Вопросы возмещения прошлого экологического вреда в арбитражно - судебной практике
В АРБИТРАЖНО - СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
С.И.
АНИСИМОВА
С.И. Анисимова, председатель
коллегии - заместитель председателя
Арбитражного суда Оренбургской
области.
В настоящее время в условиях
рыночной экономики коренным образом
меняются роль и значение природно -
ресурсного потенциала, эколого -
экономической ситуации как в России в
целом, так и в субъектах Российской
Федерации.
При этом весьма сложную
проблему в сфере природопользования
составляет ответственность за ранее
нанесенный экологический вред. В научной
литературе мы сталкиваемся с термином
"прошлый" экологический ущерб. "Прошлый"
экологический ущерб, вызванный
хозяйственным воздействием на окружающую
среду, может проявляться, как отмечено Е.
Вылегжаниной, в различных формах:
загрязнение и разрушение окружающей
природной среды на территории
предприятия;
загрязнение окружающей
природной среды за пределами этой
территории (прежде всего имеются в виду
почва, поверхностные и подземные воды);
ухудшение здоровья персонала, связанное с
прошлой хозяйственной деятельностью
данного предприятия;
ухудшение
здоровья окрестных жителей или нанесение
ущерба их собственности вследствие
ухудшения природной среды <*>.
-------------------------------
<*> Вылегжанина Е.
Ответственность за "прошлый" экологический
ущерб, вызванный хозяйственной
деятельностью // Хозяйство и право. 1998. N 8. С.
29.
За последние несколько лет состояние
экологии в России оценивается
специалистами как крайне
неудовлетворительное. Об этом
свидетельствуют ежегодные доклады
Госкомэкологии России о состоянии
окружающей природной среды.
Исследованиями, проведенными в предыдущие
годы в Оренбургской области, были
установлены высокие уровни загрязнения
воздушного бассейна, земель, водных
ресурсов области. Основными источниками
загрязнения являются предприятия топливно
- энергетического комплекса,
металлургического, химического, а также
агропромышленного комплекса. К примеру, на
долю предприятий металлургического
комплекса приходится 45,9 процента всех
выбросов вредных веществ в атмосферу от
стационарных источников области. К таким
источникам относятся АО "Носта" (г.
Новотроицк), АО "Комбинат Южуралникель" (г.
Орск), АООТ "Медногорский медно - серный
комбинат" <*>. В результате деятельности
данных предприятий, осуществляющих в
течение длительного времени как
нормативные, так и сверхнормативные
выбросы и сбросы загрязняющих веществ,
наносится серьезный ущерб окружающей
среде. Специалисты в настоящее время бьют
тревогу, указывая на необходимость срочной
консервации загрязненных
сельскохозяйственных земель, отселения
жителей, проживающих в зоне загрязнения.
Однако следует отметить несовершенство
законодательства, регулирующего названный
выше способ восстановления
деградированных и загрязненных земель.
-------------------------------
<*> Доклад о
состоянии окружающей природной среды
Оренбургской области в 1998 году /
Государственный комитет по охране
окружающей среды Оренбургской области.
Оренбург, 1999. С. 14.
Арбитражно - судебной
практике известны попытки возмещения
ущерба, причиненного источниками
загрязнения собственникам либо иным
титульным владельцам земли. При этом с
правовой точки зрения можно выделить
следующие аспекты: имеет ли право владелец
загрязненных земель на возмещение
экологического ущерба, нанесенного
предыдущей хозяйственной деятельностью
предприятий; кто должен возмещать "прошлый"
экологический ущерб; как оценить
нанесенный ущерб и др.
В связи с
земельной реформой и реорганизацией
предприятий аграрного сектора в рамках
рассматриваемой темы наиболее важна оценка
нормативно - правовых актов, регулирующих
отношения, связанные с нормативной ценой
земли.
По ранее действующему
законодательству в соответствии с
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1204 "О порядке
определения нормативной цены земли" <*>
Комитетом Российской Федерации по
земельным ресурсам и землеустройству были
разработаны рекомендации по установлению
нормативной цены земли, включающие
примерный перечень факторов, влияющих на
нормативную цену земли
сельскохозяйственного назначения. К ним
относятся, в том числе, уровень плодородия
почв, санитарно - гигиенические условия и
состояние окружающей среды.
-------------------------------
<*> Собрание
законодательства Российской Федерации, 1994.
No. 29. Ст. 3033.
В настоящее время как расчет,
так и положение по ценовому зонированию
земель осуществляет Государственный
комитет Российской Федерации по земельной
политике совместно с заинтересованными
федеральными органами исполнительной
власти на основании предложений
территориальных органов субъектов
Российской Федерации <*>.
-------------------------------
<*> См.:
Постановление Правительства Российской
Федерации от 15 марта 1997 г. N 319 "О порядке
определения нормативной цены земли" //
Собрание законодательства Российской
Федерации. 1997. N 13. Ст. 1539.
При этом на
практике при определении цены земли
сельскохозяйственного назначения в
Оренбургской области использовались
факторы, установленные ранее действующими
рекомендациями.
Как отмечает автор
работы "К вопросу о нормативной цене земли"
В.А. Хачатуров, в связи с тем, что
отсутствует конкретный перечень факторов,
влияющих на потребительскую стоимость
земли, нормативная цена земли не отвечает
действительной ее стоимости. Отсюда и
неопределенность правового положения
собственников либо иных титульных
владельцев земли по вопросу возмещения
"прошлого" экологического вреда,
причиненного хозяйственной деятельностью
предприятий - источников загрязнения.
Думается, решению данной проблемы будет
способствовать Постановление
Правительства от 25 августа 1999 г. N 945 "О
государственной кадастровой оценке земель"
<*>, обязывающее Государственный комитет
по земельной политике Российской Федерации
провести в 1999 - 2001 годах кадастровую оценку
всех категорий земель на территории
Российской Федерации.
-------------------------------
<*> Российская
газета. 1999. 2 сентября.
Арбитражно -
судебная практика по данной категории дел
незначительна, но тем не менее уже сейчас
выявляет проблемы, которые возникают при
разрешении вопросов, связанных с
ответственностью за ранее нанесенный
экологический ущерб. К ним относятся:
определение способов восстановления
деградированных и загрязненных земель,
определение размера ущерба, проблема
экологического аудита и другие. Все это
требует скорейшего разрешения, прежде
всего на уровне правовой
регламентации.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от
03.11.1994 N 1204
"О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
НОРМАТИВНОЙ ЦЕНЫ ЗЕМЛИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Правительства РФ от 15.03.1997 N 319
"О ПОРЯДКЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВНОЙ ЦЕНЫ
ЗЕМЛИ"
РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от
30.12.1998 N 1905-р
<О ПОГАШЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПЕРЕД
ВЛАДЕЛЬЦАМИ
ЦЕЛЕВЫХ ЧЕКОВ С ПРАВОМ
ПРИОБРЕТЕНИЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В 1992
ГОДУ В ПРЕДЕЛАХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ В 1999
ГОДУ НА ЭТИ ЦЕЛИ>
Вестник ВАС РФ, N 6,
2000