Иммунитет как основание освобождения от уголовной ответственности
ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
А.
КИБАЛЬНИК
А. Кибальник, старший
преподаватель Ставропольского филиала
Краснодарского юридического института МВД
России, кандидат юридических
наук.
Общеизвестно, что имеют место
препятствия при привлечении к уголовной
ответственности определенного круга лиц:
дипломатов, консулов, депутатов, судей и
ряда других. Такие изъятия из общего
порядка реализации уголовной
ответственности получили наименование
"иммунитета", традиционно рассматриваемого
в качестве института уголовно -
процессуального права (который сводится к
особому порядку возбуждения уголовного
дела, осуществления процессуального
задержания и применения некоторых мер
принуждения, а также производству ряда
следственных действий в отношении тех или
иных категорий лиц).
Однако
преступность деяния и собственно уголовная
ответственность определены исключительно
в уголовном материальном праве. В рамках
процессуальных форм происходят лишь
развитие и реализация уголовной
ответственности. В момент совершения
преступления уголовная ответственность
возникает как обязанность лица дать ответ
за содеянное и подвергнуться мерам
государственного принуждения.
Процессуальная форма не образует
самостоятельной юридической
ответственности и не является стадией
уголовной ответственности, так как
уголовный процесс всецело посвящен
выявлению материального правоотношения
ответственности. Любое процессуальное
правоотношение является производным от
уголовно - материального.
Поэтому
особый порядок наступления уголовной
ответственности изначально носит,
безусловно, уголовно - материальный
характер. Все изъятия из процессуальных
действий в конечном итоге подчинены одной
цели - законной реализации уголовной
ответственности согласно установлений
уголовно - материального права. В связи с
этим можно утверждать, что уголовно -
процессуальные иммунитеты являются
производными от уголовно - материальных.
Действительно, в любом правовом источнике
особая процедура проведения
процессуальных действий увязывается с тем
или иным изъятием лица из сферы действия
Уголовного закона.
Уголовно - правовой
иммунитет можно определить как
совокупность особых правил, относящихся к
специально оговоренным в законе лицам,
регулирующих порядок наступления
уголовной ответственности, отличный от
общепринятого.
Уголовно - правовой
иммунитет распространяется на строго
определенные категории лиц, означая
исключение из принципа равенства граждан
перед законом. Это исключение может быть
обусловлено только особым правовым
статусом лица. Подобные исключения должны
быть всегда социально обусловлены и
эффективны, так как помогают добиваться
наиболее точного регулирования
общественных отношений.
Иммунитет как
институт материального уголовного права
представляет собой особый порядок действия
Уголовного закона. Именно поэтому
классификация иммунитетов по видовой
принадлежности (т.е. в зависимости от
юридического статуса лица) представляется
наиболее удачной. Гранью между видовой
принадлежностью иммунитета выступает его
функциональная необходимость, воплощенная
в правовом статусе лица. Исходя из анализа
российского законодательства и норм
международного права, можно выделить
следующие виды иммунитетов в современном
уголовном праве России: дипломатический;
консульский; персонала международных
организаций; лиц, находящихся под
международной защитой; Президента РФ;
депутатский (парламентский); судей; иных
должностных лиц Российской Федерации;
свидетельский; иные, установленные во
внутригосударственном законодательстве.
Объем иммунитетов может варьироваться в
пределах одной и той же видовой категории
(например, объем иммунитета
дипломатического агента и обслуживающего
персонала посольств и миссий), а может
практически совпадать у различных
категорий (например, дипломатических
агентов и ряда должностных лиц
международных организаций).
Иммунитет
как изъятие из общих правил действия
уголовного закона ни в коем случае не
декриминализирует деяния. Преступление
продолжает оставаться таковым. А
особенности наступления уголовной
ответственности выражаются в наличии тех
или иных установленных в законодательстве
препятствий. Последние, в свою очередь,
можно разделить на: непреодолимые, и в этом
случае иммунитет становится абсолютным, то
есть лицо не может быть привлечено к
уголовной ответственности за совершенное
преступление ни при каких условиях
(например, в случае совершения Президентом
РФ преступлений небольшой и средней
тяжести); преодолимые - здесь иммунитет
является относительным и лицо, совершившее
преступление, может быть привлечено к
уголовной ответственности после
преодоления указанных в законе "барьеров"
(таких иммунитетов подавляющее
большинство).
По способу
законодательного закрепления иммунитеты в
уголовном праве можно разделить на:
предусмотренные в международном праве
(дипломатический; персонала международных
организаций; консульский; лиц, находящихся
под международной защитой);
предусмотренные во внутригосударственном
законодательстве (Президента РФ; депутатов;
судей; свидетельский и ряд иных
иммунитетов).
По сфере действия
иммунитета могут быть: общеуголовными
(распространяются в отношении любого
совершенного преступления);
частноуголовными (определены для тех или
иных лиц при совершении определенного
круга преступлений - например,
свидетельский иммунитет, закрепленный в
примечании к ст. 308 УК РФ).
Юридическая
природа уголовно - правовых иммунитетов,
выражающаяся в их функциональном
(служебном) предназначении, требует
законодательного закрепления в нормах
уголовного права. Нераспространение на те
или иные категории лиц общих правил
наступления уголовной ответственности
имеет непосредственное уголовно - правовое
значение в первую очередь как специальное
основание освобождения от уголовной
ответственности.
Следует сказать, что в
ряде случаев иммунитет определен
непосредственно в тексте уголовного
закона. Но это касается лишь
частноуголовных иммунитетов (примечания к
ст. ст. 201, 308, 316 УК). Общеуголовные иммунитеты
(пожалуй, за исключением дипломатического в
ч. 4 ст. 11 УК) не нашли отражения в
действующем УК. В связи с этим возникает
необходимость в ликвидации подобного
существенного пробела в регламентации
исключительных правил уголовной
ответственности ряда лиц, обладающих
общеуголовными иммунитетами.
Думаю, не
имеет смысла вводить несколько статей,
посвященных общеуголовным иммунитетам.
Более привлекательна идея единой
регламентации освобождения от уголовной
ответственности при наличии иммунитета. В
этих целях гл. 11 УК ("Освобождение от
уголовной ответственности") следует
дополнить специальной нормой об
освобождении от уголовной ответственности
в связи с особым юридическим статусом лица.
Видимо, подобная новелла в уголовном
законодательстве потребует внесения
соответствующих изменений и в уголовно -
процессуальное законодательство.
Представляется, что в предлагаемой статье
должны быть отражены следующие моменты: а)
лицо обладает иммунитетом в силу указания
закона или международного соглашения; б)
иммунитет может быть преодолен в
установленном порядке, следствием чего
будет наступление уголовной
ответственности на общих основаниях; в)
время действия иммунитета связано с
наличием специального статуса лица, то есть
исчезновение этого статуса влечет
аннулирование и иммунитета.
Наличие
иммунитета должно рассматриваться как
нереабилитирующее основание освобождения
от уголовной ответственности. В связи с
этим надо оговорить соотношение иммунитета
и давностного срока привлечения к
уголовной ответственности. Прекращение
действия иммунитета в связи с утратой лицом
особого юридического статуса означает
возможность наступления уголовной
ответственности только при соблюдении
давностного срока. Лишь его истечение
"реабилитирует" преступление и преступника.
Освобождение от ответственности по причине
наличия иммунитета не может, как и другие
нереабилитирующие обстоятельства,
считаться окончательным решением,
снимающим с лица все правовые последствия
содеянного. Если срок давности истек, по
общему правилу не может иметь место и
уголовное преследование. В то же время
законодательство знает случаи, когда в
принципе невозможна уголовная
ответственность - например, за позицию
депутата при голосовании. Это
обстоятельство также должно найти свое
отражение в предлагаемой норме.
Есть
еще одно обстоятельство, на котором надо
заострить внимание. Вполне допустима
ситуация, когда одним из субъектов
преступления, совершенного в соучастии,
является лицо, обладающее иммунитетом.
Возникает вопрос: как квалифицировать
деяние другого соучастника, если первый
освобожден от уголовной ответственности на
основании наличия иммунитета? Если
уголовный закон считает факт совершения
преступления в соучастии квалифицирующим
или даже конститутивным признаком
преступления (например, в ст. 209 УК), то в
действиях всех лиц был состав группового
преступления (нельзя при этом забывать об
особенностях соучастия, относящихся к
специальному субъекту). Несмотря на
освобождение одного из соучастников от
уголовной ответственности по причине
наличия иммунитета, все содеянное должно
квалифицироваться как совершенное в
соучастии.
Изложенное позволяет
предложить ввести в гл. 11 УК ст. 78(1)
следующего содержания:
"Освобождение от
уголовной ответственности в связи с
наличием иммунитета от уголовной
ответственности
1. Лицо, совершившее
преступление, освобождается от уголовной
ответственности, если оно обладает
иммунитетом от уголовной ответственности,
установленным федеральным законом или
международным договором Российской
Федерации.
2. Лицо, совершившее
преступление, подлежит уголовной
ответственности на общих основаниях, если
иммунитет преодолен в порядке,
установленном федеральным законом или
международным договором Российской
Федерации, либо истек срок действия такого
иммунитета, но не истек срок давности в
соответствии со статьей 78 настоящего
Кодекса.
3. Депутаты Государственной
Думы и Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации, депутаты
представительных органов субъектов
Российской Федерации, а также судьи
Конституционного Суда Российской
Федерации не могут быть привлечены к
уголовной ответственности за мнение или
позицию, высказанные при голосовании,
независимо от истечения сроков,
установленных в статье 78 настоящего
Кодекса".
В заключение остановлюсь на
проблеме дальнейшей эволюции иммунитета в
российском уголовном праве. Появление,
развитие и существование каждого его вида
социально и исторически обусловлены. Но
если возобладает тенденция увеличения
числа категорий таких лиц, начнет терять
смысл принцип равенства граждан перед
законом. Понятно, что различные категории
лиц в любом обществе всегда будут
стремиться укрепить свой социальный и
правовой статус, в том числе и за счет
расширения действия исключительных прав, к
которым как раз и относится иммунитет.
Подобная тенденция противостоит идеалу
создания открытого гражданского общества.
Конечно, каждый идеал - это лишь благая цель,
недостижимая полностью в реальной жизни. В
обозримом будущем, безусловно, не найдется
веское основание для отказа, скажем, от
дипломатического или свидетельского
иммунитета. Да и вряд ли подобное основание
стоит искать. В связи с этим реализация
предложений об установлении новых уголовно
- правовых иммунитетов (например, для
работников прокуратуры или органов
внутренних дел) приведет лишь к еще большей
разобщенности общества и к созданию
неоправданных искусственных препятствий
для эволюции всей правовой системы России.
Поэтому тенденция развития системы
уголовно - правовых иммунитетов видится в
сокращении круга лиц, ими
обладающих.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
Российская юстиция, N 8, 2000