Обращение в конституционный суд рф - основание для приостановления производства по уголовному делу

ДЛЯ ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ
А. СУШИНСКИХ, Е. ГРАНКИНА
А. Сушинских, заместитель председателя Тюменского областного суда.
Е. Гранкина, следователь УВД Калининского района г. Тюмени.
В проекте УПК РФ в качестве самостоятельного основания приостановления предварительного следствия предусмотрен факт "принятия Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению жалобы на нарушение прав и свобод граждан уголовным законом, примененным или подлежащим применению" (ч. 2 ст. 233).
Формулировка данной нормы вызывает многочисленные вопросы: насколько она обоснованна, соответствует ли Конституции РФ, Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации" и окажется ли она жизнеспособной, позволяющей защитить права и законные интересы граждан.
По нашему мнению, на все эти вопросы следует ответить отрицательно. Статья 46 Конституции РФ закрепляет право граждан на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Конкретизируя это положение, ст. 125 Конституции предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд РФ на предмет проверки соответствия Конституции конкретного закона или отдельных норм, в нем содержащихся. При этом делается оговорка, что сделано это может быть в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" эти обращения могут носить форму запроса, ходатайства или жалобы (ст. 36), а субъектами обращений могут быть отдельные граждане, объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в Федеральном законе (ст. 96). В качестве субъектов обращения в Конституционный Суд с жалобой или запросом не названы органы, производящие расследование, не упомянуты они и в проекте УПК РФ, что означает, что ни следователь, ни орган дознания по делу, находящемуся в их производстве, правом обращения в Конституционный Суд РФ не наделены. На стадии предварительного расследования в Конституционный Суд РФ могут обратиться только граждане (объединения граждан). Однако возникает вопрос: что может быть предметом их жалобы?
Статья 97 названного Закона определяет, что жалобы допустимы, если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан; он применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем Закон. Следовательно, на стадии предварительного расследования в Конституционный Суд могут быть обжалованы только уголовно - процессуальные нормы и нормы УК РФ в той их части, в какой они непосредственно применяются органами дознания и следствия.
В проекте УПК не говорится о возможности приостановления расследования ввиду обжалования в Конституционном Суде уголовно - процессуальных норм. И это правильно, ибо по своей природе это нормы процедурные, и если отдельные элементы процедуры, в данном случае предварительного расследования, подвергаются проверке на предмет их соответствия Конституции и даже признаются ей не соответствующими, это совсем не означает, что следует приостанавливать расследование в целом.
Что касается норм уголовного закона, то они в основном применяются судом, а к числу непосредственно применяемых органами расследования и затрагивающих конституционные права и свободы граждан, пожалуй, можно отнести только нормы, устанавливающие основания освобождения от уголовной ответственности. Поскольку в результате их применения производство по делу прекращается, вопрос о его приостановлении отпадает сам собой.
Изложенное позволяет сделать вывод, что анализируемое положение проекта УПК не наполнено реальным правовым содержанием и является декларативным. О том, что эта норма в случае ее принятия применяться не будет, свидетельствует и то, что решение вопроса о приостановлении расследования предлагается отнести на усмотрение следователя (органа дознания), а значит, следователь, действуя в рамках закона, может и не приостанавливать расследование. Он, скорее всего, и стал бы так поступать, расценивая направление жалобы в Конституционный Суд как попытку выиграть время и уклониться от уголовной ответственности. Однако по-другому (в форме императивного требования) сформулировать эту норму нельзя, поскольку в Федеральном конституционном законе, которому должен соответствовать принимаемый УПК, четко сказано, что уведомление Конституционным Судом органа о принятии к рассмотрению жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан не влечет за собой приостановления производства по делу, а суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон, вправе приостановить производство до принятия решения Конституционным Судом (ст. 98).
Это не означает, что направление жалобы, запроса в Конституционный Суд РФ вообще не может рассматриваться в качестве основания приостановления производства по уголовному делу. Федеральный конституционный закон предусматривает право суда при рассмотрении дела в любой инстанции обращаться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им конкретном деле (ст. ст. 101, 102), причем с момента вынесения решения суда об обращении в Конституционный Суд и до принятия им постановления производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливаются (ст. 103). И хотя указанные статьи являются нормами прямого действия, для удобства правоприменения их следует в соответствующей интерпретации продублировать в УПК, указав, что приостановление производства по делу в связи с обращением кого-либо из участников процесса в Конституционный Суд может иметь место только в судебных стадиях, причем если жалоба гражданина (обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей) не влечет обязательного приостановления дела, то направление в Конституционный Суд запроса суда (судьи) является безусловным основанием для приостановления производства по делу.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 21.07.1994 N 1-ФКЗ
"О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994)
Российская юстиция, N 12, 2000

Установление обстоятельств уголовного дела средствами гражданского и арбитражного процесса  »
Комментарии к законам »
Читайте также