Особенности исчисления и уплаты единого социального налога
СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА
А.О. ДИКОВ
А.О. Диков,
советник налоговой службы I ранга.
Глава
"Единый социальный налог" части второй
Налогового кодекса РФ устанавливает, что
единый социальный налог зачисляется в
государственные внебюджетные фонды, а
именно Пенсионный фонд РФ, Фонд социального
страхования РФ и фонды обязательного
медицинского страхования РФ. При этом
установлен более расширенный и понятный
круг налогоплательщиков, нежели
установленный в действующем
законодательстве.
Налогоплательщиками
социального налога являются работодатели,
производящие выплаты наемным работникам.
При этом установлено, что объектом
налогообложения для одних категорий
работодателей (организации, индивидуальные
предприниматели, родовые, семейные общины
народов Севера, занимающихся традиционными
отраслями хозяйствования, крестьянские
(фермерские) хозяйства) будут являться
выплаты, вознаграждения и иные доходы,
начисляемые работодателями в пользу
работников по всем основаниям, в том числе
вознаграждения по договорам гражданско -
правового характера, предметом которых
является выполнение работ (оказание услуг)
по авторским и лицензионным договорам, а
также выплаты в виде материальной помощи и
иные безвозмездные выплаты. Стоит обратить
внимание, что существует исключение - не
будут являться объектом налогообложения
различные выплаты налогоплательщиков -
физических лиц, в пользу физических лиц, не
связанных с данным налогоплательщиком
трудовым договором либо договором
гражданско - правового характера, предметом
которого является выполнение работ
(оказание услуг), либо авторским и
лицензионным договором. Кроме того, выплаты
в виде материальной помощи, иные
безвозмездные выплаты, выплаты в
натуральной форме (сельскохозяйственной
продукцией и (или) товарами для детей)
признаются объектом налогообложения в
части сумм, превышающих 1000 руб. в расчете на
календарный месяц.
Для других категорий
работодателей (индивидуальные
предприниматели, родовые, семейные общины
коренных народов Севера, занимающиеся
традиционными отраслями хозяйствования,
крестьянские (фермерские) хозяйства,
адвокаты) объектом налогообложения будут
являться доходы от предпринимательской
деятельности за вычетом расходов,
связанных с их извлечением, а для
предпринимателей, применяющих упрощенную
систему налогообложения, объектом
обложения будет являться доход,
определенный исходя из стоимости
патента.
Установлено исключение,
согласно которому не будут являться
плательщиками социального налога
организации и индивидуальные
предприниматели, переведенные в
соответствии с нормативными (правовыми)
актами субъектов Российской Федерации на
уплату налога на вмененный доход для
определенных видов деятельности, в части
доходов, получаемых от осуществления этих
видов деятельности.
При определении
налоговой базы будут учитываться все
доходы (кроме тех, которые не подлежат
налогообложению), начисленные
работодателями работникам в денежной или
натуральной форме, в виде предоставленных
работникам материальных, социальных или
иных благ или в виде материальной выгоды.
Что интересно, доходы, полученные в
натуральной форме в виде товаров (работ,
услуг), учитываются в составе
налогооблагаемых доходов в виде стоимости
этих благ на день получения таких доходов,
исчисленной исходя из их рыночных цен
(тарифов), определенных по правилам статьи 40
первой части Налогового кодекса.
Необходимо отметить, что в рассматриваемой
главе предлагается довольно широкий
перечень сумм, не подлежащих
налогообложению. Так, не включаются в
состав доходов, подлежащих
налогообложению, такие социально значимые
доходы, как суммы, полученные в связи с
бесплатным предоставлением жилых
помещений и коммунальных услуг, оплатой
стоимости питания, спортивного снаряжения,
оборудования, спортивной и парадной формы,
получаемых спортсменами и работниками
физкультурно - спортивных организаций для
учебно - тренировочного процесса и участия
в спортивных мероприятиях, возмещением
расходов на повышение профессионального
уровня работников. Так же не подлежат
налогообложению суммы, уплаченные
работодателями из средств, оставшихся в их
распоряжении после уплаты налога на доходы
организаций, за лечение и медицинское
обслуживание работников, их супругов,
родителей или детей, суммы оплаты труда и
другие суммы в иностранной валюте,
выплачиваемые своим работникам, а также
военнослужащим, направленным на работу за
границу (для бюджетных организаций), суммы
страховых платежей (пенсионных взносов),
выплачиваемых организацией по договорам
добровольного страхования (договорам
добровольного пенсионного обеспечения)
своих работников, заключенным со
страховщиками и негосударственными
пенсионными фондами за счет средств,
оставшихся в распоряжении организации
после уплаты налога на доходы
организаций.
В рассматриваемой главе
установлен целый ряд налоговых льгот,
которые так или иначе приведут к
осуществлению организациями массового
отклонения от уплаты единого социального
налога. Так, от уплаты налога освобождаются
организации любых организационно -
правовых форм - с сумм доходов, не
превышающих 100000 руб. в течение налогового
периода, начисленных работникам,
являющихся инвалидами 1, 2 и 3 групп.
Также от уплаты налога освобождаются
общественные организации инвалидов, среди
членов которых инвалиды и их законные
представители составляют не менее 80%, их
структурные подразделения, а также
организации, уставной капитал которых
полностью состоит из вкладов общественных
организаций инвалидов и в которых
среднесписочная численность инвалидов
составляет не менее 50%, а доля заработной
платы инвалидов в фонде оплаты труда
составляет не менее 25%.
Введена норма,
согласно которой иностранные граждане и
лица без гражданства также освобождаются
от уплаты социального налога в том случае,
если они осуществляют свою деятельность на
территории Российской Федерации и не
обладают правом на государственное
пенсионное, социальное обеспечение,
медицинскую помощь за счет средств
Пенсионного фонда, фонда социального
страхования, фондов обязательного
медицинского страхования. Они
освобождаются от уплаты налога в части,
зачисляемой в эти фонды.
Ставки единого
социального налога распределились
следующим образом: если налоговая база на
каждого отдельного работника составляет до
100000 руб. в год, то с этой суммы необходимо
направить в бюджет в качестве единого
социального налога 35,6%, при этом в
Пенсионный фонд от этой суммы направляется
28,0%, в Фонд социального страхования РФ - 4%, в
Фонды обязательного медицинского
страхования - 3,6%. Следует отметить, что в
едином социальном налоге обозначены четыре
шкалы сумм дохода физических лиц, при
попадании в которые исчисление налога для
работодателей принимает регрессный
характер. Это шкалы доходов: до 100000 руб., от
100001 до 300000 руб., от 300001 до 600000 руб. и свыше 600000
руб. При этом суммы налога в данных шкалах
варьируются в зависимости от вида
работодателей.
Например, физическое
лицо получило от работодателя в год сумму,
которая расположена в шкале от 300001 руб. до
600000 руб. В том случае если работодатель
данного физического лица - простая
организация, то она направит в бюджет 75600
руб. + 10% с суммы, превышающей 300000 руб. Если
работодателем физического лица является
организация, занятая в производстве
сельскохозяйственной продукции, или
крестьянское фермерское хозяйство, то она
направит в бюджет уже 66100 руб. + 10% с суммы,
превышающей 300000 руб., а если работодателем
является индивидуальный предприниматель,
то он направит в бюджет 48400 руб. + 6,4% с суммы,
превышающей 300000 руб. В главе отражен
главный принцип регрессного исчисления и
уплаты социального налога - чем выше сумма
заработков сотрудников, тем ниже ставка
налога. Для всех налогоплательщиков -
работодателей устанавливается единый
порядок исчисления налоговой базы по этим
платежам, в качестве которой
предусматривается общая сумма доходов в
виде выплат, вознаграждений и иных доходов,
начисляемых в пользу наемных работников.
Что касается порядка распределения сумм
налога по фондам, то можно пояснить, что
сумма налога исчисляется
налогоплательщиком отдельно в отношении
каждого фонда и определяется как
соответствующая процентная доля налоговой
базы. Особо следует обратить внимание на
тот факт, что сумма налога, зачисляемая в
составе социального налога в Фонд
социального страхования РФ, подлежит
уменьшению налогоплательщиками на
произведенные ими самостоятельные расходы
на цели государственного социального
страхования, предусмотренные
законодательством Российской Федерации.
Кроме того, установлена превентивная
норма, согласно которой банки не вправе
выдавать своему клиенту средства на оплату
труда, если клиент - налогоплательщик не
представил платежных поручений на
перечисление налога.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ
АКТЫ
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 31.07.1998 N
146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
"НАЛОГОВЫЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ
ВТОРАЯ)"
от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(принят ГД ФС
РФ 19.07.2000)
Финансы, N 5, 2001