О разграничении компетенции российской федерации и ее субъектов в области укрепления административной ответственности

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ В ОБЛАСТИ
УКРЕПЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Б.В. РОССИНСКИЙ
Россинский Борис Вульфович - профессор кафедры конституционного и административного права Государственного университета - Высшей школы экономики, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.
При разработке нового законодательства об ответственности за совершение административных правонарушений чрезвычайно актуален вопрос обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Между тем, как показывает анализ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <*>, здесь имеется целый ряд проблем.
--------------------------------
<*> Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года и отклонен Президентом РФ 22 декабря 2000 года.
Одна из основных заключается в отсутствии однозначного подхода к разграничению компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области законодательства, устанавливающего административную ответственность <*>. Учитывая положения ст. 72 Конституции РФ, относящей административное законодательство к ведению Российской Федерации и субъектов РФ, большинство авторов полагают, что административная ответственность должна устанавливаться федеральными законами и законами субъектов РФ <**>.
--------------------------------
<*> Действующий Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, как известно, допускает возможность установления ответственности за подобные правонарушения не только федеральными законами и законами субъектов Федерации, но и актами органов исполнительной власти и актами органов местного самоуправления. Согласно новому Кодексу РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из этого Кодекса и законов субъектов РФ об административных правонарушениях.
<**> См., например: Бахрах Д.Н. Административная ответственность. М.: Юриспруденция, 1999. С. 27 - 31; Он же. Административное право России. М.: Норма, 2000. С. 480 - 484; Кузьмичева Г.А., Калинина Л.А. Административная ответственность. М.: Юриспруденция, 2000. С. 14 - 15; Старилов Ю.Н. Административное принуждение и административная ответственность. М.: БЕК, 1998. С. XXIX; Тарнапольский Р.И. Правовые проблемы разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области законодательства об административной ответственности // Институты административного права. М.: ИГП РАН, 1999. С. 238 - 241 и др.
При этом высказываются различные точки зрения на возможные варианты системы законодательства об административных правонарушениях. Д.Н. Бахрах, например, говорит о целесообразности существования на федеральном уровне помимо Кодекса РФ об административных правонарушениях Таможенного и Налогового кодексов, содержащих нормы об административной ответственности за правонарушения в этих сферах, а также - кодексов или кодифицированных законов об административных правонарушениях на уровне субъектов РФ <1>. В.В. Александров полагает, что такой вариант ограничивает права субъектов Федерации и не исключает возможности противоречия некоторых законов субъектов РФ Федеральному кодексу об административных правонарушениях. Наиболее предпочтительной он считает ситуацию, когда будут приняты Основы законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях, а в субъектах РФ - соответствующие кодексы <2>. Р.И. Тарнапольский допускает возможность как одного, так и другого вариантов решения проблемы <3>. В любом случае, как указывают данные авторы, к ведению Российской Федерации следует отнести установление административной ответственности по вопросам, имеющим общефедеральное значение <4>, а законодательные акты об административных правонарушениях субъектов РФ должны устанавливать ответственность за нарушение законов этих субъектов, обеспечивая охрану региональных регулятивных норм <5>.
--------------------------------
<1> См.: Бахрах Д.Н. Административное право России. М.: Норма, 2000. С. 484.
<2> См.: Александров В.В. Некоторые проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях // Актуальные проблемы административного права России. Омск, 1999. С. 55 - 56.
<3> См.: Тарнапольский Р.И. Указ. соч. С. 241.
<4> См.: Тарнапольский Р.И. Указ. соч. С. 241; Кузьмичева Г.А., Калинина Л.А. Указ. соч. С. 14 и др.
<5> См., например: Бахрах Д.Н. Административное право России. С. 484.
А.Ю. Якимов полагает, что законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях должно устанавливать административную ответственность, во-первых, за нарушения федеральных законов и правил, утверждаемых постановлениями Правительства РФ, и, во-вторых, за правонарушения, имеющие повышенную общественную вредность, то есть за такие, которые посягают на здоровье, честь и достоинство личности, собственность, общественный порядок. Установление административной ответственности за прочие проступки, по мнению А.Ю. Якимова, следует отнести к компетенции субъектов Федерации <*>.
--------------------------------
<*> См.: Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. М.: Проспект, 1999. С. 44.
Существует мнение, что в процессе реализации законодательства об административных правонарушениях органы местного самоуправления вправе принимать свои нормативные акты, устанавливающие административную ответственность. При этом соответствующие нормы должны детализировать порядок применения административных санкций, установленных федеральными законами и законами субъектов Федерации <*>.
--------------------------------
<*> См.: Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. М.: Статут, 2000. С. 51.
К сожалению, сторонники указанных точек зрения не учитывают того обстоятельства, что административная ответственность является одним из видов административного принуждения, о чем однозначно пишут и они сами <1>, и многие другие авторы <2>. Данное обстоятельство является азбучным положением теории административного права и сомнений ни у кого не вызывает. А.П. Шергин, например, также определяя административную ответственность как составную часть административного принуждения <3>, пишет, что она характеризуется, прежде всего, запретом, императивным определением законодателем нежелательных для общества деяний, угрозой применения административного взыскания в случае их совершения <4>.
--------------------------------
<1> См., например: Бахрах Д.Н. Принуждение и ответственность по административному праву. Екатеринбург: УГЮА, 1999. С. 33; Он же. Административное право России. М.: Норма, 2000. С. 477.
<2> См., например: Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М.: Зерцало, 1997. С. 264; Веремеенко И.И. Административно - правовые санкции. М.: Юридическая литература, 1975. С. 19 - 20; Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Российское административное право. М.: Норма, 1998. С. 256; Коренев А.П. Административное право России. Ч. I. М.: МЮИ МВД России, 1996. С. 192; Юсупов В.А. Теория административного права. М.: Юридическая литература, 1985. С. 115 - 118 и др.
<3> См.: Шергин А.П. Проблемы административно - деликтного права // Государство и право. 1994. N 8 - 9. С. 53.
<4> См.: Там же. С. 56.
При этом административное принуждение всегда понимается "как отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение" <1>. Властвующий "воздействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу подвластного, чтобы ПРЕОБРАЗОВАТЬ ЕГО ВОЛЮ, ДОБИТЬСЯ ПОДЧИНЕНИЯ" <2> (подчеркнуто нами. - Б.Р.). Некоторые виды принуждения могут быть направлены на личность или имущество субъекта <3>. Очевидно, что применение мер административного принуждения вообще и административной ответственности в частности является ограничением прав и свобод субъектов, в отношении которых такие меры применяются. В этой связи мы полностью поддерживаем точку зрения А.П. Шергина, отмечающего, что "административная ответственность всегда связана с ограничением прав и свобод граждан" <4>.
--------------------------------
<1> Бахрах Д.Н. Административное право России. С. 440.
<2> Там же.
<3> См.: Там же.
<4> Дугенец А.С., Мышляев Д.Н., Шергин А.П. и др. Основные институты административно - деликтного права / Под общей ред. А.П. Шергина. М.: ВНИИ МВД РФ, 1999. С. 20.
Поскольку, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом <*>, представляется, что нормы законов субъектов РФ, устанавливающие административную ответственность граждан, не соответствуют положениям Конституции РФ. Между тем новый Кодекс РФ об административных правонарушениях с учетом отмеченных выше положений ст. 72 Конституции РФ допускает установление ответственности за совершение административных правонарушений законами субъектов Российской Федерации.
--------------------------------
<*> Только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Рассматривая это противоречие, прежде всего следует разобраться, об ограничении каких прав и свобод идет речь в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Исходя из текста данной части статьи, можно было бы предположить, что ограничение на уровне федерального закона обязательно для основных, конституционных прав и свобод человека и гражданина, указанных в гл. 2 Конституции РФ <1>. Однако анализ положений ч. 1 ст. 55 позволяет сделать вывод, что любые общепризнанные права и свободы также могут быть ограничены лишь федеральным законом <2>. Это вполне естественно, так как, по меткому выражению Е.А. Лукашевой, выделение категории основных прав человека вовсе не означает отнесения иных прав личности к "второсортным", менее значимым, требующим меньших усилий государства для их обеспечения <3>. Что же касается свобод, то по своей юридической природе и системе гарантий они идентичны правам граждан <4>.
--------------------------------
<1> Вопрос о соотношении основных и конституционных прав человека и гражданина исследован Е.А. Лукашевой. По ее мнению, под основными правами личности следует понимать права, содержащиеся в конституции государства и международно - правовых документах по правам человека. См., например: Карташкин В.А., Колесова Н.С., Ларин А.М. и др. Общая теория прав человека. М.: Норма, 1996. С. 19; Васильева Т.А., Карташкин В.А., Колесова Н.С. и др. Права человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма - Инфра-М., 1999. С. 135.
<2> Согласно ч. 1 ст. 55 перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод граждан не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных их прав и свобод.
<3> См.: Карташкин В.А., Колесова Н.С., Ларин А.М. и др. Общая теория прав человека. С. 20; Васильева Т.А., Карташкин В.А., Колесова Н.С. и др. Права человека. С. 136.
<4> См.: Права человека. С. 133.
Однако в реальной жизни нормативными актами разного уровня гражданам предоставлены многие, самые разнообразные права и свободы, являющиеся производными <*> от основных их прав и свобод. Ни одна, самая детальная классификация <**> не способна учесть весь спектр прав и свобод, имеющихся у граждан в различных сферах жизни. В этой связи, несмотря на имеющуюся конституционную норму, дискуссионным остается вопрос, целесообразно и возможно ли предусмотреть в федеральных законах все ограничения прав и свобод граждан, необходимые для защиты в тех или иных конкретных случаях нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц?
--------------------------------
<*> Этот термин используется Е.А. Лукашевой. Она пишет, что основные, фундаментальные права человека являются правовой базой для производных его прав. См.: Общая теория прав человека. С. 20; Права человека. С. 136.
<**> Здесь, например, можно указать классификации, приведенные Л.Д. Воеводиным (см.: Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Норма - Инфра-М, 1997. С. 172 - 220), Н.С. Колесовой и Н.В. Колотовой (см.: Права человека. С. 142 - 172).
Не вдаваясь в рассмотрение данной проблемы (которая, очевидно, может стать предметом самостоятельной работы), отметим лишь, что ограничение прав и свобод граждан, связанное с применением мер административной ответственности, является особым случаем. Подобное ограничение помимо прочего всегда посягает на достоинство личности, а в ряде случаев и на ее неприкосновенность. А это уже предусмотренные ст. 21 и 22 Конституции РФ основные права и свободы человека и гражданина <*>, которые могут быть ограничены лишь федеральным законом.
--------------------------------
<*> Не случайно С.Н. Братусь, говоря об аналогичности норм, устанавливающих уголовную и административную ответственность, подчеркивал универсальность последних, ибо их охранительная функция не сводится к защите от нарушений общественных отношений, регулируемых только нормами административного права. См.: Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М.: Юридическая литература, 1976. С. 135 - 136.
Как же соотнести необходимость установления норм об административных правонарушениях в рамках федерального закона с положениями ст. 72 Конституции РФ, относящей административное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации? Прежде всего следует указать на известную и поддерживаемую многими учеными точку зрения, что общественные отношения, связанные с реализацией института административной ответственности, не являются административными правоотношениями в их традиционном понимании. Так, например, С.Н. Братусь говорил, что "было бы правильно нормы, определяющие признаки для всех проступков и взысканий, равно как и нормы, определяющие составы различных видов проступков, отделить от норм административного права", которые регулируют отношения в сфере исполнительно - распорядительной деятельности государства <*>. Отношения, которые возникают "по поводу совершения административных правонарушений, - это отношения юридической ответственности, которые без достаточных оснований пытаются относить к управленческим, - пишет А.П. Шергин. - Сам характер этих отношений, содержание, метод реализации, правовые позиции субъектов свидетельствуют о самостоятельной группе деликтных отношений, составляющих в совокупности предмет административно - деликтного права" <**>. Такого же мнения придерживается и ряд других авторов <***>.
--------------------------------
<*> См.: Братусь С.Н. Указ. соч. С. 136.
<**> Шергин А.П. Указ.

Комментарии к законам »
Читайте также