Соотношение императивного и диспозитивного регулирования внешнеторговых сделок в сфере военно - технического сотрудничества

РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СДЕЛОК В СФЕРЕ
ВОЕННО - ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
В.В. КУДАШКИН
Кудашкин Владимир Васильевич - референт генерального директора Государственной компании "Росвооружение", кандидат юридических наук.
Специфичность продукции военного назначения, определяемая ярко выраженным государственно - публичным интересом в сфере военно - технического сотрудничества, предопределяет жесткое регулирование всех аспектов, связанных с гражданским ее оборотом. В этой сфере, как ни в какой иной, отчетливо проявляются исходные принципы регулирования правоотношений: принцип диспозитивности, основанный на дозволении, и принцип императивности, основанный на установлении запретов и обязываний субъектам правоотношений.
При регулировании внешнеторговых сделок в сфере военно - технического сотрудничества существуют две довольно сложные проблемы: 1) отраслевая квалификация правовых норм, регулирующих конкретные аспекты этих сделок (являются ли они нормами административного права либо же нормами международного частного и гражданского права?); 2) если применяемые нормы относятся к частному праву, являются ли они диспозитивными или императивными, какой принцип регулирования используется в сфере конкретных правоотношений?
В российской теории права выработана отраслевая квалификация норм права по предмету и методу правового регулирования. Исходя из этой посылки, предложим следующий вариант отраслевой квалификации норм, регулирующих внешнеторговые сделки в отношении продукции военного назначения:
а) нормы, регулирующие объем содержания таких понятий, как объект внешнеторговых сделок (продукция военного назначения), субъекты сделок (российские и иностранные организации, получившие право на внешнеторговую деятельность в отношении этой продукции); их правоспособность и субъективные права относятся к коллизионным и материальным нормам международного частного права <*>;
--------------------------------
<*> В соответствии с общепринятой доктриной в состав международного частного права входят материально - правовые нормы, регулирующие гражданско - правовые отношения с иностранным элементом - см.: Маковский А.Л. Международные договоры об унификации морского права // Многосторонние международные соглашения о морском транспорте. М., 1983. С. 4; Богуславский М.М. Международное частное право. М.: Юрист, 1998. С. 22; Звеков В.П. Международное частное право. М.: Норма, 1999. С. 27.
б) нормы, регулирующие порядок определения объектов и субъектов правоотношений, порядок наделения субъектов правоспособностью на осуществление внешнеторговой деятельности и субъективными правами на совершение сделок, относятся к административному праву.
Названные нормы международного частного права и административного права содержатся в одних и тех же источниках внутреннего законодательства, регулирующих военно - техническое сотрудничество.
Основной метод правового регулирования в сфере административных правоотношений - императивный. Сложнее ситуация в сфере частноправовых отношений при регулировании внешнеторговых сделок, где широко используются оба метода - и императивный, и диспозитивный. Ряд юристов считают, что возможно разграничение диспозитивных и императивных норм путем введения оговорки о том, что данная норма применяется, если иное не предусмотрено договором. Это формализует решение проблемы, но вряд ли снимает ее <*>. По мнению С.А. Хохлова, "принятая техника выделения диспозитивных норм по существу основывается на презумпции императивности, противоположной... презумпции диспозитивности", а "презумпция императивности автоматически порождает усиление регламентации договорных отношений, особенно через специальное законодательство, принятие которого допускается ГК" <**>.
--------------------------------
<*> См.: Звеков В.П. Указ. соч. С. 149.
<**> Хохлов С.А. Концептуальная основа части второй Гражданского кодекса. М.: Международный центр финансово - экономического развития, 1996. С. 236.
Особую актуальность приобретает вопрос об исходных началах (принципах) правового регулирования при совершении сделок (диспозитивного или императивного). Чтобы решить эту проблему, необходимо, с одной стороны, определить перечень правоотношений в сфере военно - технического сотрудничества, которые стали объектом государственно - публичных интересов и в регулировании которых применен императивный метод правового регулирования, а с другой - выявить перечень правоотношений, которые не являются объектом государственно - публичных интересов и, соответственно, в регулировании которых применен диспозитивный метод правового регулирования.
Такой подход поможет избежать неоправданного вмешательства государственных органов, осуществляющих управление военно - техническим сотрудничеством, в сферу частноправовых отношений субъектов внешнеторговых сделок, основанных на диспозитивном регулировании. Это же требование содержится и в ст. 9 Федерального закона "О военно - техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (далее - Закон о военно - техническом сотрудничестве) <*>.
--------------------------------
<*> В соответствии с этой статьей законодательство о военно - техническом сотрудничестве должно исключать неоправданное вмешательство государственных органов во внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения, ограничивающее для них возможность конкуренции с иностранными производителями этой продукции.
В силу одного из исходных принципов частноправовых отношений - автономии воли сторон, закрепленного в ст. 2 ГК РФ, в соответствии с которым стороны свободно определяют, вступать ли им в имущественный оборот, с каким именно контрагентом и на каких условиях, участники принимают решения по своей инициативе, на свой риск и под собственную имущественную ответственность <*>. Его ограничение возможно лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом (п. 2 ст. 49 ГК РФ). Законом о военно - техническом сотрудничестве <**>, основополагающим правовым источником в этой области, должны также определяться: 1) правоотношения, регулируемые административным порядком, являющиеся институтами административного права; 2) правоотношения, отнесенные к сфере частноправовых отношений, регулируемых императивными либо же диспозитивными нормами.
--------------------------------
<*> См.: Гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов М., 1998. С. 5.
<**> См.: Федеральный закон от 19 июля 1999 года N 114-ФЗ "О военно - техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" // Российская газета. 1998. 23 июля.
Одновременно целесообразно определить: а) области действия общего запрета, в которых правоотношения регулируются разрешительным порядком (императивными нормами), и области, не попавшие в сферу этого запрета, но в которых правоотношения регулируются на обязывании субъектов поступать определенным, прямо предписанным юридическим актом образом, либо же на установлении локальных (частных) запретов; б) области действия общего дозволения, в которых отношения регулируются общедозволительным порядком (диспозитивными нормами), на основе реализации автономии воли сторон.
Предложенный подход позволит решить вопрос о взаимодействии коллизионных и императивных норм материального права при регулировании внешнеторговых сделок.
Таким образом, реализуя выработанные методологические подходы и анализируя действующее законодательство, прежде всего Закон о военно - техническом сотрудничестве, к институтам административного права следует отнести:
1) порядок осуществления военно - технического сотрудничества РФ с иностранными государствами (ст. 9 Закона о ВТС);
2) порядок создания государственных посредников по осуществлению внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;
3) порядок предоставления российским организациям права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения (п. 2 и 3 ст. 12 Закона определяют порядок формирования субъектного состава внешнеторговых сделок в этой сфере) <*>;
--------------------------------
<*> См.: Положение о порядке предоставления организациям Российской Федерации права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Утверждено Указом Президента РФ от 6 сентября 1999 года N 1164 // СЗ РФ. 1999. N 37. Ст. 4448.
Указ Президента РФ от 06.09.1999 N 1164 "О мерах по повышению эффективности военно - технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 01.12.2000 N 1953 "Вопросы военно - технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами".4) порядок лицензирования в РФ ввоза и вывоза продукции военного назначения, экспорт и импорт которой подлежит контролю и осуществляется по лицензиям <*>;
--------------------------------
<*> Утвержден Указом Президента РФ от 6 сентября 1999 года N 1164.
5) порядок расчетов между производителями и разработчиками продукции военного назначения при поставках ее на экспорт (ст. 10 Закона о ВТС);
6) порядок возмещения возможного ущерба (выплаты компенсаций) субъектам военно - технического сотрудничества в случае принятия в установленном порядке решения о приостановлении или прекращении военно - технического сотрудничества с иностранными государствами (ст. 10 Закона о ВТС) <*>;
--------------------------------
<*> См.: п. 16 Положения о порядке предоставления организациям РФ права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.
7) порядок формирования списка продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам, то есть определение перечня материальных объектов гражданских правоотношений, которые могут быть предметами внешнеторговых сделок <*>;
--------------------------------
<*> См.: п. 3 Положения о порядке осуществления военно - технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.
8) порядок определения государств, в которые разрешена передача продукции военного назначения <*>;
--------------------------------
<*> См.: п. 4 и 5 Положения о порядке осуществления военно - технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.
9) порядок принятия решения о поставке продукции военного назначения иностранным заказчикам <*>.
--------------------------------
<*> См.: Порядок рассмотрения официальных обращений иностранных заказчиков и согласования проектов решений Президента РФ и Правительства РФ о поставках продукции военного назначения, утвержденный Указом Президента РФ от 6 сентября 1999 года.
Все перечисленные правоотношения являются институтами административного права, находящимися в сферах действия общих и частных запретов, которые регулируют соответствующие правоотношения при совершении внешнеторговых сделок в отношении продукции военного назначения разрешительным или запретительным порядком. Установлено жесткое императивно - государственное регулирование, исключающее всякое проявление автономии воли сторон.
Частноправовые отношения внешнеторговых сделок в сфере военно - технического сотрудничества функционируют в двух областях. Первая. Все отношения регулируются императивным порядком, основанном на общем запрете либо обязывании. Он исключает самостоятельное проявление волеизъявления, основанное на диспозитивном регулировании и реализации принципа автономии воли сторон. Вторая. Все отношения регулируются диспозитивными нормами, основанными на общедозволительном порядке регулирования правоотношений. Они позволяют в полной мере реализовать автономию воли сторон и исключают вмешательство в эти отношения государственных органов (область диспозитивного регулирования).
Императивным порядком регулируются такие правовые институты в сфере военно - технического сотрудничества, как:
- субъекты внешнеторговых сделок;
- объекты внешнеторговых сделок;
- предмет внешнеторговых сделок;
- правоспособность субъектов внешнеторговых сделок;
- субъективные права на совершение внешнеторговых сделок;
- некоторые субъективные права по реализации контрактных обязательств;
- субъективные права по определению банков, через которые осуществляются расчеты при совершении внешнеторговых сделок в отношении продукции военного назначения <*>, размера комиссионного вознаграждения государственными посредниками, предельным ценам на работы (услуги), оказываемые госпосредниками <**>, выбора российских предприятий для исполнения контрактных обязательств с инозаказчиками <***>;
--------------------------------
<*> См.: п. 10 Положения о порядке предоставления организациям РФ права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения и п. 5 Указа Президента РФ от 7 декабря 1998 года N 1488.
<**> См.: Постановление Правительства РФ от 14 марта 1998 года N 316 "Об установлении предельных цен на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) федеральными государственными унитарными предприятиями" // СЗ РФ. 1998. N 12. Ст. 1448 и п. 9 Положения о порядке осуществления военно - технического сотрудничества РФ с иностранными государствами.
<***> См.: п. 14 Положения о порядке осуществления военно - технического сотрудничества РФ с иностранными государствами.
- право собственности на продукцию военного назначения (ч. 2 ст. 164 Основ гражданского законодательства);
- возникновение и прекращение права собственности на продукцию военного назначения при совершении внешнеторговых сделок (ч. 3 ст. 164 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.) <*>.
--------------------------------
<*> В юридической литературе высказано иное мнение. Так, М.Г. Розерберг подчеркивает: "В практике МКАС при рассмотрении ряда дел возникали вопросы, связанные с переходом права собственности и последствиями, вытекающими из этого. При их разрешении МКАС основывался на том, что в отношениях между сторонами внешнеэкономической сделки момент возникновения и прекращения права собственности на имущество определяется правом, применимым к такой сделке. Вопрос об использовании коллизионного критерия, предусмотренного ч. 1 п. 3 ст. 164 ОГЗ 1991 г., по общему правилу не возникал" // См.: Розенберг М.Г. Международный договор и иностранное право в практике Международного коммерческого арбитражного суда. М.: Статут, 1998. С. 99.
На основе принципа диспозитивности регулируются следующие институты внешнеторговых сделок:
- порядок заключения внешнеторговой сделки в отношении продукции военного назначения;
- права и

Пути совершенствования норм уголовного кодекса рф как законодательной основы борьбы с терроризмом  »
Комментарии к законам »
Читайте также