Вопросы совершенствования российского акционерного законодательства
АКЦИОНЕРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
С.И.
НОСОВ
Носов Сергей Иванович - кандидат
юридических наук.
В июне 2000 года
Государственной Думой Федерального
Собрания Российской Федерации был принят
внесенный Правительством РФ Федеральный
закон "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об акционерных
обществах" (далее - Закон). Он еще не вступил
в законную силу, так как был отклонен
Советом Федерации и направлен в
Государственную Думу для образования
согласительной комиссии и преодоления
возникших разногласий. В связи с этим
возникает теоретический и практический
интерес. Какие цели ставили перед собой
законодатели, о каких поправках к
Федеральному закону идет речь?
Необходимость внесения изменений и
дополнений в Федеральный закон об
акционерных обществах обусловлена, на наш
взгляд, несколькими причинами.
Первая
причина обусловлена несоответствием
отдельных положений Гражданского кодекса
Российской Федерации и Федерального закона
"Об акционерных обществах" <*>. Они
касаются различной регламентации вопросов
ответственности основных обществ по долгам
дочерних, преимущественного права
акционеров закрытого акционерного
общества на приобретение акций,
компетенции общего собрания акционеров и
совета директоров, создания филиалов и
представительств и некоторых других.
--------------------------------
<*> См. подробнее:
Шапкина Г.С. Арбитражно - судебная практика
применения Федерального закона "Об
акционерных обществах" // Правовые нормы о
предпринимательстве. Выпуск 3. М., 1997. С. 12 - 13;
Голубов Г.Д. Соотношение положений
Гражданского кодекса и Закона об
акционерных обществах - В кн.: Гражданский
кодекс России. Проблемы. Теория. Практика.
М., 1998. С. 167 - 175.
Вторая причина связана с
необходимостью обеспечения единства
законодательного регулирования и
приведения положений Федерального закона
"Об акционерных обществах" в соответствие с
положениями других федеральных законов,
принятых позднее. Речь идет о Федеральных
законах от 22 апреля 1996 года "О рынке ценных
бумаг", от 21 июля 1997 года "О приватизации
государственного имущества и об основах
приватизации муниципального имущества в
Российской Федерации", от 8 февраля 1998 года
"Об обществах с ограниченной
ответственностью". Очевидно, что
несогласованность ряда положений этих
Законов не способствует их эффективному
применению. B частности, Федеральный закон
"Об обществах с ограниченной
ответственностью" содержит в ряде случаев
более удачную редакцию положений,
аналогичных положениям Закона об
акционерных обществах. Для того чтобы
исключить возможность различного
толкования таких положений, следует
устранить эти "накладки". И изменению,
разумеется, подлежит законодательный акт,
содержащий менее удачную редакцию. К числу
положений Федерального закона об
акционерных обществах, подлежащих
изменению в целях приведения его в
соответствие с Федеральным законом об
обществах с ограниченной ответственностью,
относятся положения ст. 15 "Реорганизация
общества" (в части регламентации порядка и
сроков уведомления кредиторов
акционерными обществами в случае их
реорганизации, особенностей
государственной регистрации обществ,
созданных в результате реорганизации).
Требуют внесения изменений положения
Федерального закона об акционерных
обществах в части введения обязанности
общества в предусмотренных законом случаях
уменьшить свой уставный капитал (ст. 29), а
также порядка уведомления кредиторов об
уменьшении размера уставного капитала (ст.
30). Кроме того, в ст. 34 необходимо внести
уточнение порядка денежной оценки
имущества, вносимого в оплату акций.
С
принятием Федерального закона "О рынке
ценных бумаг" возникла необходимость
исключения излишнего дублирования,
уточнения редакции, а также устранения ряда
противоречивых положений, регулирующих
вопросы выпуска и обращения ценных бумаг в
Федеральном законе об акционерных
обществах. Именно этим обстоятельством
объясняется подготовка и принятие
Государственной Думой поправок в ст. 16 - 19
Федерального закона об акционерных
обществах, определяющих и конкретизирующих
юридическую судьбу акций в случае слияния,
присоединения, разделения, выделения
акционерного общества.
Третья причина
связана с практикой применения
Федерального закона "Об акционерных
обществах". Правоприменительная практика
выявила многочисленные проблемы, что
обусловило необходимость подготовки
дополнений и изменений в указанный
законодательный акт.
Рассмотрим
наиболее важные изменения, которые
вносятся в Федеральный закон от 26 декабря
1995 года "Об акционерных обществах".
Ряд
поправок направлен на защиту интересов
кредиторов общества. В частности, уточнен
порядок оплаты акций при учреждении
общества. В настоящее время Законом
предусмотрено, что не менее 50 процентов
уставного капитала должно быть оплачено до
государственной регистрации общества. Это
порождает на практике немалое число
вопросов, сводящихся к основному: каким
образом можно оплатить уставный капитал
еще несуществующего общества. Закон
предусматривает, что оплата акций
учредителями осуществляется только после
государственной регистрации общества. При
этом 50 процентов акций должны быть оплачены
в течение трех месяцев после регистрации.
До оплаты половины своего уставного
капитала общество не вправе совершать
сделки, не связанные с учреждением
общества. Ужесточено правило об оплате
дополнительных акций. При размещении они
должны быть оплачены полностью (новая
редакция п. 1 ст. 34 Закона).
Закон
устанавливает порядок осуществления
преимущественного права покупки акций
акционерами закрытых акционерных обществ
(новая редакция п. 3 ст. 7 Закона). Отсутствие
такого порядка в действующем Законе весьма
затрудняло осуществление
преимущественного права.
Ряд поправок
направлен на защиту интересов акционеров
при реорганизации акционерных обществ. Так,
Закон предусматривает, что при разделении и
выделении общества акционеры, голосовавшие
против или не участвовавшие в голосовании,
должны получить акции, предоставляющие те
же права, что и акции, которые им
принадлежат в разделяемом обществе и
обществе, из которого осуществляется
выделение, и в количестве, пропорциональном
количеству этих акций. Тем самым
предпринимаются меры, направленные на
защиту мелких акционеров. Не секрет, что
нередко в ходе реорганизации создавались
общества, в которые переводились все долги
и осуществлялось "выдавливание" мелких
акционеров (новая редакция ст. 18 и 19
Закона).
Широко распространенным на
практике злоупотреблением является
"размывание" долей акционеров. Оно
заключается в размещении дополнительных
акций общества среди ограниченного круга
акционеров или директоров общества по
заниженным ценам. Наиболее эффективное
средство защиты интересов акционеров -
преимущественное право приобретения
дополнительных акций. Однако действующий
Закон предусматривает, что такое право
реализуется только в том случае, если оно
предусмотрено уставом общества, и только
при открытой подписке и оплате деньгами.
Кроме того, он дает возможность отказаться
от преимущественного права по решению
общего собрания акционеров. В
действительности же уставы лишь немногих
обществ предусматривают преимущественное
право, а если и предусматривают, то крупный
акционер всегда имеет возможность принять
решение об отказе от него.
Закон
закрепляет преимущественное право
акционеров на приобретение акций при их
размещении посредством как открытой, так и
закрытой подписки. Оно не может отменяться.
Одновременно законом предусмотрено, что
если акции должны оплачиваться неденежными
средствами, то акционеры, осуществляющие
преимущественное право, могут по своему
усмотрению оплатить их деньгами. Ту же цель
преследует и положение Закона о том, что
решение о закрытой подписке, а также о
размещении более 25 процентов акций
общества может приниматься только общим
собранием акционеров квалифицированным
большинством голосов (новая редакция ст. 39 -
41 Закона). Все эти поправки дают акционерам
реальную возможность сохранить
принадлежащую им долю в уставном капитале
общества и защитить свои интересы при
размещении дополнительных акций.
Закон
устанавливает возможность и определяет
правила увеличения уставного капитала
общества путем капитализации. Отсутствие в
действующем законодательном акте
возможности капитализации как способа
увеличения уставного капитала создавало
немало проблем. При этом в интересах
акционеров закон предусматривает, что если
капитализация осуществляется путем
размещения дополнительных акций, то их
должны получить все акционеры общества.
Причем акции, которые распределяются
акционерам, должны предоставлять те же
права, что и акции, уже им принадлежащие. Эта
поправка исключает возможность еще одного
существующего на практике способа
"размывания", когда дополнительные акции
при капитализации распределяются лишь
некоторым из акционеров (новый пункт 5 ст. 28
Закона).
Предполагается изменить
порядок выплаты дивидендов общества.
Выплата их может проводиться ежегодно по
результатам деятельности общества за
истекший финансовый год. Законом
установлен срок, по истечении которого
акционеры вправе требовать в судебном
порядке выплаты объявленных, но не
выплаченных дивидендов.
Закон
определяет порядок внесения изменений в
устав общества, затрагивающих права
владельцев акций. Действующая редакция
Закона не дает возможности акционерам -
владельцам привилегированных акций -
препятствовать изменению их прав. Чтобы
защитить их интересы, новый Закон
предусматривает: такое изменение возможно
только с согласия квалифицированного
большинства всех акционеров - владельцев
этих акций. По тем же причинам он
устанавливает и особые правила для
конвертации. На практике нередки случаи
конвертации акций (без согласия акционеров)
в акции с худшими правами. Закон
предусматривает, что конвертация акций
может быть осуществлена только в том
случае, если это было предусмотрено уставом
общества до их размещения, и запрещает
изменение положений устава о конвертации
акций после их размещения (ст. 31 и 32
Закона).
Ряд поправок затрагивают
положения Закона, регулирующие управление
акционерным обществом. К их числу можно
отнести уточнение правил проведения общих
собраний акционеров.
Существенным
недостатком действующего Закона является
неясность порядка проведения заочного
голосования. Он ограничивается лишь
несколькими положениями на этот счет и тем
самым создает почву для злоупотреблений
при проведении заочного голосования.
Поправки уточняют эту процедуру и порядок
проведения так называемого "смешанного"
общего собрания, когда общество обязано
направлять бюллетени для голосования
акционерам. Существующие неясности
создавали возможность принятия на одном
общем собрании решений по отдельным
вопросам путем "очного", а по другим -
"заочного" голосования (изменения в ст. 50, 52,
54, 58, 60 Закона).
В Законе уточняются и
полномочия счетной комиссии. Именно этот
орган, выбранный акционерами, а не комиссии,
создаваемые генеральным директором, должны
проверять полномочия акционеров и их
представителей, пришедших на общее
собрание акционеров (ст. 56 Закона).
Определены случаи, когда общество должно
или может передать полномочия счетной
комиссии регистратору. Это сделает
невозможным срыв общих собраний
акционеров, когда члены счетной комиссии не
явились на собрание.
Уточняется порядок
сообщений о проведении общих собраний и
направления бюллетеней для голосования. В
Законе четко определяются способы,
которыми может быть сделано сообщение о
проведении общего собрания, и способы
направления бюллетеней для голосования (ст.
54 и 60 Закона).
Закон предусматривает
срок, в течение которого должно быть
проведено внеочередное общее собрание
акционеров, созываемое по требованию
акционеров и других органов. Отсутствие
такого срока в настоящее время позволяет
совету директоров, не отказывая в
проведении общего собрания, не созывать его
в течение длительного периода времени. В
тех случаях, когда совет директоров
уклоняется от созыва общего собрания, Закон
предусматривает: акционеры и иные
требующие его созыва органы обладают всеми
необходимыми для этого полномочиями. Если
совет директоров уклоняется от созыва
годового общего собрания акционеров по
истечении шести месяцев после окончания
финансового года, то его полномочия
прекращаются, за исключением полномочий по
созыву и подготовке собрания акционеров.
Закон устанавливает возможность
приостановления полномочий исполнительных
органов общества по решению совета
директоров. Одновременно должны быть
созданы временные исполнительные органы и
созвано общее собрание акционеров для
избрания новых исполнительных органов.
Такое нововведение позволяет оперативно
реагировать на злоупотребления со стороны
исполнительных органов и принимать меры
для их прекращения (ст. 69 Закона).
Предполагается изменить порядок
консолидации обществом акций. Ранее
некоторые акционерные общества
использовали механизм консолидации акций
для выдавливания из общества мелких
акционеров, у которых принадлежащие им
акции превращались в дробную акцию. В
соответствии с Законом консолидация акций
невозможна, если в ее результате могут
образоваться дробные акции (ст. 74).
Вносятся изменения и в порядок совершения
обществом крупных и заинтересованных
сделок. Акционерным обществам
предоставляется возможность самим
устанавливать случаи, когда сделки
считаются крупными и, следовательно,
требуют особого порядка их совершения.
Такие случаи должны быть определены в
уставе общества. Несколько ужесточены
правила одобрения заинтересованных сделок
(новая редакция ст. 78 - 81 Закона).
В целом
разработчиками проведена скрупулезная и
основательная работа по совершенствованию
положений акционерного закона. Однако
утверждать, что Закон доведен до уровня,
отвечающего требованиям времени, было бы
преждевременным. В частности, в нем не нашло
закрепления предложение, касающееся
внесения дополнений в ст. 1 Федерального
закона об особенностях создания и
правового положения акционерных обществ
работников (народных предприятий). Данная
статья определяет особенности создания и
правового положения других групп
акционерных обществ (созданных в сферах
банковской, инвестиционной и страховой
деятельности, при приватизации
государственных и муниципальных
предприятий, на базе реорганизованных
сельскохозяйственных предприятий). Поэтому
отсутствие в ней положения, касающегося
акционерных обществ работников,
представляется нелогичным. Остаются
неурегулированными вопросы осуществления
преимущественного права акционеров
закрытого акционерного общества при
заключении акционерами договора мены акций
(ст. 7 Закона). Недостаточно также
урегулированы вопросы ответственности
вновь возникших юридических лиц перед
кредиторами в случае реорганизации
акционерного общества, если разделительный
баланс не дает возможности определить
правопреемника. И все же обновленный Закон
достигает своей главной цели: повышает
защищенность акционеров, прежде всего
владеющих небольшим количеством акций,
вводит дополнительные меры по недопущению
злоупотреблений со стороны должностных лиц
и отдельных акционеров общества. Хочется
надеяться, что он будет способствовать
более плодотворной деятельности
акционерных обществ в нашей
стране.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N
51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.12.1995 N
208-ФЗ
"ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ"
(принят ГД ФС РФ 24.11.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
от 22.04.1996 N 39-ФЗ
"О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ"
(принят ГД ФС РФ 20.03.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
от 21.07.1997 N 123-ФЗ
"О ПРИВАТИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА И ОБ
ОСНОВАХ
ПРИВАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ИМУЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 24.06.1997)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
от 08.02.1998 N 14-ФЗ
"ОБ ОБЩЕСТВАХ С
ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ"
(принят
ГД ФС РФ 14.01.1998)
Журнал российского
права, N 1, 2001