Меры пресечения(а.п. рыжаков)
Материал подготовлен с использованием
правовых актов
по состоянию на 28 июня 2001
года
А.П. РЫЖАКОВ
Рыжаков Александр
Петрович, кандидат юридических наук,
доцент, профессор кафедры правовых
дисциплин Тульского Государственного
педагогического Университета им. Л.Н.
Толстого, автор более чем 60 книг (120
публикаций) по уголовному, гражданскому и
арбитражному процессу, в том числе автор
моноучебников уголовного процесса и
правоохранительным органам для высших
юридических учебных заведений,
монопостатейных комментариев к УПК РСФСР,
АПК РСФСР, а также 6/7 комментария к ГПК
РСФСР. Общий объем публикаций превысил 1000
печ. листов.
В последние годы отмечается
рост количества регистрируемых
преступлений <*>, что, в свою очередь,
сопровождается необходимостью чаще
обращаться к такому уголовно -
процессуальному средству, как мера
пресечения. Значимость данного правового
института побуждает законодателя к
постоянному совершенствованию правовой
основы применения таковых. Так, в марте 2001
года были внесены существенные изменения в
процедуру, основания и условия избрания
таких мер пресечения, как заключение под
стражу, залог, поручительство
общественного объединения <**> и др. В
этой связи представляет интерес подробный
анализ понятия, оснований, условий и других
характеристик предусмотренных УПК РСФСР в
настоящее время мер пресечения.
--------------------------------
<*> См.: В.А.
Волынский. Предварительное расследование:
традиции и современность // Общество и право
в новом тысячелетии: Материалы
международной научно - теоретической
конференции, посвященной 200-летию МВД
России и 10-летию со дня образования
Тульского филиала ЮИ МВД России (4 - 5 октября
2000 г., Тула): В 2 т. М. Тула: ЮИ МВД России, 2001. Т.
2. С. 391.
<**> Данная мера пресечения
ранее именовалась "поручительство
общественной организации".
Меры
пресечения являются разновидностью мер
принуждения. В свою очередь, меры
процессуального принуждения
подразделяются на виды.
1. Превентивно -
предупредительные меры. Их еще иногда
называют предупредительно -
обеспечительные меры. К ним относятся:
а) меры пресечения (ст. ст. 93 - 96, 99 - 100, 394
УПК);
б) меры обеспечения процесса
доказывания (к примеру, принудительное
производство выемки - ч. 2 ст. 170, ст. ст. 168, 181
УПК);
в) иные, предусмотренные законом
меры (допустим, отстранение от должности -
ст. 153 УПК).
2. Меры защиты (ч. 2 ст. 73, ст. 232
УПК).
3. Меры уголовно - процессуальной
ответственности (ст. ст. 93, 263 УПК).
Меры
пресечения - это применяемые органами
дознания, следователями, начальниками
следственных отделов, прокурорами, судьей,
судом меры уголовно - процессуального
принуждения, оказывающие на обвиняемого
(подозреваемого) определенное
психологическое воздействие или
ограничивающие его личную свободу, с целью
лишения возможности уклониться
обвиняемому (подозреваемому) от дознания,
предварительного следствия или суда,
помешать установлению истины по делу, или
заниматься преступной деятельностью, а
также для обеспечения исполнения
приговора.
Законом предусмотрены
следующие виды мер пресечения:
1.
Подписка о невыезде (ст. 93 УПК).
2. Личное
поручительство (ст. 94 УПК).
3.
Поручительство общественного объединения
(ст. 95 УПК).
4. Заключение под стражу (ст. 96
УПК).
5. Залог (ст. 99 УПК).
6. Наблюдение
командования воинской части (ст. 100 УПК).
7. Отдача несовершеннолетнего под присмотр
(ст. 394 УПК).
Наиболее точно основание
избрания меры пресечения определено Ю.Д.
Лившицем. Таковым может быть признано
только наличие каких-либо содержащихся в
доказательствах данных, указывающих на то,
что обвиняемый может скрыться от дознания,
предварительного следствия или суда, или
воспрепятствовать установлению истины по
уголовному делу, или будет заниматься
преступной деятельностью, или может
помешать исполнению приговора.
Если
орган дознания, следователь, прокурор имеет
основания, то избрание меры пресечения уже
не право, а его обязанность.
Анализ
уголовно - процессуального
законодательства позволяет сформулировать
условия избрания меры пресечения. Они
следующие:
1) Мера пресечения может быть
избрана только после возбуждения
уголовного дела.
2) Имеется основание
избрания меры пресечения.
3) Мера
пресечения применяется к обвиняемому или
подозреваемому.
4) Наличие в деле
доказательств, изобличающих лицо в
совершении преступления.
Разрешая
вопрос о необходимости применить к лицу
меру пресечения, а также об избрании той или
иной из них, сотрудник органа дознания,
следователь, прокурор, судья, суд должны
учитывать, помимо обстоятельств, указанных
в ст. 89 УПК, также тяжесть предъявленного
обвинения, личность подозреваемого или
обвиняемого, род его занятий, возраст,
состояние здоровья, семейное положение и
другие обстоятельства (ст. 91 УПК).
Не
каждый субъект уголовного процесса
уполномочен избрать, отменить или изменить
меру пресечения. Таким правом наделены
только:
- лицо, производящее дознание
(орган дознания),
- следователь,
-
начальник следственного отдела,
-
прокурор,
- судья,
- суд.
Отмена
или изменение лицом, производящим дознание,
и следователем меры пресечения, избранной
по указанию прокурора, допускается лишь с
санкции прокурора.
Решение об избрании
меры пресечения оформляется
мотивированным постановлением
(определением). Заключить под стражу либо
избрать залог следователь (орган дознания)
может лишь с санкции прокурора.
В
постановлении (определении) об избрании
меры пресечения указываются анкетные
данные лица, к которому применяется мера
пресечения, преступление, в совершении
которого это лицо обвиняется или
подозревается, и основания избрания меры
пресечения. Кроме того, в постановлении
(определении) необходимо указать дату
(число, месяц, год) и место его составления;
должностное положение, звание и фамилию
лица, принимающего решение о мере
пресечения; статьи УПК, в соответствии с
которыми избирается мера пресечения.
Важнейшим элементом постановления
является его мотивировочная часть. В этой
части кратко, но конкретно излагаются
основания избрания меры пресечения и
указываются цели, для достижения которых
она применяется.
Помимо вынесения
постановления, при избрании некоторых
видов мер пресечения оформляется также
соответствующая подписка или протокол
(подписка о невыезде, протокол о принятии
залога и т.д.) либо делается сообщение
общественному объединению или
командованию воинской части.
Постановление или определение об избрании,
отмене или изменении меры пресечения
должно быть объявлено лицу, в отношении
которого оно вынесено. При этом на
постановлении делается отметка с указанием
времени ознакомления, удостоверяемая
подписью обвиняемого (подозреваемого).
Сразу же после избрания меры пресечения в
виде заключения под стражу соответствующее
постановление (определение) направляется
для исполнения вместе с арестованным
администрации места предварительного
заключения.
Органы предварительного
расследования, прокурор и другие
компетентные органы обязаны изменить или
отменить меру пресечения, когда отпадает
надобность в таковой или в мерах пресечения
вообще. Это обусловлено целью их применения
и возможным изменением в процессе
производства по делу обстоятельств,
явившихся основанием или условиями к
применению меры пресечения.
Условия или
основания применения меры пресечения
отпадают тогда, когда не находят
подтверждения данные, изобличающие лицо в
совершении преступления либо
свидетельствующие о возможности его
неправомерного поведения.
Изменение
или отмена меры пресечения производится
мотивированным постановлением лица,
производящего дознание, следователя,
начальника следственного отдела или
прокурора, а после передачи дела в суд -
мотивированным постановлением судьи или
определением суда. В постановлении
(определении) должны быть указаны
конкретные обстоятельства, в связи с
изменением которых отменяется или
изменяется мера пресечения.
Вывод об
отмене или изменении меры пресечения может
излагаться в самостоятельном
процессуальном документе или включаться в
постановление или определение о
прекращении дела, о направлении дела для
дополнительного расследования, в приговор
и т.д.
Несмотря на общие требования к
порядку избрания всех и каждой из мер
пресечения, законодатель предусмотрел и
специфические особенности избрания
отдельных мер пресечения.
Так, подписка
о невыезде (ст. 93 УПК) состоит в отобрании у
лица обязательства не отлучаться с места
жительства или временного нахождения без
разрешения соответственно лица,
производящего дознание, следователя,
прокурора, суда, а также являться по вызову
этих органов.
Личное поручительство (ст.
94 УПК) - в принятии на себя заслуживающими
доверия лицами письменного обязательства в
том, что они ручаются за надлежащее
поведение и явку подозреваемого или
обвиняемого по вызову лица, производящего
дознание, следователя, прокурора и суда.
Число поручителей не может быть менее двух.
Лиц, которые могут быть поручителями,
называет обвиняемый (подозреваемый), либо
эти лица сами обращаются в органы
предварительного расследования,
прокуратуру или суд, заявляя о своем
желании поручиться за надлежащее поведение
лица, привлекаемого к уголовной
ответственности, в случае оставления его на
свободе. В качестве поручителей могут
выступать родственники, соседи, друзья или
хорошие знакомые обвиняемого
(подозреваемого). В законе прямо указано,
что поручителями могут быть только
заслуживающие уважения лица. Из этого
следует, что поручители должны иметь
авторитет в глазах окружающих и достаточно
очевидные возможности оказывать
положительное влияние на поведение
обвиняемого (подозреваемого).
При
отобрании подписки о личном поручительстве
поручитель должен быть поставлен в
известность о сущности дела, по которому
избрана данная мера пресечения, и об
ответственности в случае совершения
подозреваемым или обвиняемым действий, для
предупреждения которых была применена мера
пресечения в виде личного поручительства. В
этом случае на каждого поручителя может
быть наложено судом денежное взыскание в
размере до одного минимального размера
оплаты труда или применены меры
общественного воздействия.
Поручительство общественного объединения
(ст. 95 УПК) состоит в даче письменного
обязательства в том, что общественное
объединение ручается за надлежащее
поведение и явку подозреваемого или
обвиняемого по вызовам лица, производящего
дознание, следователя, прокурора и суда.
До принятия решения о даче поручительства
общественное объединение должно быть
поставлено в известность о сущности дела,
по которому избрана данная мера пресечения.
Вопрос о необходимости поручиться за
надлежащее поведение и явку обвиняемого
(подозреваемого) должен быть обсужден на
общем собрании членов соответствующего
объединения или его руководящего органа,
причем в орган расследования, прокуратуру
или суд представляется протокол, в котором
отражены обсуждение вопроса и принятое
решение. После чего руководством
объединения дается соответствующее
письменное обязательство компетентному
органу.
Залог (ст. 99 УПК) может быть
представлен в деньгах или иных ценностях,
ценностях, включая ценные бумаги и объекты
недвижимого имущества, вносимых в депозит
суда обвиняемым, подозреваемым либо другим
физическим или юридическим лицом в
обеспечение явки обвиняемого,
подозреваемого по вызовам лица,
производящего дознание, следователя,
прокурора, суда. О принятии залога
составляется протокол <*>, копия которого
вручается залогодателю.
--------------------------------
<*> Образец
постановления о применении меры пресечения
в виде залога и протокола принятия залога
см.: Рыжаков А.П. Образцы процессуальных
документов. Изд. 2-е. С. 58 - 60.
В случае
уклонения обвиняемого, подозреваемого от
явки по вызовам лица, производящего
дознание, следователя, прокурора, суда
внесенный залог обращается в доход
государства определением суда. Если же
данная мера пресечения не нарушается, то по
приведении приговора в исполнение; в случае
изменения меры пресечения в виде залога на
заключение под стражу, если это не связано с
ненадлежащим поведением подозреваемого
или обвиняемого; а также одновременно с
прекращением дела залог возвращается
залогодателю.
Процедура принятия
залога детально законом не
регламентирована. На практике она
реализуется так. К примеру, следователь
обговаривает предварительно с прокурором
получение санкции на залог. Причем
минимальная сумма залога не может быть
меньше ста минимальных размеров оплаты
труда. При согласии прокурора на принятие
данной меры пресечения следователь выносит
соответствующее постановление, принимает
залог и составляет об этом протокол. После
чего постановление санкционируется и
следователь сдает сумму залога в депозит
суда, на территории которого совершено
преступление (последнее преступление). Если
же какие-либо обстоятельства не дадут
возможности санкционировать прокурору
постановление следователя, то сумма залога
возвращается залогодателю и принимается
решение об избрании другой меры
пресечения.
Постановление же об
избрании меры пресечения залога с
письменной резолюцией прокурора об отказе
в санкции, протокол о принятии залога и
расписка от залогодателя о возвращении
суммы залога приобщаются к делу. Это
необходимо для того, чтобы потом не смогли
спросить следователя, почему при наличии
такой возможности, им не была избрана мера
пресечения - залог.
Наблюдение
командования воинской части (ст. 100 УПК)
выражается в принятии мер, предусмотренных
уставами Вооруженных Сил РФ, для того, чтобы
обеспечить надлежащее поведение и явку
подозреваемого или обвиняемого по вызовам
лица, производящего дознание, следователя,
прокурора, суда.
Данная мера пресечения
может применяться только к военнослужащим
срочной службы и выражается в том, что
последние не увольняются из расположения
части, лишаются права ношения оружия, не
назначаются в караул и т.д.
Командованию
воинской части сообщается о сущности дела,
по которому избрана данная мера пресечения.
Об установлении наблюдения командование
воинской части в письменной форме
уведомляет орган, избравший эту меру
пресечения.
Отдача несовершеннолетнего
под присмотр родителей и других
родственников, опекунов, попечителей или
иных заслуживающих доверия лиц, а
несовершеннолетнего, воспитывающегося в
специальном детском учреждении, -
администрации данного учреждения,
заключается в принятии на себя кем-либо из
указанных лиц письменного обязательства
обеспечить явку несовершеннолетнего к
следователю и в суд, а также его надлежащее
поведение. Причем постановление об
избрании данной меры пресечения может быть
вынесено лишь после поступления
следователю письменного ходатайства об
этом от родителей и других заслуживающих
доверия лиц, а также от администрации