Изменения в законодательстве о внебюджетных фондах в 2000 году
В 2000 ГОДУ
Н.В. БРАТЧИКОВА
Братчикова
Наталия Васильевна
Специалист в
области правового регулирования
государственных внебюджетных фондов.
Аспирантка кафедры финансового права
Московской государственной юридической
академии.
Родилась 12 августа 1966 г. в
Москве. Окончила Московский институт
народного хозяйства им. Г.В. Плеханова по
специальности "ревизия и контроль в
торговле", учетно - экономический
факультет.
В 1989 - 1992 гг. - контролер -
ревизор КРУ МФ РСФСР; с 1993 г. по настоящее
время работает в ЗАО "Фотон-М", юрисконсульт
по налогообложению, гл. бухгалтер.
Автор
ряда публикаций в юридических и
экономических журналах, в том числе:
"Правовой статус внебюджетных социальных
фондов", "Общая характеристика дорожных
фондов и их правовое регулирование", "Должны
ли внебюджетные социальные фонды платить
налоги?", "Внебюджетные фонды: плательщики,
тарифы и льготы", "Двойственная правовая
природа внебюджетных социальных фондов",
"Фонд воспроизводства минерально - сырьевой
базы и проблемы его правового
регулирования", "Новые налоги: порядок
уплаты единого налога на вмененный доход",
"Особенности уплаты страховых взносов в ПФР
индивидуальными предпринимателями,
нотариусами, занимающимися частной
практикой, адвокатами, частными
детективами и аудиторами".
Фонд
социального страхования РФ:
реструктуризация
задолженности и
санкции по страховым взносам
Фонд
социального страхования РФ первым из
государственных внебюджетных фондов с 2000 г.
перешел на применение санкций,
установленных ч. I Налогового кодекса РФ.
Это означает, что санкции, применяемые за
нарушение законодательства о ФСС России,
аналогичны санкциям, применяемым за
нарушение налогового законодательства в
целом. Остальные внебюджетные фонды пока
применяют санкции, предусмотренные для них
специальными законодательными актами.
По-видимому, в ближайшее время Пенсионный
фонд РФ, Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования и
Государственный фонд занятости населения
РФ должны перестроиться на аналогичный
подход к применению санкций, что приведет к
унификации и системности в данном
вопросе.
Согласно п. 4 Постановления ФСС
России от 10 января 2000 г. N 1 "О начислении пени
за недоимку по платежам в Фонд и применении
норм ответственности к страхователям и
банкам за нарушение порядка уплаты
страховых взносов" <*> предусмотрены
следующие санкции, применяемые за
нарушения при уплате страховых взносов в
ФСС России:
--------------------------------
<*>
Финансовая газета. 2000. N 10. С. 2.
- за
нарушение срока регистрации физического
лица или организации в качестве
плательщика к ним применяется санкция,
установленная ст. 116 НК РФ, - штраф в размере 5
тыс. руб., а за нарушение срока регистрации в
качестве плательщика на срок более 90 дней -
штраф в размере 10 тыс. руб.;
- за ведение
организацией или физическим лицом,
обязанным уплачивать страховые взносы,
деятельности без регистрации в качестве
плательщика в исполнительном органе Фонда
к ним применяется санкция, установленная
ст. 117 НК РФ, - штраф в размере 10% выплат,
начисленных в пользу работников в период
такой деятельности, но не более 20 тыс. руб., а
в случае если срок ее ведения превышает 90
дней, - штраф в размере 20% выплат,
начисленных в пользу работников в период
такой деятельности;
- за
непредставление в установленный срок
расчетной ведомости по средствам
социального страхования к плательщику
применяется санкция, установленная ст. 119 НК
РФ, - штраф в размере 5% от причитающейся к
уплате суммы страховых взносов за каждый
полный или неполный месяц со дня,
установленного для ее представления, но не
более 30% указанной суммы и не менее 100 руб., а
за непредставление расчетной ведомости в
течение более 180 дней по прошествии
установленного срока ее представления -
штраф в размере 30% причитающейся к уплате на
основе указанной расчетной ведомости суммы
страховых взносов и 10% этой суммы за каждый
полный или неполный месяц начиная со 181-го
дня;
- за неуплату или неполную уплату
сумм страховых взносов в результате
занижения установленной базы для
начисления страховых взносов (выплат,
начисленных в пользу работников), иного
неправильного исчисления сумм страховых
взносов или других неправильных действий
(бездействия) к плательщику применяется
санкция, установленная ст. 122 НК РФ, - штраф в
размере 20% от причитающейся к уплате суммы
страховых взносов, а при умышленном
совершении указанных деяний - штраф в
размере 40% от данной суммы. (Под
причитающейся к уплате суммой страховых
взносов для определения размеров штрафов
понимается сумма страховых взносов,
начисляемая плательщиком по установленным
тарифам страховых взносов на выплаты в
пользу работников за соответствующий
период.);
- за незаконное
воспрепятствование доступу должностного
лица исполнительного органа Фонда,
проводящего проверку полноты и
правильности уплаты плательщиком
страховых взносов, на территорию или в
помещение плательщика применяется санкция,
установленная ст. 124 НК РФ, - штраф в размере 5
тыс. руб.;
- за непредставление
плательщиком в установленный срок в
исполнительный орган Фонда документов
и/или иных сведений, предусмотренных
законодательством, к плательщику
применяется санкция, установленная п. 1 ст.
126 НК РФ, - штраф в размере 50 руб. за каждый
непредставленный документ.
Кроме того,
предусматриваются соответствующие санкции
к банкам:
- в случае открытия банком
счета организации без предъявления ею
свидетельства о регистрации в качестве
плательщика в исполнительном органе Фонда
к банку применяется санкция, установленная
п. 1 ст. 132 НК РФ, - штраф в размере 10 тыс.
руб.;
- в случае совершения банком
действий по созданию ситуации отсутствия
денежных средств на счету плательщика, в
отношении которых в банке находится
инкассовое поручение (распоряжение)
исполнительного органа Фонда, к банку
применяется санкция, установленная п. 2 ст.
135 НК РФ, - штраф в размере 30% от не
поступивших в результате таких действий
сумм.
Суммы пеней, штрафов, начисленные
по состоянию на момент вступления в
действие Федерального закона от 2 января 2000
г. N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального
страхования Российской Федерации на 2000 год"
<*> и Постановления ФСС России от 10 января
2000 г. N 1, но не уплаченные плательщиком или
не перечисленные банком либо не взысканные
исполнительным органом Фонда с плательщика
или банка, уплачиваются (взыскиваются) в
размерах, определенных по состоянию на
момент вступления в силу указанных
законодательных актов.
--------------------------------
<*> Финансовая
газета. 2000. N 3. С. 3.
Поскольку в
соответствии со ст. 5 НК РФ законодательные
акты, смягчающие ответственность за
правонарушения, имеют обратную силу, за
нарушения, предусмотренные п. "б", "в", "г",
совершенные до вступления в силу Закона,
налагаются штрафы в скорректированных
размерах. Если сумма штрафа, определенная
постановлением ФСС России, оказывается
ниже суммы штрафа, определенной за
аналогичные по составу нарушения в
соответствии с Инструкцией о порядке
начисления, уплаты страховых взносов,
расходования и учета средств
государственного социального страхования,
утвержденной Постановлениями ФСС России N
162, Минтруда России N 2, Минфина России N 87 и
Госналогслужбы России N 07-1-07 от 2 октября 1996
г., то применяется эта Инструкция.
Взыскание штрафов с плательщиков и банков
осуществляется в судебном порядке.
Предъявление судебного иска о взыскании с
плательщика или банка соответствующих
штрафов осуществляется исполнительными
органами Фонда не позднее шести месяцев со
дня обнаружения нарушения и составления
соответствующего акта.
До обращения в
суд исполнительный орган Фонда обязан
предложить плательщику или банку
добровольно уплатить соответствующую
сумму штрафа.
Начисление пеней на
задолженность по обязательным
перечислениям в ФСС России осуществляется
в соответствии с ч. I НК РФ и п. 1
Постановления ФСС России от 10 января 2000
г.
В случае нарушения плательщиком
фиксированных сроков уплаты страховых
взносов в ФСС России с заработной платы за
истекший месяц на сумму недоимки
начисляется пеня за каждый календарный
день просрочки.
Сумма пеней начисляется
сверх причитающихся к уплате сумм
страховых взносов и иных платежей в Фонд
независимо от взыскания с плательщика
штрафов за нарушение порядка уплаты
страховых взносов и регистрации в качестве
плательщика.
Пеня начисляется со дня,
следующего за установленным днем уплаты
страховых взносов, и по день их уплаты
(взыскания) включительно.
Днем уплаты
страховых взносов в соответствии со ст. 45 НК
РФ считается день предъявления
плательщиком в банк поручения на уплату
страховых взносов, а при уплате наличными
денежными средствами - день внесения в банк
или кассу органа местного самоуправления
либо организацию связи Государственного
комитета РФ по связи и информации денежной
суммы в счет уплаты страховых взносов.
В
соответствии с абз. 3 п. 1.2 Постановления ФСС
России от 10 января 2000 г. N 1 страховые взносы
не считаются уплаченными в случае отзыва
плательщиком или возврата банком
платежного поручения на перечисление
страховых взносов, а также в случае, если на
момент предъявления поручения на
перечисление страховых взносов плательщик
имеет иные неисполненные требования,
предъявленные к счету, которые в
соответствии со ст. 855 ГК РФ исполняются в
первоочередном порядке, и если плательщик
страховых взносов не имеет на счету
достаточных средств для удовлетворения
всех требований.
Пеня определяется в
процентах от суммы недоимки. Процентная
ставка пени устанавливается на основании
ст. 75 ч. I НК РФ в размере одной трехсотой
ставки рефинансирования Банка России,
действовавшей за период с момента
образования недоимки.
При изменении
ставок рефинансирования размер пени исходя
из новой ставки определяется со дня,
следующего за днем ее исполнения.
Начисление пеней на сумму недоимки по
результатам проверки плательщика взносов,
проводимой исполнительным органом Фонда
после вступления в силу Федерального
закона "О бюджете Фонда социального
страхования Российской Федерации на 2000
год", осуществляется независимо от времени
образования недоимки.
Суммы пеней
уплачиваются плательщиками одновременно
со страховыми взносами в Фонд, а при
недостаточности средств у плательщика -
после уплаты страховых взносов в полном
объеме.
Начисление пени не
производится, если плательщик подтвердит,
что не мог погасить недоимку по причине
приостановления его операций в банке или
наложения ареста на его имущество.
Не
осуществляется начисление пеней на
недоимку, образующуюся вследствие задержек
финансирования из бюджетов всех уровней
бюджетных организаций или задержек оплаты
работ по государственному, в том числе
оборонному, заказу, финансируемому из
федерального бюджета, по заключенным
договорам (контрактам) со дня фактического
поступления денежных средств на счета этих
организаций при представлении ими
подтверждения о задержке финансирования от
соответствующего органа исполнительной
власти или органа местного самоуправления
(для бюджетных организаций) либо
федерального органа исполнительной власти
или генерального подрядчика для
организаций, выполняющих работы по
государственному, в том числе оборонному,
заказу соответственно. При отнесении
плательщиков страховых взносов к бюджетным
организациям или организациям, выполняющим
работы по государственному, в том числе
оборонному, заказу, следует
руководствоваться Положением о порядке
реструктуризации задолженности по
обязательным перечислениям в ФСС России в
1999 г., утвержденным Постановлением ФСС
России от 17 июня 1999 г. N 29.
При нарушении
банками срока исполнения поручения
плательщика о перечислении страховых
взносов в ФСС России, а также при
неисполнении банками решения
исполнительного органа Фонда о взыскании с
плательщика страховых взносов (инкассового
поручения, распоряжения) при наличии
достаточных средств на счетах плательщиков
исполнительные органы Фонда взыскивают с
банков на основании ст. 133 и п. 1 ст. 135 НК РФ
пеню в размере одной стопятидесятой ставки
рефинансирования Банка России, но не более
0,2% за каждый день просрочки.
Срок
исполнения банками поручения плательщика о
перечислении страховых взносов или
исполнительного органа Фонда об их
взыскании составляет один операционный
день со дня, следующего за днем получения
такого поручения.
Пени могут быть
взысканы с плательщика исполнительным
органом Фонда принудительно за счет
денежных средств и иного имущества
плательщика.
Взыскание пени с
плательщиков - юридических лиц, в том числе
банков, осуществляется:
- за счет
денежных средств организации или банка - в
бесспорном порядке;
- за счет их
имущества - в судебном.
Согласно статье
12 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 24-ФЗ
и п. 1 Постановления ФСС России от 10 января
2000 г. N 2 "О порядке предоставления в 2000 году
отсрочки (рассрочки) погашения сумм
задолженности по обязательным
перечислениям в Фонд социального
страхования Российской Федерации" <*>
исполнительные органы Фонда социального
страхования могут предоставлять в 2000 г.
плательщикам страховых взносов отсрочки
(рассрочки) погашения сумм задолженности по
обязательным перечислениям в Фонд с учетом
их финансового состояния на основе
соглашений, заключаемых на срок не более
одного года, при условии своевременной
уплаты текущих платежей.
--------------------------------
<*> Финансовая
газета. 2000. N 10. С. 3.
Под отсрочкой
погашения задолженности по страховым
взносам (платежам) и начисленным пеням
понимается определенный соглашением срок
(дата) единовременного погашения
плательщиком всей суммы задолженности в
Фонд.
Под рассрочкой погашения
задолженности по страховым взносам
(платежам) и начисленным пеням понимаются
определенные соглашением сроки (даты)
поэтапного погашения задолженности в
Фонд.
В соответствии с п. 1 ст. 64 НК РФ
отсрочка или рассрочка по уплате платежа
представляет собой изменение срока его
уплаты при наличии определенных оснований
на срок от одного до шести месяцев
соответственно с единовременной или
поэтапной уплатой плательщиком или иным
обязанным лицом суммы задолженности.
Согласно п. 6 Постановления Минтруда России
от 14 января 1999 г. N 1 обязательным условием
предоставления организации отсрочки
(рассрочки) является обязательство
организации своевременно и в полном объеме
уплатить текущие страховые платежи начиная
с даты заключения соглашения.
При
принятии решений (приказов, распоряжений) о
предоставлении отсрочек (рассрочек) либо об
отказе в их предоставлении следует
руководствоваться Порядком предоставления
исполнительными органами ФСС России
плательщикам отсрочек (рассрочек) по уплате
задолженности по платежам в ФСС России,
утвержденным Постановлением ФСС России от
28 марта 1997 г. N 31 в части, не противоречащей
Федеральному закону