Правовое обеспечение экологических прав граждан

О. АВАКОВ
О. Аваков, Азово - Черноморский межрайонный природоохранный прокурор.
Эффективный надзор за исполнением законодательства об охране экологических прав граждан - одна из гарантий обеспечения этого важного конституционного права.
В этом направлении Азово - Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой проделана определенная работа. Нами проводились проверки с привлечением специалистов, по их результатам вносились представления, предъявлялись в суды иски о возмещении причиненного природе ущерба, опротестовывались незаконные правовые акты, возбуждались административные производства в отношении должностных лиц, допустивших нарушения природоохранного законодательства, а в необходимых случаях возбуждались и уголовные дела. Во исполнение приказа прокурора края от 30 сентября 1996 г. мы строим свою работу в тесном взаимодействии с территориальными прокуратурами, что заметно повышает эффективность принимаемых мер прокурорского реагирования. Недавно на заседании координационного совета руководителей правоохранительных органов Новороссийска рассматривался вопрос об обеспечении конституционного права новороссийцев на благоприятную среду обитания. Обсуждение прошло в деловой и требовательной атмосфере, по его результатам принято постановление, направленное на оздоровление экологической обстановки.
В природоохранной деятельности очень важно добиться реального устранения нарушения, создать прецедент. Благодаря совместным усилиям двух прокуратур - природоохранной и г. Новороссийска - удалось установить надлежащий экологический порядок на пляже "Суджукская коса". Здесь при попустительстве контролирующих органов незаконно строились кафе и шашлычные. Дело дошло до того, что появился частный пляж. Был применен полный комплекс мер прокурорского реагирования, в результате чего все незаконные строения снесены. Принятые прокуратурой меры с одобрением восприняла общественность, они нашли широкий отклик в средствах массовой информации.
Своевременное вмешательство природоохранной прокуратуры позволило отстоять зеленую зону в центре Новороссийска, которую отвели под строительство кафе и автобусной остановки. Предполагалось уничтожить 99 кв. м зеленой зоны и 37 погонных метров вечнозеленой самшитовой изгороди.
Вспоминается случай, когда удалось предотвратить экологическую катастрофу в пос. Ахтырский Абинского района. На протяжении длительного времени серьезную угрозу здоровью и жизни жителей поселка представлял аммиачный холодильник "Корона", камеры которого находились в аварийном состоянии, что приводило к периодическим утечкам газообразного аммиака. Даже небольшая концентрация его в воздухе может привести к массовым отравлениям людей. Однако ни администрации поселка и района, ни штаб гражданской обороны района не приняли действенных мер к устранению этого опасного очага загрязнения окружающей среды.
По поступлении в прокуратуру обращений жителей поселка мы незамедлительно приступили к проверке с выездом на место. Оперативно были приняты меры по ликвидации утечки аммиака, по результатам проверки внесено представление главе администрации района, ряд должностных лиц привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. Вопрос был снят с контроля после того, как полностью отпала угроза здоровью людей.
В информационном обеспечении прокуратуры большая роль принадлежит жалобам и заявлениям граждан по экологическим вопросам. Эта категория жалоб затрагивает экологические интересы большого круга лиц и требует тщательного подхода.
Более тридцати жителей общежития нефтебазы "Шесхарис" Новороссийска, обеспокоенные состоянием своего здоровья, обратились в природоохранную прокуратуру с заявлением о нарушениях санитарных и экологических требований предприятием ООО "Промсервис", которое занимается выплавкой из стекла парфюмерных флаконов. Деятельность этого предприятия могла причинить серьезный вред здоровью граждан: в жилых помещениях общежития, которое находится вблизи от него, постоянно ощущался запах серы и сгоревшего газа, нормы шума значительно превышали предельно допустимые. Как выяснилось, у предприятия не было документов, позволяющих ему заниматься этим видом деятельности, отсутствовало согласование с городским центром санэпиднадзора. В соответствии со СНИП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" расстояние от границ участка промышленного предприятия, других жилых зданий должно быть не менее 50 м, но в рассматриваемом случае оно составляло 25 м. В результате вмешательства природоохранной прокуратуры вредное производство прекращено.
"Война с крышей" - эти слова для жителей дома N 176а по ул. Видова Новороссийска имеют не переносное, а прямое значение. Без малого двадцать лет они жили мирно в соседстве с магазином "Книга", расположенным в пристройке к дому. Пока у магазина не появился новый хозяин - ЗАО "Черемош". Его генеральный директор М. решил сделать в магазине новую крышу, снести балконы, принадлежащие жильцам, и заодно поднять уровень крыши. Жильцы обоснованно забеспокоились - крыша становилась выше уровня их окон, закрывая обзор, а металл, которым предлагалось накрыть ее, летом нагревался бы и ухудшал условия их проживания. Они обратились в природоохранную прокуратуру с коллективной жалобой о нарушении их конституционного права на благоприятную среду обитания. М., в свою очередь, выдал им по "предписанию": балконы убрать в три дня, взяв на себя тем самым функции государственного органа и проявив самоуправство. Неизвестно, сколько длилась бы эта война "верхов" и "низов", если бы не вмешалась прокуратура. Принятые меры убедили М. в необходимости уважительного отношения к конституционному праву граждан на благоприятную среду обитания. Нашелся и консенсус. Крышу предприниматель поднимать не стал, а нелюбезный сердцу соседей металл поменял на битулин - кровельный материал нового поколения. Были проведены соответствующие лабораторные исследования. И только получив заключение городского центра санэпиднадзора о том, что "битулин вреда здоровью граждан и окружающей среде не приносит", жильцы успокоились и прекратили "войну с крышей". А закончилась она коллективным благодарственным письмом в природоохранную прокуратуру.
Результаты проверок свидетельствуют о серьезных нарушениях в деятельности контролирующих природоохранных органов, которые не обеспечивают надлежащего контроля за исполнением выносимых предписаний. По результатам рассмотрения наших представлений освобождены от занимаемых должностей председатель комитета по земельным ресурсам и землеустройству и председатель Черноморского территориального комитета охраны окружающей среды, которые завалили работу этих органов. Инспектор госконтроля комитета по земельным ресурсам и землеустройству Туапсе Г. приговором суда осужден за злоупотребление должностным положением (преступление выявлено в ходе проводимой проверки соблюдения законности в деятельности комитета).
Согласно Положению "О порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации" госземконтроль возложен непосредственно на комитеты охраны окружающей среды, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, центры санэпиднадзора и управления архитектуры и градостроительству. Эти органы не оказывают заметного влияния на экологическую обстановку в водоохранных зонах побережья. В основном работа ограничивается привлечением нарушителей к административной ответственности, вынесением предписаний. Не принимаются меры по реальному устранению нарушений земельного законодательства. Согласно названному Положению специально уполномоченные органы в сфере охраны земель наделены правом обращаться в суды общей юрисдикции и в арбитражный суд по вопросам отмены неправомерных решений, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков. Однако, несмотря на принимаемые органами местного самоуправления незаконные постановления о выделении земельных участков под строительство в водоохранной зоне моря, руководители контролирующих органов за последние пять лет ни разу не обратились в суды с заявлением о признании незаконного постановления органов местного самоуправления недействительным (за указанный период природоохранной прокуратурой опротестовано 56 постановлений глав администраций городов и районов).
При осуществлении госземконтроля соответствующие должностные лица (п. "д" ст. 10 Положения) имеют право вносить в финансово - кредитные органы обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования (кредитования) строительства и эксплуатации объектов и других работ в случае их приостановки, а также при отсутствии документов, удостоверяющих права на землю. За последние пять лет комитеты по земельным ресурсам и землеустройству ни разу не воспользовались этим правом для наведения порядка в водоохранной зоне Черноморского побережья. Единичны случаи применения этой меры комитетами охраны окружающей среды.
По результатам проведенных проверок руководителям краевых природоохранных органов внесены представления, которыми обращено их внимание на серьезные упущения и недостатки в организации контроля за исполнением природоохранного законодательства. Все они признаны обоснованными и по ним приняты необходимые меры.
Под руководством и при непосредственном участии первого заместителя прокурора края - прокурора Сочи В. Ульянова нами проанализирована экологическая обстановка на Черноморском побережье и разработаны конкретные предложения, направленные на ее оздоровление. По этому вопросу руководству края представлена аналитическая записка.
В ходе проверки в Красноармейском районе исполнения законодательства, регламентирующего порядок утилизации, хранения и складирования бытовых отходов, выявлены серьезные нарушения экологических требований. В районе повсеместно возникали несанкционированные свалки, а санкционированные не отвечали предъявляемым требованиям (нарушалась технология утилизации отходов, принимались отходы, запрещенные к складированию, на свалках отсутствовали разгрузочные площадки с твердым покрытием). Сложившаяся напряженная санитарно - эпидемиологическая обстановка способствовала возникновению массовых инфекционных заболеваний. В то же время центром санэпиднадзора в основном только фиксировались эти нарушения, действенные меры для их устранения не принимались, надлежащий контроль за исполнением предписаний не осуществлялся. По результатам рассмотрения наших представлений главой администрации принято постановление, направленное на оздоровление санитарно - эпидемиологической обстановки в районе, приказом главного врача центра санэпиднадзора 5 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей.
Как показывает практика, эффективной формой обеспечения экологических прав и интересов граждан являются заявления прокурора в суд о прекращении вредной деятельности.
Жильцы дома N 20 по ул. Победы Новороссийска обратились в природоохранную прокуратуру с коллективным заявлением о нарушениях санитарного и природоохранного законодательства хлебопекарней ООО "Анса". В ходе проведенной нами проверки было установлено, что функционирование хлебопекарни не давало покоя гражданам ни днем, ни ночью (предприятие работало круглосуточно). Лабораторные исследования зафиксировали значительное превышение предельно допустимого уровня шума. Потребовалось вмешательство прокуратуры, так как принимаемые контролирующими органами меры не дали положительного результата. Прокуратура обратилась в суд с заявлением о прекращении вредной деятельности этого предприятия, и он удовлетворил наши требования.
Действенный рычаг обеспечения конституционного права граждан на благоприятную среду обитания - уголовные дела об экологических преступлениях. Учитывая латентный характер экологических преступлений, важно обеспечить неотвратимость наказания за их совершение.
Анализ причин и условий, способствующих совершению экологических преступлений, показывает, что многие из них можно было предотвратить, значительно смягчить их негативное воздействие на окружающую среду. Для этого в основном требовалось добросовестное отношение должностных лиц к исполнению своих непосредственных служебных обязанностей. Именно игнорирование должностной инструкции привело в 1999 г. на скамью подсудимых главного инженера ЗАО "Атакайцемент" В., по вине которого произошло загрязнение воздуха. Преступная халатность привела на скамью подсудимых и заместителя начальника управления Северо - Кавказского округа Госгортехнадзора России Б. Ненадлежащее исполнение им своих служебных обязанностей, наряду с другими причинами, способствовало крупному загрязнению Черноморского побережья.
Около двух тонн нефтепродуктов попало в море 10 февраля 1998 г. из-за безответственного отношения к исполнению служебных обязанностей механика нефтебазы "Шесхарис" ОАО "Черномортранснефть" К.
Пострадало более 30 человек, окружающей природной среде причинен ущерб на сумму 135 тыс. руб. в результате аварии, которая произошла по вине начальника цеха ЗАО "Победа" Темрюкского района Е. Эту аварию, связанную с выбросом газообразного аммиака, можно было предотвратить. Тем более Е. своевременно обнаружил утечку, но спокойно закрыл цех и ушел на выходные домой, не принял мер к ее ликвидации, хотя и обязан был это сделать и имел реальную возможность.
Указанные лица в настоящее время судом осуждены, приняты меры по возмещению причиненного природе ущерба, но проблема осталась. Она заключается в укреплении экологической и производственной дисциплины, в повышении ответственности за порученное дело.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 23.12.1993 N 1362
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
Законность, N 2, 2001

Оценка заключения судебно - медицинского эксперта  »
Комментарии к законам »
Читайте также