Теоретические аспекты надзорно-процессуального производства

ПРОИЗВОДСТВА
В.П. БЕЛЯЕВ
Беляев Валерий Петрович - заведующий кафедрой Белгородского университета потребительской кооперации, кандидат юридических наук, профессор.
Как известно, содержание юридической процессуальной формы включает в себя совокупность единых, предусмотренных процессуальными нормами требований, предъявляемых к деятельности участников процесса. Эти требования объективируются в составных компонентах структуры юридического процесса, где процессуальные производства отражают предметную характеристику процесса и являются определенными элементами его структуры.
В методологическом плане основанием для уяснения категории "надзорно-процессуальное производство" и установления его понятийной автономии служит действующее законодательство. Так, гражданский процесс включает в себя несколько самостоятельных производств: приказное производство (ст. 121 - 130 ГПК РФ); исковое производство (ст. 131 - 244 ГПК РФ); производство по делам, возникающим из публичных правоотношений (ст. 245 - 261 ГПК РФ); особое производство (ст. 262 - 319 ГПК РФ).
Производства в подобном варианте находят юридическое закрепление в любой из разновидностей традиционного юридического процесса. Процессуальное законодательство рассматривает понятие "производство" как частное явление по сравнению с понятием "процесс" в целом. Последнее замечание имеет прямое отношение к надзору: отдельные ученые употребляют (называют) "прокурорско-надзорный процесс", но исключительно редко в качестве его составляющей называется "надзорное производство" (разве что только в делопроизводстве: наблюдательное производство, надзорное производство и т.п.).
В содержание понятия "надзорный процесс" мы включаем совокупность правовых норм, регламентирующих надзорно-процессуальную деятельность органов надзора. Такая деятельность предметно представлена в виде надзорно-процессуальных производств, опосредующих надзорные правоотношения.
В юридической литературе процессуальное производство рассматривается в качестве главного элемента юридического процесса, представляющего собой системное образование, комплекс взаимосвязанных процессуальных действий. Думается, что главным в определении процессуального производства является взгляд на него не просто как на составную часть юридического процесса, представляющего собой совокупность процессуальных производств <*>, а как на проявление жизнедеятельности юридического процесса, как на юридический процесс по разрешению конкретных жизненных ситуаций в действии, в динамике.
--------------------------------
<*> См.: Галаган И.А. Теоретические проблемы административной ответственности: Автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 1971. С. 36.
Применительно к прокурорскому надзору В.Д. Ломовский высказал мнение, что прокурорско-надзорное производство представляет собой по существу дело о правонарушении <*>. Наиболее рельефно это проявляется тогда, когда прокуратура сама выясняет все обстоятельства правонарушения. Несколько иное назначение у надзорного производства при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного расследования. В этом случае выяснение обстоятельств дела - непосредственная задача органов расследования, а прокурорско-надзорное производство (которое здесь трактуется и как перечень документов надзора, отражающих последовательность его производства) осуществляется путем использования при необходимости полномочий по предупреждению нарушений закона указанными органами (например, отказ в даче согласия на возбуждение уголовного дела) или по устранению уже допущенных нарушений (отмена незаконного постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела).
--------------------------------
<*> См.: Ломовский В.Д. Прокурорско-надзорные правоотношения. Ростов н/Д., 1987. С. 127 - 128.
Анализ процессуального законодательства, закрепляющего процессуальные производства как элементы юридического процесса, а также высказанных мнений ученых позволяет рассматривать надзорно-процессуальное производство как органическое единство взаимосвязанных и взаимообусловленных следующих элементов: надзорно-процессуальные правоотношения, надзорно-процессуальное доказывание и надзорно-процессуальные акты-документы. Такой подход дает возможность комплексно охарактеризовать надзорно-процессуальное производство, анализ которого проведем, в основном, применительно к прокурорско-надзорным правоотношениям.
В процессе осуществления прокурорского надзора лидирующие субъекты-прокуроры неизбежно вступают в контакт с поднадзорными органами и должностными лицами, в результате между ними возникают отношения определенного порядка. При этом надо иметь в виду, что они, как и ряд других отношений, не существуют в "чистом" виде, а сразу возникают в виде правовых <*>. Это обусловлено невозможностью осуществления прокурорского надзора вне государственно-правового регулирования, а также без закрепления в правовых нормах порядка и правил его осуществления, которые в значительной мере урегулированы действующим законодательством о прокуратуре. В то же время заметим, что нормы прокурорского надзора имеются и в других отраслях права. "Поэтому естественно предположить, что на основе норм прокурорского надзора возникают процессуальные прокурорские надзорные правоотношения" <**>.
--------------------------------
<*> См.: Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974. С. 31.
<**> Ломовский В.Д. Указ. соч. С. 50.
Если исходить из общетеоретических позиций о том, что прокурорский надзор осуществляется исключительно в правовой форме, то обнаруживается неразрывная связь прав и обязанностей их участников и специфический режим осуществления. Прокурорско-надзорные правоотношения складываются и реализуются как процессуально-правовые, о чем свидетельствуют следующие специфические признаки.
Вначале отметим, что инициатором и обязательным лидирующим субъектом этих правоотношений выступает должностное лицо, управомоченное осуществлять надзор в деятельности по исполнению закона и за законностью принятых правовых актов, - прокурор. Это обусловливает предмет и содержание правоотношений (права и обязанности субъектов), а также юридически значимые результаты прокурорско-надзорной деятельности.
Далее подчеркнем, что надзорно-процессуальные правоотношения складываются при наличии оснований "включения" надзорной деятельности - подготавливаемого, совершаемого либо свершившегося нарушения закона. В связи с этим для практики важным является ответ на вопрос, вправе ли прокурор осуществлять свою надзорную функцию без наличия сведений о правонарушении, то есть по собственной инициативе, либо он правомочен действовать только при поступлении конкретных сведений о допущенных отступлениях от закона.
Действующий Закон о прокуратуре РФ закрепляет положение о том, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в прокуратуру информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По-видимому, законодатель поступил так, чтобы сузить рамки прокурорского надзора, который, как отмечается в юридической литературе, в советские времена приобрел всеобъемлющий характер, и прокуроры активно вмешивались в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных органов. Сегодня прокурор имеет возможность определять и сосредоточивать силы и средства на тех объектах, откуда поступила информация о правонарушениях. Ему не нужно задаваться вопросом, куда же направить усилия "чинов прокурорского надзора", которые заключаются в обязанности вмешательства во все случаи нарушения требований закона, ставшие известными прокурору <*>.
--------------------------------
<*> Исключением из общего правила является правомочие прокурора проводить проверки по своей инициативе в случаях нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Вместе с тем анализ текстов положений о деятельности федеральных служб по контролю и надзору <*> свидетельствует, что в них нет указания на то, при каких обстоятельствах (что является поводом и основанием) должен включаться контрольно-надзорный механизм. Думается, это - серьезный пробел в новом законодательстве, и он должен быть незамедлительно восполнен; поводы и основания для надзорных проверок необходимо прописать в законе.
--------------------------------
<*> Имеются в виду нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность федеральных служб, на которые возложены функции надзора и контроля, созданных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.
Своеобразие прокурорско-надзорных правоотношений заключается и в следующем. Исследование их сущности позволяет сделать вывод о своеобразном "удвоении" процессуальной природы таковых, поскольку надзор во многих случаях осуществляется не только за возникновением, изменением и прекращением материальных правоотношений, но и за законностью при реализации процессуальных правоотношений другими субъектами властной деятельности. Обоснованность данного вывода иллюстрируется, в частности, примером осуществления надзора за законностью расследования уголовных дел, где прокурор осуществляет надзор не только за полнотой и объективностью предварительного расследования, но и за соблюдением процессуальных норм соответствующими должностными лицами. В самом широком смысле "надзорный процесс над процессом" проявляется и в правотворчестве, и в правоприменении, поскольку прокурор обязан реагировать на нарушения не только материального, но и процессуального права.
Надзорная деятельность вообще и надзорные правоотношения в частности тесно связаны с понятием юридического факта, определение которого в общей теории права дается следующим образом.
Так, С.С. Алексеев о юридическом факте пишет: "Это конкретное жизненное обстоятельство, с которым юридическая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правовых последствий (правоотношений)" <*>.
--------------------------------
<*> Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982. Т. 2. С. 163.
В.Б. Исаков считает так: "Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие в соответствии с нормами права наступление тех или иных правовых последствий, возникновения, изменения, прекращения правового отношения" <*>.
--------------------------------
<*> Исаков В.Б. Юридические факты в советском праве. М., 1984. С. 10.
"Юридические факты, - по мнению Н.И. Матузова, - это определенные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение, прекращение или изменение правоотношений" <*>.
--------------------------------
Учебник Н.И. Матузова, А.В. Малько "Теория государства и права: учебник" включен в информационный банк согласно публикации - М.: Юристъ, 2004. <*> Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997. С. 530.
В то же время Н.Г. Александров полагает, что юридический факт - это не просто жизненный факт, а факт, определенным образом расцениваемый нормами права <*>.
--------------------------------
<*> См.: Александров Н.Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма. М., 1961. С. 243.
Общетеоретическая интерпретация юридических фактов является основой для установления предпосылок возникновения, изменения и прекращения надзорных правоотношений. В качестве примера к числу таких предпосылок, дающих начало течению надзорного процесса, относятся заявления и другие обращения граждан, сообщения учреждений, предприятий всех форм собственности, государственных органов, средств массовой информации и т.п. Надо только иметь в виду, что, кроме предпосылок (их, с нашей точки зрения, следует называть поводами), должны быть еще и основания для начала надзорной деятельности - наличие сведений о нарушении законности <*>.
--------------------------------
<*> Еще раз подчеркнем, что, по нашему мнению, нормы о поводах и основаниях надзорной деятельности должны быть включены в тексты законодательных актов, регламентирующих деятельность надзорных органов.
Обращаясь к теории прокурорского надзора, заметим, что вопрос об участниках прокурорско-надзорных правоотношений пока еще исследован недостаточно; имеют место противоречивые суждения о соотношении понятий "субъекты" и "участники" прокурорско-надзорных правоотношений.
Так, В.Г. Даев и М.Н. Маршунов употребляют понятие "субъекты прокурорско-надзорных правоотношений" <*>.
--------------------------------
<*> См.: Даев В.Г., Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. Л., 1990. С. 68 - 69.
Есть и оригинальная точка зрения И.М. Погребного, который пишет, что "отдельные участники юридического процесса, становясь субъектами процессуальных правоотношений, не перестают одновременно быть и участниками соответствующих материальных правоотношений" <*>.
--------------------------------
<*> Погребной И.М. Общетеоретические проблемы производств в юридическом процессе: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Харьков, 1982. С. 10.
Предпочтительным видится мнение по этому вопросу В.Д. Ломовского, который считает, что "следует наметить различие между понятиями участник прокурорско-надзорного правоотношения (прокурорского надзора) и субъекта прокурорского надзора. К последним целесообразно отнести исключительно прокуроров, т.е. участников правоотношений, выполняющих функцию высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов" <*> (здесь видится стремление автора обособить и подчеркнуть особую роль прокурора в надзорном правоотношении. - В.Б.).
--------------------------------
<*> Ломовский В.Д. Указ. соч. С. 66.
С нашей точки зрения, прокурорско-надзорные отношения имеют свою специфику, суть которой (и это признают практически все ученые) в том, что обязательным (лидирующим) субъектом этих отношений является прокурор. Другие субъекты находятся в определенном положении к прокурору в связи с реализацией предоставленных им прав или выполнением возложенных на них обязанностей - это государственные органы, должностные, физические и юридические лица; мы называем их участниками надзорных правоотношений. При таком подходе обнаруживается взаимосвязь прав и обязанностей субъектов надзорного производства (только прокуроров) и участников надзорного производства (государственных органов, должностных лиц, физических и юридических лиц).
Характерные особенности отношений в сфере прокурорского надзора определяются прежде всего правовым положением прокурора. Как правило, прокурор при обнаружении признаков правонарушения (получив об этом соответствующую информацию) может предложить компетентным органам и должностным лицам устранить это правонарушение,

Комментарии к законам »
Читайте также