Усыновление иностранцами детей - российских граждан

В. ЗАВРАЖНОВ
В. Завражнов, заместитель председателя Омского областного суда.
В 1999 году судами России рассмотрено около 6 тыс. дел об усыновлении детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами. Из них 24 дела - Омским областным судом. В 2000 году наш суд рассмотрел уже 69 таких дел. За редкими исключениями, суды устанавливали усыновление.
Рассмотрение дел данной категории представляет для судей немалую сложность. Действующее законодательство и постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления" не содержат ответов на многие вопросы из-за отсутствия на тот момент судебной практики.
Декларацией о социальных и правовых принципах, касающихся усыновления детей на международном уровне, утвержденной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г. и ст. 21 Конвенции о правах ребенка, принятой в Нью - Йорке 20 ноября 1989 г., признается, что усыновление в другой стране может рассматриваться лишь в качестве альтернативного способа ухода за ребенком при наличии двух условий: если он не может быть передан на воспитание или помещен в семью в стране происхождения и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным.
Статья 124 СК РФ последнего условия не содержит. Однако, имея в виду приоритет международного закона над российским, суд должен проверять и его - обеспечивается ли ребенку в детском учреждении какой-либо подходящий уход. Но какой уход может считаться подходящим? И если он признан судом подходящим, является ли это основанием для отказа иностранным гражданам в установлении усыновления?
Следующий вопрос - как ознакомиться с законодательством иностранных государств и практикой его применения? Заинтересованные лица вправе, но не обязаны, представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного семейного права. Как правило, они этого не делают, ссылаясь на различные причины. Из Минюста России в ответ на наши запросы пришло сообщение, что законодательством иностранных государств и практикой его применения там не располагают.
Все это приводит к тому, что судьи, даже зная из неофициальных источников о том, например, что по законодательству Израиля усыновителями не могут быть одинокие граждане (кроме родственников усыновляемого), разница в возрасте усыновителя и усыновляемого должна составлять не менее 18 лет (по российскому законодательству - 16 лет), рассматривают дела, руководствуясь п. 2 ст. 166 СК РФ, и применяют законодательство Российской Федерации, которое таких ограничений не содержит. Вместе с тем совершенно очевидно, что установление усыновления должно соответствовать российским законам и законам страны усыновителя.
Иммиграционная служба США выдает справки о разрешении на въезд усыновленного ребенка только после представления усыновителями оригиналов и заверенных копий документов, подтверждающих, что усыновление было одобрено российским судом и проведено в соответствии с законом Российской Федерации об усыновлении и соответствующим законом США. Отдел иммиграции и натурализации Министерства юстиции США в уведомлении об утверждении предварительного заявления на усыновление сирот за рубежом предупреждает, что прошение об иммиграции и натурализации ребенка - сироты может быть отклонено в случае, если ребенок не будет квалифицирован по законам США как сирота.
По российскому законодательству усыновлению подлежат дети, оставшиеся без попечения родителей. Но все ли такие дети могут быть квалифицированы как сироты по законодательству США и других стран, остается вопросом.
Формально возможность отмены усыновления, произведенного иностранными гражданами на территории Российской Федерации, предусмотрена ст. 165 СК РФ. На практике опять же возникают вопросы, каким образом надлежаще вручить иностранным усыновителям, проживающим в стране, с которой не заключен договор о взаимной помощи по семейным делам, копии заявления об отмене усыновления и других документов, как надлежаще известить их о времени и месте рассмотрения дела, как возвратить ребенка в Россию в случае отмены решения об установлении усыновления?
Согласно ст. 263.2 ГПК РСФСР к заявлению об установлении усыновления должны быть приложены: медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей; справки с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо декларации о доходах; документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение; заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители, об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями; разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка и его постоянное жительство на его территории.
Возникает вопрос - какие органы иностранных государств вправе выдавать указанные в ст. 263.2 ГПК РСФСР документы? Граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, подают в органы опеки и попечительства медицинское заключение государственного или муниципального лечебно - профилактического учреждения, оформленное в установленном Минздравом России порядке. А вот иностранные граждане представляют, как правило, справку частного практикующего врача об отсутствии препятствующих для усыновления заболеваний. Насколько можно доверять такой справке?
Право собственности на жилое помещение граждане в России подтверждают договорами купли - продажи, дарения, регистрационными удостоверениями учреждения юстиции по регистрации недвижимости. Право пользования жилым помещением удостоверяется копией финансового лицевого счета и выпиской из домовой (поквартирной) книги.
Иностранные же граждане представляют справки о наличии собственности, выданные страховыми агентами, служащими налоговых служб и т.д. Справки об отсутствии судимости выдают им помощники судей, полицейские участков, а заключения об условиях жизни и о возможности быть усыновителями оформляются агентствами по усыновлению, социальными работниками.
В суд представляются разрешения на въезд и постоянное проживание усыновляемого ребенка, выданные иммиграционными службами страны усыновителя, администрацией населенного пункта, в котором проживает усыновитель, отделами посольств иностранных государств в России и их консульствами. В одном из дел мы обнаружили такое разрешение, выданное консульством Германии в г. Омске. Между тем консульств иностранных государств в Омске нет и никогда не было. (Это к вопросу о достоверности представляемых документов).
Таким образом, достоверность прилагаемых к заявлению об установлении усыновления документов (а по существу - судьба усыновляемых детей) во многом зависит от компетентности, порядочности служащих органов и организаций иностранных государств.
Государственная Дума в постановлении от 19 сентября 1997 г. "О неотложных мерах по повышению государственного контроля за усыновлением" выразила обеспокоенность ситуацией, складывающейся в процессе усыновления детей, особенно в области межгосударственного усыновления. Было обращено внимание на отсутствие двусторонних международных договоров между Российской Федерацией и иностранными государствами о сотрудничестве в области межгосударственного усыновления, а также основанного на нормах международного права государственного контроля за соблюдением прав детей - граждан Российской Федерации. В постановлении отмечалось: "В России наблюдаются негативные тенденции, создающие угрозу национальной безопасности России..."
Но только в марте 2000 г. Правительством РФ были приняты постановления, в соответствии с которыми запрещена посредническая деятельность по усыновлению, федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по проведению проверок деятельности иностранных организации, занимающихся вопросами усыновления и желающих открыть представительства на территории России.
Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2000 г. "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением" предусмотрена возможность выдачи разрешения на открытие представительств некоммерческим иностранным организациям, осуществляющим деятельность по усыновлению на территории своего государства не менее 5 лет на момент подачи заявления об аккредитации. При этом иностранная организация, желающая открыть представительство на территории Российской Федерации, обязана представить копию учредительных документов, сведения о ее некоммерческом статусе, организационной структуре, персонале, копию лицензии, подтверждающей полномочия по осуществлению деятельности по усыновлению детей, рекомендательное письмо компетентного органа государства местонахождения иностранной организации, сведения о главе представительства и его персонале и т.д. Предусмотрены основания для отказа в аккредитации представительства иностранного государства, продлении ее срока или досрочном прекращении в случае представления недостоверной информации о своей деятельности, при наличии негативной информации о деятельности иностранных организаций или их представительств и т.д.
Казалось бы, Правительство приняло действенные меры по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей. Однако кардинально ситуацию данное постановление не изменило, поскольку в нем нет запрета на установление усыновления по документам, оформленным не прошедшими аккредитацию иностранными организациями, что позволяет им заниматься вопросами усыновления, избегая проверок, и продолжать свою работу по прежней схеме.
Органы опеки и попечительства выдают иностранным гражданам направления в детские учреждения для подбора детей. Суды рассматривают заявления этих граждан, устанавливают усыновление по представленным иностранными агентствами, не имеющими аккредитованных представительств в России, документам. Во всех поступивших на рассмотрение Омского областного суда в 2000 - 2001 гг. делах документы на иностранных граждан - усыновителей были подготовлены иностранными агентствами по усыновлению, не имеющими аккредитации. Правильно ли это?
По существу, рекомендательный характер носит и возложение обязанности на иностранных граждан ставить на учет в консульских учреждениях России усыновленных детей, поскольку никаких правовых последствий в случае неисполнения данного предписания не предусмотрено.
Посольство США нотой от 5 декабря 2000 г. сообщило МИД России, что выдаваемое отделом иммиграции и натурализации Министерства юстиции США уведомление о положительном заключении на поданное заявление относительно предварительного рассмотрения прошения об усыновлении ребенка удостоверяет тот факт, что компетентные органы провели полную и всестороннюю проверку обратившихся с таким заявлением лиц и подтверждают, что эти лица отвечают требованиям, предъявляемым к потенциальным родителям. Таким образом, за кандидатов в усыновители из США поручилось посольство Соединенных Штатов Америки. А кто поручится за остальных?
Изучение отчетов об условиях жизни и воспитания усыновленных иностранными гражданами детей свидетельствует о том, что областным судом выносились решения об установлении усыновления в интересах детей. Вместе с тем достоверность ряда отчетов вызывает сомнение в связи с ненадлежащим оформлением. США, Германия, Израиль являются участниками Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г., отменяющей требования дипломатической или консульской легализации иностранных официальных документов. Единственной формальностью, которая требуется для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, подлинности печати или штампа, которым скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен. Однако списка компетентных органов иностранных государств суды, к сожалению, не имеют.
По требованию любого заинтересованного лица орган, проставивший апостиль, обязан проверить, соответствуют ли сделанные в нем записи сведениям, внесенным в книгу записей или картотеку. Кто в России считается заинтересованным лицом и когда-либо проверял, соответствуют ли сделанные в апостиле записи сведениям, внесенным в книгу записей или картотеку? Думаю, такого лица в России не найдется.
В отчетах, поступивших из Израиля, в апостиле не был указан порядковый номер, под которым данный апостиль зарегистрирован в книгу записей в Министерстве юстиции Израиля. В отчетах, поступивших из Германии, апостиль не был проставлен вообще.
Обращение областного суда в соответствующие федеральные органы с предложением о проведении дополнительной проверки условий жизни и воспитания детей, усыновленных гражданами Германии и Израиля, в том числе и через консульства России в этих государствах, осталось без ответа.
В соответствии с указаниями Минюста России от 7 августа 1992 г. "О некоторых вопросах проставления апостиля" по просьбе предъявителя документа апостиль проставляется непосредственно на свободном от текста месте документа, либо на его обратной стороне, или же на отдельном листе бумаги. В этом случае листы документа и лист с апостилем скрепляются вместе путем прошивания ниткой любого цвета (либо специальным тонким шнуром, лентой) и пронумеровываются. Последний лист документов в месте скрепления заклеивается плотной бумажной "звездочкой", на которой проставляется печать. Количество скрепленных листов заверяется подписью лица, проставившего апостиль.
Имеет ли место аналогичный порядок проставления апостиля в иностранных государствах, нам не известно. Практически ни по одному рассмотренному делу количество скрепленных листов при проставлении апостиля на отдельном листе печатью и подписью проставившего апостиль лица заверено не было.
Полагаю, что ответы на поставленные вопросы позволили бы судьям принимать более правильные решения, исключили бы случаи передачи детей лицам, не отвечающим предъявляемым к усыновителям требованиям.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 11.06.1964)
"СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 08.12.1995)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.03.2000 N 268
"О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ ПО
УСЫНОВЛЕНИЮ (УДОЧЕРЕНИЮ) ДЕТЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И КОНТРОЛЕ ЗА ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ"
ПИСЬМО Минюста РСФСР от 07.08.1992 N 7-2/99
"О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРОСТАВЛЕНИЯ АПОСТИЛЯ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 04.07.1997 N 9
"О ПРИМЕНЕНИИ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ОБ
УСТАНОВЛЕНИИ УСЫНОВЛЕНИЯ"
"КОНВЕНЦИЯ, ОТМЕНЯЮЩАЯ ТРЕБОВАНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ
ОФИЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ"
(заключена в Гааге 05.10.1961)
(вступила в силу для России 31.05.1992)
(вместе со "СТАТУСОМ КОНВЕНЦИИ, ОТМЕНЯЮЩЕЙ ТРЕБОВАНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ
ИНОСТРАННЫХ ОФИЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ" (по состоянию на 6 августа
2001 года))
"КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА"
(Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
(Вступила в силу для СССР 15.09.1990)
Российская юстиция, N 7, 2001

Документирование результатов оперативно - розыскных мероприятий  »
Комментарии к законам »
Читайте также