Гражданско - правовое положение банка россии как юридического лица
КАК ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
В.А.
РАХМИЛОВИЧ
Рахмилович Виктор
Абрамович
Заслуженный юрист Российской
Федерации. Доктор юридических наук,
профессор. Специалист по гражданскому
праву. Научная проблематика: теория и общие
вопросы гражданского права, юридические
лица, гражданская ответственность, общая
часть обязательственного права,
страхование.
Родился 23 июля 1923 г. в
Петрограде. В 1946 г. окончил юридический
факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1945 - 1957
гг. - юрисконсульт; в 1957 - 1958 гг. преподавал
гражданское право в ВЮЗИ. С 1968 г. по
настоящее время работает в Институте
законодательства и сравнительного
правоведения, главный научный сотрудник.
Автор многочисленных трудов, в том числе:
"Правовые формы хозяйственного расчета в
промышленных объединениях", 1977; "Советское
законодательство и хозяйственный механизм"
(в соавт.), 1984; "О достижениях и просчетах
нового Гражданского кодекса" (Советское
государство и право. 1996. N 4); соавтор
Комментариев к ГК РФ.
Выбор
организационно - правовой формы
Центрального банка РФ как юридического
лица зависит от избираемой степени его
независимости:
а) степени его
самостоятельности в распоряжении своим
имуществом;
б) степени
самостоятельности его ответственности по
своим обязательствам, т.е. наличия или
отсутствия субсидиарной (дополнительной)
ответственности государства по долгам ЦБ
РФ. Банк, будучи юридическим лицом, в любом
случае ответственности по обязательствам
государства не несет, независимо от
избранной организационно - правовой формы
юридического лица (п. 2 ст. 126 ГК РФ).
В
любом случае, т.е. независимо от того, в
какой организационно - правовой форме будет
действовать ЦБ РФ, находящееся в его
ведении имущество, которым он будет
распоряжаться, может быть разделено на
части, находящиеся на различном правовом
режиме. Нахождение определенной части
имущества на положении имущества самого
Банка России (его собственного имущества)
не исключает передачи ему определенных
фондов (комплексов) федерального
(государственного) имущества, в отношении
которого он совершает те или иные действия
по поручению и от имени Российской
Федерации (ч. 3 ст. 125 ГК РФ), а не от своего
имени, т.е. в качестве ее представителя.
Действия же представителя создают,
изменяют и прекращают гражданские права и
обязанности непосредственно
представляемого (ст. 182 ГК РФ). Таким образом,
в последнем случае ответственность по
сделкам и обязательствам, в которые ЦБ РФ
вступает не от своего имени, а от имени
Российской Федерации, несет Российская
Федерация, а не Банк России.
Возможность
создания двух правовых режимов и их
одновременного параллельного
существования может быть обеспечена при
любой организационно - правовой форме Банка
России. Для этого необходимо установить
законом ведение ЦБ РФ двух отдельных
балансов, один из которых отражает
имущество самого Банка России и
имущественные результаты его деятельности
на базе этого имущества от его собственного
имени, а другой - имущество государства,
переданное Банку России в управление в
порядке ч. 3 ст. 125 ГК РФ, и имущественные
результаты деятельности, осуществляемой им
на базе этого имущества от имени Российской
Федерации.
Из предусмотренных
действующим законодательством
организационно - правовых форм наибольшую
степень независимости и имущественной
самостоятельности обеспечит создание ЦБ РФ
в форме некоммерческой государственной
корпорации, которая по закону признается
собственником переданного ей государством
имущества (см. ст. 7.1 Федерального закона от
12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих
организациях") и по обязательствам которой
государство никакой ответственности не
несет (кроме, разумеется, отдельных случаев,
когда государство принимает на себя
ответственность специальным актом).
Эта
организационно - правовая форма не
исключает возможности выступления ЦБ РФ от
имени Российской Федерации на основании ст.
125 ГК РФ в случаях и в порядке,
предусмотренных Законом о Центральном
банке, а также иными специальными
законами.
Создание ЦБ РФ в
организационно - правовой форме
государственного учреждения влечет
следующие юридические последствия в сфере
имущественных отношений.
1.
Закрепленное за учреждением его
учредителем (в данном случае государством)
имущество подлежит учреждению на праве
оперативного управления, и собственник
вправе изъять "неиспользуемое либо
используемое не по назначению имущество и
распорядиться им по своему усмотрению" (ч. 2
ст. 296 ГК РФ).
2. Деятельность учреждения
финансируется полностью или частично
учредителем за счет его - учредителя -
средств согласно утвержденной им смете (ч. 1
ст. 120 ГК РФ). Наряду с этим учредительными
документами учреждения может быть
предусмотрено его финансирование за счет
доходов от разрешенной ему и приносящей
доходы его собственной деятельности.
Наличия у учреждения уставного фонда ГК РФ
не предусматривает. Система организации
имущественных отношений учреждения как
организационно - правовой формы
юридического лица исключает существование
у него уставного фонда.
3. Учреждение не
вправе отчуждать или иным образом
распоряжаться имуществом, закрепленным за
ним на праве оперативного управления, и тем,
которое приобретено им за счет средств,
выделенных ему учредителем по смете.
Однако доходы, полученные учреждением от
его собственной деятельности, и
приобретенное за счет этих доходов
имущество поступают в самостоятельное
распоряжение учреждения и учитываются на
отдельном балансе (ст. 298 ГК РФ).
4.
Учреждение отвечает по своим
обязательствам только принадлежащими ему
денежными средствами. На иное его имущество
взыскание обращено быть не может. Но если
денежных средств учреждения недостаточно,
субсидиарную (дополнительную)
ответственность по обязательствам
учреждения несет его учредитель, т.е. в
данном случае Российская Федерация (ч. 2 ст.
120 ГК РФ).
Можно, конечно,
воспользоваться оговоркой, содержащейся в
ч. 3 ст. 120 ГК РФ. Но, во-первых, Кодекс говорит
о возможности установления особенностей
правового положения для отдельных видов
учреждений, а не отдельного индивидуально
взятого единственного учреждения.
Во-вторых, ГК РФ допускает возможность
определения особенностей установленного
ГК РФ режима, а не радикальное его
изменение. Всегда будет высока вероятность
возникновения споров о том, не вышли ли
установленные особенности за рамки,
определенные ГК РФ. В частности и в
особенности это коснется правила об
устранении субсидиарной ответственности
учредителя - государства.
Широкую
возможность определить специфическое и
уникальное правовое положение Банка России
открывает решение, основанное на ч. 3 ст. 50 ГК
РФ, которая допускает установление
специальными законами специальных, не
предусмотренных ГК РФ организационно -
правовых форм некоммерческих организаций.
Законодатель широко (и не всегда достаточно
обоснованно) использовал уже эту
возможность при издании Федерального
закона "О некоммерческих организациях",
Федерального закона от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ "О
товариществах собственников жилья",
Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ
"О садоводческих, огороднических и дачных
некоммерческих объединениях граждан".
Гражданскому кодексу РФ не противоречит и
создание специальной организационно -
правовой формы - не для целого вида или
категории некоммерческих организаций, но
для отдельной, единичной - так сказать,
уникальной - организации. ЦБ РФ
действительно является такой уникальной
некоммерческой организацией - юридическим
лицом, участвующим в экономическом обороте
и одновременно наделенным определенными
властными функциями по его регулированию.
Эти специфические обстоятельства
объясняют и оправдывают создание
специальной организационно - правовой
формы данного юридического лица, не
укладывающейся в рамки типичных форм,
предусмотренных общим
законодательством.
Избрав этот вариант
решения вопроса об организационно -
правовой форме ЦБ РФ как юридического лица,
необходимо иметь в виду, что это потребует
тщательной проработки и регламентации
законом организационной структуры Банка
России, определения органов его управления,
точного распределения между ними функций,
определения компетенции каждого из них как
по принятию решений в сфере осуществления
право- и дееспособности ЦБ РФ как
юридического лица, так и по принятию и
реализации его решений в сфере
административно - властной и
нормотворческой деятельности.
Определенную сложность в случае избрания
этого варианта решения представляет собой
определение того права, на котором будет
принадлежать Банку России закрепленное за
ним его имущество, т.е. имущество, которым
банк будет распоряжаться от своего имени, а
не от имени Российской Федерации.
Представляется, что это может быть право
собственности ЦБ РФ как государственного
юридического лица - Банк России может быть
объявлен собственником закрепленного за
ним имущества. Наше законодательство не
придерживается принципа, признававшегося
ранее действовавшим законодательством
советского периода. Новое
законодательство, разделив
государственную собственность на
федеральную и региональную (последняя
принадлежит отдельным самостоятельным
субъектам), признало самостоятельными
субъектами права государственной
федеральной собственности и
некоммерческие государственные
корпорации, а также Российскую академию
наук.
Такое решение затрагивает,
конечно, проблему иммунитета государства и
его имущества, но это уже другой
вопрос.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02.12.1990 N 394-1
"О
ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(БАНКЕ РОССИИ)"
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от
30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.01.1996 N 7-ФЗ
"О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ"
(принят
ГД ФС РФ 08.12.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.06.1996
N 72-ФЗ
"О ТОВАРИЩЕСТВАХ СОБСТВЕННИКОВ
ЖИЛЬЯ"
(принят ГД ФС РФ
24.05.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.04.1998 N 66-ФЗ
"О САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И
ДАЧНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ
ОБЪЕДИНЕНИЯХ
ГРАЖДАН"
(принят ГД ФС РФ 11.03.1998)
Право и экономика, N 6, 2001