Европейская конвенция о пресечении терроризма теперь обязательна и для россии
ТЕПЕРЬ ОБЯЗАТЕЛЬНА И ДЛЯ РОССИИ
В.
ЦЕПЕЛЕВ
В. Цепелев, докторант Академии
управления МВД России, кандидат
юридических наук.
Европейская конвенция
о пресечении терроризма была подписана
государствами - членами Совета Европы 27
января 1977 г. в Страсбурге и вступила в силу
для 26 стран - участниц Совета Европы 4
августа 1978 г., когда еще не получили столь
массового распространения акты
международного и национального терроризма.
В определенном смысле можно сказать, что
подписание данной Конвенции было
опережающим, превентивным шагом в борьбе с
нарастающим терроризмом.
В последние
годы эта проблема обострилась и приобрела
особую актуальность как для всего мирового
сообщества, включая Европу (действия бойцов
Ирландской республиканской армии в
Великобритании, членов баскской
организации ЭТА в Испании, боевиков Армии
освобождения Косово в Югославии,
представителей других экстремистских сил),
так и для России (в основном в связи с
ситуацией в Чечне).
Известно, что в
течение 1999 года в нашей стране было
совершено около 600 криминальных взрывов и
зафиксировано 108 покушений на взрывы.
Значительным было и количество анонимных
угроз совершения актов терроризма -
примерно 6000 за год. Всем россиянам памятны
имеющие террористический характер взрывы в
Буйнакске, Владикавказе, Волгодонске,
Каспийске, Москве. Продолжением этой
тревожной тенденции являются новые
трагические события, связанные со взрывом 8
августа 2000 г. в подземном переходе под
Пушкинской площадью.
Ведя работу по
противодействию терроризму, российские
правоохранительные органы предприняли ряд
организационных и практических мер. Среди
них можно отметить разработку проекта
Федеральной программы по борьбе с
терроризмом, внесенного на рассмотрение
Совета Безопасности Российской Федерации
еще в январе 1999 г. К сожалению, этот проект
до сих пор не принят. В мае 2000 г. в
Генеральной прокуратуре РФ прошло
Координационное совещание руководителей
федеральных правоохранительных органов, на
котором обсуждены вопросы о состоянии и
задачах борьбы с терроризмом.
Надо
сказать, что еще раньше (4 июня 1999 г.)
государствами - участниками Содружества
Независимых Государств был подписан
Договор о сотрудничестве в борьбе с
терроризмом. В июне 2000 г. главами государств
- членов СНГ заключено Соглашение о
сотрудничестве в борьбе с терроризмом, в
рамках которого создан
Антитеррористический штаб.
Поскольку
правоохранительная практика последних лет
убедительно подтвердила истину о том, что
невозможно решить проблему борьбы с
терроризмом только внутригосударственными
(национальными) правовыми и
организационными средствами, Россией были
предприняты все необходимые действия для
присоединения к Европейской конвенции о
пресечении терроризма. 7 мая 1999 г. эта
Конвенция была подписана в Будапеште
представителем Российской Федерации. После
прохождения необходимой процедуры 7
августа 2000 г. Президентом РФ был подписан
Федеральный закон "О ратификации
Европейской конвенции о пресечении
терроризма", который вступил в силу 10
августа 2000 г.
Присоединение России к
этой Конвенции означает, что
правоохранительные органы должны
учитывать ее положения в своей
деятельности по борьбе с терроризмом:
во-первых, основываясь на требованиях ч. 4
ст. 15 Конституции РФ; во-вторых, исходя из
того, что упомянутая Конвенция
ратифицирована Федеральным законом от 7
августа 2000 г. и подтверждена его силой.
Для уяснения содержания ратифицированной
Конвенции проанализируем ее наиболее
важные положения. Так, в преамбуле
отмечается, что государства - участники
Конвенции подписали ее, сознавая растущую
тревогу, вызванную увеличением числа актов
терроризма; желая принять эффективные меры
для обеспечения того, чтобы лица,
совершающие такие акты, не избежали
уголовного преследования и наказания;
будучи убежденными в том, что выдача
преступников является особо эффективной
мерой для достижения этого результата.
Следует отметить, что согласно ст. 1
Конвенции круг преступлений, определяемых
для обеспечения выдачи преступника
иностранному государству, достаточно широк
и носит частично бланкетный характер. В
частности, к ним относятся:
-
преступления, предусмотренные в Конвенции
о борьбе с незаконным захватом летательных
аппаратов (Гаага, 16 декабря 1970 г.);
-
преступления, предусмотренные в Конвенции
о борьбе с незаконными актами,
направленными против безопасности
гражданской авиации (Монреаль, 23 сентября
1971 г.);
- тяжкие преступления, связанные с
посягательствами на жизнь, телесную
целостность или свободу людей, имеющих
право международной защиты, включая
дипломатических представителей;
-
преступления, связанные с захватом
заложников или незаконным лишением
свободы;
- преступления, связанные с
использованием бомб, гранат, ракет,
автоматического огнестрельного оружия,
бандеролей или посылок с опасными
вложениями, если это подвергает опасности
людей;
- попытка совершения любого из
вышеуказанных преступлений или участие в
качестве сообщника лица, которое совершает
или пытается совершить подобное деяние.
При этом оговорено, что ни одно из этих
преступлений не должно рассматриваться как
политическое преступление или
преступление, связанное с политическим
преступлением, или преступление, вызванное
политическими мотивами.
Расширяют круг
преступлений, определяемых для целей
выдачи лица иностранному государству, и
положения ст. 2 Конвенции, где
устанавливается, что любое
Договаривающееся Государство может не
рассматривать в качестве политического
преступления или преступления, связанного
с политическим преступлением, или
преступления, вызванного политическими
мотивами, каждый акт насилия, который не
указан в ст. 1, но направлен против жизни,
телесной целостности или свободы людей.
Сказанное относится ко всем тяжким
преступлениям, направленным против
собственности, если эти деяния не
предусмотрены ст. 1, в случае, когда они
создают массовую опасность для людей. Все
это распространяется и на случаи попыток
совершить любое из вышеназванных
преступлений или в отношении участия в
качестве сообщника лица, совершающего или
пытающегося совершить такое
преступление.
Статья 3 Конвенции
устанавливает правило, согласно которому
положения всех договоров и соглашений о
выдаче, применяемых между
Договаривающимися Государствами, включая
Европейскую конвенцию о выдаче (Париж, 13
декабря 1957 г.), изменяются в отношениях
между государствами - участниками
Конвенции в той мере, в какой они
противоречат настоящей Конвенции. Следует
отметить, что это правило создает коллизию
между положениями перечисленных конвенций,
что вряд ли способствует их точному
исполнению, поскольку допускает
неоднозначную и произвольную трактовку.
Значительные сложности для выполнения
рассматриваемой Конвенции создают
положения ст. 5, где говорится о том, что
ничто не должно быть интерпретировано в
качестве обязательства выдать преступника
иностранному государству, если
Договаривающееся Государство имеет
серьезные причины полагать, что просьба о
выдаче преступника, обоснованная
преступлением, указанным в ст. ст. 1 или 2,
была представлена с целью преследования
или наказания лица по соображениям расы,
национальности или политических взглядов
или вследствие того, что положение этого
лица может быть ухудшено по любой из этих
причин. Аналогичное положение содержится в
ч. 2 ст. 8 Конвенции, устанавливающей порядок
оказания правовой взаимопомощи по
уголовным делам о терроризме.
Поскольку
приведенные положения создают
определенные противоречия в сопоставлении
с другими статьями данной Конвенции, а
также с нормами Европейской конвенции о
выдаче преступников и Европейской
конвенции о взаимной правовой помощи по
уголовным делам (Страсбург, 20 апреля 1959 г.),
Россия при ратификации Европейской
конвенции о пресечении терроризма сделала
следующее заявление: "Российская Федерация
исходит из того, что положения статьи 5 и
пункта 2 статьи 8 Конвенции должны
применяться таким образом, чтобы
обеспечить неотвратимость ответственности
за совершение преступлений, подпадающих
под действие Конвенции, без ущерба для
эффективности международного
сотрудничества по вопросам выдачи и
правовой помощи".
В связи с тем, что
указанная Конвенция, как всякий
международный договор, является отражением
компромисса при согласовании воли
государств - участников и затрагивает
проблему их суверенитета, ст. ст. 6 и 7
Конвенции содержат положения, которые
обязывают Договаривающиеся Государства в
случае, если они отказываются от выдачи
преступника, принимать необходимые меры
уголовного преследования лиц, совершающих
преступления, перечисленные в ст. ст. 1 и 2
Конвенции, в соответствии с национальным
законодательством. Особо подчеркивается,
что настоящая Конвенция не исключает
никакой уголовной юрисдикции,
осуществляемой согласно национальным
законам.
Согласно ст. 9 функции контроля
за исполнением Конвенции возложены на
существующий при Совете Европы Европейский
комитет по проблемам преступности, который
также обязан принимать все меры для
дружественного урегулирования каждого
сложного вопроса, возникающего в ходе
реализации данной Конвенции. В случае если
спорный вопрос не урегулирован по
соглашению сторон, ст. 10 предусматривает
процедуру разрешения спора. Она включает
участие арбитража и третейского суда,
причем решение последнего является
окончательным.
Заключительные статьи
Конвенции определяют порядок ее
подписания, заявлений (оговорок) к тексту
Конвенции, вступления ее в силу,
денонсирования и другие технические
вопросы.
Таков общий обзор содержания
ратифицированной Россией Европейской
конвенции о пресечении терроризма.
Представляется, что вступление ее в силу
создаст дополнительные возможности для
эффективной борьбы правоохранительных
органов с терроризмом. Предстоит большая
организационная, правовая, разъяснительная
работа с тем, чтобы положения этой
Конвенции исполнялись работниками
правоохранительных органов России. Данная
публикация представляет собой лишь
начальный вклад в это важное дело.
ССЫЛКИ
НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"КОНСТИТУЦИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята
всенародным голосованием
12.12.1993)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.08.2000 N
121-ФЗ
"О РАТИФИКАЦИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ
КОНВЕНЦИИ О ПРЕСЕЧЕНИИ ТЕРРОРИЗМА"
(принят ГД ФС РФ 07.07.2000)
Российская
юстиция, N 2, 2001