Гарантии прав ребенка в россии(а.м. эрделевский)

Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 10 апреля 2001 года
А.М. ЭРДЕЛЕВСКИЙ
Александр Эрделевский, профессор МГЮА, доктор юридических наук.
С 3 августа 1998 г. вступил в силу Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 г. К сожалению, в современных российских реалиях состояние дел в области охраны прав ребенка пока оставляет желать много лучшего, поэтому необходимость усиления законодательного регулирования в этой области вполне очевидна. Ведь от того, насколько эффективно защищены в государстве права детей, зависит будущее государства. Насколько новый Закон позволит достигнуть декларируемых в нем целей, во многом зависит от его качества. Обратимся к его основным положениям.
Развивая положение п. 1 ст. 38 Конституции РФ о том, что детство как важный этап жизни человека находится под защитой государства, Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка в РФ и регулирует отношения, возникающие в связи с их реализацией.
Прежде всего отметим, что под ребенком (детьми) в Законе понимается любое лицо (лица) до достижения им (ими) возраста 18 лет, то есть возраста совершеннолетия. Аналогичное определение ребенка содержится и в п. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ (СК). Таким образом, в целях Закона несовершеннолетнее лицо не утрачивает статус ребенка и в тех двух случаях, когда оно в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ГК) до наступления совершеннолетия приобретает полную гражданскую дееспособность: при вступлении в брак (п. 2 ст. 21 ГК) и в случае эмансипации (п. 1 ст. 27 ГК).
В Законе специально выделена особая категория детей, нуждающихся в усиленной защите со стороны государственных органов, - детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. К ним относятся дети, оставшиеся без попечения родителей; дети - инвалиды; дети, имеющие недостатки в развитии, психическом или физическом; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно - воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью семьи.
Закон предусматривает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации таких детей. При этом под социальной адаптацией ребенка понимается процесс его активного приспособления к принятым в обществе правилам поведения, преодоления последствий психологической травмы, а под социальной реабилитацией - мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.
В Законе вводится понятие социальных служб для детей. Под таковыми понимаются любые юридические лица, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей, а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей. Мероприятия по социальному обслуживанию детей включают в себя социальную поддержку, оказание социально - бытовых, медико - социальных, психолого - педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Определено в Законе и понятие социальной инфраструктуры для детей. Сюда входят объекты (здания, сооружения), необходимые для жизнеобеспечения детей, а также юридические лица, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, осуществляя свою деятельность в целях обеспечения их полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, развития, удовлетворения их общественных потребностей.
Обратим внимание, что Закон позволяет присвоить статус социальной службы для детей любой организации, как коммерческой, так и некоммерческой, в то время как гражданин может получить этот статус, лишь если он обслуживает детей на предпринимательской основе, то есть с целью извлечения прибыли. Гражданин или группа граждан, обслуживающие детей на альтруистской основе, статуса детской социальной службы без образования юридического лица получить не смогут.
Представляется, Закон зачастую излишне декларативен и страдает неопределенностью формулировок. И это вовсе не безобидная неопределенность, поскольку осязаемым результатом Закона наверняка станут многочисленные злоупотребления. Ведь в ст. 4 Закона в качестве одного из направлений государственной политики предусмотрена поддержка организаций, защищающих права ребенка. Такая поддержка будет выражаться, в числе прочего, в налоговых, таможенных и иных льготах, а также предоставлении бюджетного и внебюджетного финансирования.
Думается, найдется немало организаций, которые захотят быть отнесены к социальной инфраструктуре для детей. Понятие социальных услуг в законодательстве пока не определено, поэтому желающим не составит труда, используя распространенные в России приемы, убедить конкретного чиновника в том, что они оказывают социальные услуги населению и делают это именно в целях обеспечения полноценной жизни детей, охраны их здоровья и т.д. и, таким образом, вправе претендовать на льготы и компенсации, о которых говорится в ст. 18 Закона.
Что касается состава гарантируемых Законом прав ребенка, то к ним отнесены права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом и другими нормативными актами РФ. В числе важнейших международных актов, посвященных защите прав ребенка, следует назвать Декларацию ООН о правах ребенка от 20 ноября 1959 г. и Конвенцию ООН о правах ребенка 1989 г. Положения о защите прав ребенка содержатся и в таких основополагающих документах, как Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 23 и 24) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 10).
В Семейном кодексе РФ правам несовершеннолетних детей посвящена глава 11. В их числе названы право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу и на совместное с ними проживание, право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (ст. 54 СК), право на общение с другими родственниками (ст. 55 СК), право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК), право выражать свое мнение (ст. 57 СК), право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК), а также право на получение содержания от родителей и других членов семьи (ст. 60 СК).
В соответствии со ст. 7 Закона государственные органы и их должностные лица обязаны в соответствии со своей компетенцией содействовать ребенку в реализации и защите его прав и интересов посредством принятия соответствующих нормативных актов и проведения работы с ребенком по разъяснению его правового статуса. Родители ребенка содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и интересов. Содействие ребенку осуществляется с учетом его возраста и в пределах установленного законодательством объема дееспособности ребенка.
Так, например, объем гражданской дееспособности ребенка определен в ст. 26, 28 ГК. Наибольшим объемом дееспособности обладают дети в возрасте от 14 до 18 лет. Большинство сделок они вправе совершать с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. Без их согласия такие несовершеннолетние вправе распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами, осуществлять авторские права, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые и некоторые другие сделки.
Что касается другой возрастной группы несовершеннолетних - малолетних, то под ними понимаются дети в возрасте до 14 лет. За детей в возрасте до 6 лет все сделки совершают от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Такое же правило применяется в отношении детей от 6 до 14 лет, за исключением сделок, которые они вправе совершать самостоятельно, то есть мелких бытовых сделок, а также сделок, направленных на безвозмездное получение выгоды и при этом не требующих нотариального удостоверения либо государственной регистрации, и сделок по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия для определенной цели или свободного распоряжения.
Сегодня стала шире и гражданская процессуальная дееспособность ребенка. Согласно п. 2 ст. 56 СК ребенок, чьи права и законные интересы нарушены, вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд.
Важное значение имеет ст. 8 Закона, предусматривающая установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей (далее - ГМСС). Статья 8 вступает в силу лишь с 1 января 2000 г. Впрочем, неблагоприятная экономическая ситуация в России в любом случае вряд ли позволяет рассчитывать, что применение этой нормы принесет практический эффект в ближайшие годы.
В ст. 8 определено содержание ГМСС. Они включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг по бесплатному образованию и воспитанию детей в образовательных учреждениях, их бесплатному медицинскому обслуживанию, обеспечению питанием в соответствии с минимальными нормами, обеспечению им по достижении 15 лет права на профориентацию и трудоустройство, а также их социальному обслуживанию и социальной защите. В ГМСС входят меры по социальной адаптации и реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, ГМСС включает в себя обеспечение права ребенка на жилище, организацию оздоровления и отдыха детей, оказание им квалифицированной юридической помощи. ГМСС определяются с учетом региональных различий в условиях проживания детей, причем органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать дополнительные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей.
Большое практическое значение имеет установленное в п. 3 ст. 8 Закона право детей, находящихся в соответствующем воспитательном, образовательном, лечебном и ином социальном учреждении, на периодическую оценку соответствия предоставляемых им услуг уровню, установленному в ГМСС. Закон предусматривает возможность реализации этого права как самими детьми, так и их законными представителями путем обращения в уполномоченные органы власти. Если в результате проведенной оценки услуг выявляется их несоответствие ГМСС, должностные лица указанных учреждений обязаны устранить допущенные нарушения.
Пункт 1 ст. 9 Закона устанавливает абсолютный запрет на ущемление прав ребенка в семье или любом учреждении. Особо следует остановиться на п. 2 этой статьи, который запрещает администрации образовательных учреждений препятствовать созданию обучающимися и воспитанниками в возрасте старше 8 лет общественных объединений.
Создание и деятельность общественных объединений регулируется Федеральным законом "Об общественных объединениях", в ст. 19 которого предусмотрено, что учредителями, членами и участниками обычных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, членами и участниками молодежных общественных объединений - граждане, достигшие 14 лет, а членами и участниками детских общественных объединений - граждане, достигшие 8 лет. То есть учреждать объединения несовершеннолетние не вправе. Они могут быть лишь их членами и участниками.
Что касается госрегистрации общественных объединений, то она не является обязательной и необходима лишь для приобретения ими статуса юридического лица. Заметим, что госрегистрация молодежных и детских общественных объединений осуществляется в случае избрания в руководящие органы указанных объединений граждан, достигших 18 лет.
Обучающиеся и воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией учреждений о проведении с участием своих представителей дисциплинарного расследования деятельности работников этих учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка. Если обучающиеся или воспитанники не согласны с решением администрации, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные госорганы.
Статья 9 Закона специально оговаривает право обучающихся проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих прав. Администрация не вправе препятствовать этому. Место проведения собраний и митингов определяется по усмотрению воспитанников, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, но при условии соблюдения правил его устава. В любом случае собрания и митинги не должны нарушать требования законодательства РФ и препятствовать образовательному и воспитательному процессам.
Статьи 10 - 14 Закона посвящены защите отдельных прав детей. Так, право детей на охрану здоровья обеспечивается посредством осуществления государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения профилактических, лечебных и оздоровительных мероприятий (ст. 10). Права детей в сфере профориентации, профподготовки и занятости обеспечивается соответствующими мероприятиями и, в частности, путем предоставления несовершеннолетним работникам льгот при совмещении работы с обучением, квотировании рабочих мест и т.п. (ст. 11).
Для защиты прав детей на отдых и оздоровление большое значение имеет предусмотренная в ст. 12 обязанность госорганов сохранять и развивать учреждения, чья деятельность направлена на отдых и оздоровление детей. Как известно, сегодня многие из них находятся в весьма плачевном состоянии.
Статья 13 Закона устанавливает гарантии защиты прав ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей. В частности, государственные и местные органы исполнительной власти не вправе принимать решения о реконструкции, модернизации, изменении назначения или ликвидации объекта такой инфраструктуры, являющегося государственной или муниципальной собственностью, без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом последствий такого решения для обеспечения прав и интересов детей. Отсутствие экспертной оценки влечет недействительность решения с момента его вынесения.
С 1 июля 1999 года вступили в силу установленные в ст. 13 Закона ограничения на использование входящих в состав социальной инфраструктуры объектов, являющихся государственной собственностью. Если это имущество предназначено для социальной защиты и социального обслуживания

Факторинг(а.м. эрделевский)  »
Комментарии к законам »
Читайте также