Примирение сторон и отказ от поддержания обвинения должны утверждаться судом

ДОЛЖНЫ УТВЕРЖДАТЬСЯ СУДОМ
А. ШАМАРДИН
А. Шамардин, преподаватель юридического факультета Оренбургского государственного аграрного университета.
Неотъемлемым диспозитивным правом обвинителя в состязательном уголовном процессе должна быть возможность отказаться об обвинения. Потерпевший как частный обвинитель может пользоваться и таким специфическим выражением этого права, как возможность примирения с обвиняемым или подсудимым. Если нарушенное право принадлежит тому или иному лицу, оно должно иметь возможность в силу общеправового принципа диспозитивности отказаться от его защиты с помощью государственных органов. Вместе с тем к наличию у потерпевшего этой возможности нужно подходить дифференцированно, в зависимости от формы уголовного преследования - частного, частно - публичного или публичного с учетом объекта преступного посягательства, его частной или публичной природы, определяющей характер спорного (нарушенного) правоотношения. Кроме того, для примирения как основания к прекращению уголовного дела законом должны быть поставлены определенные условия, обеспечивающие соблюдение прав потерпевших.
В настоящее время в российском уголовном процессе не существует единого института примирения сторон. Правовая регламентация примирения потерпевшего с обвиняемым регулируется двумя нормами УПК РСФСР. Двойственность эта сохранена и в проекте УПК РФ. Во-первых, согласно п. 6 ст. 5 действующего УПК уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению за примирением потерпевшего с обвиняемым по делам частного обвинения. Примирение обязательно для государственных органов и должностных лиц, ведущих процесс. Такая императивность оправданна: ведь по делам частного обвинения преступлением затронут лишь интерес потерпевшего, а не государства или общества, а значит, потерпевшему решать - продолжать обвинение или заявить о соглашении с обвиняемым. Продолжение процесса в данном случае против воли потерпевшего означало бы подмену его интересами государства, превращение уголовного процесса в неуправляемую машину репрессии, чуждую интересам личности и цели защиты прав человека. Но для нашего законодателя - это отнюдь не очевидная парадигма. Даже при столь незначительном круге дел частного обвинения, который существует сейчас, он допускает лишение потерпевшего права на примирение с обвиняемым, если этого требует охрана государственных или общественных интересов, если дело имеет особое общественное значение, когда в деле участвует прокурор, в том числе и возбуждение им уголовного дела вопреки интересам потерпевшего. Это необоснованное и грубое вмешательство государства в сферу интересов личности, противоречащее ст. 55 Конституции РФ и тем основаниям, по которым допустимо ограничение прав человека. Кроме того, по делам частно - публичного обвинения, которые также возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего, примирение потерпевшего с обвиняемым в порядке п. 6 ст. 5 УПК не допускается.
Второй вид уголовно - процессуального примирения появился в нашем законодательстве вместе с новым УК РФ, в ст. 76 которого записано: "Лицо, впервые совершившее преступление небольшой тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред". Итак, УК связывает возможность примирения обвиняемого с потерпевшим не с формой уголовного преследования, а с тяжестью совершенного преступления, максимальное наказание за которое не превышает двух лет лишения свободы. При этом более 150 составов преступлений в УК являются преступлениями небольшой тяжести. Норма ст. 76 УК была фактически продублирована в ст. 9 УПК, которая действует в настоящее время параллельно с нормами, закрепленными в ст. 27 и п. 6 ст. 5 УПК, регулирующими прекращение уголовного дела в связи с примирением по делам частного обвинения. Гуманность нашего законодателя в принципе заслуживает одобрения, но нормы ст. ст. 76 УК и 9 УПК необходимо пересмотреть. Ведь на основании этих норм может быть прекращено за примирением обвиняемого с потерпевшим производство по преступлению, объектом которого является не только личность или собственность, но и общественный порядок и безопасность, здоровье населения и общественная нравственность, экологическая безопасность, безопасность движения и эксплуатации транспорта и т.д. Наличие потерпевшего по этим делам никак не исключает того, что данные преступления создают угрозу для населения в целом, а не только для частных лиц. Следовательно, прекращение уголовного дела только на основании соответствующего волеизъявления потерпевшего и обвиняемого по таким делам нельзя признать справедливым. Следует ограничить перечень преступлений, по которым возможно освобождение от уголовной ответственности за примирением обвиняемого с потерпевшим лишь теми деяниями, которые не затрагивают публичных интересов, одновременно расширив круг дел частного обвинения.
Исходя из этого, институт примирения должен быть единым и закрепляться в одной статье УПК. При этом важно более четко отразить в законе условия и порядок примирения как основания к прекращению уголовного дела. В настоящее время п. 6 ст. 5 УПК не содержит ни того, ни другого. Эта норма устанавливает лишь обязанность органов и лиц, ведущих процесс, прекратить уголовное дело за примирением потерпевшего с обвиняемым, не раскрывая признаков понятия "примирение". В этом смысле более точно суть института примирения отражена в ст. 9 УПК, устанавливающей возможность прекращения уголовного дела о преступлении небольшой тяжести в связи с примирением, где указаны три условия такого примирения (как и в ст. 76 УК): лицо примирилось с потерпевшим, загладило причиненный потерпевшему вред и имеется соответствующее заявление потерпевшего. Существующая в настоящее время двойственность института порождает разнобой в судебной практике. 66 из 100 изученных автором дел частного обвинения были прекращены в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. Из них 60 - в порядке ст. 9 УПК и 6 - по п. 6 ст. 5 УПК.
Кроме примирения дела частного обвинения в настоящее время подлежат прекращению за отсутствием жалобы потерпевшего (при изменении квалификации на статьи УК, по которым производство ведется в порядке частного обвинения), а также при неявке потерпевшего без уважительных причин в судебное заседание. Проект УПК предусматривает в качестве основания прекращения уголовных дел частного обвинения отказ потерпевшего от обвинения. Это представляется правильным, поскольку потерпевший, выражая свое волеизъявление о прекращении уголовного преследования, осуществляет свое субъективное право, как и в случае его неявки в судебное заседание без уважительных причин. Если неявка - пассивный отказ от обвинения, то закон, следовательно, должен предусматривать активный отказ, выраженный в явном волеизъявлении потерпевшего, что было закреплено в Уставе уголовного судопроизводства Российской Империи 1864 года. Но ни действующий УПК, ни его проект не знают такого основания к прекращению дел частного обвинения.
В проекте УПК закреплено (как и в действующем УПК) правило, согласно которому неявка частного обвинителя или его представителя в судебное заседание без уважительных причин влечет прекращение дела, однако по ходатайству подсудимого дело может быть рассмотрено по существу и в их отсутствие. Представляется, что данная норма весьма неудачна. Если ни частный обвинитель, ни его представитель не являются в судебное заседание, а оно может продолжиться в их отсутствие, то непонятно, кто в данном случае будет поддерживать обвинение. Неявка потерпевшего или его представителя без уважительных причин свидетельствует об отсутствии заинтересованности обвинителя в продолжении процесса, а поскольку обвинение есть движущая сила процесса, то в соответствии с принципом диспозитивности судебное разбирательство и уголовное дело подлежат прекращению.
Чтобы защитить интересы потерпевшего от незаконного воздействия на него со стороны подсудимого, необходима судебная проверка того, не нарушает ли примирение или отказ от обвинения прав и законных интересов сторон. Примирение и отказ от поддержания обвинения должны утверждаться судом.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
"УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 27.10.1960)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
Российская юстиция, N 2, 2001

Совершенствовать работу квалификационных коллегий судей  »
Комментарии к законам »
Читайте также