Еще раз о правовой природе договора на туристическое обслуживание

Е.Л. Писаревский, кандидат юридических наук.
Уже более трех лет прошло с момента принятия Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о туристской деятельности), а дискуссии относительно правовой природы договора между туристом и туристической фирмой по поводу предоставления туристского обслуживания не ослабевают.
Для обозначения данного договора в российском и международном законодательстве, а также юридической науке используются различные определения.
В Международной конвенции по контракту на путешествие (1970 г.) использовано понятие "контракт на путешествие" <1>. Директива ЕС "О комплексных турах, путешествиях и отдыхе" не дает конкретного названия договора, а указывает на "договор, связывающий потребителя и организатора турпродукта и / или розничного продавца" <2>. Германское гражданское уложение (ст. 651) регулирует обязательства, вытекающие из договора о туристском обслуживании <3>. Другие страны используют понятие "контракт на путешествие" (travel contract) <4>. В научной литературе, в частности работе А.П. Иванова "Правовое регулирование международных туристских отношений" (1974 г.), сделкой, опосредующей отношения между туристской фирмой и туристом, называется туристский договор.
--------------------------------
<1> См.: Организационно-правовые основы туристского и гостиничного бизнеса. М., 1999. С. 84.
<2> См.: The Package Travel Directive // European Travel Law. Chichester. 1997. P. 49.
<3> См.: Германское право. М., 1996. С. 156.
<4> Например, Бельгия (см.: Belgium // European Travel Law... P. 158).
Несмотря на такое разнообразие обозначений, сущность всех этих договоров выражается в предоставлении комплексной туристской услуги, включающей в себя элементы перемещения, проживания и других услуг в сфере туризма.
В российской юридической науке разграничение договора возмездного оказания услуг и договора купли-продажи представляется малоинтересным, так как договор возмездного оказания услуг, в отличие от договора подряда, не предполагает ни создание вещи, ни последующую ее передачу подрядчику <*>. Однако данный вопрос совершенно неожиданно приобрел практическое значение в связи с появлением Закона о туристской деятельности, который определяет отношение между туристом и туроператором (турагентом) как отношение по розничной купле-продаже турпродукта, т.е., как следует из ст. 1 Закона, купле-продаже права на комплекс различных услуг в сфере туризма.
--------------------------------
<*> Брагинский М.И. Договор подряда и подобные ему договоры. М., 1999. С. 233.
В связи с этим следует выделить две наиболее распространенные точки зрения на данную проблему. Одна из них совпадает с позицией авторов Закона о туристской деятельности. Сторонники данной позиции рассматривают турпродукт как товар <*> или же как право (гарантии) на услуги, реально осуществляемые другими фирмами, не имеющими прямых договорных отношений с туристом <**>.
--------------------------------
<*> См.: Терещенко А. О некоторых недостатках в договорных отношениях туристских фирм с туристами // Туристический бизнес. 1999. N 1. С. 30.
<**> См., например: Экономика современного туризма. СПб., 1998. С. 138; Сергеев В.И. Договор об оказании международных туристских услуг // Право и экономика. 1998. N 4. С. 18 и др.
Одним из аргументов сторонников турпродукта - товара (имущественного права) является, по их мнению, возможность более гибкого ведения бухгалтерского учета и налогообложения операций, связанных с его (турпродукта) формированием, продвижением и реализацией <*>. Кроме того, использование данной конструкции позволяет более эффективно защищать интересы потребителей услуг, в том числе от недобросовестных действий контрагентов туроператора <**>.
--------------------------------
<*> Герасимова А., Скапенкер М. Туристический бизнес: особенности бухучета и налогообложения // Экономика и жизнь. 1996. N 14. С. 23.
<**> См.: Терещенко А. О некоторых недостатках в договорных отношениях туристских фирм с туристами // Туристический бизнес. 1999. N 1. С. 30.
Иной позиции придерживаются Брагинский М.И., Кабалкин А.Ю., Парций Я.Е., Иванов А.П., Левшина Т.Л., Шерстобитов А.Е. и др. Обобщая их мнение, можно констатировать, что правовой формой данных отношений является договор возмездного оказания услуги, они (отношения) ничем не отличаются от отношений, например, с аудиторской фирмой того, кто обращается за соответствующими услугами. В том и другом случае сущность договора состоит в возникновении у одного лица (туриста, клиента аудиторской фирмы) права по отношению к контрагенту требовать оказания последним определенных услуг <*>. Определение же предмета договора на туристское обслуживание как возмездной передачи товара (или имущественных прав) не только не отвечает сущности договора и самой туристской деятельности, но и фактически искажает соотношение названных категорий <**>.
--------------------------------
<*> См.: Брагинский М.И. Договор подряда.... С. 234.
<**> См.: Кабалкин А.Ю. Договор возмездного оказания услуг // Российская юстиция. 1998. N 3. С. 15.
Мы также являемся сторонниками второй позиции и на основе анализа и соотношения норм гражданского права, содержащихся в ГК и Законе о туристской деятельности, постараемся ее аргументировать.
Турпродукт: товар или услуга?
В научной и учебной литературе по туризму под турпродуктом понимается совокупность вещественных (предметов потребления) и невещественных (услуг) потребительских стоимостей для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его туристского путешествия (поездки) и вызванных именно этим путешествием.
Под туристским продуктом понимают три основных вида возможных предложений на рынке:
Первый вид - тур. Комплексная туристская услуга (пэкидж-тур), предлагающая размещение, питание, транспортные, бытовые, экскурсионные, культурно-массовые, спортивные и оздоровительные услуги, объединенные главной целью путешествия и программой пребывания.
Второй вид - отдельные туристские услуги (инклюзив-тур). К ним можно отнести услуги размещения и питания, транспортные услуги, экскурсионные, спортивно-туристские, культурно-массовые, оздоровительные, бытовые, торговые, а также дополнительные (сопутствующие) услуги.
Третий вид - товары туристского назначения, сувениры и неспецифические туристские товары, которые в месте туристского пребывания стоят дешевле, чем в месте постоянного пребывания <*>.
--------------------------------
<*> Сенин В.С. Введение в туризм. М., 1993. С. 13.

Статья 128 Гражданского кодекса РФ дает обширный перечень объектов гражданских прав, т.е. того, на что направлены права и обязанности субъектов гражданских правоотношений. Их можно объединить в четыре группы: 1) имущество (вещи, в том числе деньги и ценные бумаги, имущественные права); 2) действия (работы и услуги); 3) результаты интеллектуальной (творческой) деятельности; 4) нематериальные блага <*>. В соответствии с данной статьей услуги и работы представляют собой отдельные объекты гражданских прав, отличные от имущества и результатов интеллектуальной деятельности.. --------------------------------

Комментарии к законам »
Читайте также