О налоговой проверке и ее последствиях
А. РУДНЕВ
Должен ли присутствовать
налогоплательщик при вынесении решения по
акту выездной проверки? Кто правомерен
рассмотреть жалобу на решение налогового
органа: начальник управления или начальник
налоговой инспекции? Правомерны ли
действия налоговой полиции о наложении
взыскания на руководителя юридического
лица - налогоплательщика? Налоговой
инспекцией вынесено решение о привлечении
налогоплательщика - физического лица к
налоговой ответственности и взыскании с
него подоходного налога. Решение
обжаловано в вышестоящий налоговый орган, и
на основании этой жалобы налоговый орган,
вынесший первоначальное решение, внес в
него изменения. Основано ли это решение на
законе и можно ли его обжаловать? Вопросы на
эту тему встречаются в почте редакции
довольно часто. В предлагаемой вниманию
читателей публикации юрист Александр
Руднев постарался дать исчерпывающую
консультацию.
Данные вопросы
регулируются нормами гражданского и
налогового законодательства. Из заданных
вопросов нельзя сделать вывод, кто проводил
налоговую проверку (налоговая инспекция
или налоговая полиция), какой налоговый
орган наложил взыскание по налоговому
правонарушению?
В соответствии с
требованиями Налогового кодекса РФ по
результатам выездной налоговой проверки не
позднее двух месяцев после составления
справки о проведенной проверке
составляется в установленной форме акт,
который кроме сотрудников налоговой
инспекции подписывает руководитель
проверяемой организации или представитель
организации. В случае отказа указанных лиц
подписать акт это отражается в акте
налоговой проверки.
В акте налоговой
проверки должны быть указаны документально
подтвержденные факты налоговых
правонарушений, выявленные в ходе проверки,
или отсутствие таковых, а также выводы и
предложения проверяющих по устранению
выявленных нарушений и ссылки на статьи
Налогового кодекса РФ, предусматривающие
ответственность за данный вид налоговых
правонарушений.
Акт налоговой проверки
вручается лично или направляется по почте
заказным письмом, при этом датой вручения
акта считается шестой день начиная с даты
отправки (п. 4 ст. 100 НК РФ). Налогоплательщик
вправе в случае несогласия с фактами,
изложенными в акте проверки, а также с
выводами и предложениями проверяющих, в
двухнедельный срок со дня получения акта
проверки представить в соответствующий
налоговый орган письменное объяснение
мотивов отказа подписать акт или
возражения по акту в целом или по его
отдельным положениям с приложением
оригиналов документов или надлежаще
заверенных копий. В этом случае при
вынесении решения руководитель
(заместитель руководителя) налоговой
инспекции обязан вызвать руководителей
организации - налогоплательщика или их
представителей, заблаговременно уведомив о
месте и времени рассмотрения материалов
проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).
Налоговый
кодекс РФ не содержит требований к
руководителю налоговой инспекции о
необходимости вызова руководителей
организации - налогоплательщика или их
представителей в случае непоступления от
них письменных объяснений по акту проверки.
Копия решения налоговой инспекции по
результатам выездной налоговой проверки
вручается под расписку руководителю
организации - налогоплательщика или их
представителю либо направляется по почте
заказным письмом и считается полученным по
истечении шести дней после его отправки (п. 5
ст. 101 НК РФ). Несоблюдение должностными
лицами налоговой инспекции требований ст.
101 НК РФ является основанием для отмены
решения налоговой инспекции ее вышестоящим
органом или арбитражным судом.
Таким
образом, можно обжаловать по этим мотивам
решение налоговой инспекции о наложении на
ваше общество взыскания по налоговому
правонарушению.
Налоговое
законодательство признает налоговым
правонарушением (умышленное или по
неосторожности) совершение
налогоплательщиком противоправного (в
нарушение законодательства о налогах и
сборах) деяния (действие или бездействие),
за которое Налоговым кодексом РФ
установлена ответственность. При этом
привлечение юридического лица к
ответственности за совершение налогового
правонарушения не освобождает ее
должностных лиц при наличии
соответствующих оснований от
административной и иной ответственности,
предусмотренной законами РФ. Привлечение
налогоплательщика - юридического лица к
ответственности за совершение налогового
правонарушения не освобождает его от
обязанности уплатить причитающиеся суммы
налога и пени.
Вместе с тем лицо
считается невиновным в совершении
налогового правонарушения, пока его
виновность не будет доказана в порядке,
предусмотренном федеральным законом и
установлена вступившим в законную силу
решением суда. Лицо, привлекаемое к
ответственности, не обязано доказывать
свою невиновность в совершении налогового
правонарушения. Обязанность доказывания
обстоятельств, свидетельствующих о факте
налогового правонарушения и виновности
лица в его совершении, возлагается на
налоговые органы (налоговую инспекцию).
Неустранимые сомнения в виновности лица,
привлекаемого к ответственности, толкуются
в пользу этого лица (п. 6 ст. 108 НК РФ). Одним из
обстоятельств, исключающих привлечение
лица - и.о. генерального директора к
ответственности за совершение налогового
правонарушения, является отсутствие вины
лица в совершении налогового
правонарушения.
В случае совершения
налогоплательщиком - юридическим лицом
налогового правонарушения ответственность
в соответствии с Налоговым кодексом РФ в
виде штрафа возлагается на
налогоплательщика, а не на руководителя или
иного сотрудника, представителя
налогоплательщика - юридического лица. Это
положение вытекает из определения
уполномоченных - представителей и законных
представителей налогоплательщика -
юридического лица.
Налоговый кодекс РФ
признает уполномоченными представителями
налогоплательщика физические и
юридические лица, осуществляющие свои
полномочия на основании доверенности,
выдаваемой в порядке, установленном
гражданским законодательством РФ,
представляющие его интересы в отношениях с
налоговыми органами, иными участниками
отношений, регулируемых законодательством
о налогах и сборах (ст. 29 НК РФ). Таковым
законным представителем признается
генеральный директор как единоличный
исполнительный орган юридического лица.
При этом действия (бездействие) законных
представителей юридического лица,
совершенные в связи с участием этой
организации в отношениях, регулируемых
законодательством о налогах и сборах,
признаются действиями (бездействием) этого
юридического лица (ст. ст. 27, 28 НК РФ).
Таким образом, налоговая инспекция или
налоговая полиция не вправе накладывать
штраф за совершение налогового
правонарушения юридическим лицом на его
руководителя. Такой акт налоговой
инспекции можно обжаловать в арбитражном
суде как незаконный.
Каждый
налогоплательщик вправе обжаловать акт
налоговой инспекции, если такой акт
нарушает права хозяйственного общества.
Акты налоговой инспекции (налоговой
полиции), действия или бездействие их
должностных лиц могут быть обжалованы в
вышестоящий налоговый орган (вышестоящему
должностному лицу) или в арбитражный суд.
При этом подача жалобы в вышестоящий
налоговый орган или вышестоящему
должностному лицу не исключает права на
одновременную или последующую подачу
аналогичной жалобы в арбитражный суд.
Жалоба в арбитражный суд подается в форме
искового заявления в соответствии с
положениями Арбитражного процессуального
кодекса РФ. Жалоба на акт налоговой
инспекции, а также на бездействие ее
должностных лиц по вашим обращениям к ним
подается, соответственно, в вышестоящий
орган налоговой инспекции или вышестоящему
должностному лицу налоговой инспекции в
течение трех месяцев со дня, когда
налогоплательщик узнал или должен был
узнать о нарушении своих прав. К такой
жалобе могут быть приложены обосновывающие
ее документы. В случае пропуска по
уважительной причине срока подачи жалобы
этот срок по заявлению лица, подающего
жалобу, может быть восстановлен
соответственно вышестоящим должностным
лицом налоговой инспекции или вышестоящим
органом налоговой инспекции (ст. 139 НК РФ).
Ваша жалоба вышестоящим органам или
вышестоящим должностным лицам должна быть
зарегистрирована и рассмотрена в течение
одного месяца со дня ее получения. По итогам
рассмотрения жалобы принимается одно из
следующих решений:
1) оставить жалобу
без удовлетворения;
2) отменить акт
налоговой инспекции и назначить
дополнительную проверку;
3) отменить
решение и прекратить производство по делу о
налоговом правонарушении;
4) изменить
решение полностью или вынести новое
решение. О принятом решении налоговый орган
или должностное лицо обязано уведомить в
течение трех дней со дня его принятия в
письменной форме (п. 3 ст. 140 НК РФ).
Однако
нужно знать, что подача жалобы в
вышестоящий орган налоговой инспекции или
вышестоящему должностному лицу не
приостанавливает исполнение обжалуемого
акта, за исключением ситуации, когда
рассматривающий жалобу вышестоящий орган
имеет достаточные основания полагать, что
обжалуемый акт или бездействие
должностного лица налоговой инспекции не
соответствует законодательству РФ. В этом
случае исполнение обжалуемого акта вправе
полностью или частично приостановить.
Решение о приостановлении исполнения акта
принимается руководителем налоговой
инспекции, принявшим такой акт, либо
вышестоящим органом налоговой
инспекции.
Налогоплательщик -
физическое лицо также вправе обжаловать
решение налогового органа о привлечении
его к налоговой ответственности в
вышестоящем налоговом органе или в суде.
Вышестоящий налоговый орган вправе
отменить решение налогового органа и
вынести новое решение. Однако это не лишает
права обжаловать новое решение налогового
органа в судебном порядке. При этом
физические и юридические лица должны
руководствоваться положениями п. 7 ст. 114 и п.
1 ст. 115 НК РФ о том, что налоговые санкции
взыскиваются с налогоплательщика только в
судебном порядке, и налоговые органы могут
обратиться в суд с иском о взыскании
налоговой санкции не позднее шести месяцев
со дня обнаружения налогового
правонарушения и составления
соответствующего акта (срок давности
взыскания санкции). В случае пропуска срока
давности взыскания санкции суд должен
вынести решение об отказе в удовлетворении
по этим основаниям иска налогового органа о
взыскании налоговой санкции. Судом
выносится такое решение по заявлению
налогоплательщика. По аналогии с исковой
давностью самостоятельно принимать
решение суд не вправе. Восстановление срока
давности взыскания санкции налоговым
законодательством не предусматривается.
Следовательно, налогоплательщик -
физическое лицо вправе обжаловать новое
решение налоговых органов в судебном
порядке. Суд, полагаем, при вынесении
решения расценит как смягчающее
ответственность обстоятельство изменение
первоначального решения вышестоящим
налоговым органом. При наличии хотя бы
одного смягчающего ответственность
обстоятельства размер штрафа подлежит
уменьшению не меньше чем в два раза по
сравнению с размером, установленным
соответствующей статьей главы 16 НК
РФ.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
Бизнес-адвокат, N
20, 2000