Вопросы возмещения прошлого экологического вреда в арбитражно - судебной практике

В АРБИТРАЖНО - СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
С.И. АНИСИМОВА
С.И. Анисимова, председатель коллегии - заместитель председателя Арбитражного суда Оренбургской области.
В настоящее время в условиях рыночной экономики коренным образом меняются роль и значение природно - ресурсного потенциала, эколого - экономической ситуации как в России в целом, так и в субъектах Российской Федерации.
При этом весьма сложную проблему в сфере природопользования составляет ответственность за ранее нанесенный экологический вред. В научной литературе мы сталкиваемся с термином "прошлый" экологический ущерб. "Прошлый" экологический ущерб, вызванный хозяйственным воздействием на окружающую среду, может проявляться, как отмечено Е. Вылегжаниной, в различных формах:
загрязнение и разрушение окружающей природной среды на территории предприятия;
загрязнение окружающей природной среды за пределами этой территории (прежде всего имеются в виду почва, поверхностные и подземные воды);
ухудшение здоровья персонала, связанное с прошлой хозяйственной деятельностью данного предприятия;
ухудшение здоровья окрестных жителей или нанесение ущерба их собственности вследствие ухудшения природной среды <*>.
-------------------------------
<*> Вылегжанина Е. Ответственность за "прошлый" экологический ущерб, вызванный хозяйственной деятельностью // Хозяйство и право. 1998. N 8. С. 29.
За последние несколько лет состояние экологии в России оценивается специалистами как крайне неудовлетворительное. Об этом свидетельствуют ежегодные доклады Госкомэкологии России о состоянии окружающей природной среды.
Исследованиями, проведенными в предыдущие годы в Оренбургской области, были установлены высокие уровни загрязнения воздушного бассейна, земель, водных ресурсов области. Основными источниками загрязнения являются предприятия топливно - энергетического комплекса, металлургического, химического, а также агропромышленного комплекса. К примеру, на долю предприятий металлургического комплекса приходится 45,9 процента всех выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников области. К таким источникам относятся АО "Носта" (г. Новотроицк), АО "Комбинат Южуралникель" (г. Орск), АООТ "Медногорский медно - серный комбинат" <*>. В результате деятельности данных предприятий, осуществляющих в течение длительного времени как нормативные, так и сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, наносится серьезный ущерб окружающей среде. Специалисты в настоящее время бьют тревогу, указывая на необходимость срочной консервации загрязненных сельскохозяйственных земель, отселения жителей, проживающих в зоне загрязнения. Однако следует отметить несовершенство законодательства, регулирующего названный выше способ восстановления деградированных и загрязненных земель.
-------------------------------
<*> Доклад о состоянии окружающей природной среды Оренбургской области в 1998 году / Государственный комитет по охране окружающей среды Оренбургской области. Оренбург, 1999. С. 14.
Арбитражно - судебной практике известны попытки возмещения ущерба, причиненного источниками загрязнения собственникам либо иным титульным владельцам земли. При этом с правовой точки зрения можно выделить следующие аспекты: имеет ли право владелец загрязненных земель на возмещение экологического ущерба, нанесенного предыдущей хозяйственной деятельностью предприятий; кто должен возмещать "прошлый" экологический ущерб; как оценить нанесенный ущерб и др.
В связи с земельной реформой и реорганизацией предприятий аграрного сектора в рамках рассматриваемой темы наиболее важна оценка нормативно - правовых актов, регулирующих отношения, связанные с нормативной ценой земли.
По ранее действующему законодательству в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1204 "О порядке определения нормативной цены земли" <*> Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству были разработаны рекомендации по установлению нормативной цены земли, включающие примерный перечень факторов, влияющих на нормативную цену земли сельскохозяйственного назначения. К ним относятся, в том числе, уровень плодородия почв, санитарно - гигиенические условия и состояние окружающей среды.
-------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1994. No. 29. Ст. 3033.
В настоящее время как расчет, так и положение по ценовому зонированию земель осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании предложений территориальных органов субъектов Российской Федерации <*>.
-------------------------------
<*> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. N 319 "О порядке определения нормативной цены земли" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 13. Ст. 1539.
При этом на практике при определении цены земли сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области использовались факторы, установленные ранее действующими рекомендациями.
Как отмечает автор работы "К вопросу о нормативной цене земли" В.А. Хачатуров, в связи с тем, что отсутствует конкретный перечень факторов, влияющих на потребительскую стоимость земли, нормативная цена земли не отвечает действительной ее стоимости. Отсюда и неопределенность правового положения собственников либо иных титульных владельцев земли по вопросу возмещения "прошлого" экологического вреда, причиненного хозяйственной деятельностью предприятий - источников загрязнения.
Думается, решению данной проблемы будет способствовать Постановление Правительства от 25 августа 1999 г. N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" <*>, обязывающее Государственный комитет по земельной политике Российской Федерации провести в 1999 - 2001 годах кадастровую оценку всех категорий земель на территории Российской Федерации.
-------------------------------
<*> Российская газета. 1999. 2 сентября.
Арбитражно - судебная практика по данной категории дел незначительна, но тем не менее уже сейчас выявляет проблемы, которые возникают при разрешении вопросов, связанных с ответственностью за ранее нанесенный экологический ущерб. К ним относятся: определение способов восстановления деградированных и загрязненных земель, определение размера ущерба, проблема экологического аудита и другие. Все это требует скорейшего разрешения, прежде всего на уровне правовой регламентации.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 03.11.1994 N 1204
"О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВНОЙ ЦЕНЫ ЗЕМЛИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.03.1997 N 319
"О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВНОЙ ЦЕНЫ ЗЕМЛИ"
РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 30.12.1998 N 1905-р
<О ПОГАШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПЕРЕД ВЛАДЕЛЬЦАМИ
ЦЕЛЕВЫХ ЧЕКОВ С ПРАВОМ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В 1992
ГОДУ В ПРЕДЕЛАХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ В 1999 ГОДУ НА ЭТИ ЦЕЛИ>
Вестник ВАС РФ, N 6, 2000

Комментарии к законам »
Читайте также