Установить порядок ознакомления граждан с материалами, находящимися в производстве прокуратуры
НАХОДЯЩИМИСЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ
ПРОКУРАТУРЫ
Л. БРУСНИЦЫН
Л. Брусницын,
старший военный прокурор организационно -
аналитического управления Главной военной
прокуратуры, кандидат юридических наук.
В
феврале 1999 г. Федеральный закон "О
прокуратуре Российской Федерации" был
дополнен рядом положений, обеспечивающих
повышение эффективности деятельности
прокурорских работников, что не исключает
дальнейших шагов по его совершенствованию.
Такая необходимость обусловлена, в
частности, постановлением
Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г.,
где сделан вывод о несоответствии
Конституции РФ п. 2 ст. 5 Федерального закона
"О прокуратуре Российской Федерации"
постольку, поскольку его применение
приводит к отказу органами прокуратуры в
предоставлении гражданину для
ознакомления материалов, непосредственно
затрагивающих его права и свободы.
Для
устранения этого несоответствия Закон "О
прокуратуре Российской Федерации" следует
дополнить статьей 4(1), предусматривающей
основания и порядок ознакомления граждан с
соответствующими материалами. Предлагаю
следующую редакцию:
"Статья 4(1).
Ознакомление граждан с материалами,
находящимися в производстве прокуратуры
Российской Федерации в связи с
осуществлением прокурорского надзора
1.
Лицо, полагающее, что в находящихся в
производстве прокурора материалах
содержатся документы, непосредственно
затрагивающие его права и свободы, вправе
по окончании производства ознакомиться с
этими документами в пределах,
обеспечивающих защиту государственной,
служебной, коммерческой и иной специально
охраняемой законом тайны, в том числе
защиту сведений о частной жизни других лиц,
конфиденциальность которых гарантируется
чч. 1 и 2 ст. 23 и ч. 1 ст. 24 Конституции
Российской Федерации.
2. Ознакомление
лица с находившимися в производстве
прокурора материалами, явившимися поводом
к возбуждению уголовного дела, а также с
находящимися или находившимися в его
производстве материалами в связи с
осуществлением надзора за исполнением
законов органами, осуществляющими
оперативно - розыскную деятельность,
дознание и предварительное следствие, в
связи с участием в рассмотрении уголовных
дел судами производится в соответствии с
нормами федерального законодательства,
регулирующими ознакомление граждан со
сведениями, которые стали известны в
процессе проведения оперативно - розыскных
мероприятий, и с материалами уголовного
дела.
3. Ознакомление осуществляется по
решению прокурора, в производстве которого
находятся соответствующие материалы, либо
вышестоящего прокурора.
4. В случае если
лицо полагает, что ему необоснованно
отказано в ознакомлении с документами,
непосредственно затрагивающими его права и
свободы, или же такие документы
необоснованно предъявлены не в полном
объеме, оно вправе обжаловать эти действия
в судебном порядке".
В названном
постановлении Конституционного Суда прямо
не указано, когда гражданин должен получать
доступ к документам: в ходе проверки или
после принятия прокурором решений по ее
итогам. Очевидно, что право на ознакомление
должно реализовываться по окончании
проверки, и это предусмотрено в п. 1
предлагаемой статьи. Во-первых,
ознакомление граждан с материалами в ходе
проверки (т.е. распространение информации)
может затруднить ее дальнейший ход и
принятие прокурором законных и
обоснованных решений. Во-вторых, именно
решения, принимаемые по результатам
проверки, являются документами,
непосредственно затрагивающими права и
свободы граждан. И, в-третьих, ознакомление
с материалами проверки по ее окончании
соответствует п. 2 ст. 5 Федерального закона
"О прокуратуре Российской Федерации",
устанавливающему гарантии невмешательства
в осуществление прокурорского надзора,
который (пункт) в этой части указанным
постановлением Конституционного Суда
признан не противоречащим Конституции
РФ.
В пп. 1 и 2 предлагаемой ст. 4(1)
предусмотрен ряд ограничений на
ознакомление граждан с документами и
материалами. Такие ограничения
предопределены ч. 2 ст. 24 Конституции РФ,
которая устанавливает право гражданина на
ознакомление с документами и материалами,
непосредственно затрагивающими его права и
свободы, если иное не предусмотрено
законом.
В частности, законами,
ограничивающими ознакомление с
материалами, ставшими поводом к
возбуждению уголовного дела, а также с
находящимися у прокурора материалами в
связи с надзором за ОРД, дознанием,
следствием, участием в рассмотрении
уголовных дел судами, являются Федеральный
закон "Об оперативно - розыскной
деятельности" (содержащий в ст. 5 запрет
"разглашать сведения, которые затрагивают
неприкосновенность частной жизни, личную и
семейную тайну, честь и доброе имя
гражданина и которые стали известными в
процессе проведения оперативно - розыскных
мероприятий") и УПК РСФСР, в котором дан
исчерпывающий круг лиц, имеющих право на
ознакомление с материалами уголовного
дела.
Далее, в перечне средств
реагирования, предоставленных прокурору,
обоснованно восстановлено (ст. 25(1))
предостережение о недопустимости
нарушения закона. Думается, надо расширить
круг лиц, которым может быть объявлено
предостережение, - включить сюда не только
должностных, но и иных лиц, поскольку
надзорная практика показала, что
предостережение является средством
предупреждения правонарушений лиц обеих
категорий (предостережение как
должностных, так и иных лиц ранее
предусматривалось Законом "О прокуратуре
СССР").
В ч. 1 ст. 25(1) следует закрепить
право прокуроров сообщать администрации по
месту службы, работы, учебы или жительства в
общественные организации, в которых
состоит лицо, об объявлении ему
предостережения, что явится дополнительной
гарантией достижения цели
предостережения.
В ч. 2 ст. 25(1)
указывается, что в случае неисполнения
требований, изложенных в указанном
предостережении, должностное лицо,
которому оно объявлено, может быть
привлечено к ответственности в
установленном законом порядке. Здесь надо
также отметить, что лицо подлежит
привлечению к ответственности, поскольку
неисполнение требований, изложенных в
предостережении, есть не что иное, как
правонарушение, т.е. основание для
привлечения к ответственности.
Пункт 2
ст. 22, где определены полномочия прокурора,
после слов: "возбуждает уголовное дело или
производство об административном
правонарушении" желательно дополнить
словами: "возбуждает дисциплинарное
производство". Такая форма реагирования уже
применялась (ст. 18 ранее действовавшего
Положения о военной прокуратуре) и показала
свою действенность при осуществлении
военными прокурорами надзора в войсках.
Основанием для возбуждения
дисциплинарного производства является
выявление прокурором в действиях
военнослужащих дисциплинарных
правонарушений, влекущих дисциплинарную
ответственность, а также признаков
административных правонарушений, за
которые военнослужащие в соответствии с п. 3
ст. 28 Федерального закона "О статусе
военнослужащих" также несут дисциплинарную
ответственность в порядке, определенном
общевоинскими уставами.
ССЫЛКИ НА
ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"КОНСТИТУЦИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята
всенародным голосованием
12.12.1993)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.01.1992 N 2202-1
"О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.08.1995 N
144-ФЗ
"ОБ ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
(принят ГД ФС РФ
05.07.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.05.1998 N 76-ФЗ
"О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
(принят ГД
ФС РФ 06.03.1998)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 N 3-П
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ПУНКТА 2 СТАТЬИ 5
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В
СВЯЗИ С
ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНИНА Б.А.
КЕХМАНА"
Российская юстиция, N 8, 2000