Взыскание недоимок по налогам за прошлые годы

И. ПАВЛОВ
И. Павлов, прокурор отдела по надзору за исполнением налогового законодательства прокуратуры г. Москвы.
Доходная часть бюджетов всех уровней формируется в основном за счет налогов и иных обязательных платежей, установленных законом. За своевременным и полным поступлением соответствующих сумм обязаны следить налоговые органы, их должностные лица. Они отвечают за выполнение требований закона, регламентирующих процедуру и правильное оформление результатов налогового контроля.
С вступлением с 1 января 1999 г. в действие Налогового кодекса РФ (НК) возникли проблемы, связанные с оформлением и реализацией контрольных проверок по предыдущим периодам деятельности налогоплательщиков (до 1 января 1999 г.), проведенных налоговыми органами после этой даты.
Сама обязанность налоговых органов осуществлять контроль за соблюдением налогоплательщиками действующего налогового законодательства закреплена в подп. 2 п. 1 ст. 32 НК. Такой контроль имеет различные формы. Это, согласно ст. 82 НК, проведение налоговых проверок, получение объяснений налогоплательщиков и иных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также некоторые другие формы. Все они должны реализовываться через процедуру, установленную Кодексом.
Однако налоговые органы зачастую применяют не предусмотренный законом порядок оформления контрольных проверок и издания фиксирующих их результаты документов, в которые, например, заносятся сведения, выходящие за пределы поверок.
Так, одна из территориальных налоговых инспекций г. Москвы, проводя в мае 1999 г. проверку данных учета и отчетности налогоплательщика - юридического лица, выявила недоимку за 1997 - 1998 гг. Однако ее не зафиксировали ни протоколом (ст. 99 НК), ни решением (ст. 101 НК). В то же время была оформлена камеральная проверка налогоплательщика - юридического лица за первый квартал 1999 г. На оборотной стороне налоговой декларации, представленной налогоплательщиком, были отмечены выявленные нарушения и сумма недоимки за проверяемый период, вынесено решение о привлечении налогоплательщика к ответственности с указанием сумм выявленной недоимки. В это решение, естественно, не вошли суммы недоимки за 1997 - 1998 гг.
Однако в направленное по результатам камеральной проверки требование были включены как суммы недоимки за первый квартал 1999 г., так и суммы недоимки, относящиеся к 1997 - 1998 гг. После этого налоговая инспекция вынесла решение о взыскании из денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика, сумм недоимки как за первый квартал 1999 г., так и за 1997 - 1998 гг.
Требование и решение были вынесены с грубыми нарушениями ряда статей Налогового кодекса и ст. 8 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Это выразилось в том, что не был составлен протокол (ст. 99 НК), решение по результатам проверки за 1997 - 1998 гг. не принималось (ст. 10 НК), в решении по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки не указана недоимка за 1997 - 1998 гг. (ст. 101 НК) и т.д.
Поскольку результаты проверки данных учета и отчетности налогоплательщика за 1997 - 1998 гг. территориальная инспекция не оформила надлежащим образом, то нельзя считать установленным факт неуплаты фирмой недоимки за данный период. А это влечет признание недействительным как требования о возврате недоимки за прошлые годы, так и решения о ее взыскании и, соответственно, возвращение неосновательно взысканных денежных средств с выплатой убытков, причиненных налогоплательщику вследствие неправомерных действий налоговой инспекции.
На сегодняшний день нет единого, соответствующего требованиям Закона порядка оформления и реализации материалов проверок. "Регламент проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформления и реализации их результатов", утвержденный 28 января 1999 г. Министром РФ по налогам и сборам, содержит отступления от положений НК. Так, налоговым органам предписано в случае выявления камеральной проверкой фактов неправильного отражения показателей в налоговой декларации делать на ее последнем листе запись о выявленных нарушениях. После этого руководитель налогового органа в десятидневный срок выносит постановление о привлечении к ответственности, и в резолютивную часть этого постановления включается пункт о взыскании недоимки и пени.
Такой порядок противоречит нормам, закрепленным в НК. Ведь в соответствии с указанным Регламентом при камеральной проверке не нужно оформлять предусмотренный ст. 99 НК протокол, и по результатам проверки руководитель налогового органа выносит "постановление" (а не "решение", как того требует НК).
В соответствии со ст. 101 НК подобный акт может содержать только строго ограниченные варианты решений: о привлечении налогоплательщика к ответственности; об отказе в привлечении к ответственности; о проведении дополнительных контрольных мероприятий. Принятие решения о взыскании недоимки этой статьей не предусмотрено, что также свидетельствует о вольном трактовании авторами Регламента положений НК. Кроме того, при включении налоговым органом в постановочную часть такого решения пункта, предусматривающего взыскание с налогоплательщика недоимки, этот орган освобождается от необходимости направить налогоплательщику требование об уплате недоимки, равно как становится ненужным и решение о ее взыскании. Тем самым Регламент вводит новый, не предусмотренный НК, порядок оформления материалов проверки.
Вольное толкование положений НК может привести к тому, что в налоговых инспекциях результаты проверок будут оформляться и реализовываться с нарушениями порядка производства по делам о налоговых правонарушениях, предусмотренного ст. 10 НК. Это в свою очередь, приводит к нарушению общих принципов налогообложения и ухудшению положения налогоплательщика.
Какой же порядок оформления и реализации материалов проверки предусмотрен НК?
Если установлено, что налогоплательщик действительно имеет недоимку за 1997 - 1998 гг., территориальная налоговая инспекция, выявив ее факт, обязана выполнить следующие действия. В соответствии с требованиями ст. 8 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" к отношениям, возникшим после введения его в действие, инспекция должна применять положения части первой НК. Ведь поскольку отношения, связанные с фиксацией и взысканием недоимки за 1997 - 1998 гг., возникли только в 1999 году, их нужно оформлять в соответствии с требованиями НК.
По результатам проверки данных учета и отчетности налогоплательщика обязательно должен быть оформлен протокол (ст. 99 НК), вынесено решение по результатам рассмотрения материалов проверки (ст. 101 НК). При этом в решении обязательно должны найти отражение все обстоятельства, указанные в п. 2 ст. 101 НК. В требовании, направленном налогоплательщику, должна быть указана сумма недоимки, выявленной по результатам проверки (ст. 88 НК), и эта же сумма должна фигурировать в решении о взыскании данной недоимки, а также в направленном налоговой инспекцией в банк инкассовом поручении (ст. 46 НК).
Из всего сказанного следует, что Регламент, утвержденный 28 января 1999 г. Министром РФ по налогам и сборам, требует существенных исправлений.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.07.1998 N 147-ФЗ
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
Российская юстиция, N 6, 2000

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ РАЗМЕР КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА?  »
Комментарии к законам »
Читайте также