Надзор за судебными приставами
Р. ЛАЗАРЕВ
Р. Лазарев, помощник прокурора
Сегежского района Республики
Карелия.
Осуществляя надзор за
деятельностью судебных приставов, прокурор
сталкивается с трудностями, особенно в
части принятия мер прокурорского
реагирования.
Так, возникает вопрос -
какими должны быть действия прокурора в
случае вынесения судебным приставом -
исполнителем незаконного постановления в
ходе исполнительного производства? Ведь в
ФЗ "Об исполнительном производстве"
прокурор не упоминается вообще, а
обжаловать действия пристава имеют право
лишь стороны исполнительного производства.
Ранее такой проблемы не возникало,
поскольку действия судебного исполнителя
можно было опротестовать в соответствии со
ст. 428 ГПК РСФСР. Есть мнение, что эту норму
необходимо использовать и сегодня. Однако
законно ли такое использование? Думаю, нет,
поскольку в ст. 428 речь идет о судебных
исполнителях, состоящих при районных
(городских) судах, т.е. об институте, на
сегодняшний день не существующем.
Вместе с тем в соответствии со ст. 1 Закона о
прокуратуре РФ она осуществляет надзор за
соблюдением законов судебными приставами.
Кроме того, ст. 19 ФЗ "О судебных приставах"
возлагает на прокуроров надзор за
соблюдением законов судебными приставами.
Представляется, что в данном случае
необходимо руководствоваться ст. 23 Закона о
прокуратуре РФ, из которой следует, что
прокурор или его заместитель приносит
протест на противоречащий закону правовой
акт либо обращается в суд в порядке,
предусмотренном процессуальным
законодательством. Поскольку ни старший
судебный пристав, ни главный судебный
пристав не вправе отменить постановление
судебного пристава - исполнителя, протест
прокурора не принесет никакого результата.
Следовательно, остается обращение в суд в
установленном процессуальным законом
порядке. В соответствии со ст. 41 ГПК РСФСР
формой обращения прокурора в суд является
заявление.
О такой возможности
свидетельствует и сложившаяся судебная
практика в нашем регионе. Ряд жалоб граждан
на действия судебных приставов -
исполнителей, в частности о незаконности
вынесения постановления по взысканию
исполнительного сбора, был рассмотрен в
порядке, предусмотренном не ст. 428 ГПК РСФСР,
а гл. 24 ГПК РСФСР, т.е. с вынесением решения, а
не определения. Решения по этим жалобам
были оставлены кассационной инстанцией без
изменений и вступили в законную силу.
Другой момент, не отраженный в
законодательстве, - внесение прокурором
представлений в службу судебных приставов
об устранении нарушений закона. Если
нарушения допущены судебным приставом -
исполнителем районного звена, то здесь не
возникает вопросов: представление
направляется на имя старшего судебного
пристава. Но если необходимо внести
представление об устранении нарушений
закона, допущенных старшим судебным
приставом?
В нашей республике районный
прокурор направляет в республиканскую
прокуратуру проект представления, и лишь
прокурор республики вносит представление
на имя главного судебного пристава. В то же
время, как отметил на страницах журнала в N 1
за 2000 г. А. Винокуров, начальник отдела
Московской региональной природоохранной
прокуратуры, "прокурор вправе внести
представление старшему судебному приставу,
возглавляющему районное подразделение
судебных приставов, либо в службу судебных
приставов субъекта РФ". По всей видимости,
автор имеет в виду районного прокурора,
поскольку, как правило, именно он вносит
представления на уровне района.
Не
исключена возможность и направления
представления на имя руководителя органов
юстиции субъекта РФ, так как в соответствии
со ст. 7 ФЗ "Об исполнительном производстве"
органы юстиции должны осуществлять
организационное и методическое
руководство деятельностью соответствующих
служб судебных приставов.
Конечно,
любая точка зрения имеет право на
существование, но такая многоликость
способов разрешения одних и тех же ситуаций
при осуществлении надзора за судебными
приставами свидетельствует об отсутствии
регламентации и унификации самого предмета
надзора, что затрудняет деятельность
прокурора в данной сфере.
ССЫЛКИ НА
ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"ГРАЖДАНСКИЙ
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС
РСФСР 11.06.1964)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.01.1992 N
2202-1
"О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.1997 N
118-ФЗ
"О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ"
(принят
ГД ФС РФ 04.06.1997)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.1997
N 119-ФЗ
"ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ
ПРОИЗВОДСТВЕ"
(принят ГД ФС РФ 04.06.1997)
Законность, N 10, 2000