Нормативные акты и способы выплаты пенсий в российской федерации(н.м. журавлева)
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Материал
подготовлен с использованием правовых
актов
по состоянию на 1 июня 2001
года
Н.М. ЖУРАВЛЕВА
Журавлева Наталья
Михайловна, юрист, работает в органах
социального обеспечения с 1990 г.
Основной
Закон Российской Федерации - Конституция РФ
- закрепляет как основное направление
социальной защиты государства, а также как
гарантию реализации права граждан на
социальное обеспечение по возрасту, в
случае утраты трудоспособности, потери
кормильца, выплату государственных пенсий
и социальных пособий.
Фундаментальным
нормативным актом, регулирующим выплату
пенсий в РФ, является Закон РФ "О
государственных пенсиях в Российской
Федерации" от 20.11.1990 г. N 340-1 (с последующими
изменениями и дополнениями).
Финансирование выплаты пенсий, назначенных
в соответствии с данным Законом,
осуществляется Пенсионным фондом
Российской Федерации за счет взносов
работодателей, граждан и ассигнований из
федерального бюджета.
Статья 120 Закона
1990 г. устанавливает общие правила выплаты
пенсий. Они касаются всех видов пенсий, в
том числе и социальных.
Часть 1 ст. 120
предусматривает, что выплата пенсии
производится за текущий месяц. Таким
образом, пенсия за июнь должна быть
выплачена в июне, за июль - в июле и т.д.
Данное правило установлено в связи с тем,
что пенсия для подавляющего большинства
пенсионеров, в том числе почти всех
неработающих пенсионеров, является
основным источником их доходов.
Часть 2
ст. 120 устанавливает, что доставка и
пересылка пенсий осуществляются за счет
государства. Из этого следует, что все
расходы, связанные с доставкой и пересылкой
пенсий, финансируемых из федерального
бюджета, должны производиться за счет
средств федерального бюджета, а не за счет
собственных доходов ПФР. Другими словами,
ассигнования на эти цели передаются из
федерального бюджета в ПФР, помимо тех
ассигнований, которые предназначены на
выплаты нестраховых пенсий (пенсий
инвалидам войны, социальных пенсий и т.д.).
Суммы данных расходов предусматриваются в
федеральных законах: о бюджете ПФР,
федеральном бюджете на соответствующий
финансовый год. В частности, ст. 75 Закона РФ
"О федеральном бюджете на 2001 год" от 27.12.2000 г.
N 150-ФЗ указывает: "Возмещение расходов на
выплату государственных пенсий и пособий,
осуществляемых в соответствии с
законодательством Российской Федерации за
счет средств федерального бюджета, а также
расходов на их доставку производится в 2001
году Пенсионному фонду Российской
Федерации в сумме 34039,0 млн. рублей, в том
числе 789,5 млн. рублей на погашение
задолженности федерального бюджета перед
Пенсионным фондом Российской Федерации,
фактически сложившейся в 1999 году по
финансированию выплаты пенсий в части,
определяемой включением в трудовой стаж,
дающий право на пенсию, периодов, не
связанных с уплатой страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации".
Кроме того, Бюджетный кодекс Российской
Федерации от 31.07.1998 г. N 145-ФЗ в ст. 84 среди
расходов, финансируемых исключительно из
федерального бюджета, называет компенсацию
государственным внебюджетным фондам
расходов на выплату государственных пенсий
и пособий, других социальных выплат,
подлежащих финансированию в соответствии с
законодательством Российской Федерации за
счет средств федерального бюджета.
Доставка пенсий в РФ осуществляется по
общим правилам, на основе действующего
законодательства, существующих
организационно - технологических
требований, выработанных на федеральном
уровне, применительно к местным условиям.
При этом в качестве доставляющих
организаций выступают организации
федеральной почтовой связи, альтернативные
структуры, территориальные учреждения
Сберегательного банка РФ, иные кредитные
учреждения. Организационно - правовые формы
доставки определяются в субъектах РФ. Как
правило, пенсионерам предоставляется
возможность выбрать способ получения
пенсий (из вышеназванных) по своему
усмотрению. Конкретные правила
взаимодействия, т.е. условия доставки
пенсий той или иной организацией, в т.ч. и
обязательные, устанавливаются в рамках
трехсторонних договоров между органом,
осуществляющим пенсионное обеспечение,
региональным отделением ПФР и
организацией, которая осуществляет
"доставочные" услуги. Выплата и доставка
производятся по документам органов,
осуществляющих пенсионное обеспечение.
Например, по Нижегородской области
действует Договор о совместной
деятельности по выплате и доставке
населению области пенсий, заключенный
между Управлением федеральной почтовой
связи Нижегородской области, Отделением
Пенсионного фонда РФ по Нижегородской
области и Департаментом по труду и
социальной защите населения Администрации
Нижегородской области. Он регулирует
взаимоотношения сторон по организации
финансирования, выплаты и доставки пенсий,
обмену выплатными и отчетными документами,
проведению взаиморасчетов, устанавливает
взаимные права и обязанности. Действие
договора имеет силу в районах Нижнего
Новгорода и районах (городах) области, где
доставка пенсий осуществляется филиалами
управлений федеральной почтовой связи.
Тариф на услуги по доставке пенсий
определяется в централизованном порядке.
Федеральными законами о бюджете
Пенсионного фонда на соответствующий
финансовый год устанавливается тариф в
процентах от суммы выплаченных пенсий.
Согласно Закону от 05.08.2000 г. N 114-ФЗ "О бюджете
Пенсионного фонда РФ на 2000 год" расходы
фонда на оплату услуг отделений
федеральной почтовой связи по доставке и
пересылке всех видов государственных
пенсий и пособий определены в размере 1,5% (по
фактическому исполнению 1 полугодия 2000 г.), а
для альтернативных структур - в размере 1,25%.
С августа 2000 г. оплата услуг отделений
федеральной почтовой связи определена в
1,85%. В 2001 г. тариф для федеральной почтовой
связи - 1,5%, для альтернативных структур - 1,25%
(Федеральный закон от 08.08.2001 г. N 125-ФЗ "О
бюджете Пенсионного фонда РФ на 2001 год").
Снижение тарифа по альтернативным
структурам связано с необходимостью
жесткой экономии и снижения расходов
бюджета Пенсионного фонда по
финансированию выплат пенсий. Кроме того,
регулярное повышение размеров
выплачиваемых пенсий, рост численности
пенсионеров объективно способствуют
увеличению объема выплат, приходящемуся в
том числе и на альтернативные структуры,
что обеспечивает им необходимую
компенсацию затрат (письмо ПФР от 06.05.1996 г. N
ЮЛ-03-11/2981-ИН).
Согласно Положению о
Пенсионном фонде Российской Федерации
(России) ПФР обеспечивает контроль за
правильным и рациональным расходованием
его средств. На основании Положения и во
исполнение Указа Президента РФ от 25.07.1996 г. N
1095 "О мерах по обеспечению государственного
финансового контроля в Российской
Федерации" Правлением Пенсионного фонда РФ,
Министерством труда и социального развития
РФ и Министерством связи РФ 07.03.1997 г. были
изданы Рекомендации об организации
контроля за правильностью расходования
средств, предназначенных на выплату
государственных пенсий. Они определили
задачи, организацию и предмет контроля.
Согласно Рекомендациям ведомственный
контроль включает проведение ревизий,
инвентаризаций и тематических проверок (по
направлениям деятельности соответствующих
органов, участвующих в процессе
пенсионного обеспечения). Вневедомственный
контроль правильности расходования
средств при назначении и выплате
государственных пенсий в органах
социальной защиты населения и организациях
федеральной почтовой связи осуществляется
Главным контрольно - ревизионным
управлением и другими подразделениями
Пенсионного фонда Российской Федерации,
соответствующими подразделениями его
региональных отделений с привлечением
контрольных и других служб органов
социальной защиты населения субъектов
Российской Федерации и региональных
управлений федеральной почтовой связи, а
при необходимости и других органов в
субъектах Российской Федерации, наделенных
контрольными функциями. В целях
определения правильности начисления и
выплат пенсий проверке подлежат:
-
правильность ведения лицевых отчетов
получателей пенсий и соответствие их
пенсионному делу;
- своевременность и
обоснованность заявок потребности в
средствах на выплату пенсий;
-
правильность ведения выплатной
документации и отчетности по выплаченным
суммам пенсий;
- учет работающих
пенсионеров и размеры выплачиваемых им
пенсий;
- выплата пенсий через
сберегательные банки, организации
федеральной почтовой связи и другие
выплачивающие структуры;
- выплата
пенсий при смене места жительства;
-
своевременное прекращение выплаты пенсий
умершим;
- учет удержаний и
восстановление излишне выплаченных
средств;
- целевое использование
средств на выплату пенсий органами,
осуществляющими пенсионное обеспечение,
организациями федеральной почтовой связи,
учреждениями сберегательного банка и
другими выплачивающими структурами;
-
исполнение рекомендаций Минтруда России,
Пенсионного фонда Российской Федерации и
Минсвязи России в части организации
выплаты пенсий.
Банковские операции по
финансированию и расходованию средств на
выплату пенсий и состояние бухгалтерского
учета и отчетности оцениваются по наличию и
правильности оформления банковских
документов, по документам, послужившим
основанием к расходу денежных сумм,
состоянию расчетов с организациями
федеральной почтовой связи
(сберегательными банками), правильности
составления заявок, своевременности
перечисления денежных средств на выплату
пенсий.
Здесь необходимо отметить
принятие Указа Президента РФ от 27.09.2000 г. N 1709
"О мерах по совершенствованию управления
государственным пенсионным обеспечением в
Российской Федерации", по которому за
Пенсионным фондом РФ и его
территориальными органами закрепляются
полномочия по назначению и выплате
государственных пенсий.
В настоящее
время все пенсии, в том числе и работающим
пенсионерам, выплачиваются по месту
жительства. Вопросы, касающиеся порядка
прохождения регистрационного учета по
месту жительства и по месту пребывания
лицами, изменившими место жительства (или
временно выбывшими), а также оформления в
установленном порядке статуса
вынужденного переселенца, в основной своей
массе относятся к компетенции
территориальных органов миграционной
службы и органов регистрационного учета, в
контакте с которыми они и решаются.
Основным нормативным актом в этих случаях
являются "Правила регистрации и снятия
граждан Российской Федерации с
регистрационного учета по месту пребывания
и по месту жительства в пределах Российской
Федерации и перечня должностных лиц,
ответственных за регистрацию",
утвержденные Постановлением Правительства
РФ от 17.07.1995 г. N 713 (с последующими
изменениями и дополнениями).
Соответственно и пенсионное обеспечение
граждан решается исходя из характера
регистрационного учета. При этом по
истечении срока регистрации по месту
пребывания пенсионеру должно быть
предложено продлить сроки регистрации,
представить соответствующий документ в
орган, осуществляющий пенсионное
обеспечение. Если оформление регистрации
затруднено по каким-либо причинам, выплата
пенсии продлевается по заявлению
пенсионера. В целях обеспечения контроля за
расходованием пенсионных средств в таких
случаях пенсия выплачивается через
организации федеральной почтовой связи.
На основании действующего
законодательства выплата пенсии
производится предприятием связи на
основании соответствующего поручения
органа, осуществляющего пенсионное
обеспечение. Пенсия доставляется на дом
пенсионеру ежемесячно в определенный день.
Если по каким-либо причинам пенсионер не
получил пенсию (например, в день доставки
пенсии его не было дома), он может получить
пенсию в отделении связи, которое
доставляло пенсию.
По желанию
пенсионера пенсия переводится органом,
осуществляющим пенсионное обеспечение, на
расчетный счет пенсионера в
соответствующем отделении банка по месту
его жительства. Для этого пенсионер подает
в орган, осуществляющий пенсионное
обеспечение, необходимое заявление.
При
выплате пенсий через банки применяются
общие правовые нормы, содержащиеся в
финансовом и банковском законодательстве,
в том числе и в инструктивных письмах
Центрального банка РФ. Например, такие
нормативные акты, как Положение о правилах
организации наличного денежного обращения
на территории РФ (письмо ЦБ РФ от 05.01.1998 г. N
14-П); Правила ведения бухгалтерского учета в
кредитных организациях, расположенных на
территории РФ, и дополнений и изменений к
плану счетов бухгалтерского учета в
кредитных организациях РФ (Приказ ЦБ РФ от
18.06.1997 г. N 02-263); Примерная программа
проведения проверок в расчетно - кассовых
центрах Банка России и в коммерческих
банках своевременности перечисления
средств бюджетов всех уровней,
направляемых на выплату зарплаты с
начислениями работникам организаций
бюджетной сферы, денежного довольствия
военнослужащим и сотрудникам органов
внутренних дел, пенсий, стипендий, пособий и
иных социальных выплат, а также
перечисления и зачисления налогов и других
обязательных платежей на счета по учету
доходов бюджетов всех уровней,
государственных внебюджетных фондов
(письмо ЦБ РФ от 23.02.1996 г. N 242) и другие.
Кроме того, например, в учреждениях
Сберегательного банка РФ операции по
пенсионным вкладам осуществляются на
основании Инструкции от 30.06.1992 г. N 1-Р (с
последующими изменениями и дополнениями) "О
порядке совершения учреждениями
Сберегательного банка Российской
Федерации операций по вкладам населения"
(приложение 6). Сотрудничество органов ПФР,
социальной защиты населения со Сбербанком
РФ осуществляется путем заключения
договоров на основе "Типового договора о
перечислении к выплате пенсий и пособий"
(доведены до сведения письмом ПФР от 31.08.1995
г. N 06-12/5112, с изменениями, предусмотренными
письмом ПФР от 22.11.1999 г. N ЛЧ-06-27/10541).
В
некоторых регионах РФ доставка пенсий
осуществляется альтернативными службами
доставки, в т.ч. и подотделами пенсионных
служб. Опыт такой работы, например в
Московской области, выявил три возможных
варианта организации деятельности
подотделов по доставке пенсий:
первый -
на условиях полной децентрализации (как
самостоятельных юридических лиц);
второй - на условиях полной централизации
(работа подотделов по единой смете
пенсионного отдела);
третий - на
условиях частичной децентрализации, когда
подотдел выделяется в самостоятельную
структурную единицу на отдельном балансе в
составе пенсионного отдела с
финансированием за счет выделяемых для его
деятельности целевых источников.
Независимо от избранного пенсионером
порядка выплаты пенсии (с доставкой пенсии
на дом или перечислением пенсии на
расчетный счет) она должна выплачиваться,
как отмечалось, за текущий месяц.
Российский пенсионный закон не регулирует
порядок выплаты пенсии по доверенности,
поскольку он предусмотрен гражданским
законодательством. В настоящее время
какие-либо особенности выплаты пенсии по
доверенности законом не установлены.
Согласно ст. 185 Гражданского кодекса РФ
доверенностью