Соотношение императивного и диспозитивного регулирования внешнеторговых сделок в сфере военно - технического сотрудничества
РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СДЕЛОК В
СФЕРЕ
ВОЕННО - ТЕХНИЧЕСКОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА
В.В. КУДАШКИН
Кудашкин
Владимир Васильевич - референт
генерального директора Государственной
компании "Росвооружение", кандидат
юридических наук.
Специфичность
продукции военного назначения,
определяемая ярко выраженным
государственно - публичным интересом в
сфере военно - технического сотрудничества,
предопределяет жесткое регулирование всех
аспектов, связанных с гражданским ее
оборотом. В этой сфере, как ни в какой иной,
отчетливо проявляются исходные принципы
регулирования правоотношений: принцип
диспозитивности, основанный на дозволении,
и принцип императивности, основанный на
установлении запретов и обязываний
субъектам правоотношений.
При
регулировании внешнеторговых сделок в
сфере военно - технического сотрудничества
существуют две довольно сложные проблемы: 1)
отраслевая квалификация правовых норм,
регулирующих конкретные аспекты этих
сделок (являются ли они нормами
административного права либо же нормами
международного частного и гражданского
права?); 2) если применяемые нормы относятся
к частному праву, являются ли они
диспозитивными или императивными, какой
принцип регулирования используется в сфере
конкретных правоотношений?
В
российской теории права выработана
отраслевая квалификация норм права по
предмету и методу правового регулирования.
Исходя из этой посылки, предложим следующий
вариант отраслевой квалификации норм,
регулирующих внешнеторговые сделки в
отношении продукции военного
назначения:
а) нормы, регулирующие объем
содержания таких понятий, как объект
внешнеторговых сделок (продукция военного
назначения), субъекты сделок (российские и
иностранные организации, получившие право
на внешнеторговую деятельность в отношении
этой продукции); их правоспособность и
субъективные права относятся к
коллизионным и материальным нормам
международного частного права <*>;
--------------------------------
<*> В соответствии с
общепринятой доктриной в состав
международного частного права входят
материально - правовые нормы, регулирующие
гражданско - правовые отношения с
иностранным элементом - см.: Маковский А.Л.
Международные договоры об унификации
морского права // Многосторонние
международные соглашения о морском
транспорте. М., 1983. С. 4; Богуславский М.М.
Международное частное право. М.: Юрист, 1998. С.
22; Звеков В.П. Международное частное право.
М.: Норма, 1999. С. 27.
б) нормы, регулирующие
порядок определения объектов и субъектов
правоотношений, порядок наделения
субъектов правоспособностью на
осуществление внешнеторговой деятельности
и субъективными правами на совершение
сделок, относятся к административному
праву.
Названные нормы международного
частного права и административного права
содержатся в одних и тех же источниках
внутреннего законодательства,
регулирующих военно - техническое
сотрудничество.
Основной метод
правового регулирования в сфере
административных правоотношений -
императивный. Сложнее ситуация в сфере
частноправовых отношений при
регулировании внешнеторговых сделок, где
широко используются оба метода - и
императивный, и диспозитивный. Ряд юристов
считают, что возможно разграничение
диспозитивных и императивных норм путем
введения оговорки о том, что данная норма
применяется, если иное не предусмотрено
договором. Это формализует решение
проблемы, но вряд ли снимает ее <*>. По
мнению С.А. Хохлова, "принятая техника
выделения диспозитивных норм по существу
основывается на презумпции императивности,
противоположной... презумпции
диспозитивности", а "презумпция
императивности автоматически порождает
усиление регламентации договорных
отношений, особенно через специальное
законодательство, принятие которого
допускается ГК" <**>.
--------------------------------
<*> См.: Звеков В.П.
Указ. соч. С. 149.
<**> Хохлов С.А.
Концептуальная основа части второй
Гражданского кодекса. М.: Международный
центр финансово - экономического развития,
1996. С. 236.
Особую актуальность приобретает
вопрос об исходных началах (принципах)
правового регулирования при совершении
сделок (диспозитивного или императивного).
Чтобы решить эту проблему, необходимо, с
одной стороны, определить перечень
правоотношений в сфере военно -
технического сотрудничества, которые стали
объектом государственно - публичных
интересов и в регулировании которых
применен императивный метод правового
регулирования, а с другой - выявить перечень
правоотношений, которые не являются
объектом государственно - публичных
интересов и, соответственно, в
регулировании которых применен
диспозитивный метод правового
регулирования.
Такой подход поможет
избежать неоправданного вмешательства
государственных органов, осуществляющих
управление военно - техническим
сотрудничеством, в сферу частноправовых
отношений субъектов внешнеторговых сделок,
основанных на диспозитивном регулировании.
Это же требование содержится и в ст. 9
Федерального закона "О военно - техническом
сотрудничестве Российской Федерации с
иностранными государствами" (далее - Закон о
военно - техническом сотрудничестве)
<*>.
--------------------------------
<*> В
соответствии с этой статьей
законодательство о военно - техническом
сотрудничестве должно исключать
неоправданное вмешательство
государственных органов во внешнеторговую
деятельность в отношении продукции
военного назначения, ограничивающее для
них возможность конкуренции с иностранными
производителями этой продукции.
В силу
одного из исходных принципов
частноправовых отношений - автономии воли
сторон, закрепленного в ст. 2 ГК РФ, в
соответствии с которым стороны свободно
определяют, вступать ли им в имущественный
оборот, с каким именно контрагентом и на
каких условиях, участники принимают
решения по своей инициативе, на свой риск и
под собственную имущественную
ответственность <*>. Его ограничение
возможно лишь в случаях и в порядке,
предусмотренных законом (п. 2 ст. 49 ГК РФ).
Законом о военно - техническом
сотрудничестве <**>, основополагающим
правовым источником в этой области, должны
также определяться: 1) правоотношения,
регулируемые административным порядком,
являющиеся институтами административного
права; 2) правоотношения, отнесенные к сфере
частноправовых отношений, регулируемых
императивными либо же диспозитивными
нормами.
--------------------------------
<*> См.:
Гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е.А.
Суханов М., 1998. С. 5.
<**> См.: Федеральный
закон от 19 июля 1999 года N 114-ФЗ "О военно -
техническом сотрудничестве Российской
Федерации с иностранными государствами" //
Российская газета. 1998. 23
июля.
Одновременно целесообразно
определить: а) области действия общего
запрета, в которых правоотношения
регулируются разрешительным порядком
(императивными нормами), и области, не
попавшие в сферу этого запрета, но в которых
правоотношения регулируются на обязывании
субъектов поступать определенным, прямо
предписанным юридическим актом образом,
либо же на установлении локальных (частных)
запретов; б) области действия общего
дозволения, в которых отношения
регулируются общедозволительным порядком
(диспозитивными нормами), на основе
реализации автономии воли сторон.
Предложенный подход позволит решить вопрос
о взаимодействии коллизионных и
императивных норм материального права при
регулировании внешнеторговых сделок.
Таким образом, реализуя выработанные
методологические подходы и анализируя
действующее законодательство, прежде всего
Закон о военно - техническом
сотрудничестве, к институтам
административного права следует
отнести:
1) порядок осуществления военно
- технического сотрудничества РФ с
иностранными государствами (ст. 9 Закона о
ВТС);
2) порядок создания
государственных посредников по
осуществлению внешнеторговой деятельности
в отношении продукции военного
назначения;
3) порядок предоставления
российским организациям права
осуществления внешнеторговой деятельности
в отношении продукции военного назначения
(п. 2 и 3 ст. 12 Закона определяют порядок
формирования субъектного состава
внешнеторговых сделок в этой сфере)
<*>;
--------------------------------
<*> См.:
Положение о порядке предоставления
организациям Российской Федерации права
осуществления внешнеторговой деятельности
в отношении продукции военного назначения.
Утверждено Указом Президента РФ от 6
сентября 1999 года N 1164 // СЗ РФ. 1999. N 37. Ст. 4448.
Указ Президента РФ от 06.09.1999 N 1164 "О мерах
по повышению эффективности военно -
технического сотрудничества Российской
Федерации с иностранными государствами"
утратил силу в связи с изданием Указа
Президента РФ от 01.12.2000 N 1953 "Вопросы военно -
технического сотрудничества Российской
Федерации с иностранными государствами".4)
порядок лицензирования в РФ ввоза и вывоза
продукции военного назначения, экспорт и
импорт которой подлежит контролю и
осуществляется по лицензиям <*>;
--------------------------------
<*> Утвержден
Указом Президента РФ от 6 сентября 1999 года N
1164.
5) порядок расчетов между
производителями и разработчиками
продукции военного назначения при
поставках ее на экспорт (ст. 10 Закона о
ВТС);
6) порядок возмещения возможного
ущерба (выплаты компенсаций) субъектам
военно - технического сотрудничества в
случае принятия в установленном порядке
решения о приостановлении или прекращении
военно - технического сотрудничества с
иностранными государствами (ст. 10 Закона о
ВТС) <*>;
--------------------------------
<*>
См.: п. 16 Положения о порядке предоставления
организациям РФ права осуществления
внешнеторговой деятельности в отношении
продукции военного назначения.
7) порядок
формирования списка продукции военного
назначения, разрешенной к передаче
иностранным заказчикам, то есть
определение перечня материальных объектов
гражданских правоотношений, которые могут
быть предметами внешнеторговых сделок
<*>;
--------------------------------
<*> См.: п. 3
Положения о порядке осуществления военно -
технического сотрудничества Российской
Федерации с иностранными
государствами.
8) порядок определения
государств, в которые разрешена передача
продукции военного назначения <*>;
--------------------------------
<*> См.: п. 4 и 5
Положения о порядке осуществления военно -
технического сотрудничества Российской
Федерации с иностранными
государствами.
9) порядок принятия
решения о поставке продукции военного
назначения иностранным заказчикам <*>.
--------------------------------
<*> См.: Порядок
рассмотрения официальных обращений
иностранных заказчиков и согласования
проектов решений Президента РФ и
Правительства РФ о поставках продукции
военного назначения, утвержденный Указом
Президента РФ от 6 сентября 1999 года.
Все
перечисленные правоотношения являются
институтами административного права,
находящимися в сферах действия общих и
частных запретов, которые регулируют
соответствующие правоотношения при
совершении внешнеторговых сделок в
отношении продукции военного назначения
разрешительным или запретительным
порядком. Установлено жесткое императивно -
государственное регулирование,
исключающее всякое проявление автономии
воли сторон.
Частноправовые отношения
внешнеторговых сделок в сфере военно -
технического сотрудничества функционируют
в двух областях. Первая. Все отношения
регулируются императивным порядком,
основанном на общем запрете либо
обязывании. Он исключает самостоятельное
проявление волеизъявления, основанное на
диспозитивном регулировании и реализации
принципа автономии воли сторон. Вторая. Все
отношения регулируются диспозитивными
нормами, основанными на общедозволительном
порядке регулирования правоотношений. Они
позволяют в полной мере реализовать
автономию воли сторон и исключают
вмешательство в эти отношения
государственных органов (область
диспозитивного регулирования).
Императивным порядком регулируются такие
правовые институты в сфере военно -
технического сотрудничества, как:
-
субъекты внешнеторговых сделок;
-
объекты внешнеторговых сделок;
-
предмет внешнеторговых сделок;
-
правоспособность субъектов внешнеторговых
сделок;
- субъективные права на
совершение внешнеторговых сделок;
-
некоторые субъективные права по реализации
контрактных обязательств;
-
субъективные права по определению банков,
через которые осуществляются расчеты при
совершении внешнеторговых сделок в
отношении продукции военного назначения
<*>, размера комиссионного
вознаграждения государственными
посредниками, предельным ценам на работы
(услуги), оказываемые госпосредниками
<**>, выбора российских предприятий для
исполнения контрактных обязательств с
инозаказчиками <***>;
--------------------------------
<*> См.: п. 10
Положения о порядке предоставления
организациям РФ права осуществления
внешнеторговой деятельности в отношении
продукции военного назначения и п. 5 Указа
Президента РФ от 7 декабря 1998 года N 1488.
<**> См.: Постановление Правительства РФ
от 14 марта 1998 года N 316 "Об установлении
предельных цен на работы (услуги),
выполняемые (оказываемые) федеральными
государственными унитарными
предприятиями" // СЗ РФ. 1998. N 12. Ст. 1448 и п. 9
Положения о порядке осуществления военно -
технического сотрудничества РФ с
иностранными государствами.
<***> См.:
п. 14 Положения о порядке осуществления
военно - технического сотрудничества РФ с
иностранными государствами.
- право
собственности на продукцию военного
назначения (ч. 2 ст. 164 Основ гражданского
законодательства);
- возникновение и
прекращение права собственности на
продукцию военного назначения при
совершении внешнеторговых сделок (ч. 3 ст. 164
Основ гражданского законодательства Союза
ССР и республик 1991 г.) <*>.
--------------------------------
<*> В юридической
литературе высказано иное мнение. Так, М.Г.
Розерберг подчеркивает: "В практике МКАС
при рассмотрении ряда дел возникали
вопросы, связанные с переходом права
собственности и последствиями, вытекающими
из этого. При их разрешении МКАС
основывался на том, что в отношениях между
сторонами внешнеэкономической сделки
момент возникновения и прекращения права
собственности на имущество определяется
правом, применимым к такой сделке. Вопрос об
использовании коллизионного критерия,
предусмотренного ч. 1 п. 3 ст. 164 ОГЗ 1991 г., по
общему правилу не возникал" // См.: Розенберг
М.Г. Международный договор и иностранное
право в практике Международного
коммерческого арбитражного суда. М.: Статут,
1998. С. 99.
На основе принципа
диспозитивности регулируются следующие
институты внешнеторговых сделок:
-
порядок заключения внешнеторговой сделки в
отношении продукции военного
назначения;
- права и