Нарушение валютного законодательства при совершении резидентами внешнеэкономических сделок

ПРИ СОВЕРШЕНИИ РЕЗИДЕНТАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК
(НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ)
Р.Н. ЛЮБИМОВА
Материалы органов валютного контроля, а также судебно - арбитражная практика свидетельствуют о том, что наибольшее число нарушений валютного законодательства допускается резидентами при осуществлении экспорта и импорта товаров. При этом следует уточнить, что объектом валютного контроля являются валютные операции, под которыми понимаются урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки и иные действия, предметом которых являются валюта и валютные ценности (операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, осуществление международных денежных переводов, пересылка через таможенную границу валютных ценностей).
Валютный контроль за экспортными операциями
Экспорт товаров порождает многочисленные и наиболее серьезные нарушения валютного законодательства, связанные с незачислением либо неполным или несвоевременным зачислением валютной выручки на открытые в уполномоченных банках Российской Федерации счета резидентов, осуществляющих экспорт товаров.
Обязанность по зачислению валютной выручки предусмотрена статьей 5 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон), пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" (действует в редакции указов от 24.12.93 N 2283 и от 15.03.99 N 334) (далее - указ N 629), Таможенным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, зачисление валютной выручки является обязательным условием экспортных операций, нарушение которого влечет ответственность, предусмотренную статьей 14 Закона, пунктом 8 указа N 629 и статьями 201 и 273 Таможенного кодекса.
Во исполнение законодательства о валютном контроле в целях полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в Российскую Федерацию Центральным банком Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации разработана инструкция "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" от 13.10.99 N 86-И/01-23/26541 (далее - инструкция N 86), которая вступила в действие с 1 января 2000 г. <*.
--------------------------------
<*> Ранее действовала инструкция Банка России и ГТК России от 12.10.93 N 19 и N 01-20/10283 (инструкция N 19).
Ускоренное принятие новой инструкции было вызвано тем, что старая инструкция в силу раннего времени принятия не имела государственной регистрации и не была опубликована в официальном порядке, в связи с чем в 1998 и 1999 годах предпринимались попытки признать ее недействительной. При этом в одном из случаев только вмешательством заместителя Генерального прокурора Российской Федерации (по ходатайству Банка России) исполнение решения Верховного Суда Российской Федерации о признании незаконной и не подлежащей применению старой инструкции было приостановлено.
Инструкцией N 86 в качестве базового документа валютного контроля предусмотрен паспорт сделки, который должен содержать необходимые сведения, внесенные в него непосредственно из контракта, а также учетная карточка таможенно - банковского контроля, содержащая сведения о поставленном товаре и о поступлениях выручки.
В этом нормативном акте дается новое понятие контракта и вводится определение "выручка". Контракт - это договор (соглашение) между резидентом и нерезидентом, предусматривающий экспорт товаров с территории Российской Федерации и их оплату в иностранной валюте и (или) валюте Российской Федерации. Под выручкой понимаются денежные средства в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, переведенные или подлежащие переводу в пользу экспортера нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары.
В отличие от ранее действующей инструкции N 19 новый акт отражает требования законодательства о валютном контроле. В нем содержится, в частности, условие отказа уполномоченного банка в подписании паспорта сделки, если предусмотренные контрактом валютные операции не соответствуют требованиям законодательства или если экспортер не представит разрешение Банка России на осуществление операций, связанных с движением капитала.
Например, в случаях, когда условие экспортного контракта предполагает возможность неполного поступления экспортной валютной выручки на счет экспортера в уполномоченном банке, уполномоченный банк, являясь агентом валютного контроля, вправе отказать экспортеру в оформлении паспорта сделки и уже на этом этапе предотвратить валютное правонарушение, поскольку без подписанного паспорта сделки таможенный орган не будет осуществлять таможенное оформление экспортируемых товаров.
Новая инструкция содержит положение о ведении банком электронной копии паспорта сделки для ускорения и упрощения процедуры таможенно - банковского контроля.
Согласно инструкции N 86 по каждому оформленному паспорту сделки уполномоченный банк ведет учет всех операций, связанных с поступлением или переводом денежных средств, и информирует экспортера не позднее следующего за поступлением денежных средств рабочего дня.
Инструкция N 86 включает в себя раздел "Обмен информацией между банками и ГТК России", согласно которому банк обязан в срок 10 дней с даты подписания паспорта сделки направить электронную копию этого документа в ГТК России. В свою очередь ГТК России на основании данных грузовой таможенной декларации формирует учетные карточки и в течение 30 календарных дней, следующих за датой принятия решения о выпуске товаров, направляет их в банк.
В этом же разделе предусмотрен порядок подтверждения даты фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации в случаях, когда срок поступления валютной выручки не превышает 90 календарных дней с даты фактического вывоза товара с таможенной территории, но составляет более 90 календарных дней с даты принятия решения о выпуске товаров.
Ознакомление с инструкцией N 86 позволяет сделать вывод, что она содержит более жесткое требование о зачислении валютной выручки на счет экспортера. Об этом, в частности, свидетельствует отсутствие в ней положения, действовавшего в прежней инструкции, которым предусматривалось право экспортера в случаях неполного поступления в банк выручки от экспорта товара либо нарушения срока ее зачисления обратиться в Министерство Российской Федерации по внешнеэкономическим связям (МВЭС России; в настоящее время - Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации) для получения письменного подтверждения обоснованности недополучения или задержки получения им валютной выручки.
Нарушения, связанные с нерепатриацией валютной выручки, являются объектом контроля и применения ответственности со стороны Государственного таможенного комитета Российской Федерации (ГТК России), Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России) и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России).
Как отмечалось выше, ответственность за незачисление валютной выручки установлена Таможенным кодексом Российской Федерации (ст. 273), которую применяет ГТК России, статьей 14 Закона, которую применяет ВЭК России, и пунктом 8 указа N 629, ответственность по которому вправе применить ВЭК России и МНС России. Такая ситуация создает возможность повторного привлечения к ответственности экспортеров органами валютного контроля за одно и то же правонарушение.
Однако следует иметь в виду, что ГТК России может наложить взыскание за нарушение валютного законодательства лишь в том случае, когда лицо совершило нарушения валютного законодательства, являющиеся одновременно нарушениями таможенных правил (ст. 201 Таможенного кодекса).
По вопросу повторного необоснованного привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства арбитражным судом рассматривалось дело по иску открытого акционерного общества к таможенному управлению о признании недействительным его постановления по делу о нарушении таможенных правил, в соответствии с которыми с истца взыскан штраф, предусмотренный статьей 273 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд заявленный иск удовлетворил. Федеральный арбитражный суд постановлением кассационной инстанции решение отменил, а в иске акционерному обществу отказал.
Законность и обоснованность судебных актов проверялись Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который отменил постановление кассационной инстанции и оставил в силе решение суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следовало из материалов дела, в соответствии с заключенным с фирмой - нерезидентом контрактом истец осуществил поставку металлопродукции. Валютная выручка от экспорта товара на счет резидента не поступила.
За незачисление валютной выручки от экспорта металлопродукции ВЭК России на основании пункта 8 указа N 629 взыскала с истца штраф в размере сокрытой суммы валютной выручки.
Позднее таможенное управление по результатам проверки соблюдения истцом требований статьи 98 Таможенного кодекса Российской Федерации установило факт незачисления выручки и приняло постановление о привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 273 названного Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 100 процентов стоимости товара.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку в данном случае материалами дела доказан факт применения ВЭК России к истцу ответственности за незачисление валютной выручки по названному контракту, то повторное привлечение его к ответственности таможенным органом за совершение этого же правонарушения является неправомерным.
Принимая постановление об отказе в удовлетворении иска, суд кассационной инстанции пришел к ошибочному выводу о совершении истцом двух самостоятельных правонарушений (валютного законодательства и таможенных правил) и, следовательно, о применении ответственности за каждое правонарушение в отдельности.
При этом судом кассационной инстанции не принято во внимание, что взыскание, предусмотренное частью первой статьи 201 Таможенного кодекса, применяется в том случае, когда нарушение валютного законодательства является одновременно и нарушением таможенных правил.
Поскольку истец совершил одно правонарушение (не зачислил валютную выручку) и уже был привлечен к ответственности за это нарушение органом валютного контроля, оснований для повторного наложения на него штрафа таможенным органом не имелось.
Указом N 629 установлено, что обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках подлежит валютная выручка как от экспорта, так и от реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту на территории Российской Федерации. За нарушение порядка зачисления валютной выручки согласно пункту 8 данного указа резиденты подвергаются штрафу в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу Банка России.
Уплата штрафа не освобождает предприятия от обязательного перевода валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации.
Аналогичная ответственность предусмотрена инструкцией Банка России от 29.06.92 N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведении операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации".
Применение штрафных санкций за сокрытие валютной выручки, установленных указом N 629, вызывало споры относительно необходимости представления органом валютного контроля доказательств факта сокрытия валютной выручки.
В ряде случаев лица, ответственные за незачисление валютной выручки, ссылались на то, что в их действиях отсутствовал элемент сокрытия. Например, в таких распространенных нарушениях, когда резидент использует иностранную валюту до зачисления ее на счет в уполномоченном банке на покупку какого-либо импортного товара.
При рассмотрении споров арбитражные суды отказывали в исках о признании решений органов валютного контроля недействительными только на том основании, что в действиях резидента отсутствовал умысел на сокрытие валютной выручки. Поскольку предусмотренная указом N 629 ответственность не ставится в зависимость от наличия умысла, следовательно, это обстоятельство не имеет правового значения.
Действующее валютное законодательство предусматривает обязанность зачисления иностранной валюты, полученной в счет оплаты экспортного товара, на счет резидента, непосредственно осуществляющего экспорт товара, то есть контрактодержателя. В связи с этим возражения экспортера по поводу привлечения его к ответственности, в то время как выручка не поступила на его счет, и доводы о зачислении иностранной валюты на счет третьего лица, состоящего с ним в договорных отношениях, не должны приниматься.
Например, ОАО "Металлургический комбинат" было привлечено органом валютного контроля к ответственности на основании пункта 8 указа N 629 в виде взыскания штрафа в сумме не поступившей на его счет валютной выручки за экспортируемый товар.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, рассмотрев спор по иску акционерного общества к органу валютного контроля, исковые требования удовлетворили, так как истец доказал поступление иностранной валюты от экспорта товара на счет третьего лица - ЗАО "Токем", а поэтому взыскание с него штрафа является неправомерным.
Кассационная инстанция отменила судебные акты и отказала в иске о признании недействительным решения административного органа ввиду следующих обстоятельств.
Поставка экспортного товара осуществлялась по контракту, заключенному между ОАО "Металлургический комбинат" и иностранной фирмой.
На основании этого контракта, грузовой таможенной декларации и других документов был оформлен паспорт сделки, согласно которому экспортер обязан обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товара на свой валютный счет в уполномоченном банке на территории Российской Федерации в полном объеме и в установленные сроки.
В дальнейшем комбинат заключил с инофирмой дополнительное соглашение к этому контракту, где предусмотрел перевод иностранной валюты за отгруженный товар в адрес ЗАО "Фирма "Токем". Однако эти изменения в паспорт сделки внесены не были.
Валютная выручка поступила на счет закрытого акционерного общества с нарушением установленного срока и не в полном объеме, что и послужило основанием для привлечения этого общества к ответственности по пункту 8 указа N 629.
Между тем в соответствии с действующей в тот период инструкцией Банка России и ГТК России N 19 зачисление выручки на иной счет, чем счет экспортера в уполномоченном банке, допускается только при наличии у экспортера разрешения Банка России.
Следовательно, такое зачисление

ПРЕДМЕТ И ОСНОВАНИЕ ИСКА В СУДЕБНО - АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ  »
Комментарии к законам »
Читайте также