О законодательных ограничениях свободы передвижения и выбора места жительства военнослужащих
И ВЫБОРА МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
В.Е. ФОРТУШИН
В.Е.
Фортушин, майор юстиции, преподаватель
Военного университета
Право граждан на
свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства закреплено в ст. 27
Конституции РФ и относится к основным
правам человека и гражданина Российской
Федерации. Являясь неотчуждаемым благом,
оно принадлежит каждому от рождения.
Нормативное содержание названного
конституционного права включает:
-
свободу передвижения каждого по территории
Российской Федерации;
- свободу выбора
места пребывания;
- свободу выбора места
жительства.
Реализация названного
права может сопровождаться введением
обоснованных ограничений в соответствии с
основаниями и порядком, установленными ч. 3
ст. 55 и ст. 56 Конституции Российской
Федерации.
Правовой режим ограничений
права граждан на свободу передвижения,
выбор места пребывания и жительства может
вводиться только федеральным законом в той
мере, в какой это необходимо в целях защиты
основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечения обороны
страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55
Конституции Российской Федерации).
В
соответствии со ст. 8 Закона РФ "О праве
граждан Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места пребывания и
жительства в пределах Российской
Федерации" от 25 июня 1993 г. N 5242-1 право граждан
Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места пребывания и
жительства в пределах Российской Федерации
в соответствии с законами Российской
Федерации может быть ограничено:
в
пограничной полосе;
в закрытых военных
городках;
в закрытых административно -
территориальных образованиях;
в зонах
экологического бедствия;
на отдельных
территориях и в населенных пунктах, где в
случае опасности распространения
инфекционных и массовых неинфекционных
заболеваний и отравлений людей введены
особые условия и режимы проживания
населения и хозяйственной деятельности;
на территориях, где введено чрезвычайное
или военное положение.
На
военнослужащих указанные ограничения
могут распространяться наравне с другими
гражданами РФ с учетом особенностей,
связанных с прохождением ими военной
службы.
К особенностям можно отнести то
обстоятельство, что воинские части,
корабли, штабы, управления, учреждения,
предприятия, организации, военные
образовательные учреждения
профессионального образования, в которых
военнослужащие проходят военную службу,
дислоцируются на территории РФ и за ее
пределами исходя из их функционального
предназначения в соответствии с задачами
обороны и социально - экономическими
условиями мест дислокации. В соответствии с
этим военнослужащие могут находиться в
местах дислокации воинских частей или в
месте исполнения служебных обязанностей,
проживать в данных местностях и
соответственно пользоваться
государственным "иммунитетом" к каким-либо
ограничениям, если они введены в месте
прохождения ими военной службы. Кроме
этого, как правило, в соответствии с
поставленными задачами военнослужащие
могут направляться для прохождения службы
в районы, где установлены такие
ограничения. Передислокация воинских
частей и подразделений в пределах
территорий, переданных в пользование
Министерству обороны Российской Федерации
(другим федеральным органам исполнительной
власти), осуществляется по решению Министра
обороны Российской Федерации (других войск,
воинских формирований - руководителем
федерального органа исполнительной
власти), а от соединения и выше - по решению
Президента Российской Федерации (п. 12 ст. 4,
ст. 16 Федерального закона "Об обороне" от 31
мая 1996 г. N 61-ФЗ). В связи с этим реализация
вышеназванных "общегражданских"
ограничений в отношении военнослужащих в
месте прохождения ими военной службы может
осуществиться лишь при условии, если в
соответствии с приказами должностных лиц в
пределах их компетенции происходят
передислокация воинских частей, эвакуация
военнослужащих, другие мероприятия, в
результате которых место службы (место
исполнения обязанностей) военнослужащих
изменяется.
В связи с прохождением
военной службы права на свободу
передвижения и выбор места жительства
могут реализовываться военнослужащими с
некоторыми ограничениями,
предусмотренными федеральным
законодательством.
Исходя из анализа
федеральных законов Российской Федерации
основными целями ограничений прав
военнослужащих являются:
- защита
государственного суверенитета и
национальной безопасности государства;
- поддержание высокой боевой готовности и
боеспособности Вооруженных Сил России;
- предотвращение разглашения
государственной тайны.
Свобода
передвижения предполагает право лица по
своему усмотрению свободно перемещаться на
местности, находиться в определенном месте,
менять свое местонахождение. В процессе
исполнения общих, должностных и
специальных обязанностей военнослужащие
могут передвигаться в целях решения
поставленных задач и служебной
необходимости. Степень свободы на
передвижение ограничивается характером
исполнения должностных обязанностей,
должностным положением военнослужащего,
требованиями общевоинских уставов,
приказами командиров (начальников)
различных степеней. Исходя из
пространственно - временного характера
права на свободу передвижения по своему
усмотрению военнослужащие данное право
могут реализовывать только во внеслужебное
время и когда они не выполняют служебные
обязанности. Следовательно, право свободно
передвигаться неразрывно связано с правом
распоряжаться своим временем, свободным от
исполнения служебных обязанностей: при
нахождении в отпусках, в выходные,
праздничные дни и т.д.
В соответствии с
п. 1 ст. 6 Федерального закона "О статусе
военнослужащих" право на свободу
передвижения реализуется военнослужащими
с учетом необходимости поддержания ими
боевой готовности воинских частей и
обеспечения своевременности прибытия к
месту военной службы.
Правила
передвижения военнослужащих в
расположении воинской части, их выезда за
пределы гарнизона, на территории которого
они проходят военную службу, определяются
общевоинскими уставами.
В соответствии
со ст. 243 Устава внутренней службы
военнослужащие, проходящие военную службу
по призыву, вправе свободно передвигаться в
расположении воинских частей и в пределах
гарнизонов, в которые они уволены из
расположения воинских частей. Указанным
военнослужащим выезд за пределы гарнизонов
(за исключением случаев убытия в отпуск или
командировку) запрещен. Одновременное
увольнение военнослужащих, проходящих
военную службу по призыву, производится в
количестве не более 30% личного состава
подразделения.
Военнослужащие,
проходящие военную службу по контракту,
обладают более широкими возможностями в
реализации права на свободу передвижения,
так как согласно требованиям ст. 11
Федерального закона "О статусе
военнослужащих" предел служебного времени,
распорядок дня части и регламент
служебного времени, устанавливаемые
командиром части, продолжительность их
служебного времени фиксирована временем
прибытия на службу и убытия с нее. После
истечения времени убытия со службы
военнослужащие, проходящие службу по
контракту, если они не привлечены приказом
командира части к срочным мероприятиям,
связанным с боевой и мобилизационной
готовностью, и если на них не возлагаются
иные специальные обязанности (боевое
дежурство, суточный наряд, караульная
служба и т.д.), вправе покидать территорию
части и свободно перемещаться в пределах
границы гарнизона, на территории которого
они проходят военную службу. Выезд за
пределы гарнизона осуществляется только с
разрешения командира воинской части.
Командиры частей принимают такие решения с
учетом обеспечения постоянной боевой
готовности воинской части, необходимости
решения ближайших задач, связанных с
обеспечением жизнедеятельности части и
своевременности прибытия военнослужащего.
При этом, как правило, командир части имеет
информацию о предстоящем месте нахождения
военнослужащего, убывающего за пределы
гарнизона.
Указанные ограничения на
свободу передвижения вызваны
необходимостью обеспечить своевременное
оповещение военнослужащих и прибытие их в
место расположения в случаях подъема
воинской части по боевой либо учебной
тревоге, вызова командиром части для
выполнения срочных мероприятий, связанных
с боевой и мобилизационной готовностью.
Специфика военной службы не
предусматривает каких-либо ограничений
свободы передвижения военнослужащих по
территории Российской Федерации и выбора
места пребывания при нахождении их в
отпусках. В данном случае ограничения могут
на них распространяться наравне с другими
гражданами Российской Федерации на общих
основаниях, предусмотренных ст. 8 Закона РФ
"О праве граждан Российской Федерации на
свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах
Российской Федерации".
Место пребывания
военнослужащих, находящихся в отпуске,
учитывается как по месту прохождения
службы, где оно указано в приказе по части
на основании рапорта военнослужащего о
предоставлении отпуска, так и в
соответствии с приложением N 13 к УГиКС в
военных комендатурах гарнизонов, на
территории которых они проводят отпуск.
Необходимость учета военнослужащих
связана с возможностью организации
мобилизационных мероприятий, что
направлено на поддержание
обороноспособности страны. В соответствии
со ст. 33 Положения о порядке прохождения
военной службы в случае крайней
необходимости военнослужащий может быть
отозван из отпуска по решению должностного
лица от командующего объединением, ему
равного и выше, являющегося его прямым
начальником. Кроме обязанности встать на
"ведомственный" учет военнослужащие в
соответствии с п. п. 9, 14 Правил регистрации и
снятия граждан Российской Федерации с
регистрационного учета обязаны
зарегистрироваться по месту пребывания.
Свобода передвижения военнослужащих может
осуществляться посредством реализации
права на выезд за пределы Российской
Федерации. Порядок выезда из Российской
Федерации и въезда на ее территорию
регламентирован Федеральным законом "О
порядке выезда из Российской Федерации и
въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа
1996 г. N 114-ФЗ, ст. 1 которого определено, что
выезд из Российской Федерации и въезд в
Российскую Федерацию (включая транзитный
проезд через ее территорию) регулируются
Конституцией Российской Федерации,
международными договорами Российской
Федерации и настоящим Федеральным
законом.
В случае если международным
договором Российской Федерации
установлены иные правила, чем те, которые
предусмотрены Федеральным законом "О
порядке выезда из Российской Федерации и
въезда в Российскую Федерацию", действуют
правила международного договора.
В
рамках многостороннего
межправительственного сотрудничества по
обеспечению прав и свобод человека в СНГ
имеется Соглашение о безвизовом
передвижении граждан государств СНГ по
территории его участников от 9 октября 1992 г.,
в ст. 1 которого определено, что граждане
Сторон имеют право выезжать с территории
Сторон и передвигаться по ней без виз при
наличии документов, удостоверяющих их
личность или подтверждающих их гражданство
(за исключением Грузии).
Следовательно,
выезд за границу военнослужащих в страны
Содружества Независимых Государств
производится без каких-либо ограничений,
независимо от их степени осведомленности в
сведениях, составляющих государственную
тайну.
Во всех остальных случаях для
военнослужащих действует установленный
Федеральным законом от 15 августа 1996 г.
разрешительный порядок выезда за пределы
РФ. Ст. 19 этого Закона определено, что
военнослужащие Вооруженных Сил Российской
Федерации, а также федеральных органов
исполнительной власти, в которых
предусмотрена военная служба, за
исключением лиц, проходящих военную службу
по призыву, выезжают из Российской
Федерации при наличии разрешения
командования, оформленного в порядке,
установленном Правительством Российской
Федерации.
Временный отказ в разрешении
выезда военнослужащим должен
соответствовать основаниям отказа,
изложенным в ст. 15 Федерального закона "О
порядке выезда из Российской Федерации и
въезда в Российскую Федерацию", где
определено, что право гражданина
Российской Федерации на выезд из
Российской Федерации может быть временно
ограничено в случаях, если он:
1) при
допуске к сведениям особой важности или
совершенно секретным сведениям, отнесенным
к государственной тайне в соответствии с
Законом Российской Федерации "О
государственной тайне", заключил трудовой
договор (контракт), предполагающий
временное ограничение права на выезд из
Российской Федерации, при условии, что срок
ограничения не может превышать пять лет со
дня последнего ознакомления лица со
сведениями особой важности или совершенно
секретными сведениями, - до истечения срока
ограничения, установленного трудовым
договором (контрактом) или в соответствии с
настоящим Федеральным законом.
В случае
если имеется заключение Межведомственной
комиссии по защите государственной тайны о
том, что сведения особой важности или
совершенно секретные сведения, в которых
гражданин был осведомлен на день подачи
заявления о выезде из Российской Федерации,
сохраняют соответствующую степень
секретности, то указанный в трудовом
договоре (контракте) срок ограничения права
на выезд из Российской Федерации может быть
продлен Межведомственной комиссией,
образуемой Правительством Российской
Федерации. При этом срок ограничения права
на выезд не должен превышать в общей
сложности десять лет, включая срок
ограничения, установленный трудовым
договором (контрактом), со дня последнего
ознакомления лица со сведениями особой
важности или совершенно секретными
сведениями;
2) в соответствии с
законодательством Российской Федерации
призван на военную службу или направлен на
альтернативную гражданскую службу, - до
окончания военной службы или
альтернативной гражданской службы;
3)
задержан по подозрению в совершении
преступления либо привлечен в качестве
обвиняемого, - до вынесения решения по делу
или вступления в законную силу приговора
суда;
4) осужден за совершение
преступления, - до отбытия (исполнения)
наказания или до освобождения от
наказания;
5) уклоняется от исполнения
обязательств, наложенных на него судом, - до
исполнения обязательств либо до достижения
согласия сторонами;
6) сообщил о себе
заведомо ложные сведения при оформлении
документов для выезда из Российской
Федерации, - до решения вопроса в срок не
более одного месяца органом, оформляющим
такие документы.
Право военнослужащих
на выбор места жительства как таковое не
определено в ст. 6 Федерального закона "О
статусе военнослужащих". В п. 3 данной статьи
определяется их право на выбор места
жительства лишь при увольнении. Однако
указанное не означает, что военнослужащие в
период прохождения военной службы по
контракту не обладают данным правом, так
как согласно ст. 27 Конституции РФ, такое
право предоставлено каждому, кто законно