Доминанта для доминирующих
А. РУДНЕВ
Министерство по
антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства издало Приказ от 6 мая
2000 года N 340а "Об утверждении Порядка
определения доминирующего положения
лизинговых организаций на рынке лизинговых
услуг", зарегистрированный в Минюсте России
1 июня 2000 года N 2245. По мнению автора статьи,
данный документ вступает в противоречие с
действующими законодательными актами
более высокого порядка в определении
доминирующего положения лизинговой
организации.
Полагаем целесообразным
перед анализом содержания Порядка,
утвержденного Приказом МАП РФ, коснуться
вопроса определения лизинга и
доминирующего положения лизинговой
организации в действующих законодательных
актах.
Лизинговая деятельность
(финансовая аренда) в соответствии со ст. 2
Федерального закона от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ
"О лизинге" является видом инвестиционной
деятельности по приобретению
непотребляемого имущества и передаче его
на основании договора лизинга физическим
или юридическим лицам за определенную
плату для предпринимательской
деятельности на оговоренный договором срок
и на обусловленных им условиях с правом
выкупа имущества лизингополучателем.
Указанный Закон понимает под
лизингодателем физическое или юридическое
лицо, которое за счет привлеченных или
собственных денежных средств приобретает в
ходе реализации лизинговой сделки в
собственность имущество и предоставляет
его в качестве предмета лизинга
лизингополучателю.
Предметом
регулирования Федерального закона от 23
июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на
рынке финансовых услуг" являются отношения,
влияющие на конкуренцию на рынке ценных
бумаг, рынке банковских услуг, рынке
страховых услуг и рынке иных финансовых
услуг и связанные с защитой конкуренции на
рынке финансовых услуг. Под финансовой
организацией понимается лизинговая
компания и граждане - предприниматели,
осуществляющие свою деятельность на основе
лицензии на рынке финансовых лизинговых
услуг. В соответствии с законом
доминирующее положение финансовой
организации определяется в границах рынка
предоставления финансовой организацией
финансовых услуг независимо от ее места
нахождения, определенного в учредительных
документах. Закон запрещает финансовой
организации, занимающей доминирующее
положение на рынке финансовых услуг,
оказывать негативное влияние на общие
условия предоставления подобных услуг
другими финансовыми организациями.
В
соответствии со ст. 12 Закона федеральные
органы исполнительной власти, как,
например, МАП РФ, не вправе ограничивать
иначе как на основании федерального закона
доступ финансовых организаций на рынок
финансовых услуг или устранять с него
финансовые организации, препятствовать
деятельности финансовых организаций на
рынке финансовых услуг.
Постановление
Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 194 "Об
условиях антимонопольного контроля на
рынке финансовых услуг и об утверждении
методики определения оборота и границ
рынка финансовых услуг финансовых
организаций" вообще не дает определения
лизингодателю и доминирующему положению
лизинговой организации.
Этот экскурс в
законодательство с попыткой найти
определение доминирующего положения
лизинговой организации был необходим в
связи с его более широким толкованием,
данным в Порядке, утвержденном Приказом МАП
РФ N 340а (далее - Порядок), чем в вышеуказанных
Федеральных законах и Постановлении
Правительства РФ, имеющих более высокую
юридическую силу.
Статья 16 Закона "О
защите конкуренции на рынке финансовых
услуг", на вольном и расширительном
толковании, которой основан Порядок,
говорит о государственном контроле за
приобретением активов или акций (долей в
уставном капитале) финансовых организаций
в случаях приобретения в результате сделок
более 20 процентов акций (долей в уставном
капитале) финансовой организации, либо за
любыми сделками, в результате которых
юридические или физические лица вправе
определять условия осуществления
финансовой организацией ее
предпринимательской деятельности или
осуществлять функции ее исполнительного
органа, либо за созданием финансовой
организации и изменением ее уставного
капитала, либо за слиянием, присоединением
финансовых организаций.
Мнение о более
широком толковании определения основано на
положениях п. п. 7 и 8 Порядка, определяющих
доминирующее положение лизинговой
организации как финансовой организации,
доля которой превышает на федеральном
рынке лизинговых услуг 10 процентов, а на
региональном рынке - 25 процентов (п. 7). При
этом согласно п. 8 Порядка доминирующее
положение на федеральном рынке
определяется только для лизинговых
организаций, имеющих не менее двух дочерних
(зависимых) обществ, расположенных в
различных субъектах России или
осуществляющих свою деятельность не менее
чем в двух субъектах России.
Полагаем,
что существует определенное противоречие
между пунктами 7 и 8 рассматриваемого
документа МАП РФ, что не позволяет
одинаково понимать и толковать понятия
доминирующего положения лизинговой
организации. Это, в свою очередь, может
привести к злоупотреблениям определенной
части государственных служащих в отношении
с крупными, действующими на федеральном
уровне, лизинговыми компаниями. Также,
полагаем, такое некорректное
расширительное толкование определения
доминирующего положения лизинговых
организаций может привести к ущемлению
прав федеральных лизинговых организаций со
стороны государства в лице МАП РФ по
основаниям "равноудаления олигархов".
При определении доминирующего положения
лизинговой организации в соответствии с
Порядком требуется соблюсти ряд условий, а
именно:
выявить все лизинговые
организации и их филиалы в установленных
границах рынка лизинговых услуг;
рассчитать оборот лизинговой услуги,
которую предоставляет лизинговая
организация и ее филиалы в соответствии с
Методикой определения оборота и границ
рынка финансовых услуг финансовых
организаций, утвержденной Постановлением
Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 194;
определить емкость федерального рынка
лизинговых услуг по проводимой в Письме
формуле;
рассчитать долю лизинговой
организации и филиалов в обороте
лизинговых услуг в установленных границах
рынка лизинговых услуг по приводимой в
Письме формуле;
выявить все лизинговые
организации, аффилированные с данной
организацией и оказывающие однородные
лизинговые услуги в установленных границах
рынка лизинговых услуг;
рассчитать
совокупную долю аффилированных лизинговых
организаций;
сопоставить долю
лизинговой организации (совокупная доля
аффилированных лизинговых организаций) с
критериями доминирования аналогичных
организаций на рынке лизинговых услуг.
Из этой правовой коллизии усматривается
только один выход: оспаривание действий МАП
РФ в отношении "доминирующей" лизинговой
организации в арбитражном суде.
ССЫЛКИ НА
ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от
29.10.1998 N 164-ФЗ
"О ЛИЗИНГЕ"
(принят ГД ФС
РФ 11.09.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.06.1999 N
117-ФЗ
"О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ
ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ"
(принят ГД ФС РФ
04.06.1999)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от
07.03.2000 N 194
"ОБ УСЛОВИЯХ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
КОНТРОЛЯ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ И
ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ОБОРОТА И ГРАНИЦ РЫНКА
ФИНАНСОВЫХ
УСЛУГ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ"
ПРИКАЗ МАП
РФ от 06.05.2000 N 340а
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ
УЧАСТНИКОВ РЫНКА СТРАХОВЫХ УСЛУГ"
Бизнес-адвокат, N 15, 2000