Взыскание административных штрафов за налоговые правонарушения
ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Н. ИВАНОВА, Н.
САЖНЕВА
Н. Иванова, начальник отдела
прокуратуры Мурманской области.
Н.
Сажнева, старший прокурор.
В N 11 за 1999 г.
опубликована статья В. Панкратова и Т.
Гусевой "Проблемы административной
ответственности в сфере налогообложения и
предпринимательства", в которой авторы
делают вывод об отсутствии в действующем
законодательстве норм, предусматривающих
механизм принудительного взыскания
штрафных санкций, налагаемых налоговыми
органами на юридических лиц, что приводит к
фактическому неисполнению соответствующих
предписаний налоговых органов. Прокуратура
Мурманской области в своей надзорной
деятельности столкнулась с проблемой
принудительного исполнения постановлений
налоговых органов о взыскании с граждан -
индивидуальных предпринимателей
административных штрафов.
В соответствии
со ст. 7 Закона РФ "О налоговых органах
Российской Федерации" налоговым органам
предоставлено право налагать
административные штрафы на руководителей и
должностных лиц предприятий, учреждений и
организаций, а также на граждан, виновных в
нарушении налогового законодательства.
Рассмотрение дел об этих правонарушениях и
применение санкций производится в этих
случаях налоговыми органами в соответствии
с административным законодательством.
Так, ст. 286 КоАП установлено, что в случае
неуплаты штрафа нарушителем в срок,
установленный ст. 285 КоАП, постановление о
наложении штрафа направляется для
удержания суммы штрафа в принудительном
порядке из его заработка, пенсии, стипендии.
Если же взыскание не может быть обращено на
денежные средства должника, то в этом
случае взыскание штрафа производится на
основании постановления о наложении штрафа
судебным приставом - исполнителем путем
обращения взыскания на иное имущество
должника.
Согласно ст. 7 Федерального
закона "Об исполнительном производстве"
постановления органов, уполномоченных
рассматривать дела об административных
правонарушениях, являются исполнительными
документами.
Вместе с тем судебные
приставы - исполнители возвращают такие
постановления без исполнения, мотивируя
это тем, что ст. 104 Налогового кодекса
предусматривает судебный порядок
взыскания налоговых санкций. Суды, в свою
очередь, отказывая в удовлетворении жалоб
налоговых инспекций на действия судебных
приставов - исполнителей, в определениях
ссылаются на ст. 35 Конституции РФ, в
соответствии с которой никто не может быть
лишен своего имущества иначе как по решению
суда.
Исходя из того, что штрафные
санкции подлежат взысканию с
индивидуальных предпринимателей, спор
должен рассматриваться в арбитражном суде.
Однако ст. 22 АПК РФ, определяющая
подведомственность дел арбитражным судам,
такую категорию дел не предусматривает.
В то же время, в постановлении
Конституционного Суда РФ от 12 мая 1998 г. о
конституционности отдельных положений
Закона РФ "О применении контрольно -
кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением" сказано о судебном
порядке взыскания штрафа с физических
лиц.
Создалась ситуация, при которой
десятки, а то и сотни постановлений
налоговых органов о наложении штрафных
санкций остаются без исполнения, что влечет
фактическую безнаказанность виновных и
ощутимые потери для бюджета.
В
прокуратуру области, а также в районные и
городские прокуратуры поступили
многочисленные обращения руководителей
налоговых инспекций, требующих
опротестования как действий судебных
приставов - исполнителей, так и судебных
постановлений, признающих эти действия
правомерными.
Проанализировав
действующие нормативные акты, мы были
склонны согласиться с доводами
налоговиков.
Действительно, в
соответствии со ст. 104 Налогового кодекса в
судебном порядке взыскиваются налоговые
санкции, которые согласно ст. 114 НК РФ
являются мерой ответственности за
совершение налогового правонарушения и
устанавливаются в виде штрафа в размере,
предусмотренном статьями гл. 16 НК РФ.
Производство по делам о нарушениях
законодательства о налогах и сборах,
содержащих признаки административного
правонарушения, ведется в порядке,
установленном законодательством об
административных правонарушениях (ст. 10
НК).
Таким образом, по закону именно
взыскание налоговых санкций производится
на основании решения суда, в то время как
взыскание административного штрафа
производится на основании постановлений
налоговых органов.
Однако эту стройную
систему умозаключений разрушает
высказанная Конституционным Судом РФ
позиция, обоснованная ст. 35 Конституции РФ,
о судебном порядке взыскания штрафов с
физических лиц.
В условиях правовой
неопределенности, которую признала и
Генеральная прокуратура РФ, куда мы
обращались с запросом, прокуратура области
лишена возможности принятия надлежащих мер
реагирования.
Названная проблема
затрагивает не одну отрасль права и должна
быть решена на законодательном уровне. В то
же время остроту ситуации, на наш взгляд,
может разрешить и соответствующее
разъяснение высших судебных инстанций,
необходимость принятия которого
назрела.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием
12.12.1993)
"КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
(утв. ВС РСФСР
20.06.1984)
ЗАКОН РФ от 21.03.1991 N 943-1
"О
НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
"АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
от 05.05.1995 N
70-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
05.04.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.1997 N
119-ФЗ
"ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ
ПРОИЗВОДСТВЕ"
(принят ГД ФС РФ
04.06.1997)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 31.07.1998 N
146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
16.07.1998)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного
Суда РФ от 12.05.1998 N 14-П
"ПО ДЕЛУ О
ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ
ПОЛОЖЕНИЙ АБЗАЦА
ШЕСТОГО СТАТЬИ 6 И
АБЗАЦА ВТОРОГО ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 7
ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 18 ИЮНЯ
1993 ГОДА "О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО
-
КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ
РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ"
В СВЯЗИ С
ЗАПРОСОМ ДМИТРОВСКОГО РАЙОННОГО СУДА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
И ЖАЛОБАМИ
ГРАЖДАН"
Законность, N 4, 2001