Место и роль аудита в уголовном и гражданском процессе
Специалист в области правового
регулирования деятельности коммерческих
организаций, бухгалтерского учета и аудита,
налогового законодательства.
Родился в
1963 г. В 1991 г. окончил юридический факультет
МГУ им. М.В. Ломоносова. В настоящее время -
аспирант кафедры аудита Всероссийского
заочного финансово - экономического
института.
Автор ряда публикаций в
газете "Финансовая Россия" за 1998 - 2000
гг.
Пунктом 6 Указа Президента РФ от 22
декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской
деятельности в Российской Федерации" было
поручено Комиссии по аудиторской
деятельности при Президенте РФ по
согласованию с Верховным Судом РФ, Высшим
Арбитражным Судом РФ и Генеральной
прокуратурой РФ представить до 1 октября 1994
г. Президенту РФ для внесения на
рассмотрение Федерального Собрания проект
федерального закона, регулирующего
аудиторскую деятельность, а также проект
федерального закона о внесении
соответствующих изменений и дополнений в
Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР,
Гражданский процессуальный кодекс РСФСР и
Арбитражный процессуальный кодекс
РФ.
Процессуальное положение специалиста
- эксперта
К настоящему времени
предполагаемые изменения и дополнения в
УПК РСФСР, ГПК РСФСР и АПК РФ так и не
внесены. Возможно, это связано с тем, что не
принят Федеральный закон "Об аудиторской
деятельности", в котором должны найти
отражение вопросы взаимоотношений
аудиторов (организаций и индивидуальных
аудиторов) и государственных, следственных
и судебных органов.
В проекте
Федерального закона "Об аудиторской
деятельности", принятом Государственной
Думой в первом чтении (Постановление N 229-III
ГД) указано, что "аудит осуществляется в
соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации, настоящим
Федеральным законом, другими федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами по проведению аудиторской
деятельности".
Согласно ст. 2 ГК РФ
гражданское законодательство регулирует
отношения между лицами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность, или с их
участием. Под предпринимательской
понимается самостоятельная,
осуществляемая на свой риск деятельность,
направленная на систематическое получение
прибыли от пользования имуществом, продажи
товаров, выполнения работ или оказания
услуг лицами, зарегистрированными в
качестве предпринимателей в установленном
законом порядке. Главой 4 ГК РФ регулируется
правовое положение юридических лиц.
Принимая во внимание сказанное, необходимо
отметить, что в проекте Федерального закона
"Об аудиторской деятельности" не отражены
вопросы регулирования отношений между
аудиторами и государственными,
следственными и судебными органами,
деятельность которых регулируется УПК
РСФСР, ГПК РСФСР и АПК РФ.
Так, в ст. 69 УПК
РСФСР указано, что доказательствами по
уголовному делу являются любые фактические
данные, которые устанавливаются
показаниями свидетеля, потерпевшего,
подозреваемого и обвиняемого, заключением
эксперта, актами ревизий и документальных
проверок, вещественными доказательствами,
протоколами следственных и судебных
действий и иными документами.
Статьей 49
ГПК РСФСР предусмотрено, что
доказательствами по гражданскому делу
являются любые фактические данные, на
основе которых в определенном законом
порядке суд устанавливает наличие или
отсутствие обстоятельств, обосновывающих
требования и возражения сторон, и иные
обстоятельства, имеющие значение для
правильного разрешения дела. Эти данные
устанавливаются следующими средствами:
объяснениями сторон и третьих лиц,
показаниями свидетелей, письменными,
вещественными доказательствами, а также
заключениями экспертов.
Рассмотрим
порядок участия в процессе специалиста -
эксперта на примере норм УПК РСФСР.
Статьей 133.1 предусмотрено, что следователь
вправе вызвать для участия в производстве
следственного действия специалиста, не
заинтересованного в исходе дела.
Требование следователя о вызове
специалиста обязательно для руководителя
предприятия, учреждения или организации,
где работает специалист.
Перед началом
следственного действия, в котором
участвует специалист, следователь
удостоверяется в личности и компетентности
специалиста, выясняет его отношение к
обвиняемому и потерпевшему. Разъясняет
специалисту его права и обязанности и
предупреждает об ответственности за отказ
или уклонение от выполнения своих
обязанностей, что отмечается в протоколе
соответствующего следственного действия и
удостоверяется подписью специалиста.
Специалист обязан:
явиться по вызову;
участвовать в производстве следственного
действия, используя свои специальные
знания и навыки для содействия следователю
в обнаружении, закреплении и изъятии
доказательств;
обращать внимание
следователя на обстоятельства, связанные с
обнаружением, закреплением и изъятием
доказательств;
давать пояснения по
поводу выполняемых им действий.
Он
вправе делать подлежащие занесению в
протокол заявления, связанные с
обнаружением, закреплением и изъятием
доказательств.
В соответствии со ст. 253.1
суд вправе привлекать специалиста для
участия в судебном заседании.
Статьей 184
предусмотрено, что, признав необходимым
производство экспертизы, следователь
составляет постановление, в котором
указываются основания для назначения
экспертизы, фамилия эксперта или
наименование учреждения, в котором должна
быть произведена экспертиза, вопросы,
поставленные перед экспертом, и материалы,
предоставляемые в распоряжение
эксперта.
До назначения эксперта
следователь выясняет необходимые данные о
его специальности и компетентности.
В
соответствии со ст. 288 эксперт участвует в
исследовании обстоятельств дела,
относящихся к предмету экспертизы. Он может
задавать вопросы подсудимому, потерпевшему
и свидетелям об обстоятельствах, имеющих
значение для дачи заключения.
Заключение дается экспертом в письменном
виде, оглашается им в судебном заседании и
приобщается к делу вместе с вопросами.
Эксперт вправе внести в заключение выводы
по обстоятельствам дела, относящимся к его
компетенции, о которых ему не были заданы
вопросы.
В пункте 17 Временных правил
аудиторской деятельности в Российской
Федерации, утвержденных Указом Президента
РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263, предусмотрено, что
результатом аудиторской проверки является
заключение аудитора (аудиторской фирмы) -
документ, имеющий юридическое значение для
всех юридических и физических лиц, органов
государственной власти и управления,
органов местного самоуправления и судебных
органов.
Заключение аудитора
(аудиторской фирмы) по результатам
проверки, проведенной по поручению
государственных органов, приравнивается к
заключению экспертизы, назначенной в
соответствии с процессуальным
законодательством Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в проекте
Федерального закона "Об аудиторской
деятельности" законодатель отошел от
прежде занимаемых позиций, поскольку в ст. 6
проекта не отражены положения п. 17
Временных правил аудиторской деятельности
в Российской Федерации.
В указанной
статье, которая называется "Аудиторское
заключение", предусмотрено, что
"аудиторское заключение является
документом, предназначенным для внутренних
и внешних пользователей бухгалтерской
(финансовой) отчетности аудируемых лиц,
содержащим выраженное в установленной
форме мнение аудиторской организации или
индивидуального аудитора о достоверности
бухгалтерской (финансовой) отчетности и
соответствии порядка ведения
бухгалтерского учета законодательству
Российской Федерации.
Форма, содержание
и порядок представления аудиторского
заключения определяются общероссийскими
правилами (стандартами) аудиторской
деятельности.
Перечень пользователей,
которым в обязательном порядке передаются
копии аудиторского заключения,
периодичность проведения аудиторских
проверок и необходимость открытой
публикации аудиторского заключения
определяются аудируемыми лицами, если иное
не установлено федеральными законами и/или
принятыми в соответствии с ними
нормативными правовыми актами".
Таким
образом, проект закона не рассматривает
аудиторское заключение в качестве
доказательства, а в УПК РСФСР, ГПК РСФСР и
АПК РФ отсутствуют ссылки на аудиторское
заключение как доказательство.
Отдельные
виды заключений аудитора по специальным
аудиторским заданиям в следственной и
судебной практике
Статья 5
анализируемого проекта федерального
закона предусматривает, что правилами
(стандартами) аудиторской деятельности
являются единые требования к порядку
осуществления, оформлению и оценке
качества аудита и сопутствующих ему услуг,
а также к порядку подготовки аудиторов и
оценке их квалификации.. Общероссийские
правила (стандарты) аудиторской
деятельности обязательны как для
аудиторских организаций и индивидуальных
аудиторов, так и для аудируемых лиц, за
исключением тех положений, в отношении
которых указано, что они носят
рекомендательный характер.