Исполнение иностранных судебных решений и значение договорной подсудности(б.с. сеглин)

И ЗНАЧЕНИЕ ДОГОВОРНОЙ ПОДСУДНОСТИ
Б.С. СЕГЛИН
Б.С. Сеглин, директор юридической фирмы "Международное коммерческое право".
I. Общие положения
Интеграция России в мировую экономику и все более широкое распространение в российской правоприменительной практике как рассмотрения исков с участием нерезидентов, так и ходатайств об исполнении судебных решений, вынесенных за границей, диктует высокую заинтересованность юридической общественности в освещении этих вопросов и в развитии их нормативной базы.
Как для истцов, так и для ответчиков, вовлеченных в судебный процесс за границей, исполнимость иностранного решения в действительности представляется самым важным вопросом, на который следует дать ответ, прежде чем вступить в этот процесс. В международных спорах вопрос исполнимости ожидаемого судебного решения из практических соображений превалирует над вопросом существа спора. Независимо от того, что ответчик согласится с истцом, оспорит ли иск или игнорирует вообще судебный процесс, исполнимость такого решения зависит от местного законодательства, норм двусторонних и международных договоров и сложившейся судебной практики. Эти вопросы по-видимому следует в первую очередь изучать юридическим советникам, формулируя арбитражную оговорку в контрактах и принимая решение о вступлении в подобный судебный процесс.
Настоящая статья посвящена российской договорно - правовой практике в признании и исполнении решений иностранных государственных судебных учреждений, оставляя в стороне вопросы признания и исполнения решений международных коммерческих арбитражей, включая Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово - промышленной палате РФ, которые подпадают под действие Конвенции ООН 1958 года "О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений" и Закона РФ от 7 июля 1993 года "О международном коммерческом арбитраже" <*>.
--------------------------------
<*> Ведомости СНД/РФ и ВС РФ, 1993 г. N 32, ст. 124 D.
II. Обзор международных договоров и соглашений России
Российская Федерация является участницей целого ряда как многосторонних, так и двусторонних договоров и соглашений, составной частью которых являются нормы о признании и приведении в исполнение судебных решений по гражданским и коммерческим делам.
Это конвенции государств - членов Содружества Независимых Государств (СНГ) от 20.03.1992 и от 22.01.1993, двусторонние Соглашения с Азербайджаном от 22.12.1992, с Албанией 30.06.1958, с Алжиром от 22.02.1982, с Болгарией от 19.02.1975, с Венгрией от 15.07.1958, с Вьетнамом от 10.12.1981, с Грецией от 21.05.1981, с Грузией от 15.09.1995, с Испанией от 26.10.1990, с Ираком от 22.06.1973, с Италией от 25.01.1979, с Йеменом от 06.12.1985, с Кипром от 19.01.1984, с Китаем от 19.06.1992, с Северной Кореей от 16.12.1957, с Кубой от 28.11.1984, с Киргизией от 14.09.1992, с Латвией от 03.02.1993, с Литвой от 21.07.1992, с Молдовой от 25.02.1993, с Монголией от 23.09.1988, с Польшей от 16.09.1996, с Румынией от 03.04.1958, с Тунисом от 20.06.1984, с Туркменией от 18.05.1995, с Финляндией от 11.08.1978 (по семейным и наследственным делам), с Чехословакией от 12.08.1982, с Эстонией от 26.01.1993 и от 20.03.1995, с Югославией от 24.02.1992. Договоры, которые были заключены Союзом ССР, действуют для России как для его правопреемника. Договоры, заключенные с Чехословакией и Югославией, действуют для возникших в результате их распада новых государств в той мере, в которой они являются правопреемниками.
Анализ этих договоров позволяет выделить некоторые общие черты, а также различия в их содержании и в конструкциях. Во всех договорах декларируются обязательства сторон признавать и исполнять судебные решения (решения учреждений юстиции) на условиях, установленных этими договорами. В договорах установлен порядок возбуждения ходатайства о признании и / или принудительном исполнении, включая реквизиты ходатайства; определены судебные инстанции, в которые передается ходатайство; установлен перечень прилагаемых документов; урегулированы некоторые процессуальные вопросы, судебные расходы и тому подобное.
Существенный интерес составляет перечень условий, при которых в признании и исполнении может быть отказано. Это так называемые негативные условия отказа. В трех договорах (с Албанией, Северной Кореей, Румынией) отказ может последовать при наличии одного из двух условий: (1) ответчик не принял участие в процессе вследствие того, что ему своевременно не был вручен судебный вызов; (2) если по правовому спору между теми же сторонами уже было вынесено решение (res judicata) или дело находится на рассмотрении другого суда (lis pendens). В одиннадцати договорах (с Азербайджаном, Болгарией, Вьетнамом, Грузией, Испанией, Кубой, Киргизией, Литвой, Молдовой, Польшей, Эстонией) добавлено третье условие: дело относится к исключительной компетенции страны, на территории которой испрашивается разрешение на признание и исполнение.
В договорах с Венгрией, Грецией, Испанией, Кипром, Польшей и Тунисом фигурирует условие о том, что решение, о котором идет речь, вступило в силу и подлежит исполнению.
В договорах с Алжиром, Китаем, Ираком, Испанией, Йеменом, Тунисом, Югославией одним из условий отказа является мнение стороны, к которой обращена просьба об исполнении, что исполнение может нести ущерб ее суверенитету или безопасности либо противоречит основным принципам ее законодательства (оговорка о публичном порядке). В некоторых договорах имеется указание на срок давности исполнительного производства (договора с Монголией и Чехословакией). В договоре с Польшей и Югославией упомянуто условие о надлежащем применении закона страны, на территории которой испрашивается признание или исполнение, если надлежало применить этот закон. В двух договорах (с Алжиром и Югославией) оговаривается условие о надлежащей компетенции суда, вынесшего решение, об исполнении которого подано ходатайство. Это условие является весьма важным для нашего дальнейшего изложения. Также является важным условие, которое предусмотрено в договоре с Латвией, по которому если дело было рассмотрено согласно договорной подсудности, к ходатайству о признании должен быть приложен соответствующий документ.
Договоры с Испанией и Италией имеют совершенно иную конструкцию. Они содержат ряд положительных условий, которые определяют компетенцию суда, вынесшего решение, и ряд негативных условий, подобно тем, которые указаны нами выше, позволяющие отказать в признании и исполнении этого решения. Более подробно анализ договора с Италией будет приведен ниже на примере решения, вынесенного Апелляционным судом Италии.
Конструкции заключенных в рамках СНГ Конвенции от 22.01.1993 и Соглашения от 20.03.1992 подобны договорам с Испанией и Италией: в них предусмотрены как положительные условия, определяющие компетенцию судов, выносящих решение, так и негативные условия, позволяющие отказать в признании и исполнении этих решений. В перечне положительных условий предусматривается оговорка о договорной подсудности, что представляет, как уже указано, интерес для нашей статьи. Перечень негативных условий включает практически в той или иной последовательности условия, предусмотренные в упомянутых двусторонних договорах. Однако Соглашение от 20.03.1992 предусматривает принципиально новое условие: "спор в соответствии с настоящим Соглашением разрешен некомпетентным судом". Это очень важное добавление, на значении которого мы остановимся ниже.
В Российской Федерации вопросы признания и исполнения иностранных судебных решений регулируются Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21.06.1988, который продолжает действовать до настоящего времени. Указ устанавливает в интересующей нас части (ст. 5) шесть оснований для отказа в разрешении принудительного исполнения иностранного судебного решения: решение не вступило в законную силу; ответчик был лишен возможности принять участие в процессе; дело относится к исключительной компетенции российского суда; имеется случай res judicata или lis pendens; истечение срока давности исполнительного производства; оговорка о публичном порядке.
Этот перечень оснований для отказа повторяет полностью или частично основания для отказа, перечисленные в межгосударственных договорах. Однако следует отметить, что он не имеет практического значения, поскольку согласно тому же Указу если в международных договорах предусмотрены иные правила, то применяются правила этих договоров. Из этого добавления следует неутешительный вывод о том, что в Указе применена негодная юридическая конструкция. Коль скоро решения иностранных судов признаются и исполняются в России только если это предусмотрено международными договорами, то нет никакого смысла формулировать в Указе перечень оснований для отказа в исполнении, тем более, что этот перечень отличается от тех, которые предусмотрены в соответствующих договорах.
Принцип "Компетенции компетенций"
Этот принцип достаточно широко освещен в ученых трудах российских юристов в области международного права <*>. Этот принцип означает, что судебно - арбитражный орган самостоятельно определяет пределы своей компетенции. Основная проблема при этом состоит в возможности или невозможности контроля за надлежащим его применением со стороны государственного суда при рассмотрении ходатайства о признании и исполнении.
--------------------------------
<*> Лебедев С.Н. "Международный коммерческий арбитраж: Компетенция арбитров и соглашение сторон". Москва, ТПП СССР, 1988.
Как видно из приведенного выше анализа международных договоров, возможности для контроля за правильным определением компетенции суда, который принял решение по существу спора, предусмотрены лишь в некоторых договорах, а именно: в договорах с Алжиром, Испанией и Югославией, а также в Соглашении от 20.03.1992, заключенном в рамках СНГ.
Наличие или отсутствие иностранного контроля за соблюдением компетенции постановляющим судом является весьма важным знаковым общественно - политическим определителем унификации законодательных систем и меры взаимного доверия в области правоприменительной практики.
Наше исследование показывает, что указанная законодательная унификация и доверие отсутствуют во взаимоотношениях России с Алжиром, Испанией и Югославией, а также с теми странами СНГ, которые подписали Соглашение от 20.03.1992. Этот вывод настолько же удивителен, насколько и важен, поскольку на практике оспаривание ходатайства о признании и исполнении производится часто именно с позиций якобы неправильного применения правил о компетенции постановляющим судом. Тем не менее, нам представляется, что эти примеры свидетельствуют не о тенденциях в государственных взаимоотношениях, а о проявлениях случайного, непреднамеренного формулирования условий для признания и исполнения иностранного судебного решения. Действительно, о какого рода различной степени доверия может идти речь во взаимоотношениях России с Алжиром по сравнению с другой страной Магриба, такой как Тунис, или с Югославией по сравнению с другими странами Восточной Европы, такими как, например, Болгарией, Румынией и Польшей. Характерен договор с Польшей, заключенный в недавние годы, который особо оговаривает, что суд, в производстве которого находится ходатайство о разрешении на признание и исполнение, ограничивает свои действия установлением лишь негативных условий, в число которых не входит проверка компетенции суда, постановившего решение.
В этой связи можно обратиться к договорной практике стран - членов ЕЭС, которые заключили между собой широко известные Конвенции, подписанные в Брюсселе в 1968 году и в Лугано в 1988 году "О юрисдикции и приведении в исполнение судебных решений по гражданским и коммерческим делам" (в дальнейшем изложении именуются - Луганская Конвенция) <*>.
--------------------------------
<*> Публикация Вестника ВАС РФ. Специальное приложение к N 10, 2000 г.
Целый ряд статей этих соглашений посвящен компетенции постановляющего суда и также отказу в признании и исполнении судом запрашиваемого государства. Характерно, что в них четко прописано, в каких именно случаях нарушение правил о компетенции подлежит проверке, а именно: правил об исключительной юрисдикции; правил о юрисдикции по делам, относящимся к страхованию, по договорам с потребителями и некоторым другим.
Во всех иных случаях юрисдикция суда, вынесшего решение, не может пересматриваться. По нашему мнению, изложенная в этих соглашениях конструкция условий контроля за соблюдением правил о компетенции позволяет обеспечить стабильность и исполняемость судебных решений и избежать ненужных споров о компетенции.
В этом смысле судебные решения, принимаемые в соответствии с договорами, не предусматривающими неопределенного иностранного судебного контроля за компетенцией, являются более привлекательными с позиций их стабильности и исполняемости по сравнению, например, с решениями третейских судов, к числу которых, несомненно, относятся международные коммерческие арбитражные суды. Это объясняется тем, что действующие международные конвенции в этой области и национальное законодательство предусматривают правовые нормы о такого рода контроле со стороны государственного суда в той или иной форме (в порядке судебного оспаривания или при рассмотрении судом ходатайства о признании и исполнении). Такие нормы содержатся, прежде всего, в Конвенции ООН 1958 года "О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений", Арбитражном регламенте ЮНСИТРАЛ, Законе РФ от 07.07.1993 "О международном коммерческом арбитраже" и т.д. В практике деятельности Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ далеко не единичны случаи, когда Верховный Суд РФ (а ранее СССР) отменял решения МКАС со ссылкой на несоблюдение правил о компетенции.
Согласно имеющейся информации органами государственного арбитража РФ в 2000 году было рассмотрено около 2000 дел с участием нерезидентов. Компетенция арбитражных судов по таким делам определена в ст. 212 Арбитражного процессуального кодекса, которая должна применяться с учетом п. 3 ст. 11 АПК, которая предписывает применять правила международных договоров с участием РФ, если в них содержатся иные нормы по сравнению с АПК. К сожалению, наша собственная практика показывает, что российские арбитражные суды подчас далеки от понимания и применения правил о компетенции, содержащихся в международных договорах, и руководствуются при определении своей компетенции только ст. 212 АПК.
Игнорирование международных договоров неминуемо приводит к возникновению правовых затруднений у стороны, которая в дальнейшем заявляет ходатайство в иностранном суде о признании и исполнении российского арбитражного решения, если это решение должно исполнятся за границей. При этом необходимо учитывать иностранную судебную практику, которая сложилась, как правило, в соответствии или под влиянием упомянутых Брюссельской и Луганской конвенций, в которых установлено,

О преюдиции судебных актов  »
Комментарии к законам »
Читайте также