Нарушение валютного законодательства при совершении резидентами внешнеэкономических сделок
ПРИ СОВЕРШЕНИИ РЕЗИДЕНТАМИ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК
(НЕКОТОРЫЕ
ВОПРОСЫ ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ)
Р.Н.
ЛЮБИМОВА
Материалы органов валютного
контроля, а также судебно - арбитражная
практика свидетельствуют о том, что
наибольшее число нарушений валютного
законодательства допускается резидентами
при осуществлении экспорта и импорта
товаров. При этом следует уточнить, что
объектом валютного контроля являются
валютные операции, под которыми понимаются
урегулированные национальным
законодательством или международными
соглашениями сделки и иные действия,
предметом которых являются валюта и
валютные ценности (операции, связанные с
переходом права собственности и иных прав
на валютные ценности, осуществление
международных денежных переводов,
пересылка через таможенную границу
валютных ценностей).
Валютный контроль за
экспортными операциями
Экспорт товаров
порождает многочисленные и наиболее
серьезные нарушения валютного
законодательства, связанные с
незачислением либо неполным или
несвоевременным зачислением валютной
выручки на открытые в уполномоченных
банках Российской Федерации счета
резидентов, осуществляющих экспорт
товаров.
Обязанность по зачислению
валютной выручки предусмотрена статьей 5
Закона Российской Федерации "О валютном
регулировании и валютном контроле" (далее -
Закон), пунктом 8 Указа Президента
Российской Федерации от 14.06.92 N 629 "О
частичном изменении порядка обязательной
продажи части валютной выручки и взимания
экспортных пошлин" (действует в редакции
указов от 24.12.93 N 2283 и от 15.03.99 N 334) (далее - указ
N 629), Таможенным кодексом Российской
Федерации.
Таким образом, зачисление
валютной выручки является обязательным
условием экспортных операций, нарушение
которого влечет ответственность,
предусмотренную статьей 14 Закона, пунктом 8
указа N 629 и статьями 201 и 273 Таможенного
кодекса.
Во исполнение
законодательства о валютном контроле в
целях полного и своевременного поступления
экспортной валютной выручки в Российскую
Федерацию Центральным банком Российской
Федерации и Государственным таможенным
комитетом Российской Федерации
разработана инструкция "О порядке
осуществления валютного контроля за
поступлением в Российскую Федерацию
валютной выручки от экспорта товаров" от
13.10.99 N 86-И/01-23/26541 (далее - инструкция N 86),
которая вступила в действие с 1 января 2000 г.
<*.
--------------------------------
<*> Ранее
действовала инструкция Банка России и ГТК
России от 12.10.93 N 19 и N 01-20/10283 (инструкция N
19).
Ускоренное принятие новой инструкции
было вызвано тем, что старая инструкция в
силу раннего времени принятия не имела
государственной регистрации и не была
опубликована в официальном порядке, в связи
с чем в 1998 и 1999 годах предпринимались
попытки признать ее недействительной. При
этом в одном из случаев только
вмешательством заместителя Генерального
прокурора Российской Федерации (по
ходатайству Банка России) исполнение
решения Верховного Суда Российской
Федерации о признании незаконной и не
подлежащей применению старой инструкции
было приостановлено.
Инструкцией N 86 в
качестве базового документа валютного
контроля предусмотрен паспорт сделки,
который должен содержать необходимые
сведения, внесенные в него непосредственно
из контракта, а также учетная карточка
таможенно - банковского контроля,
содержащая сведения о поставленном товаре
и о поступлениях выручки.
В этом
нормативном акте дается новое понятие
контракта и вводится определение "выручка".
Контракт - это договор (соглашение) между
резидентом и нерезидентом,
предусматривающий экспорт товаров с
территории Российской Федерации и их
оплату в иностранной валюте и (или) валюте
Российской Федерации. Под выручкой
понимаются денежные средства в иностранной
валюте или валюте Российской Федерации,
переведенные или подлежащие переводу в
пользу экспортера нерезидентом в качестве
оплаты за экспортируемые по контракту
товары.
В отличие от ранее действующей
инструкции N 19 новый акт отражает
требования законодательства о валютном
контроле. В нем содержится, в частности,
условие отказа уполномоченного банка в
подписании паспорта сделки, если
предусмотренные контрактом валютные
операции не соответствуют требованиям
законодательства или если экспортер не
представит разрешение Банка России на
осуществление операций, связанных с
движением капитала.
Например, в случаях,
когда условие экспортного контракта
предполагает возможность неполного
поступления экспортной валютной выручки на
счет экспортера в уполномоченном банке,
уполномоченный банк, являясь агентом
валютного контроля, вправе отказать
экспортеру в оформлении паспорта сделки и
уже на этом этапе предотвратить валютное
правонарушение, поскольку без подписанного
паспорта сделки таможенный орган не будет
осуществлять таможенное оформление
экспортируемых товаров.
Новая
инструкция содержит положение о ведении
банком электронной копии паспорта сделки
для ускорения и упрощения процедуры
таможенно - банковского контроля.
Согласно инструкции N 86 по каждому
оформленному паспорту сделки
уполномоченный банк ведет учет всех
операций, связанных с поступлением или
переводом денежных средств, и информирует
экспортера не позднее следующего за
поступлением денежных средств рабочего
дня.
Инструкция N 86 включает в себя
раздел "Обмен информацией между банками и
ГТК России", согласно которому банк обязан в
срок 10 дней с даты подписания паспорта
сделки направить электронную копию этого
документа в ГТК России. В свою очередь ГТК
России на основании данных грузовой
таможенной декларации формирует учетные
карточки и в течение 30 календарных дней,
следующих за датой принятия решения о
выпуске товаров, направляет их в банк.
В
этом же разделе предусмотрен порядок
подтверждения даты фактического вывоза
товаров с таможенной территории Российской
Федерации в случаях, когда срок поступления
валютной выручки не превышает 90
календарных дней с даты фактического
вывоза товара с таможенной территории, но
составляет более 90 календарных дней с даты
принятия решения о выпуске товаров.
Ознакомление с инструкцией N 86 позволяет
сделать вывод, что она содержит более
жесткое требование о зачислении валютной
выручки на счет экспортера. Об этом, в
частности, свидетельствует отсутствие в
ней положения, действовавшего в прежней
инструкции, которым предусматривалось
право экспортера в случаях неполного
поступления в банк выручки от экспорта
товара либо нарушения срока ее зачисления
обратиться в Министерство Российской
Федерации по внешнеэкономическим связям
(МВЭС России; в настоящее время -
Министерство экономического развития и
торговли Российской Федерации) для
получения письменного подтверждения
обоснованности недополучения или задержки
получения им валютной выручки.
Нарушения, связанные с нерепатриацией
валютной выручки, являются объектом
контроля и применения ответственности со
стороны Государственного таможенного
комитета Российской Федерации (ГТК России),
Федеральной службы России по валютному и
экспортному контролю (ВЭК России) и
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам (МНС России).
Как
отмечалось выше, ответственность за
незачисление валютной выручки установлена
Таможенным кодексом Российской Федерации
(ст. 273), которую применяет ГТК России,
статьей 14 Закона, которую применяет ВЭК
России, и пунктом 8 указа N 629,
ответственность по которому вправе
применить ВЭК России и МНС России. Такая
ситуация создает возможность повторного
привлечения к ответственности экспортеров
органами валютного контроля за одно и то же
правонарушение.
Однако следует иметь в
виду, что ГТК России может наложить
взыскание за нарушение валютного
законодательства лишь в том случае, когда
лицо совершило нарушения валютного
законодательства, являющиеся одновременно
нарушениями таможенных правил (ст. 201
Таможенного кодекса).
По вопросу
повторного необоснованного привлечения к
ответственности за нарушение валютного
законодательства арбитражным судом
рассматривалось дело по иску открытого
акционерного общества к таможенному
управлению о признании недействительным
его постановления по делу о нарушении
таможенных правил, в соответствии с
которыми с истца взыскан штраф,
предусмотренный статьей 273 Таможенного
кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд заявленный иск
удовлетворил. Федеральный арбитражный суд
постановлением кассационной инстанции
решение отменил, а в иске акционерному
обществу отказал.
Законность и
обоснованность судебных актов проверялись
Президиумом Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации, который отменил
постановление кассационной инстанции и
оставил в силе решение суда первой
инстанции по следующим основаниям.
Как
следовало из материалов дела, в
соответствии с заключенным с фирмой -
нерезидентом контрактом истец осуществил
поставку металлопродукции. Валютная
выручка от экспорта товара на счет
резидента не поступила.
За незачисление
валютной выручки от экспорта
металлопродукции ВЭК России на основании
пункта 8 указа N 629 взыскала с истца штраф в
размере сокрытой суммы валютной выручки.
Позднее таможенное управление по
результатам проверки соблюдения истцом
требований статьи 98 Таможенного кодекса
Российской Федерации установило факт
незачисления выручки и приняло
постановление о привлечении к
ответственности, предусмотренной статьей
273 названного Кодекса, в виде взыскания
штрафа в размере 100 процентов стоимости
товара.
Разрешая возникший спор, суд
первой инстанции исходил из того, что
поскольку в данном случае материалами дела
доказан факт применения ВЭК России к истцу
ответственности за незачисление валютной
выручки по названному контракту, то
повторное привлечение его к
ответственности таможенным органом за
совершение этого же правонарушения
является неправомерным.
Принимая
постановление об отказе в удовлетворении
иска, суд кассационной инстанции пришел к
ошибочному выводу о совершении истцом двух
самостоятельных правонарушений (валютного
законодательства и таможенных правил) и,
следовательно, о применении
ответственности за каждое правонарушение в
отдельности.
При этом судом
кассационной инстанции не принято во
внимание, что взыскание, предусмотренное
частью первой статьи 201 Таможенного
кодекса, применяется в том случае, когда
нарушение валютного законодательства
является одновременно и нарушением
таможенных правил.
Поскольку истец
совершил одно правонарушение (не зачислил
валютную выручку) и уже был привлечен к
ответственности за это нарушение органом
валютного контроля, оснований для
повторного наложения на него штрафа
таможенным органом не имелось.
Указом N
629 установлено, что обязательному
зачислению на счета в уполномоченных
банках подлежит валютная выручка как от
экспорта, так и от реализации товаров
(работ, услуг) за иностранную валюту на
территории Российской Федерации. За
нарушение порядка зачисления валютной
выручки согласно пункту 8 данного указа
резиденты подвергаются штрафу в размере
всей сокрытой выручки в иностранной валюте
или рублевого эквивалента суммы штрафа по
курсу Банка России.
Уплата штрафа не
освобождает предприятия от обязательного
перевода валютной выручки на счета в
уполномоченных банках Российской
Федерации.
Аналогичная ответственность
предусмотрена инструкцией Банка России от
29.06.92 N 7 "О порядке обязательной продажи
предприятиями, объединениями,
организациями части валютной выручки через
уполномоченные банки и проведении операций
на внутреннем валютном рынке Российской
Федерации".
Применение штрафных санкций
за сокрытие валютной выручки,
установленных указом N 629, вызывало споры
относительно необходимости представления
органом валютного контроля доказательств
факта сокрытия валютной выручки.
В ряде
случаев лица, ответственные за
незачисление валютной выручки, ссылались
на то, что в их действиях отсутствовал
элемент сокрытия. Например, в таких
распространенных нарушениях, когда
резидент использует иностранную валюту до
зачисления ее на счет в уполномоченном
банке на покупку какого-либо импортного
товара.
При рассмотрении споров
арбитражные суды отказывали в исках о
признании решений органов валютного
контроля недействительными только на том
основании, что в действиях резидента
отсутствовал умысел на сокрытие валютной
выручки. Поскольку предусмотренная указом N
629 ответственность не ставится в
зависимость от наличия умысла,
следовательно, это обстоятельство не имеет
правового значения.
Действующее
валютное законодательство предусматривает
обязанность зачисления иностранной валюты,
полученной в счет оплаты экспортного
товара, на счет резидента, непосредственно
осуществляющего экспорт товара, то есть
контрактодержателя. В связи с этим
возражения экспортера по поводу
привлечения его к ответственности, в то
время как выручка не поступила на его счет,
и доводы о зачислении иностранной валюты на
счет третьего лица, состоящего с ним в
договорных отношениях, не должны
приниматься.
Например, ОАО
"Металлургический комбинат" было
привлечено органом валютного контроля к
ответственности на основании пункта 8 указа
N 629 в виде взыскания штрафа в сумме не
поступившей на его счет валютной выручки за
экспортируемый товар.
Арбитражные суды
первой и апелляционной инстанций,
рассмотрев спор по иску акционерного
общества к органу валютного контроля,
исковые требования удовлетворили, так как
истец доказал поступление иностранной
валюты от экспорта товара на счет третьего
лица - ЗАО "Токем", а поэтому взыскание с него
штрафа является неправомерным.
Кассационная инстанция отменила судебные
акты и отказала в иске о признании
недействительным решения
административного органа ввиду следующих
обстоятельств.
Поставка экспортного
товара осуществлялась по контракту,
заключенному между ОАО "Металлургический
комбинат" и иностранной фирмой.
На
основании этого контракта, грузовой
таможенной декларации и других документов
был оформлен паспорт сделки, согласно
которому экспортер обязан обеспечить
зачисление валютной выручки от экспорта
товара на свой валютный счет в
уполномоченном банке на территории
Российской Федерации в полном объеме и в
установленные сроки.
В дальнейшем
комбинат заключил с инофирмой
дополнительное соглашение к этому
контракту, где предусмотрел перевод
иностранной валюты за отгруженный товар в
адрес ЗАО "Фирма "Токем". Однако эти
изменения в паспорт сделки внесены не
были.
Валютная выручка поступила на
счет закрытого акционерного общества с
нарушением установленного срока и не в
полном объеме, что и послужило основанием
для привлечения этого общества к
ответственности по пункту 8 указа N 629.
Между тем в соответствии с действующей в
тот период инструкцией Банка России и ГТК
России N 19 зачисление выручки на иной счет,
чем счет экспортера в уполномоченном банке,
допускается только при наличии у
экспортера разрешения Банка России.
Следовательно, такое зачисление