природной среды Ульяновской
области, в 1998 г. за последние 10 лет общий
вылов рыбы в Куйбышевском водохранилище
упал более чем в 3 раза.
В ходе
осуществления Волжской межрегиональной
природоохранной прокуратурой надзора за
исполнением законов об охране рыбных
запасов был поднят вопрос о необходимости
представления на государственную
экологическую экспертизу материалов,
обосновывающих получение лицензий на
промышленное рыболовство. Это требование
содержится в ст. ст. 36 и 37 Закона "Об охране
окружающей природной среды" и ст. ст. 11, 12 ФЗ
"Об экологической экспертизе".
В
указанных законах дано нечеткое
определение объектов государственной
экологической экспертизы. Так,
обязательность проведения экспертизы в
отношении материалов, обосновывающих
получение лицензий, предусмотрена лишь в
случаях, когда их реализация способна
оказать воздействие на окружающую
природную среду. Неоднозначность критериев
позволяет контролирующим органам
ссылаться на то, что та или иная
деятельность, а в нашем случае рыболовство,
не оказывает влияния на окружающую
природную среду, а значит, проведение
государственной экологической экспертизы
материалов обоснования лицензий не
обязательно. В ст. 20 ФЗ "О животном мире"
обоснования лицензий в числе объектов,
подлежащих обязательной экологической
экспертизе, не указаны.
В Положении "О
лицензировании промышленного рыболовства
и рыбоводства", утвержденном
Постановлением Правительства РФ от 26
сентября 1995 г., в перечне документов,
представляемых для получения лицензий на
промышленное рыболовство и рыбоводство,
наличие положительного заключения
государственной экологической экспертизы
не предусмотрено.
В ст. 38 ФЗ "Об
экологической экспертизе" установлено, что
Федеральный закон "О животном мире" и
Положение "О лицензировании промышленного
рыболовства и рыбоводства" должны быть
приведены в соответствие указанному
закону, так как они регулируют вопросы
реализации объектов, подлежащих
государственной экологической
экспертизе.
Однозначно вопрос о
необходимости проведения государственной
экологической экспертизы обоснования
выдачи лицензий на промышленное
рыболовство может быть определен в Законе о
рыболовстве.
Волжской межрегиональной
природоохранной прокуратурой уделяется
особое внимание осуществлению
прокурорского надзора за исполнением
законодательства об охране рыбных запасов.
За период с 1995 г. по 1-е полугодие 1999 г.
выявлено более 1,5 тыс. нарушений
законодательства в данной сфере. В целях их
устранения межрайонными природоохранными
прокурорами Волжского бассейна внесено 315
представлений, опротестовано 612 незаконных
правовых актов контролирующих органов,
органов власти и местного самоуправления. К
различным видам ответственности
привлечено более 600 нарушителей
рыбоохранного законодательства.
Из-за
отсутствия специального закона,
регулирующего отношения в области
рыболовства, и других правовых норм,
отвечающих современным природоохранным
требованиям, принимаемые органами
прокуратуры меры не могут существенно
повлиять на улучшение экологической
обстановки в данном направлении.
Необходимость совершенствования правового
регулирования в области охраны и
использования рыбных запасов стала
очевидной еще в 1991 г., когда началась работа
по разработке новых правил рыболовства в
Волжско - Камском бассейне, но до настоящего
времени ситуация не изменилась. Новые
правила рыболовства в Волжско - Камском
бассейне с 1996 г. проходят процедуру
согласования в Госкомрыболовстве и
Госкомэкологии России, Федеральный закон "О
рыболовстве и об охране водных
биологических ресурсов" находится на
рассмотрении в Государственной Думе с 1996
г.
Когда увидят свет долгожданные
законы - никому не известно.
ССЫЛКИ НА
ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ЗАКОН РСФСР от 19.12.1991 N
2060-1
"ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ
СРЕДЫ"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.04.1995 N 52-ФЗ
"О ЖИВОТНОМ МИРЕ"
(принят ГД ФС РФ
22.03.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.11.1995 N
174-ФЗ
"ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ"
(принят ГД ФС РФ 19.07.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
от 24.06.1998 N 89-ФЗ
"ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА
И ПОТРЕБЛЕНИЯ"
(принят ГД ФС РФ
22.05.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 04.05.1999 N 96-ФЗ
"ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА"
(принят ГД ФС РФ 02.04.1999)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Правительства РФ от 26.09.1995 N 967
"ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ
ПРОМЫШЛЕННОГО
РЫБОЛОВСТВА И
РЫБОВОДСТВА"
Законность, N 6, 2000