Организация работы по обобщению судебной практики в федеральном арбитражном суде уральского округа
В ФЕДЕРАЛЬНОМ АРБИТРАЖНОМ СУДЕ УРАЛЬСКОГО
ОКРУГА
Г.Я. СТОЯКИН
Г.Я. Стоякин,
Председатель Федерального арбитражного
суда Уральского округа.
В декабре 1995 года
в соответствии с Федеральным
конституционным законом "Об арбитражных
судах в Российской Федерации" в
Екатеринбурге был создан Федеральный
арбитражный суд Уральского округа,
осуществляющий проверку судебных актов,
принятых арбитражными судами восьми
субъектов Российской Федерации.
Параллельно с созданием арбитражного суда
округа с марта 1996 года начал формироваться
отдел обобщения судебной практики и
статистики, в состав которого вошли
специалисты с высшим юридическим
образованием. На первоначальном этапе
становления отдела перед его сотрудниками
стояли две важнейшие задачи: определение
основных направлений деятельности отдела и
создание базы для систематизации практики
арбитражного суда округа.
В
утвержденном председателем суда Положении
об отделе определены его основные задачи и
функции, организационная структура. Общее
руководство отделом осуществляет один из
заместителей председателя суда.
Информационно - справочному обеспечению
деятельности суда, как одному из
направлений предупреждения судебных
ошибок, придается большое значение.
В
состав отдела входит специалист -
кодификатор, к функциональным обязанностям
которого относится оказание помощи судьям
в подготовке к судебным заседаниям. На
основе классификатора отраслей
законодательства, разработанного Высшим
Арбитражным Судом Российской Федерации, в
отделе создана картотека нормативных
документов, ведутся их контрольные
экземпляры. Кодификатор доводит до
сведения сотрудников суда информацию о
вновь принятых правовых документах, по
запросам судей подбирает документы,
необходимые для разрешения конкретного
спора. На кодификатора возложено
комплектование библиотеки юридической
литературы. При наличии средств плановые
закупки литературы производятся один раз в
квартал. В суде имеются официальные
периодические издания с нормативными
документами, осуществляется подписка на
периодическую печать. Для поиска правовых
документов и арбитражной практики активно
используются компьютерные базы данных
систем "" и "Арбитражная практика ВАС РФ".
Силами сотрудников создана программа по
учету и систематизации практики
Арбитражного суда Уральского округа, в
поисковой системе которой помимо
стандартных реквизитов отражены сведения о
причинах отмены (изменения) судебных актов
и комментарии о принятом решении по делу.
Программа содержит тексты постановлений
кассационной инстанции по рассмотренным
делам.
В отделе сосредоточен банк
данных, включающий в себя различную
информацию о правоприменительной практике.
В соответствии с утвержденной
председателем суда номенклатурой дел в
отдел поступают постановления Пленума
Высшего Арбитражного Суда, информационные
письма по применению действующего
законодательства, обзоры судебной
практики, переписка по правовым вопросам.
Поступающая из Высшего Арбитражного Суда
информация доводится до сведения судей в
первоочередном порядке. Ведется учет
протестов и отказов в принесении протеста
на судебные акты арбитражного суда
округа.
Для избежания дальнейших
судебных ошибок специалисты отдела
обобщения практики ежеквартально готовят
аналитические справки о причинах отмены
судебных актов Федерального арбитражного
суда Уральского округа в надзорной
инстанции. Причины отмены судебных актов
изучаются на совещаниях судей.
В целях
формирования в суде единообразной
правоприменительной практики учитываются
и систематизируются постановления
Президиума Высшего Арбитражного Суда по
конкретным делам. Сотрудниками отдела
разработан классификатор категорий споров,
который в процессе использования постоянно
совершенствуется. В условиях недостаточной
обеспеченности суда компьютерами создание
на базе отдела обобщения судебной практики
информационно - справочного центра
позволяет его сотрудникам оперативно
реагировать на запросы судей, способствует
концентрации информации о складывающейся
судебной практике и применении
законодательства по отдельным видам
споров.
Одной из основных функций
отдела является изучение и обобщение
судебной практики Федерального
арбитражного суда Уральского округа.
Главное направление деятельности -
формирование единой судебной практики в
округе.
Сотрудники отдела анализируют
судебную статистику и совместно с судьями
готовят информацию о работе арбитражного
суда за полугодие и за год для направления в
Высший Арбитражный Суд.
В последнее
время на заседаниях президиума
арбитражного суда обсуждались обзоры и
аналитические справки по ряду актуальных
вопросов. Например, на основе анализа
статистических показателей за 1999 год было
выявлено увеличение количества
административных дел, рассмотренных в
арбитражных судах округа. При этом
большинство составили дела с участием
налоговых органов. Учитывая тенденцию
роста налоговых споров, была изучена
практика применения арбитражными судами
округа части первой Налогового кодекса
Российской Федерации.
По результатам
изучения и в целях упорядочения практики
наложения финансовых санкций разработаны
рекомендации, предназначенные для
налоговых органов субъектов Российской
Федерации, входящих в Уральский округ. На
конкретных примерах из судебной практики
разъяснены особенности применения правил,
установленных пунктами 2 и 3 статьи 5
Налогового кодекса, статьей 8 Федерального
закона "О введении в действие части первой
Налогового кодекса Российской Федерации",
касающиеся порядка наложения финансовых
санкций.
Учитывая значительное
количество отмененных судебных актов, в
соответствии со статьей 26 Федерального
конституционного закона "Об арбитражных
судах в Российской Федерации" Федеральный
арбитражный суд Уральского округа
информировал арбитражные суды округа о
выработанных рекомендациях по применению
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.
Особое место
уделено вопросам подведомственности дел
арбитражному суду. Поскольку в статье 22 АПК
РФ не раскрывается понятие экономического
спора, у арбитражных судов нередко
существуют различные мнения об отнесении
конкретного вида спора к указанному
критерию.
В связи с изложенным хотелось
бы остановиться на некоторых вопросах, по
которым позиции арбитражных судов округа
не совпадают. Так, представляется
необоснованным отказ в принятии искового
заявления об обязании передать реестр
акционеров спецрегистратору ввиду
неподведомственности спора арбитражному
суду. В практике судов имели место споры о
взыскании территориальными фондами
обязательного медицинского страхования
задолженности по платежам на обязательное
медицинское страхование неработающего
населения с администрации территориальных
образований. Зачастую арбитражные суды
прекращали производство по таким делам. На
наш взгляд, финансовые правоотношения
сторон основаны на Законе Российской
Федерации "О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации" и носят
экономический характер.
Отделом
обобщения судебной практики совместно с
судьями подготовлен обзор практики
рассмотрения споров, связанных с
применением законодательства об
исполнительном производстве - новой
категории дел в системе арбитражного
судопроизводства. Судебная практика
показала, что при рассмотрении таких дел у
арбитражных судов возникают определенные
сложности, поскольку Федеральным законом
"Об исполнительном производстве"
недостаточно полно регламентирован
порядок рассмотрения жалоб на действия
судебных приставов - исполнителей. По
результатам изучения практики Научно -
консультативным советом при Федеральном
арбитражном суде Уральского округа
разработаны рекомендации по применению
арбитражными судами отдельных положений
этого Закона.
Суд кассационной
инстанции счел необходимым довести до
сведения арбитражных судов округа, что
впредь до установления законодательством
об исполнительном производстве порядка
рассмотрения жалоб на действия судебных
приставов - исполнителей действует общий
порядок рассмотрения дел, установленный
Федеральным конституционным законом "Об
арбитражных судах". При разрешении
отдельных процессуальных вопросов
арбитражным судам в силу части 4 статьи 11
АПК РФ следует руководствоваться правилами
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, регулирующими
сходные правоотношения.
Применяя
аналогию закона, арбитражный суд округа
пришел к выводу о возможности обжалования в
апелляционной и кассационной инстанциях
определений, принятых по результатам
рассмотрения жалоб на действия судебных
приставов - исполнителей, и рекомендовал
арбитражным судам принимать такие жалобы к
производству.
Судом кассационной
инстанции рекомендовано при рассмотрении
споров о возмещении вреда, причиненного
судебным приставом - исполнителем,
применять нормы Гражданского кодекса
Российской Федерации и исходить из того,
что такой вред подлежит возмещению за счет
казны Российской Федерации, ответчиком по
таким делам от имени казны должно выступать
Министерство финансов Российской
Федерации.
У арбитражных судов округа
возникли различные точки зрения по вопросу
о соотношении правил статьи 40 АПК РФ и
статьи 32 Федерального закона "Об
исполнительном производстве". Суд
кассационной инстанции, учитывая приоритет
процессуального правопреемства, полагает,
что замена в исполнительном производстве
выбывшей стороны ее правопреемником
производится судебным приставом -
исполнителем на основании
соответствующего судебного акта.
Арбитражным судом округа даны
соответствующие рекомендации по
применению статьи 57 Федерального закона "Об
исполнительном производстве", по смыслу
которой взыскание не может быть обращено
как на денежные средства, поступающие во
временное распоряжение должника, так и на
будущие поступления денежных средств в
кассу должника.
Судебная практика
рассмотрения споров, связанных с
применением законодательства об
исполнительном производстве, только
начинает складываться. Поэтому
разработанные Федеральным арбитражным
судом Уральского округа рекомендации, на
наш взгляд, будут способствовать
формированию единой судебной практики по
применению исполнительного
законодательства в Уральском регионе.
В
целом за время деятельности отдела
проведено обобщение практики применения
законодательства по следующим темам:
кредитно - денежные и арендные отношения;
защита права собственности и других вещных
прав; применение к банкам ответственности
по статье 15 Закона Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской
Федерации"; таможенные споры и споры по
применению валютного законодательства;
применение статьи 13 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации"; применение
законодательства о контрольно - кассовых
машинах; применение законодательства о
налоге на добавленную стоимость;
применение процессуальных норм. На основе
изучения отдельных вопросов судебной
практики сотрудниками отдела подготовлены
аналитические справки о рассмотрении
Арбитражным судом Уральского округа
ходатайств о приостановлении исполнения
судебных актов согласно статье 170 АПК РФ, о
рассмотрении споров, связанных с
применением законодательства о налоге на
прибыль, о причинах отмены судебных актов
Арбитражных судов Республики Башкортостан,
Оренбургской области, Удмуртской
Республики и др.
В соответствии с планом
мероприятий по реализации Программы
повышения эффективности деятельности
арбитражных судов в Российской Федерации в
Федеральном арбитражном суде Уральского
округа приказом председателя от 8 октября
1999 г. создан Научно - консультативный совет.
В его состав вошли представители всех
восьми арбитражных судов Уральского
округа, ученые Уральской государственной
юридической академии, представители
регионального Центра экономических
экспертиз "Налоги и Финансовое Право".
Согласно Положению Научно -
консультативный совет разрабатывает
рекомендации и заключения по материалам
анализа и обобщения практики применения
арбитражными судами Уральского округа
законов и иных нормативных правовых актов,
по предложениям о совершенствовании
законов и иных нормативных правовых актов,
а также по иным вопросам правового
характера, возникающим в деятельности
судов.
Заседания совета проводятся один
раз в квартал. На состоявшихся заседаниях
совета были выработаны рекомендации по
ряду вопросов, касающихся
недействительности сделок и правовых
последствий недействительности сделок,
применения Федерального закона "Об
исполнительном производстве", особенностей
доказывания при рассмотрении дел о
налоговых правонарушениях.
В марте 2000
года Федеральный арбитражный суд
Уральского округа совместно с редакцией
издательства "Уральский информационный
центр "Информ ВЭС" выпустил первый номер
журнала "Федеральный арбитражный суд
Уральского округа. Практика. Комментарии.
Обзоры". Цель издания - довести до читателей
арбитражную практику судов субъектов
Российской Федерации, входящих в Уральский
округ, а также практику самого окружного
суда, как совпадающую с практикой судов
субъектов Российской Федерации, так и
отличную от нее. Выпуски журнала
предполагаются ежеквартальными и будут
носить тематический характер. В журнале
планируется публиковать постановления
Федерального арбитражного суда Уральского
округа с краткими комментариями к ним,
обзоры по отдельным категориям дел, статьи
судей арбитражных судов и ученых по
соответствующей тематике. В первом номере
журнала опубликованы материалы по двум
категориям дел: о недействительности
сделок и по вопросам применения норм АПК РФ
о подведомственности споров.
Безусловно, в суде не использованы все
имеющиеся резервы. Продолжается
целенаправленная работа по внедрению
компьютерных технологий в деятельности
суда. Есть новые предложения и идеи по
совершенствованию организации работы по
изучению и обобщению судебной практики, для
осуществления которых необходимо
увеличение штатной численности отдела
обобщения судебной практики. Но тем не
менее за пять лет в суде проделана большая
работа в этом направлении, результаты
которой позволяют говорить о накопленном
опыте.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ЗАКОН РФ от 28.06.1991 N 1499-1
"О МЕДИЦИНСКОМ
СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
ЗАКОН РФ от 27.12.1991 N 2118-1
"ОБ
ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ
ЗАКОН от 28.04.1995 N 1-ФКЗ
"ОБ АРБИТРАЖНЫХ
СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(одобрен
СФ ФС РФ 12.04.1995)
"АРБИТРАЖНЫЙ
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
от 05.05.1995 N 70-ФЗ
(принят ГД
ФС РФ 05.04.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.1997 N
119-ФЗ
"ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ
ПРОИЗВОДСТВЕ"
(принят ГД ФС РФ
04.06.1997)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 31.07.1998 N
146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
16.07.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.07.1998 N
147-ФЗ
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ
ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
Вестник ВАС РФ, N 8, 2000