Исполнение россией международно - правовых обязательств в уголовно - правовой сфере
В УГОЛОВНО - ПРАВОВОЙ СФЕРЕ
В. ЦЕПЕЛЕВ
В.
Цепелев, докторант Академии управления МВД
РФ, кандидат юридических наук.
Российская
Федерация как суверенное независимое
государство и правопреемник Советского
Союза имеет около 600 действующих
международных договоров разного уровня,
регламентирующих различные аспекты
сотрудничества в борьбе с преступностью и в
обеспечении общественной безопасности:
многосторонние (в рамках ООН, СЕ, СНГ и др.) и
двусторонние; межгосударственные,
межправительственные и межведомственные
(между органами прокуратуры, внутренних
дел, безопасности, налоговой полиции,
таможни, юстиции и др.).
Только МВД РФ
участвует в выполнении обязательств,
вытекающих из более чем 300 международных
договоров. В последнее время в стадии
проработки (изучения и внесения
предложений) в Министерстве находилось
около 100 договоров по вопросам, касающимся
компетенции органов внутренних дел.
Важное место в общей системе названных
договоров занимают обязательства России,
вытекающие из европейских международно -
правовых документов. Эта важность
обусловлена не только масштабностью и
значимостью европейских конвенций, но и
самим фактом членства страны в Совете
Европы. К настоящему моменту из 179
европейских конвенций Россия подписала 42,
впрочем, ратифицировала пока значительно
меньше.
Вместе с тем можно сказать, что
реализация Россией взятых на себя при
вступлении в Совет Европы обязательств
начата. Ратификация 25 октября 1999 г.
Европейской конвенции о выдаче (1957 г.) и
Европейской конвенции о взаимной правовой
помощи по уголовным делам (1959 г.) с
дополнительными протоколами к ним, которые
вступили в силу с 9 марта 2000 г., -
подтверждение движения в данном
направлении. Впереди предстоит длительная
и кропотливая работа по выполнению
ратифицированных конвенций и по
присоединению к другим европейским
договорам.
Данной проблеме уделили
большое внимание участники проведенного 8
июня 2000 г. в Совете Федерации Федерального
Собрания РФ "круглого стола" на тему "О
состоянии борьбы с преступностью и мерах по
укреплению правопорядка и законности в
России".
В частности, в итоговом
документе этого обсуждения содержатся
рекомендации:
а) Федеральному Собранию
РФ ускорить ратификацию подписанной
Россией Европейской конвенции о пресечении
терроризма (1977 г.) <*>;
--------------------------------
<*> Ратифицирована
Федеральным законом от 7 августа 2000 г.
б)
Правительству РФ (в лице МИД) внести на
ратификацию подписанные Россией:
-
Европейскую конвенцию об отмывании,
выявлении, изъятии и конфискации доходов от
преступной деятельности (1990 г.);
-
Европейскую конвенцию по контролю за
приобретением и хранением огнестрельного
оружия частными лицами (1978 г.);
-
Европейскую конвенцию об уголовной
ответственности за коррупцию (1999 г.).
в)
Правительству РФ активизировать работу по
подписанию Конвенции о гражданско -
правовой ответственности за коррупцию (1999
г.).
Исполнение Россией, впрочем, как и
большинством государств - участников
Совета Европы, положений заключенных
международных договоров сопряжено с рядом
проблемных ситуаций. В частности, среди них
можно выделить следующие.
Во-первых,
обилие конвенций и соглашений, их
несистемность (разноуровневость,
несоответствие). Причем большую часть (80%)
этого массива составляют двусторонние
договоры, заключенные не только на
межгосударственном и межправительственном
уровнях, но и между правоохранительными
ведомствами. В этой связи заслуживает
внимания предложение ряда специалистов об
укрупнении договоров и о заключении,
например, Конвенции ООН о правовой помощи
по уголовным делам. Более того, назрела
необходимость систематизации и унификации
международно - правовой основы
сотрудничества в борьбе с преступностью,
которая образует самостоятельную
комплексную отрасль - международное
уголовное право. Здесь следует учесть опыт
подготовки модельных законов (УК, УПК, УИК и
др.) СНГ.
Во-вторых, несостыкованность
отдельных положений международных
договоров друг с другом. Например, выдача
лиц для исполнения приговора
осуществляется: по Европейской конвенции -
при наказании в виде лишения свободы на
срок не менее 4 месяцев; по Конвенции о
правовой помощи и правовых отношениях по
гражданским, семейным и уголовным делам
(для стран СНГ) - при наказании на срок не
менее 6 месяцев. Для выхода из таких
коллизий и их предупреждения необходимо, на
мой взгляд, при разработке и заключении
договоров исходить из принципа системного
соответствия, т.е. подчинения двусторонних
договоров региональным, а региональных
конвенций - глобальным (на уровне ООН)
соглашениям. Кроме того, целесообразно
привлекать к разработке конвенций и других
международно - правовых документов
соответствующих специалистов - юристов, а
не только международников.
В-третьих,
зависимость исполнения международных
договоров от полноты и своевременности
имплементации положений этих договоров в
национальное уголовное законодательство, а
также от качества норм УК государств -
членов Совета Европы. Уже сейчас можно
предположить, что для России проблему
создадут обязательства, вытекающие из
Конвенции об уголовной ответственности за
коррупцию и Конвенции об отмывании доходов
от преступной деятельности, поскольку не
все положения этих конвенций
обеспечиваются нормами УК РФ и особенно УПК
РСФСР. Здесь следует в целом решить
концептуальный вопрос: что первично -
ратифицированная конвенция и
необходимость приведения в соответствие с
ней внутреннего (национального)
законодательства либо готовность этого
законодательства к подписанию конвенций.
Хотя следует признать, что действующий УК
РФ достаточно прогрессивен и учитывает
большинство обязательств, вытекающих из
международных договоров. Проект УПК РФ
содержит целую главу, посвященную вопросам
выдачи и оказания правовой помощи по
уголовным делам.
В-четвертых,
возникновение в ряде случаев коллизии
между международно - правовыми
обязательствами России и положениями
Конституции РФ. Хотя согласно ч. 4 ст. 15
Конституции общепризнанные принципы и
нормы международного права и международные
договоры Российской Федерации являются
составной частью ее правовой системы и
пользуются преимущественной силой по
сравнению с нормами внутреннего
законодательства, ч. 1 той же статьи
устанавливает: "Конституция РФ имеет высшую
юридическую силу, прямое действие и
применяется на всей территории Российской
федерации. Законы и иные правовые акты,
принимаемые в Российской Федерации, не
должны противоречить Конституции РФ".
Данное положение означает, что не будут
действовать те положения международных
договоров, которые в какой-то части
противоречат, не соответствуют Конституции
РФ. В частности, такая ситуация возникает по
поводу обязательств об отмене смертной
казни и ч. 2 ст. 20 Конституции РФ, которая
допускает наличие в уголовном законе
исключительной меры наказания за особо
тяжкие преступления против жизни.
Поскольку в основе разрешения подобных
ситуаций лежит проблема компромисса между
суверенитетом государств и его
ограничением в целях совместной борьбы с
преступностью, то эти трудности
согласования интересов имеют перманентный
характер. Так, несмотря на признание
целесообразности создания Международного
уголовного суда (МУС), некоторые
государства (например, Китай и США) Статут
МУС до сих пор не подписали и не
присоединились почти к 80 государствам мира,
поскольку не хотят передавать своих
граждан под уголовную юрисдикцию этого
судебного органа, не готовы отказаться от
части своего суверенитета. Кроме того,
следует признать, что положения ч. 4 ст. 15
Конституции РФ не могут быть реализованы в
уголовно - правовой сфере, так как нормы
международного права и договоров не
содержат санкций за деяния, признаваемые
преступными.
В-пятых, наличие в науке и
практике взглядов о том, что монистическая
доктрина примата международного права над
внутригосударственным (национальным), идея
создания некоего "всемирного" права выгодна
лишь крупным капиталистическим
государствам и служит им для закрепления
процессов глобализации экономики, политики
и социальной жизни. Надо сказать, что
различные подходы стран к оценке событий в
мире способствуют сохранению подобных
взглядов.
В-шестых, неподготовленность
работников правоохранительных органов
России к непосредственному применению
положений международных договоров, что
обусловлено плохой информированностью о
наличии и содержании конвенций,
недостаточной профессиональной
подготовкой, психологической
неготовностью к применению положений
конвенций в повседневной практической
деятельности.
Все названное ставит
перед правоохранительными органами
соответствующие их компетенции задачи.
Одним из направлений их решения является
подготовка кадров в учебных заведениях
системы МВД России. В частности, в Академии
управления будущим руководителям органов
внутренних дел преподается курс
"Организация международного
сотрудничества в борьбе с преступностью".
Проводятся диссертационные исследования
по этой тематике. Издаются информационные
сборники для практических работников.
Таким образом, выявление перечисленных
сложностей, их знание и преодоление дает
основание рассчитывать, что это повлияет на
повышение действенности выполнения
Россией обязательств, вытекающих из
международных договоров в уголовно -
правовой сфере. Именно этим вопросам был
посвящен международный семинар
"Эффективное выполнение международных
конвенций в России", состоявшийся 15 - 16 июня
2000 г. в Санкт - Петербурге, в котором приняли
участие представители правоохранительных
ведомств России.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ
АКТЫ
"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным
голосованием 12.12.1993)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от
07.08.2000 N 121-ФЗ
"О РАТИФИКАЦИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ
КОНВЕНЦИИ О ПРЕСЕЧЕНИИ ТЕРРОРИЗМА"
(принят ГД ФС РФ 07.07.2000)
"КОНВЕНЦИЯ О
ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ И ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ ПО
ГРАЖДАНСКИМ,
СЕМЕЙНЫМ И УГОЛОВНЫМ
ДЕЛАМ"
(Заключена в Минске 22.01.1993)
(Вступила в силу 19.05.1994, для России - 10.12.1994)
Российская юстиция, N 10, 2000