Проект закона об органах судейского сообщества (российская юстиция, n 11, 2000)
(ВЗГЛЯД ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ)
О.
ШВАРЦ
О. Шварц, советник аппарата
Комитета Государственной Думы по
государственному строительству, кандидат
юридических наук.
Вопрос о необходимости
подготовки и принятия федерального закона
об органах судейского сообщества
неоднократно ставился как самим судейским
сообществом, так и руководством Верховного
и Высшего Арбитражного судов РФ.
В
настоящее время компетенция и порядок
образования органов судейского сообщества
в общей форме определены Законом РФ "О
статусе судей в Российской Федерации",
Положениями о квалификационных коллегиях
судей и квалификационной аттестации судей,
утвержденными постановлением Верховного
Совета РФ от 13 мая 1993 г., Положением об
органах судейского сообщества Российской
Федерации, утвержденным II Всероссийским
съездом судей 30 июня 1993 г., регламентами
Совета судей и Высшей квалификационной
коллегии судей.
Между тем ст. 29
Федерального конституционного закона "О
судебной системе Российской Федерации"
предусматривается, что для выражения
интересов судей как носителей судебной
власти формируются в установленном
федеральным законом порядке органы
судейского сообщества и что их компетенция
и порядок образования устанавливаются
федеральным законом.
Именно такой
проект федерального закона был внесен в
Государственную Думу РФ 27 декабря 1997 г.
совместным постановлением Пленумов
Верховного Суда и Высшего Арбитражного
Суда РФ от 23 декабря 1997 г. Однако он грешил
многими неточностями и
непоследовательностью.
На данные
недостатки указано в заключении на
законопроект, подготовленном Комитетом
Государственной Думы по законодательству и
судебно - правовой реформе (от 15 января 1998
г.), которому и была поручена работа над ним.
Авторам рекомендовано доработать проект до
внесения его на рассмотрение
Государственной Думой в первом чтении.
Но проект в конечном счете переработан не
был: на его скорейшем принятии настаивало
руководство Верховного и Высшего
Арбитражного судов РФ и в результате в
прежнем виде проект принят Государственной
Думой в первом чтении 11 июня 1998 г. Был
установлен месячный срок для подачи
поправок, которые незамедлительно начали
поступать в Комитет.
Всего субъектами
права законодательной инициативы
представлено около 200 поправок. В частности,
предлагалось более четко определить
иерархию органов судейского сообщества,
нормы представительства судей в органах
судейского сообщества, статус Совета судей
РФ, его Президиума, их полномочия и порядок
формирования, порядок принятия регламента
органов судейского сообщества;
регламентировать права судей, ушедших в
отставку, включить в состав
квалификационных коллегий представителей
Федерального Собрания, местных
представительных органов, включить в
состав Совета судей представителей
Конституционного Суда РФ, конституционных
(уставных) судов субъектов Федерации,
разрешить возбуждение уголовного дела в
отношении судьи без согласия
квалификационной коллегии судей.
Для
изучения поправок и подготовки текста
законопроекта к рассмотрению во втором
чтении в Комитете по законодательству и
судебно - правовой реформе была создана
рабочая группа из представителей
Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного
Суда РФ, Федерального арбитражного суда г.
Москвы, Совета судей РФ, Высшей
квалификационной коллегии судей РФ.
Возглавил группу депутат, член Комитета В.
Калягин.
В ходе работы текст проекта
существенно улучшен, но возникли
разногласия по двум поводам: следует ли
передать вопросы дачи согласия на
возбуждение уголовного дела в отношении
судей, кроме судей Верховного и Высшего
Арбитражного судов РФ, Президиуму Высшей
квалификационной коллегии судей и следует
ли передать этой коллегии право
рассмотрения вопросов представления судей
к награждению государственными наградами
или присвоению почетных званий. Поскольку
данные проблемы так и не были разрешены, его
так и не удалось принять в течение срока
полномочий депутатов Государственной Думы
предыдущего созыва.
В Государственной
Думе нового созыва работу над проектом
поручили Комитету по государственному
строительству. На одном из его первых
заседаний Председатель Верховного Суда РФ
В. Лебедев вновь поставил вопрос о
необходимости скорейшего принятия ряда
законов, способствующих развитию судебной
реформы, среди которых назвал и
рассматриваемый законопроект. Работа над
ним была возобновлена в той же рабочей
группе, которую теперь возглавил
заместитель председателя Комитета по
государственному строительству В.
Гребенников. В результате удалось
устранить ряд редакционных замечаний,
снять некоторые мелкие разногласия, но два
ключевых противоречия разрешить так и не
удалось.
Возник и третий вопрос: следует
ли сохранить в Положении о
квалификационных коллегиях судей право
Высшей квалификационной коллегии
рассматривать не только представления
председателей Верховного и Высшего
Арбитражного судов РФ о назначении на
должности председателей, заместителей
председателей федеральных судов, но и
заявления кандидатов на эти должности?
Так как снять разногласия в рамках рабочей
группы не удалось, было принято решение
обратиться к руководству Верховного и
Высшего Арбитражного судов РФ. До
настоящего времени (16 октября 2000 г.) не
получено какого-либо ответа от руководства
Верховного Суда РФ.
Также затягивает
принятие проекта решение Совета
Государственной Думы от 27 апреля 2000 г. о его
повторной рассылке, чтобы предоставить
возможность вновь избранным депутатам
подготовить свои поправки и таким образом
принять участие в подготовке проекта к
рассмотрению во втором чтении. В случае
решения названных проблем проект
незамедлительно будет поставлен на
рассмотрение Государственной
Думой.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ЗАКОН РФ от 26.06.1992 N 3132-1
"О СТАТУСЕ
СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ
ЗАКОН от 31.12.1996 N 1-ФКЗ
"О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(одобрен СФ ФС РФ
26.12.1996)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС РФ от 13.05.1993 N
4960-1
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О
КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КОЛЛЕГИЯХ СУДЕЙ И
ПОЛОЖЕНИЯ О КВАЛИФИКАЦИОННОЙ АТТЕСТАЦИИ
СУДЕЙ"