Процессуальные особенности рассмотрения заявлений о принудительном исполнении решений третейских судов
ЗАЯВЛЕНИЙ О ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ИСПОЛНЕНИИ
РЕШЕНИЙ
ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ
В.Ф.
ГЛАЗЫРИН
В.Ф. Глазырин, кандидат
юридических наук, судья Арбитражного суда
Волгоградской области.
24 июня 1992 г.
Верховным Советом Российской Федерации
принято Постановление N 3115-1 "Об утверждении
Временного положения о третейском суде для
разрешения экономических споров" <*>.
Разделом V данного Положения
регламентируется порядок исполнения
решений третейских судов, в соответствии с
которым в случае неисполнения решения в
установленный срок исполнительный лист
может быть выдан арбитражным судом
субъекта Российской Федерации по заявлению
стороны, в пользу которой вынесено решение.
Положение регламентирует передачу на
разрешение третейских судов споров,
вытекающих из гражданских правоотношений и
подведомственных арбитражному суду
Российской Федерации, за исключением:
организации и деятельности Арбитражного
суда при Торгово - промышленной палате
Российской Федерации и Морской арбитражной
комиссии при Торгово - промышленной палате
Российской Федерации, деятельность которых
регулируется соответствующими
положениями, утвержденными Законом
Российской Федерации от 07.07.93 N 5338-1 "О
международном коммерческом арбитраже";
споров, когда хотя бы одна из сторон
находится на территории другого
государства либо является предприятием,
организацией с иностранными инвестициями,
если иное не установлено соглашением
сторон.
--------------------------------
<*> См.:
Вестник ВАС РФ. 1992. N 1. С. 57 - 63.
Нормами
раздела 8 Закона Российской Федерации "О
международном коммерческом арбитраже"
регулируются отношения по признанию и
приведению в исполнение решений не только
Арбитражного суда при Торгово -
промышленной палате Российской Федерации и
Морской арбитражной комиссии при Торгово -
промышленной палате Российской Федерации,
но и решений третейских судов,
расположенных на территории других
государств (ч. 1 ст. 1).
Необходимо иметь в
виду, что в нормах международного права
понятие "третейский суд" практически не
используется, вместо него используется
понятие "арбитраж" (способ разрешения
экономических и трудовых споров, состоящий
в передаче спора на рассмотрение
избранному (назначенному) сторонами
третейскому суду), а также одно из названий
последнего <*>. Арбитраж необходимо четко
отграничивать от государственных
арбитражных судов, созданных как в
Российской Федерации, так и в ряде стран
СНГ. На порядок принудительного исполнения
решений государственных хозяйственных
(арбитражных) судов распространяется
действие договоров о взаимной правовой
помощи по гражданским и уголовным делам,
заключенных Российской Федерацией с
иностранными государствами на
двусторонней основе, а также подписанных в
рамках СНГ многосторонних договоров -
Соглашения о порядке разрешения споров,
связанных с осуществлением хозяйственной
деятельности, от 20.03.92 и Конвенции о
правовой помощи и правовых отношениях по
гражданским, семейным и уголовным делам от
22.01.93 <**>.
--------------------------------
<*>
См.: Большой юридический словарь / Под ред.
А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М.:
ИНФРА-М, 1998. С. 26.
<**> см.: Инф. письмо
ВАС РФ от 01.03.96 N ОМ-37 // Вестник ВАС РФ. 1996. N 12.
С. 101 - 102.
Один из основных вопросов,
возникающих при решении проблемы
принудительного исполнения решения
третейского суда, - это вопрос
подведомственности.
В соответствии со
статьей 7 Закона Российской Федерации от
05.05.95 N 71-ФЗ "О введении в действие
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации" порядок выдачи
арбитражными судами исполнительных листов
по решениям третейских судов
устанавливается федеральным законом, до
принятия соответствующего закона выдача
исполнительных листов производится в
порядке, установленном Временным
положением о третейском суде для
разрешения экономических споров,
утвержденным постановлением Верховного
Совета Российской Федерации от 24.06.92 N 3115-1
(далее - Временное положение).
Согласно
части 1 статьи V Конвенции ООН о признании и
приведении в исполнение иностранных
арбитражных решений, заключенной в Нью -
Йорке в 1958 году, просьба о признании и
приведении в исполнение иностранного
арбитражного решения может быть направлена
компетентной власти по месту, где
испрашивается признание и приведение в
исполнение данного решения.
Таким
образом, рассмотрение заявлений о выдаче
исполнительных листов по решениям
третейских судов, созданных и действующих в
соответствии с Временным положением,
подведомственно арбитражным судам
Российской Федерации. Просьбы о признании и
исполнении решений Арбитражного суда при
Торгово - промышленной палате Российской
Федерации, Морской арбитражной комиссии
при Торгово - промышленной палате
Российской Федерации и решений третейских
судов, расположенных на территории других
государств, относятся к компетенции судов
общей юрисдикции. Данный вывод
подтверждается и доводами, изложенными в
информационном письме Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от
25.08.93 N С-13/ОСЗ-268 "В связи с принятием Закона
"О международном коммерческом арбитраже"
<*>.
--------------------------------
<*> См.:
Вестник ВАС РФ. 1993. N 10. С. 102.
В соответствии
со статьей 24 Временного положения решение
третейского суда исполняется добровольно в
порядке и в сроки, установленные в решении.
Обязанность третейского суда указать в
своем решении срок и порядок его исполнения
предусмотрена статьей 20 Временного
положения. Если в решении срок исполнения
не установлен, оно подлежит немедленному
исполнению.
Вопрос о подсудности
конкретному арбитражному суду
урегулирован статьей 25 Временного
положения. Так, в случае невыполнения
ответчиком решения третейского суда в
установленный срок исполнительный лист
выдается арбитражным судом республики в
составе Российской Федерации, края,
области, города, арбитражным судом
автономной области, округа, на территории
которых находится третейский суд.
Таким
образом, обязанность выдачи таких
исполнительных листов возложена на
арбитражные суды независимо от
установленной для них подсудности споров
<*>.
--------------------------------
<*> См.:
Фалькович М.С. Третейский суд и
принудительное исполнение его решений //
Вестник ВАС РФ. 1993. N 7. С. 115 - 119.
Для
принудительного исполнения решения
третейского суда сторона, в пользу которой
вынесено решение, должна обратиться с
заявлением об этом в соответствующий
арбитражный суд, так как согласно статье 23
Временного положения материалы дела,
рассмотренного третейским судом, в течение
пяти дней после вынесения решения сдаются
для хранения в арбитражный суд по месту
нахождения третейского суда, а если
заявление касается решения постоянно
действующего третейского суда - в
третейский суд, в котором хранится дело.
Постоянно действующий третейский суд в
пятидневный срок с момента получения
заявления направляет его в арбитражный суд,
компетентный выдать исполнительный
лист.
Согласно статье 25 Временного
положения заявление о выдаче
исполнительного листа может быть подано в
течение месяца со дня окончания срока
исполнения решения третейского суда. Если в
решении срок исполнения не указан, этот
срок исчисляется со дня принятия
решения.
Статьей 25 установлен также
перечень документов, которые должны быть
приложены к заявлению о выдаче
исполнительного листа. К таковым отнесены
доказательства, подтверждающие
неисполнение решения третейского суда и
уплату государственной пошлины. В
соответствии со статьей 91 АПК РФ и пунктом 8
части 2 статьи 4 Закона Российской Федерации
от 09.12.91 N 2005-1 "О государственной пошлине" (с
изменениями и дополнениями) заявление о
выдаче исполнительного листа на
принудительное исполнение решений,
принятых третейским судом, оплачивается
пошлиной в пятикратном размере
минимального размера оплаты труда.
Необходимо отметить, что заявитель
зачастую ограничен в возможности
представления доказательств неисполнения
решения другой стороной, что необходимо
учитывать арбитражным судам при
рассмотрении таких материалов. Более
логичным было бы возложить обязанность по
доказыванию факта надлежащего исполнения
решения на противоположную сторону.
К
доказательствам уплаты государственной
пошлины предъявляются общие требования,
регламентирующие порядок уплаты пошлины
при обращении в арбитражный суд, без
каких-либо изъятий.
Заявления, поданные
с нарушением установленного срока либо без
приложения необходимых документов,
возвращаются арбитражным судом без
рассмотрения. При наличии уважительных
причин пропуска срока на подачу заявления
этот срок по ходатайству стороны может быть
восстановлен арбитражным судом (ст. 25
Временного положения).
Заявление
рассматривается судьей единолично.
В
связи с тем, что АПК РФ не содержит прямых
указаний относительно порядка
рассмотрения заявлений о выдаче
исполнительного листа по решению
третейского суда, арбитражным судам
необходимо исходить из норм, содержащихся в
статьях 24 - 26 раздела V Временного
положения.
Так, статья 26 содержит
исчерпывающий перечень оснований для
отказа в выдаче исполнительного листа:
1) если соглашение сторон о рассмотрении
спора в третейском суде не достигнуто;
2)
если состав третейского суда или процедура
рассмотрения спора не соответствовали
соглашению сторон о рассмотрении спора в
третейском суде;
3) если сторона, против
которой принято решение третейского суда,
не была надлежащим образом извещена о дне
разбирательства в третейском суде или по
другим причинам не смогла представить свои
объяснения;
4) если спор возник из
административных и иных, за исключением
гражданских, правоотношений и не подлежал
рассмотрению в третейском суде.
Во
Временном положении дано определение и
установлена форма арбитражного соглашения.
Арбитражное соглашение - это соглашение
сторон о передаче в арбитраж (третейский
суд) всех или определенных споров, которые
возникли или могут возникнуть между ними в
связи с каким-либо конкретным
правоотношением, независимо от того, носило
оно договорный характер или нет.
Арбитражное соглашение может быть
заключено в виде арбитражной оговорки в
договоре или в виде отдельного
соглашения.
Арбитражное соглашение
заключается в письменной форме. Соглашение
считается заключенным в письменной форме,
если оно содержится в документе,
подписанном сторонами, или заключено путем
обмена письмами, сообщениями по телетайпу,
телеграфу или с использованием иных
средств электросвязи, обеспечивающих
фиксацию такого соглашения, либо путем
обмена исковым заявлением и отзывом на иск,
в которых одна из сторон утверждает о
наличии соглашения, а другая против этого
не возражает. Ссылка в договоре на документ,
содержащий арбитражную оговорку, является
арбитражным соглашением при условии, что
договор заключен в письменной форме и
данная ссылка такова, что делает упомянутую
оговорку частью договора.
Кроме того, в
соответствии со статьей 8 Временного
положения, суд, в который подан иск по
вопросу, являющемуся предметом
арбитражного соглашения, должен, если любая
из сторон попросит об этом не позднее
представления своего первого заявления по
существу спора, прекратить производство и
направить стороны в арбитраж, если не
найдет, что соглашение недействительно,
утратило силу или не может быть
исполнено.
Судья арбитражного суда,
рассматривающий заявление о выдаче
исполнительного листа по решению
третейского суда, должен выяснить,
соответствовал ли состав третейского суда
и процедура рассмотрения спора соглашению
сторон. При этом необходимо иметь в виду,
что согласно статье 2 Временного положения,
если стороны не оговорили порядок создания
третейского суда и процедуру рассмотрения
спора третейским судом для рассмотрения
конкретного спора, подлежат применению
нормы Положения. В случае если стороны
пришли к соглашению о рассмотрении спора в
постоянно действующем третейском суде,
необходимо руководствоваться правилами
(положениями, уставами, регламентами и
другими документами) предприятия,
учреждения или организации, создавших
постоянно действующий третейский суд. Если
необходимые вопросы не урегулированы
правилами, следует руководствоваться
Временным положением.
При проверке
надлежащего извещения третейским судом
стороны, против которой вынесено решение, о
дне разбирательства необходимо
руководствоваться порядком извещения,
установленным в арбитражной оговорке. Если
стороны не согласовали порядок извещения,
вопрос решается в соответствии со статьей 14
Временного положения, согласно которой
сторонам заблаговременно направляется
уведомление о заседании третейского суда
письмом, сообщениями по телетайпу,
телеграфу или с использованием иных
средств связи, обеспечивающих фиксирование
такого уведомления.
Еще одним
основанием для отказа в выдаче
исполнительного листа является
рассмотрение третейским судом спора,
вытекающего не из гражданских
правоотношений.
Кроме оснований для
отказа в выдаче исполнительного листа
статья 26 Положения содержит основания для
возвращения дела на новое рассмотрение в
тот же третейский суд. К таким основаниям
отнесены несоответствие решения
законодательству и неисследованность
обстоятельств дела.
В соответствии со
статьей 18 Временного положения третейский
суд при разрешении споров руководствуется
законами Российской Федерации и иным
законодательством, действующим на
территории Российской Федерации, законами
и иным законодательством республик в
составе Российской Федерации, другими
нормативными актами, межгосударственными
соглашениями, международными договорами. В
случаях, предусмотренных
законодательством либо договором сторон,
третейский суд применяет нормы права
других государств. В случае отсутствия
законодательства, регулирующего спорное
взаимоотношение, третейский суд применяет
законодательство, регулирующее сходные
правоотношения, а при его отсутствии
исходит из общих начал и смысла
законодательства. Кроме того, третейский
суд обязан учитывать условия договора и
торговые обычаи, применимые к данному
договору.
Арбитражный суд обязан
оценить, достаточно ли полно третейский
суд, вынесший решение, исследовал
обстоятельства дела. При этом необходимо
иметь в виду, что в соответствии со статьей
14 Временного положения третейский суд
принимает в качестве доказательств
заявления сторон, документы, экспертные
заключения и др. Третейский суд вправе
истребовать необходимые доказательства, а
также правомочен в случаях возникновения
необходимости разъяснения вопросов,
требующих специальных познаний в области
науки, искусства, техники и ремесла,
назначить экспертизу при отсутствии иного
соглашения сторон и потребовать от сторон
представления необходимых для проведения
такой экспертизы документов и других
доказательств.
Процедура рассмотрения
заявления о выдаче исполнительного листа
по решению третейского суда не установлена
ни арбитражным процессуальным
законодательством,