Государственный контроль, уголовная и административная ответственность за ненадлежащее качество продукции(я.е. парций)
УГОЛОВНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ
КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ
Материал подготовлен
с использованием правовых актов
по
состоянию на 10 августа 2000 года
ПАРЦИЙ
Я.Е.
Сведения об авторе
Парций Яков
Ефимович - заслуженный юрист России.
Принимал участие в разработке Законов о
защите прав потребителей, о стандартизации.
Является автором комментариев к Законам "О
защите прав потребителей, "О сертификации
продукции и услуг", "О стандартизации", "О
туристской
деятельности".
ВСТУПЛЕНИЕ
Создание
правовых, организационных, экономических и
других необходимых условий отечественным
производителям для выпуска продукции
(товаров), оказания услуг высокого качества
является постоянной заботой государства.
При этом методы и способы, степень участия
государства в регулировании этого процесса
не являются неизменными, отражая характер
экономики (плановая, рыночная и т.п.).
Решение этой задачи достигается путем
улучшения качества материалов,
комплектующих изделий, совершенствования
технологии производства, а также
производственного и государственного
контроля качества и безопасности
выпускаемой продукции. Немаловажная роль
при этом отводится правовым средствам
обеспечения надлежащего качества
продукции, путем установления различных
мер экономического и морального поощрения,
порядка нормирования государственных
требований к качеству выпускаемой
продукции, осуществления государственного
контроля за соблюдением государственных
требований, установления эффективных мер
ответственности должностных лиц и самих
организаций, производящих или реализующих
продукцию. Анализ законодательства бывшего
СССР и Российской Федерации показывает, что
государство на различных этапах развития
экономики использовало соответствующие
системы организации государственного
контроля, применяло меры гражданской,
административной, уголовной и
дисциплинарной ответственности.
Содержание и характер этих мер отражали
соответствующий этап развития народного
хозяйства страны и стоящие перед
государством задачи.
Судить об
эффективности упомянутых мер в отсутствие
соответствующих статистических данных
затруднительно, однако невысокий уровень
качества многих видов отечественной
продукции и в настоящее время является
общеизвестным фактом.
Поэтому
совершенствование законодательства в
рассматриваемой области, приведение его в
соответствие с новым рыночным этапом
развития экономики сохраняют свою
актуальность. С принятием нового
Гражданского кодекса РФ вопросы гражданско
- правовой ответственности организаций
(индивидуальных предпринимателей) получили
более или менее адекватное решение.
К
сожалению, этого нельзя сказать в отношении
уголовной, а еще меньше - административной
ответственности. Необходимость
рассмотрения вопросов состояния и
выработки обоснованных подходов к
совершенствованию ответственности в
данной области определяется еще и
необходимостью обновления явно
устаревшего Кодекса РСФСР об
административных правонарушениях (КоАП), а
также практически полным отсутствием
кодифицированных актов об
административной ответственности
организаций. Следует также попытаться
найти оптимальный подход к определению
соотношения между мерами уголовной и
административной ответственности
работников и административной
ответственности организаций.
Развитие
законодательного регулирования
административной и уголовной
ответственности за правонарушения в
области качества и безопасности товаров и
услуг в Российской Федерации в последние
годы имеет в определенной степени
противоречивый характер. Это нашло
выражение в недопустимо частом изменении
норм уголовного законодательства,
установлении норм административной
ответственности организаций отдельными не
согласованными между собой законами, в
распылении правоприменения
административной ответственности между
многочисленными федеральными органами
исполнительной власти, полномочия которых
нередко дублируются, а в ряде случаев не
совпадают с общей компетенцией
соответствующих органов и т.п. Одной из
главных причин такого положения, на мой
взгляд, является отсутствие четкого
представления о тесной и неразрывной связи
содержания норм об ответственности в
рассматриваемой области с научно -
обоснованным определением конкретных
объектов (предметов) посягательства,
подлежащих государственной защите и охране
административно - правовыми или уголовно -
правовыми средствами в современных
условиях хозяйствования. В результате
этого в соответствующих статьях УК и КоАП
применяются различные термины и понятия
для обозначения аналогичных действий, сами
понятия не являются однозначными, требуют
дополнительного разъяснения для их
понимания (потребительские свойства,
качество, стандарты, выпуск, производство
продукции, ее сбыт, продажа, оборот,
торговля и т.д.). А понять и разграничить
многочисленные статьи КоАП о
правонарушениях в области качества товаров
и торговли ими является весьма сложной
задачей даже для специалиста.
Решение
этих вопросов должно основываться на
законодательстве, регулирующем порядок
нормирования качества и безопасности
товаров и услуг, а также на рациональной
системе государственного контроля за
соблюдением соответствующих норм.
В
свете сказанного целесообразно
рассмотреть указанные вопросы в их
развитии.
I. СИСТЕМА ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
ЗА КАЧЕСТВОМ
ПРОДУКЦИИ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ
Возбуждение и
рассмотрение дел о правонарушениях в
области качества продукции является
следствием контрольной деятельности
соответствующих государственных органов.
Эффективность применения мер
ответственности в немалой степени зависит
от системы контролирующих органов,
полномочий и порядка их деятельности.
Общеизвестно, что действующая система
государственного контроля в
рассматриваемой области требует
серьезного совершенствования, четкого и
взаимосогласованного определения
компетенции всех ее многочисленных
участников, устранения дублирования и
повышения эффективности. В последние годы
Правительством РФ принимались решения по
различным аспектам проблемы, особенно в
части контроля за импортными товарами. В
решение задачи включилась и
законодательная власть.
По сообщениям
прессы, в июне 1998 года Правительство РФ
рассматривало вопрос о реформировании
системы государственного контроля как
важнейшего условия успеха проводимых
реформ. При этом отмечалось, что
действующая система громоздка и
малодейственна, много ведомств дублируют
друг друга. Концепция реформирования
системы предусматривает создание
совещательно - рекомендательного органа,
разработку проекта закона об основах
государственного контроля.
По вопросам
качества потребительских товаров в 1998 году
был принят ряд других нормативных актов,
проведены совещания и обсуждения. Однако
положение улучшается мало. В этой связи
целесообразно напомнить развитие
законодательства в этой области.
Вопросы качества продукции и организации
контроля за качеством практически всегда
были предметом внимания государства,
независимо от социально - экономической
ситуации, поскольку это касалось
обеспечения уровня жизни народа. Однако с
изменением государственного устройства,
системы хозяйствования в стране,
естественно, происходили изменения в
сферах правового регулирования требований
к качеству продукции и контроля качества,
которые тесно связаны между собой.
Постановлением Совета Труда и Обороны СССР
(СТО) от 19 сентября 1930 года N 249 взамен
ведомственного контроля над качеством
промышленной продукции, в ведении
Всесоюзного комитета по стандартизации
были организованы Высшая и Отраслевые
государственные инспекции по качеству
промышленной продукции, которым были
переданы соответствующие штаты и
учреждения ведомств. Расходы на содержание
указанных инспекций производятся за счет
обслуживаемых ими учреждений и
организаций.
Положение о Высшей
государственной инспекции по качеству
промышленной продукции было утверждено
Постановлением Всесоюзного комитета по
стандартизации в марте 1931 года.
Постановлением Совнаркома СССР от 15 июня 1932
года N 928 было признано необходимым, чтобы
Всесоюзный комитет по стандартизации
перешел от выработки большого количества
мелких стандартов к стандартам по основным
техническим и производственным проблемам
народного хозяйства. Для усиления
ведомственной работы по стандартизации,
при хозяйственных наркоматах создаются
комитеты по стандартизации. В связи с этим
Высшая государственная инспекция по
качеству при Всесоюзном комитете по
стандартизации была упразднена.
В связи
с низким качеством выпускаемой продукции
Постановлением Совета Министров СССР от 23
сентября 1952 года N 4286 в целях усиления
контроля предусмотрено создать в
министерствах главные инспекции по
качеству продукции, а в составе Управления
по стандартизации при Совете Министров
СССР - инспекцию по контролю за соблюдением
стандартов.
В условиях
централизованной системы управления
народным хозяйством, ничтожной
самостоятельности предприятий,
действовала соответствующая система
нормативно - технической документации,
согласно которой существовали 3 категории
стандартов (государственные,
республиканские, отраслевые), а также
технические условия, которые являлись
обязательными для соответствующих
предприятий, поскольку утверждались
государственными органами. Предприятия
могли устанавливать требования к качеству
выпускаемой ими продукции лишь тогда, когда
они не были установлены вышестоящими
органами.
Этой системе нормативной
документации по стандартизации
соответствовала организация системы
контроля за качеством продукции,
осуществляемая на принципах
централизованного государственного
надзора за внедрением и соблюдением
стандартов, введенного в 1965 году.
В этом
же году было предусмотрено введение
государственной аттестации качества
продукции по категориям качества, как
способа оценки государством уровня
качества выпускаемой продукции. В 1967 году
был утвержден Государственный знак
качества. Постановлением Совета Министров
СССР от 28 сентября 1983 года N 936 было
утверждено Положение о государственном
надзоре за стандартами и средствами
измерений в СССР. Положение обобщило нормы
ряда актов, изданных с момента введения
госнадзора и предусматривало тотальный
контроль на всех стадиях жизненного цикла
продукции, за всеми предприятиями и
организациями.
Логическим завершением
упомянутой системы явилось утверждение
Советом Министров СССР в мае 1986 года
Положения о государственной приемке
продукции в объединениях и на предприятиях,
как одной из мер по коренному повышению
качества продукции, предпринимаемых
государством.
Несмотря на
принципиальное изменение системы
нормативной документации в соответствии с
Постановлением Совета Министров СССР от 21
апреля 1988 года N 489, системы государственной
приемки и государственного надзора
сохранялись, даже предлагалось повысить
эффективность их функционирования. Вместе
с тем ставилась задача создания
национальной системы сертификации
продукции (вместо системы аттестации), как
одного из важнейших направлений развития
государственного контроля качества
продукции.
Одновременно этим
Постановлением Госстандарту СССР
поручалось в рамках перестройки работы его
территориальных органов создать единую
систему государственного
межведомственного контроля качества,
устранить дублирование и параллелизм в
деятельности органов, контролирующих
качество продукции. На территориальные
органы Госстандарта возлагались функции,
выполняемые на предприятиях
государственными инспекциями по качеству
товаров и торговле.
Статьей 11 Закона о
стандартизации (1993 г.), в соответствии с
введенным в 1990 году делением требований
стандартов на обязательные и
рекомендуемые, предусмотрена система,
согласно которой государственный контроль
и надзор за соблюдением субъектами
хозяйственной деятельности обязательных
требований государственных стандартов
осуществляется на стадиях разработки,
подготовки продукции к производству, ее
изготовления, реализации (поставки,
продажи), использования (эксплуатации),
хранения, транспортирования и утилизации, а
также при выполнении работ и оказании
услуг.
Органами, осуществляющими
государственный контроль и надзор за
соблюдением обязательных требований
государственных стандартов, являются
Госстандарт России, иные специально
уполномоченные государственные органы
управления в пределах их компетенции.
Определенные полномочия и права в области
государственного контроля за соблюдением
требований государственных стандартов по
безопасности, являющихся одними из
обязательных требований, а также по другим
вопросам, предоставлены Госстандарту также
Законом РФ "О защите прав потребителей" (ст.
ст. 42 и 43).
Таким образом, государство
отказалось от контроля за соблюдением
требований, которые не являются
обязательными согласно закону, т.е. имеют
договорный характер, определяются
соглашением сторон договора.
В
дальнейшем государство не прекращало
заниматься вопросами качества и
безопасности продукции и контроля в этой
области.
В июле 1996 года в целях усиления
государственного надзора и контроля было
принято Постановление Правительства РФ о
мерах по защите потребительского рынка от
проникновения некачественных импортных
товаров. В этом Постановлении предлагалось
осуществить ряд мер в области сертификации,
координации Комитетом РФ по торговле
работы по обеспечению качества и
безопасности для здоровья населения
импортных товаров, усиление
ответственности за ввоз и реализацию
опасных товаров, контроля за качеством
ввозимой продукции и др. Комитету РФ по
торговле разрешалось организовать в
территориальных управлениях
Госторгинспекции лаборатории по оценке
качества товаров народного потребления.
Указом Президента РФ от 29 июня 1998 года N 730
Правительству РФ поручено представить
предложения о разграничении функций по
лицензированию, контролю и
государственному регулированию между
различными федеральными органами
исполнительной власти, а также об
устранении дублирования контрольных
функций этих органов в отношении субъектов
предпринимательской деятельности. В
октябре 1998 года принято Постановление
Правительства РФ N 1190 "О мерах по
стабилизации потребительского рынка
Российской Федерации". Этим Постановлением
образована Комиссия Правительства РФ по
стабилизации потребительского рынка.
Минторгу РФ, Госстандарту России, Минздраву
РФ, Минсельхозу РФ предложено обеспечить в
пределах своей компетенции контроль за
качеством и безопасностью
продовольственных и других товаров, а также
за соблюдением правил торговли.
С 9
декабря 1998 года вступил в силу Федеральный
закон РФ N 183-ФЗ от 5 декабря 1998 года "О
государственном контроле за качеством и
рациональным использованием зерна и
продуктов его переработки (далее - Закон о
зерне).
Закон представляет несомненный
общественный интерес сам по себе, поскольку
регулирует вопросы, затрагивающие интересы
буквально всего населения страны. Не
меньший интерес он имеет как один из первых
на новом этапе развития экономики
законодательных